Методическая разработка урока по ОРКСЭ Тема Граница между добром и злом



Урок учителя начальных классов Черновой С. А.

ГКОУ ВО «Областная санаторная школа-интернат г. Вязники».

УМК «Школа 2100»

Предметная область: «Основы духовно-нравственной культуры народов России», авторы: Р. Н. Бунеев, Д. Д. Данилов, И. И. Кремлёва

Модуль: Светская этика

Класс: 4

Тема: «Граница между добром и злом»

Цель: Формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных и др.) учащихся 4 класса в предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» по теме «Граница между добром и злом».

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

— Формирование уважительного отношения к иному мнению, к иной точке зрения;

— Формирование этических чувств доброжелательности.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

-Формирование умения работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать);

-Формирование умений объяснять, что означают слова добро и зло, различать понятия мораль, нравственность, этика (познавательные УУД);

-Формирование умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания;

-Формирование умений работать в группах (коммуникативные УУД);

-Формирование форм рефлексии (регулятивные УУД).

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

Освоение знаний по теме «Граница между добром и злом»

Ключевые вопросы для детей: На чём основаны правила поведения? Откуда они берутся?

Оборудование: ПК учителя, мультимедийное оборудование, карточки, учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России, Светская этика», авторы: Р. Н. Бунеев, Д. Д. Данилов, И. И. Кремлёва

Ход урока:

Орг. момент.

Итак, друзья, внимание –Ведь прозвенел звонок.Садитесь поудобнее, Начнём скорей урок!

-Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подарите друг другу капельку тепла и хорошего настроения.

Постановка проблемы урока.

А теперь послушайте историю, которая произошла с близнецами Олей и Игорем.

( учитель читает рассказ, учебник стр. 16) (слайд 1)

— Подумайте и сравните мнения ребят. Что вызывает удивление Игоря? (откуда взрослые знают, как будет правильно, а как нет)

— Какой вопрос возникает в этой ситуации?

— Сегодня мы выясним, на чём основаны правила поведения? Откуда они берутся?

— Но для этого мы должны вспомнить то, что уже знаем.

Актуализация знаний.

-Объясните, как вы понимаете значение слов ценности, идеалы, духовность (см. словарь учебника)

-Вспомним уроки вежливости. Для чего они были нужны?

-Значение слова культура, с которым мы знакомились в 3 классе (Окружающий мир «Моё Отечество»)

4.Решение поставленной проблемы. Открытие новых знаний.

А) – Теперь мы готовы с вами отвечать на поставленные вопросы. И первое, что мы сделаем поговорим о добре и зле.

-Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.

-Уже в древние времена считалось, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности.

-Как существует добро, так есть и зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить его.- Тема добра и зла звучит даже в сказках. И в сказках всегда добро побеждает зло.

Б) Выход на определение (понимание детьми этих определений)

— Как вы понимаете понятие «Добро»?

-Подберите однокоренные слова к слову добро. (Доброта, добрый)

-Что значит добрый человек? Как относятся к нему люди?

-К доброму человеку тянутся, ему радуются, с ним хотят дружить, его любят.

-Доброта бывает разная. Существует три понятия доброты.

Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легкоранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.

Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?

И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит Слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.

-Почему же добро всегда побеждает над злом?(высказывания детей)

-Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра. У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и конечном результате всегда побеждает добро.

В) Закрепление понятий.

Давайте проверим, как вы знаете сказки, где говорится о том, что добро побеждает зло и добрый человек становится счастливее, чем тот, кто хочет достичь своей цели злым способом.

1.С грядки старушка цветок сорвала

Девочке Жене его отдала.

В цветке, лепестках есть волшебная сила

Их девочка Женя о чём-то просила

Что надо сказать лепестки обрывая?

Как называется сказка такая?

(«Цветик – семицветик» В.Катаев) (слайд 2)

Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Через север через юг,

Возвращайся, сделав круг

Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.

3.Снег валил, клубились тучи

Гнулись сосны до земли

Злые люди в лес дремучий

Сиротинку отвели.

Замолчать заставили

Замерзать оставили.

(Сказка «Морозко») (слайд 3)

4.Сейчас потолкуем о книге другой:

Тут синее море, тут берег морской.

Старик вышел к морю

Он невод забросил.

Кого-то поймает и

Что-то попросит.

(А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке») (слайд 4)

5.Кушай яблочко, мой свет.

Благодарствуй за обед.

Старушоночка сказала,

Поклонилась и пропала.

(А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях») (слайд 5)

-Через сказки воспитывается душа человека, пробуждаются самые лучшие чувства. Когда мы читаем сказки, смотрим, слушаем, то мы всегда переживаем за наших героев, радуемся за них, когда у них все получается, все исполняется.

-В сказках все получается, а вот в жизни не так. Недаром говорится, что скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. И сказки даются нам для того, чтобы мы учились жить, учились добру, любви, красоте, радости.

-Перед вами карточки с качествами человека. Вам необходимо распределить их на две группы ( на доске)

-Качества- «помощники» добра.

-Качества- «помощники» зла.

Мужество, честь, хвастливость, жестокость, скромность, милосердие, совесть, зависть, жадность, честность, тактичность, болтливость, правдивость, хитрость, бестактность, лживость, малодушие, справедливость, выдержка, эгоизм.

— Сделаем вывод: на чем основаны правила поведения? ( правила поведения устанавливают сами люди, основываясь на представлениях о добре и зле) (слайд 6)

Физ. минутка.

В) Работа в группах.

— Используя текст учебники стр.18 попробуйте объяснить различия между понятиями мораль, нравственность, этика. Для этого вы должны выбрать главные слова, которые характеризуют то или иное понятие.

1 группа- 1 абзац мораль (правила поведения, одобренные людьми и объясняющие, какие поступки считаются добрыми, а какие – злыми)

2 – 2 абзац, нравственность (добрые качества человека, побуждающие его следовать правилам морали)

3 – 3 абзац, этика (учение о нравственности и морали ,правильном и достойном поведении) (слайд 7)

— Дополним вывод, который мы уже сделали (из представлений рождается мораль, нравственность и этика) (слайд 8)

Применение новых знаний.

1. Объясните значение выражений: неэтичное поведение, этика человеческих отношений ,

2. Подберите примеры к этим выражениям (выражения записаны на карточках):

1 группа – неэтичное поведение

2 –этика человеческих отношений

3 –безнравственные поступок.

Рефлексия.

Подведение итогов урока, возврат к задачам урока.

-На чем же основаны правила поведения? Откуда они берутся?

7. Самооценка.

Выполняют самооценку качества и уровня усвоения новой темы с помощью смайликов. Если материал понятен — смайлик весёлый, частично- смайлик задумчивый, непонятно- смайлик грустный. Учащиеся выбирают смайлик и прикрепляют на доску

(слайд 9)

Домашнее задание.

Для всех: уметь объяснить значение слов добро, зло, мораль, нравственность.

Для активных учащихся: сочинить сказку, которая начиналась бы со слов: «Жили-были добро и зло……»

Для средне активных: «Синквейн»

Для неактивных: приготовить добрый сюрприз для одноклассника.




map