Методическая разработка урока по окружающему миру



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

КРАСОТА РОДНОГО СЕЛА

(1 КЛАСС ФГОС)

Урок подготовила:

учитель начальных классов

МОБУ «Медвенская СОШ»

Малышева Галина Александровна

п. Медвенка, Курской области

февраль, 2012 г.

Конспект и презентация к уроку окружающего мира «Красота родного села» в 1 классе.

УМК « Перспектива»

Учебный предмет: Окружающий мир (Плешаков А.А., Новицкая М.Ю.)

Класс: 1

Тема: Красота родного села.

Тип урока. Урок изучения нового материала.

Технологии. Использование презентации.

Продолжительность: 1 урок по 45 минут

Планируемые достижения учащихся: знать особенности ландшафта, где находится родной поселок; знать его название, происхождение названия; знать хозяйственные и эстетические особенности старинного жилища своего края.

Оборудование: компьютер с программой PowerPoint, мультимедийный проектор, физическая карта России, карта Курской области, домики – шаблоны, карточки для работы в парах.

Форма: урок с использованием презентации.

УУД

Личностные: формирование личного (эмоционального) отношения к малой родине. Освоение личностного смысла учения.

Регулятивные: выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.

Познавательные: осмысление взаимосвязи человека места, в котором он родился и живет. Определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

Коммуникативные: овладение способами существования в городе и селе. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов.

Предметные умения. Знать особенности ландшафта, где находится родное село (поселок); знать название, происхождение названия; знать, что является архитектурной доминантой, каково ее историко-культурное значение, эстетическое своеобразие. Знать, понимать, уметь различать и правильно употреблять термины (земляк, односельчане, причелина, наличники, конек, полотенце) и понятия (малая родина) по теме.

Уч. с 12-15

Ход урока

1.Мотивация (самоопределение к учебной деятельности.)

Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Постараюсь все понять, Многое хочу узнать.

На соседа посмотрите,

Руку вы ему пожмите,

Поприветствуйте гостей

И присядьте поскорей.

— Что значит « урок пойдет нам впрок»?

— Как вы это понимаете?

-Для чего вы пришли на урок? (получить новые знания, учиться…)

— Что значит учиться?

-Учеба — это работа, значит, чтобы получить новые знания придется потрудиться.

С каким настроением начнем урок, чтобы работа была успешной?1 -2слайд2.Актуализаця знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

— От чего зависит прочность наших знаний?

— Вспомним, что изучили на прошлом уроке?

1)Выполнение заданий в парах. Раздаются конверты, в которых лежат картинки города и села.

— Распределите эти картинки на известные вам группы.

— Чем отличается город от села?

— Хорошо работали в парах — дружно. Пожмите руку своему соседу по парте за хорошую работу.

2) Индивидуальная работа. Работа со схемами. Опорные вопросы в схеме:

Какие дома?

Какой транспорт?

Чем занимается население? (Деятельность людей)

Проводится сравнительный анализ города и села по заполненным схемам у доски.

— А чем отличается деревня от села?

-Ребята, это я построила так схему.- Вы бы хотели что-то изменить или добавить?

-Какой существенный признак (вопрос) можно взять для этой схемы? (численность населения)

— Как называют людей, которые живут в городе? (горожане)

— А в селе? (селяне)

— Как называют людей, которые живут в одном селе? (односельчане, земляки)

— Что общего у этих слов? Чем отличаются?

— Послушайте стихотворение. Подумайте о чем оно?

Жура-жура-журавель!

Облетел он сто земель.

Облетел, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

— Где же лучшая земля?

Отвечал он, пролетая:

— Лучше нет родного края!

— Какую землю журавль считает лучшей? Согласны ли вы с утверждением журавля?

— Как вы думаете, почему поэт выбрал именно эту птицу?3слайд

( Журавль всегда возвращается весной в родные края, строит свои гнезда рядом с жилищем человека, олицетворяет пример необыкновенной сыновней любви к родному дому. В народном творчестве используется как символ домашнего очага – колодец – «журавль».)

— Какой наш с вами город родной?

— Почему он так называется?

-Давайте посмотрим, на прошлом уроке мы отметили его на карте красным флажком.

