Методическая разработка урока по математике 4 класс



Методическая разработка урока математики.

Тема урока: « Скорость сближения».

Тип урока. Изучение нового материала.

Задачи урока.

Образовательная: изучить понятие «скорость сближения».

Развивающая: развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы.

Воспитательная: развивать коммуникативные навыки при работе в парах, в группе.

Оборудование: доска, проектор, экран, компьютер, презентация.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. На уроке мы будем стремиться к новым открытиям. Ваши наблюдения, умения сравнивать, анализировать и делать выводы помогут в этом.

II. Устный счет. Актуализация знаний.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Слайд № 2, 3.

— Какое число надо вписать в последнюю клетку цепочки?

84: 6 • 7 – 49 + 15: 16 • 20 = 80- скорость

130 : 2 + 35 : 50 • 54 – 48 • 4 = 240- путь

630 : 30 • 4 – 48 : 18 • 45: 30 = 3- время

Слайд № 4,5,6.

— Составь задачи с величинами «скорость», «время»

«путь» по выражениям: 80 • 3; 240 : 80; 240 : 3

Слайд № 7.

— Какая величина лишняя? Объясните почему?

18009м 6027дм 4078кг 5407км 3080см

— Какой величины не хватает?

Что измеряют единицами длины?

Слайд № 8.

— Продолжите закономерность.

3ч , 240 мин, 5ч, 360 мин,…

— С какими величинами мы сейчас работали?

— Все ли величины измерения времени мы

вспомнили?

Слайд № 9.

— Назовите единицы времени в порядке

возрастания

Слайд № 10

— Посмотрите на различные летающие объекты. Что общего между ними?

— Соотнесите объект с его скоростью.

— Какие величины повторили на уроке?

Фронтальная работа

Ученики записывают ответы в рабочих тетрадях.

Проверка ответов на экране.

Устное составление простых задач на V,t,S

Лишние 5407 кг. Остальные — это единицы длины.

Не хватает мм

Единицы длины (пути).

3ч, 240 мин, 5ч, 360 мин, 7ч, 480мин, 9ч, 600мин.

Единицы времени

Нет

сек, мин, ч, сутки, неделя, месяц, год,

Передвигаются по воздуху

Единицы длины (пути).

Единицы времени

Единицы скорости

III. Работа по теме урока.

1. Постановка проблемы.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Слайд № 11. Прочитайте задачу.

Ширина моста 500 м. Навстречу друг другу по этому мосту идут два пешехода. Скорость первого — 2 м/с, скорость второго — 3 м/с. Какова скорость сближения?

— При каком движении можно говорить о скорости сближения?

— Зачем необходимо знать скорость сближения?

— Как вы думаете, что называют «скоростью сближения»?

Работа в парах.

Ответы детей.

Скорость сближения – движение навстречу друг другу.

Зная скорость, можем узнать путь.

Дети делают предположения.

2. «Открытие» нового знания. Введение понятия « скорость сближения».

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Слайд № 12

— Учебник. Прочитайте задачу 9 с.5.

Навстречу друг другу выехали два автомобиля. Один ехал со скоростью 60 км/ч, другой — со скоростью 65 км/ч. На сколько километров они сблизятся за I ч пути? А за 2 ч?

— Докажите, что это задача.

— Выполните чертеж к данной задаче.

— Решите задачу.

— Ответ на первый вопрос помог тебе ответить на второй вопрос?

— Подумай, какой ответ можно назвать скоростью сближения?

— Как ты думаешь, что называют скоростью сближения?

Чтение задачи.

Ответы.

В задаче есть условие: скорость первой и второй машины. Есть вопросы к условию.

Решение.

1) 60 + 65 = 125(км) — сблизятся автомобили за

1 ч пути

2) (60 + 65) • 2= 250(км) — сблизятся за 2 ч пути

Да помог.

Первый

60 + 65 = 125 (км/ч)

Ученики самостоятельно делают вывод.

«Расстояние, на которое сближаются движущиеся предметы в единицу времени, называют скоростью сближения».

IV. Физминутка. Слайд № 9. Зарядка для глаз.

V. Закрепление.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Самостоятельная работа по вариантам.

— Используя понятие «скорость сближения», составьте и решите обратные задачи.

а) Навстречу друг другу выехали два автомобиля. Один ехал со скоростью 60 км/ч. С какой скоростью ехал второй автомобиль, если за 1 ч пути они сблизятся на 125 км?

б) Навстречу друг другу выехали два автомобиля. Скорость сближения равна 125 км/ч. Какова скорость второго автомобиля, если первый ехал со скоростью 65 км/ч?

Индивидуальная работа.

Решение.

а) 125 – 60 = 65 (км/ч)

б) 125 – 65 = 60 (км/ч)

Проверка составленных задач и решений на экране

VI. Повторение пройденного материала.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Задание 12(1-3).

— Рассмотрите равенства:

ххх • 3 = ххх7 и ххх • 7 = хххЗ.

Какой цифрой оканчивается первый

множитель в каждом равенстве?

— У какого из этих равенств можно найти больше решений? Почему?

— Запишите несколько верных равенств,

которые можно получить из данных, заменив

звездочки цифрами.

Работа в группе.

В обоих равенствах последняя цифра первого множителя 9.

Больше решений будет у второго равенства, так как второй множитель больше, значит, в качестве первого множителя, возможно использовать меньшие числа.

Запись верных равенств на доске. Например

339 • 3 =1017 219 • 7 =1533

VII. Рефлексия.

Подведение итогов урока.

VIII. Домашнее задание.

1. Составьте задачу для своего соседа по парте на нахождение скорости сближения.

2. Запишите несколько верных равенств: ххх • 4 = ххх8 и ххх • 8 = ххх4.




map