Методическая разработка урока по развитию речи у детей с умеренной умственной отсталост



« Гласные буквы А, У, И».

Задачи:учить выделять заданный звук из ряда звуков, слогов;

-выделять первый звук в словах;

-развивать умение анализировать слияние гласных звуков на слух,

воспроизводить звуковые ряды;

-развивать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез;

-развивать зрительное внимание, память;

-учить слушать и слышать учителя и ответы детей;

-воспитывать любознательность, прилежание.

Оборудование: предметные картинки на гласные звуки;

буквы «А», «У», «И»;

«чудесный» мешочек;

фасоль;

раздаточные листы, карандаши.

Ход урока

У.- Ребята, сядет за парту тот, кто ласково назовет свое имя.

(в случае затруднения учитель помогает ребенку).

Д. – Димочка, Яночка, Максимка, Настенька.

У. — Молодцы. Давайте еще поиграем, у меня есть чудесный мешочек, в нем спрятались знакомые вам буквы. Вы не глядя, на ощупь будете называть букву и потом покажете всем.

(дети по очереди опускают руку в мешок, ощупывают букву и называют ее).

д.- А. У. И. (выкладывают буквы на парту)

у. — Все буквы назвали правильно. Сейчас я загадаю вам загадки, а вы попробуйте узнать о какой букве идет речь.

Молоток я раздобыл,

Из дощечек букву сбил.

Сколько здесь дощечек?

— Три!

А какая буква? …………………………………………………………..

Д. Это буква – И.

у — Покажите букву И.

— Давайте пальчиком напишем букву «И» сначала в воздухе, затем на парте.

(дети выполняют задания).

Вот буква вроде шалаша.

Не правда, ль, буква хороша!

И хоть она проста на вид,

А начинает алфавит……………………………………………..

д. Это буква – А.

у.- Покажите букву А.

— Давайте пальчиком напишем букву «А» сначала в воздухе, затем на парте.

Удобная буква!

Удобно в ней то,

Что можно на букву

Повесить пальто! …………………………………………………

д. Это буква –У.

у — Покажите букву У.

— Давайте и букву «У» напишем.

-Молодцы! Отгадали все загадки.

(на доске висят «Артикуляционные карточки»).

-Сейчас, я буду показывать вам звуки артикуляцией, а вы сначала назовете ее, а потом выложите из фасоли.

(при выкладывании в случае затруднения учитель помогает).

— А.

— И.

— У.

-Молодцы и с этим заданием справились!

— Я знаю одну сказку, послушайте ее.

Шел по лесу звук [а]. Положите букву А. На пути он повстречал звук [у]. Звук [у] встал справа от звука [а]. Положите букву У справа от буквы А. Какую песенку они поют?……………………………………………………………………………………АУ

Встретили они звук [и]. Справа то звука [у] встал звук [и]. Положите букву И. Какую теперь они поют песенку?…………….АУИ.

Какой первый звук? — А

Какой второй? — У

Третий? — И

Вдруг подул ветер, и буквы поменялись местами. Звук [и] встал перед звуком [а]. какую песенку они поют теперь?………………….. ИАУ.

Физ. минутка

Капля раз,

Капля два.

Очень медленно сперва,

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли,

От дождя себя укрыли.

Прыжок на носочках, руки на поясе. Прыжок.

4 прыжка.

8 прыжков.

Руки развести в стороны.

Руки полукругом над головой.

у. — Отдохнули? Давайте заниматься дальше.

— У меня есть картинки, они все перепутались, давайте разложим их по первым буквам.

(на доске висят буквы: А, И, У.)

Учитель показывает картинку.

-Что это?…………………………………………………………………………………Ананас

— Какой первый звук в этом слове………………………………..[А].

— Под какую букву надо повесить эту картинку ………………Под букву А.

Таким образом, разбираем все картинки.

-Молодцы! Давайте выполним последнее задание. Вам надо вписать пропущенные буквы и получившееся слово соединить с картинкой.

— Вы все молодцы, правильно выполнили задание.

— Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались на уроке.

д. — Отгадывали загадки,

-выкладывали буквы,

-раскладывали картинки под буквами,

-вставляли пропущенные буквы.

У. — Вам понравилось?……………………………………………………… Да.

— Спасибо, урок окончен.






map