— Как называют людей, которые живут в этом городе? (куряне)

— Как называется страна, в которой мы живем?

— Ребята, а что же мы будем считать нашей малой Родиной, т. е., то место, где мы родились и выросли?

3.Выявление места и причины.

— К чему мы отнесем свою малую родину? К городу или селу? (поселок)

— Что же такое поселок?

— Где можно найти эту информацию?

— Вы, знаете, я смотрела в специальной литературе, но точного определения не нашла. Придется нам потрудиться, чтобы найти ответ на этот вопрос.

— Хотите узнать?

— Но сначала послушайте загадку:

В нём живёт моя родня,Мне без неё не жить ни дня.В него стремлюсь всегда и всюду,К нему дорогу не забуду.Я без него дышу с трудом,Мой кров, родимый, тёплый …(ДОМ).4 слайд

— Вот мой дом, в котором я живу. Ничего особенного в нем нет, хоть я его очень люблю. А вот у наших бабушек и дедушек были особенные дома — красивые, не похожие друг на друга. В чем же секрет их?

— А секрет в украшении дома. Чем же раньше украшали дома? Хотите узнать?

— Обратите внимание на фотовыставку. Материал для нее подготовил ваш одноклассник с родителями. Узнаете, что запечатлено на этих фото?

-Для чего люди фотографируют природу?

— Какова же тема нашего урока? Попробуйте сформулировать.

— Давайте четко проговорим, что мы хотим узнать на уроке. Какие цели перед собой поставим? 5 слайд

1. Дать характеристику поселку.

2.Узнать, как же украшали дома в наших краях.

3. Передать красоту родного края (в своих творческих работах).

4.Построение проекта выхода из затруднения

— Что же нам поможет достигнуть первой цели урока?

— Что помогало характеризовать город, село? (схема)

— Второй? Третьей? (предположения детей)

5.Реализация построенного проекта.

-Как называется наш поселок?6 слайд

— Как называют людей, которые живут в нашем поселке? (медвенцы)

— На прошлом уроке мы совершили путешествие по родному городу, а сегодня наше путешествие продолжится – по родному поселку.

Отмечается красным флажком на карте Курской области.

— Кто знает, почему он так называется?

-Существует несколько версий. Какие вы знаете? (предположения детей)

Знакомство с гербом п. Медвенка.7 слайд

В верхней части щита изображен герб Курской области — три летящие куропатки. В нижней части изображены символические знаки, олицетворяющие богатство и красоту Медвенского района. Пашня — основное богатство района. Зеленая степь — заповедник всемирного значения. Косуля, которая в недалеком прошлом в большом количестве водилась в наших краях и в настоящее время являет собой стремление жителей района сохранить и приумножить животный мир нашей территории. Щит обрамлен золотыми дубовыми листьями, перевитыми голубой лентой. В верхней части герба корона, и дубовые листья соединены лентами красного цвета. Цвета символов означают: Черный — символизирует плодородный чернозем Медвенского района, золотой (желтый) — ее богатую ниву, зеленый — степь, ее широкие просторы; серебряный (белый) и голубой — чистоту помыслов, честности и порядочности населения района; красный — готовность стать на защиту Родины.

1.Работа со схемой «поселок».

-Какие дома в нашем поселке?

— Какой транспорт?

-Чем занимаются люди?

— Заводы есть? Какие? Назовите.

— Животноводством занимаются?

— Выращиванием культурных растений?

— Что скажите о численности населения, если сравнить с городом? Селом?

-Какой сделаем вывод? 8 слайд

Физминутка.

6. Первичное закрепление.

1.Фотопутешествие по поселку.

— Если бы к нам приехали гости и попросили провести экскурсию по нашему поселку, куда бы вы их сводили, что показали? (выслушиваются ответы детей, их ответы сопровождаются показом фото). Краеведческий музей им. Д.Я. Самоквасова, дом-музей художника Е.М.Чепцова и пр. 9-13 слайды

Просмотр фотографий поселка (больница, детские сады, школа, храм, здание РДК и пр.) Фотографии без подписи – дети сами называют, что они видят.

— У нас новое красивое здание больницы.

