Методическая разработка урока по математике для 3 класса Умножение двузначного числа



Методическая разработка урока по математике для 3 класса «Умножение двузначного числа на однозначное»

Аввакумова Альфия Умаровна

учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 354 г. Санкт-Петербурга

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Тема: Умножение двузначного числа на однозначное. Слайд 1

Методы обучения: наглядный, словесный, исследовательский, проблемно-поисковый.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, работа в парах.

Основное содержание урока

Цель: Организовать деятельность учащихся по закреплению понятий: двузначное и однозначное число, разрядные слагаемые; создать условия для реализации метода взаимообучения.

Предметные задачи урока:

— повторить переместительное свойство умножения и свойство умножения суммы на число;

-формировать представления о способах умножения двузначного числа на однозначное;

— способствовать использованию нового при решении задач.

Метапредметные задачи урока:

— формировать интерес к познанию математических законов, способности к самоизменению и саморазвитию (личностные);

— развивать умение контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками, на основе рефлексивной самоорганизации; (регулятивные);

— развивать познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции. Развивать внимание, память, математическую речь; умения выделять главное, существенное в изучаемом материале. Формировать умения сравнивать, обобщать изучаемые факты и понятия;

(познавательные);

— воспитывать культуру поведения, ответственность; прививать любовь к математике; воспитывать умения выслушивать и уважать мнение другого человека в работе парами (коммуникативные).

Средства обучения: Компьютер, проектор, презентация. Учебник «Математика», 3 класс. Опорные листы по теме урока.

Ход урока.

І. Организационный момент

Цель: внешняя и внутренняя подготовка к уроку.

Математика – королева наук!

Без неё не летят корабли,

Без неё не поделишь ни акра земли,

Даже хлеба не купишь, рубля не сочтёшь,

Что почём, не узнаешь,

А узнав, не поймёшь!

-Это всё о математике. Вы согласны с автором этих строк? Есть желающие поспорить?

— Перед вами, ребята, луч с координатами от 1 до 10

0. 10

Давайте определим, где на луче вы расположили бы наши школьные предметы: математика (М), русский язык (Р), чтение (Ч).

Доказывайте свои утверждения.

Вывод. Важно на уроке всё: и точный математический счёт, и грамотное объяснение математических суждений и толкование слов, и осознанное чтение заданий. Давайте проследим за всем этим на нашем уроке.

-Какое слово в стихах вам не понятно пока?

Слайд 2(1)

Акр — мера земельной площади, равная 4047 квадратным метрам (Применяется в странах с английской системой мер.) Большой толковый словарь.

І І. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель:1) включить учащихся в учебную деятельность; 2)определить содержательные рамки урока: продолжаем работать над умножением чисел.

— С мини – исследования мы начали наш урок. Что значит исследовать?

Слайд 2(2)

« Исследовать – подвергать научному изучению или наблюдать для выяснения, изучения чего-либо» Словарь С.И.Ожегова

— Наши исследования мы будем продолжать, и чтобы они проходили результативно, вам, ребята, понадобится умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. К тому же вы должны быть очень внимательны, ведь на уроке мы с вами должны добыть новую «звезду» знаний.

Предлагаю проверить своё внимание. Слайд 3(1)

Решение логической задачи:

Таня, Арина и Валя заняли призовые места на математической олимпиаде. Известно, что место Вали нечётное, Таня заняла не первое место, а место Арины выше, чем у Вали. Распределите места между девочками.

— Предложите, как будем рассуждать. (Здесь удобно использовать таблицу)

Слайд 3(2)

1место

2 место

3 место

Таня

+

Арина

+

Валя

+

( В задаче сказано, что у Вали нечётное место, то есть либо 1- е, либо 3 — е. Также сказано, что у Арины выше, чем у Вали. Значит, у Вали 3 место. Таня заняла не 1 место, и не 3 место, значит – 2 место. Остаётся 1 место для Арины.)