— В нашем поселке много деток, поэтому функционируют

два детских сада «Улыбка», «Сказка».

2.Работа с учебником.

— Ребята, найдите на иллюстрациях в учебнике резные украшения.

— Прочитайте их названия.

  — Как вы думаете, каким словом можно назвать создателей этой дивной красоты? (художники)

Что напоминают вам эти украшения? (солнце, растения, животные)

— У кого учились, где брали образы художники для создания такой красоты?       Дети произносят вслух названия деревянных украшений и разбираются, какой смысл в них заложен.

-Кто-нибудь из вас заметил, какие слова спрятаны в названиях? (предположения детей.) 14-18 слайды

— Слово — «окошко». Внутри него живет слово «око». Кто знает, что оно значит?

— В древнерусском языке это слово употребляется в значении «глаз».

— Наличники находятся на окне, словно лицо хозяина дома, они делают дом не похожим на дом соседа.

— Слово «причелина». В нем как будто притаилось слово «чело», означающее «лоб», отсюда — «лобовая доска». Оно тоже говорит о лбе.

— Где находятся глаза, лоб? (на лице)

-Как относились создатели и жители этих домов к своим произведениям? (Как к живым существам.)

— Потому  дарили им «полотенца».

— Крышу украшали коньком. Конь — самый верный помощник, любимый герой сказок. Он никогда не предаст. Поможет в любой беде.    — Комнату в доме называли — «светелка».

— Почему? Какая это комната? ветлая) А еще какие слова приходят на ум, когда слышишь слово «светелка»? (Уютная, добрая, теплая.)   — Очень часто дома называли, по фамилии его создателя. Один из таких примеров у вас в учебнике. (стр. 13)

На доску вывешиваются шаблоны украшений дома: наличники, причелины, конек, полотенце.

— Выйдите к доске, назовите и покажите с какими украшениями дома мы познакомились.

Физминутка.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

— Сейчас мы приступим к выполнению творческого задания.

— Что значит «творческого», «творчество»?

— Вспомните, на каких уроках нам встречались эти слова? Что они означают?

Ребята, я хочу вам предложить украсить домики, теми украшениями домов, с которыми мы сегодня познакомились.

Дети наклеивают украшения на готовые домики – шаблоны.

8. Включение в систему знаний и повторение.

— Какой раздел изучаем?

— Какую тему из этого раздела рассмотрели на уроке?

— Для чего изучали эту тему?

— Мы хорошо должны знать историю своей родного края, любить его, ведь все это необходимо для счастливой жизни человека.

— С чем человек, живущий в селе, неразрывно связан? У кого он учится творчеству? (у природы)

— Человеку, живущему в городе нужна природа?

— Для чего?

— Об этом мы с вами узнаем на следующем занятии.

Чтение учителем стихотворения.

Если скажут слово «Родина»,

Сразу в памяти встаётСтарый дом, в саду смородина,Старый тополь у ворот.У реки берёзка-скромница

И ромашковый бугор.…А другим, наверно, вспомнитсяСвой родной московский двор.В лужах первые кораблики,Над скакалкой топот ног,И большой соседской фабрики Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная. Золотая целина…

Родина бывает разная,Но у всех она одна!

— У каждого свой дом, который ему дорог. На какой улице находится ваш дом?

— Почему эти улицы так называются? Узнайте дома у своих родителей, а на следующем уроке мне расскажите.

9. Рефлексия.

— Какие цели ставили? Мы их достигли?

— Трудно было получать новые знания?

— В чем возникло затруднение?

— Что особенно понравилось?

— Подуйте каждый и определитесь, как бы вы закончили предложение и поднимите соответствующий прямоугольник.

Своей работой на уроке я ….19 слайд

доволен — красный

не совсем доволен — синий

не доволен, потому что …. — зеленый

— Я согласна с вашим мнением. Вы мне очень помогли на уроке – новое знание мы открывали вместе, потому что я, задавая вам, вопросы опиралась на ваши знания, которые вы получили на прошлых уроках.

— Я тоже хочу оценить свою работу на уроке, используя прямоугольники.

— Настроение ваше, каково?20 слайд




map