ІІІ. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель: 1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала;2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение.3) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности.

— Ребята, для открытия нового обязательно нужно повторить ранее изученное.

Арифметический диктант

а) Увеличьте 9 в 4 раза. (36)

б) Найдите сумму чисел 18 и 36. (54)

в) Найдите частное 42 и 6. (7)

г) Произведение двух чисел равно 54, первый множитель — 6. Найдите второй множитель. (9)

д) Чему равно делимое, если делитель равен 8, а частное равно 4? (32)

Проверка в парах (учащиеся обмениваются тетрадями)

-На какие две группы можно разделить полученные числа?

1 группа — 36, 54, 32 (двузначные, чётные)

2 группа — 7, 9 (однозначные, нечётные) Слайд 4

Числа первой группы представьте в виде суммы разрядных слагаемых:

36=30+6

54=50+4

32=30+2

Повторение свойства «Умножение суммы на число».

— Соедините пары выражений.

(40+5)*2 31*3+13*3

(31+13)*3 (30+6)*2

30*2+6*2 40*2+5*2

-Какое свойство использовали? (Умножение суммы на число) Слайд 5

— Запишите закономерность в общем виде.

(а + b) х с = а х с + b х с

ІV. Организация восприятия. Постановка проблемы. (Этап построения проекта выхода из затруднения.)

Цель:1) организовать выявление и фиксацию детьми места и причины затруднения;2) согласовать и зафиксировать цель и тему урока.

Слайд 6

-Чем похожи и чем отличаются данные выражения? Найдите лишнее.

6*4 14*3 5*7 8*9 8*5

(Все примеры на нахождение произведения. Даны случаи табличного умножения, лишний пример 14*3)

-Какие способы решения вы предлагаете?

14*3=14+14+14=42

14*7 = 14+14+14+14+14+14+ 14=98

-Всегда ли удобен этот способ вычисления?

Определим цель нашего урока (научиться умножать двузначное число на однозначное).

V. Реализация построенного проекта. Работа с учебником.

Цель: сформировать представление об умножении двузначного числа на однозначное.

Коллективная работа, №208 (1- 5)

— Продолжим наше исследование математических записей

Парная работа, №208 (6)

— Думаю, что работая в парах вам интереснее будет справиться с этим заданием. Решите примеры №208(6) 1вариант-1-3-ий примеры, 2 вариант -3-5-ый примеры. Закончив работу проверьте работу друг у друга.

Сделайте вывод: как же умножать двузначное число на однозначное?

(Двузначное число запишем в виде суммы разрядных слагаемых и воспользуемся правилом умножения суммы на число.)

V І. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов, неверных представлений и их коррекция

Составим алгоритм вычисления. Слайд 7

1.Представляю число в виде суммы разрядных слагаемых.

2.Применяю распределительный закон относительно сложения.

3.Умножаю десятки.

4.Умножаю единицы.

5.Считаю.

6.Нахожу конечный результат.

На доске «карточки- помогайки» : Представляю… Умножаю…

Умножаю Считаю… Читаю ответ.

Применение переместительного свойства умножения.

— Продолжаем открытие нового. Что заметили в записи примеров?

Слайд 8

36 х 2 24 х 4 18 х 3 5 х 17

5 х 16 13 х 3 2 х 45 26 х 3

— Как выполним умножение 5 х 16? (16 х 5)

Какое свойство умножения использовали? (Переместительное свойство умножения)

— Запишем его в общем виде а + b = b + а

Самостоятельная работа с использованием алгоритма вычисления.

1вариант – примеры верхней строки

2вариант – примеры нижней строки

Самопроверка по эталону. Слайд 9

1вариант

36 х 2 = (30 + 6) х 2= 30 х 2 + 6 х 2 =60 + 12 = 72

24 х 4 = (20 + 4) = 20 х 4 + 4 х 4 = 80 + 16 = 96

18 х 3 = (10 + 8) х 3 = 10 х 3 + 8 х 3 = 30 + 24 = 54

5 х 17 = 17 х 5 = (10 + 7) х 5 = 10 х 5 + 7 х 5 = 85

2вариант

5 х 16 = 16 х 5 = (10 + 6) х 5 = 10 х 5 + 6 х 5 = 50 + 30 = 80

13 х 3 = (10 + 3) х 3 = 10 х 3 + 3 х 3 = 30 + 9 = 39

2 х 45 = 45 х 2 = (40 + 5) х 2 = 40 х 2 + 5 х 2 = 80 + 10 = 90

26 х 3 = (20 + 6) х 3 = 20 х 3 + 6 х 3 =60 + 18 = 78

Подчеркните строки, где использовали переместительный закон умножения.

Рефлексия успешности.

Оцените себя с помощью «лесенки успеха» Слайд 10

(Ставят соответствующий знак на полях в тетради. Подсказка на слайде.)

Электронная физминутка для глаз. Слайд 11

— Открытие новой «звёздочки» знаний у нас состоялось. А теперь понаблюдаем за настоящими звёздами на ночном небе!

— Расслабьтесь, работают только ваши глазки.

VІ І. Включение в систему знаний и повторения.

Цель: организация деятельности учащихся по применению изученных знаний, выделение существенных признаков, конкретизация ЗУН

Применение изученных знаний. Коллективное решение задачи двумя способами.

— Ученье везде найдёт примененье! Используем новый приём вычислений при решении задач.

Слайд 12

— Прочитайте.

Четыре класса сделали к празднику каждый по 7 масок зверей и по 5 масок птиц. Сколько всего масок они сделали?

— Объясните рисунок. Решаем задачу двумя способами.

Первый способ:

— По сколько масок сделал каждый класс? (7+5)

— Сколько было классов? (4)

Составляем выражение: (7+5)*4=12*4=48 (м.)

Второй способ:

— Сколько масок зверей сделали 4 класса? (7*4)

— Сколько масок птиц сделали 4 класса? (5*4)

Составляем выражение: 7*4+5*4=28+20=48 (м.)

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

№209 (1) Решение задачи разными способами.

— Прочтите.

— Воспользуйтесь краткой записью задачи. Слайд 13

— Запишите по ней 2 выражения.

Пейзажей – 3зала по 18к.

Портретов – 3зала по10к. ? картин

Натюрмортов – 3 зала по14к.

18 * 3 + 10 * 3 + 14* 3 = 126 (к)

(18 + 10 + 14) * 3 = 126 (к)

Геометрический материал по теме «Площадь», «Периметр». Дифференцированная работа.

— Ребята, предлагаю сразу 2 задания на тему «Площадь» и «Периметр». Выберите одно из них.

Слайд 14

Длина прямоугольника 12 см, ширина 5 см. Найдите площадь и периметр.

№211 (1) Площадь прямоугольной клумбы 24м². Каким может быть периметр этой клумбы, если длина и ширина клумбы – целое количество метров? (Попробуй найти все возможные решения – их четыре.)

Подсказка: S = a x b, 24 = х

Проверка по эталону. Слайд 15 «Проверь себя»

1 группа.

а = 12см

b = 5см

S=? см² Р = ?см

Решение: S = а х в

S=12 х 5 = 60 (см²)

Р = (а + b) х 2

Р = (12 + 5) х 2 = 34(см)

-Каким способом вы вычислили? (12 х 5= (10+2) х 5= 10 х 5+2 х 5= 60)

2группа.

24 = 6 х 4 Р = (6+4) х 2 = 20(см)

24 = 8 х 3 Р = (8 + 3) х 2 = 22(см)

24 = 12 х 2 Р = (12 + 2) х 2 = 28(см)

24 = 24 х 1 Р = (24 + 1) х 2 = 50(см)



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




map