Методическая разработка урока по развитию речи у детей с умеренной умственной отсталост_14427



Дифференциация [Ш – Щ], буквы «Ш» и «Щ».

Цель: Дифференциация [Ш – Щ], буквы «Ш» и «Щ».

Задачи

Образовательные:

— уточнение и сравнение артикуляции звуков [Ш], [Щ];

— закрепление зрительного образа букв «Ш» и «Щ»;

— формирование умения дифференцировать буквы и звуки в слогах, словах.

Коррекционно — развивающие:

— развитие фонематического восприятия на акустические образы [Ш] — [Щ];

— развитие навыков звукобуквенного анализа с использованием графической записи;

-развитие кинестетических ощущений на данные артикуляционные уклады;

— развитие зрительно – пространственных представлений;

Воспитательные:

формирование навыков самоконтроля, интереса к занятиям;

— формирование положительной учебной мотивации.

Оборудование: предметные картинки со звуками [Ш] и [Щ], карточки, индивидуальные зеркала, артикуляционные профили, плакат «Буквы «ш» и «щ».

Этапы

Деятельность логопеда

Деятельность учащихся

1.Организа-

ционный момент, сообщение темы занятия.

2.Артикуля-

ционная гимнастика.

3.Произношение звуков в изолированном виде.

4.Работа с артикуля-

циионными профилями.

5.Характеристика звуков.

6.Связь звука с буквой.

7.Дифферен-

циация в слогах.

8.Дифференциация звуков в предложении и тексте + развитие ФС.

9. Домашнее задание.

10.Итог,

оценка.

-чтобы настроиться на рабочий лад, повторим чистоговорки:

Ша-ша-ша – наша Маша хороша.

Ши-ши-ши – есть у Маши ландыши.

— Какой звук встречался чаще всего?

Ща-ща-ща – дождь идет, я без плаща.

Ще-ще-ще – нет дождя, а я в плаще.

— Какой звук встречался чаще всего?

— Кто догадался, какие звуки будем учиться различать сегодня на занятии?

Лягушки улыбаются.

Хобот слоненка.

Трубочка.

Бублик.

Рупор.

Вкусное варенье.

Грибок.

Гармошка.

Чашечка.

Игры – звукоподражания.

Логопед демонстрирует картинки с изображением дерева и яичницы на сковороде.

— Дерево шумит ветками – ш – ш – ш,

— А яичница жарится и шипит – щ – щ – щ.

Затем картинки демонстрируются в различной последовательности. Логопед контролирует четкость произношения:

— хоровое;

— индивидуальное.

Работа ведется по плану:

[ш]: губы округлены и вытянуты вперед, зубы сближены, язык в форме «чашечки» приподнимается к небу, воздушная струя плавная, теплая, направлена вверх, голоса нет.

[щ]: губы округлены и вытянуты вперед, зубы сближены, язык в форме «чашечки» прижимается к верхним боковым зубам, воздушная струя плавная, теплая, направлена вверх, голова нет.

Отличие: при звуке [ш] язык не касается верхних боковых зубов, а при звуке [щ] – прижимается плотно к зубам.

[ш] – согласный, твердый (всегда), глухой: обозначается синей фишкой с шариком.

[щ] – согласный, твердый (всегда), глухой:

Обозначается зеленой фишкой с шариком.

Отличие: звук [ш] – всегда твердый, а звук [щ] – всегда мягкий.

Сказка «Буквы – путешественницы».

Когда – то давным-давно жили в алфавите две буквы — близнецы у звали их одинаково: «Ш», и стояли они рядышком. А буквы «Щ» тогда вообще не было. Однажды решили буквы отправиться в путешествие на воздушных шариках. Когда они перелетали через широкую реку, шарик у одной из букв лопнул, и она упала в воду. Подплыла к ней хищная рыба и стала тянуть за крючок.

Тянула-тянула, пока не вытянула петельку. Буква от испуга стала другую песенку петь – не ш – ш – ш , а щ – щ – щ. А рыба с тех пор стала называться…. (щука). На берегу в это время стояли две гласные буквы «А» и «Я». Попросила их буква «Щ» помочь выбраться на берег. Буква «Я» сказала: «Нет, вода холодная, боюсь ножки замочить».

Буква «А» смело вошла в реку и вытащила «Щ» на берег. С тех пор буква «Щ» не дружит с «Я», даже рядом никогда не становится. Решили буквы «Ш», «Щ», «А» построить вдоль реки заборчик, чтобы хищная рыба близко не подплывала.

Заборчик получился такой: Ша. Ща. Ша, Ша….

2. Записать букву «Ш» и букву «Щ».

Чем похожи и чем отличаются буквы?

Ш и Щ – родные сестры,

Но у Щ есть хвостик острый.

Динамическая пауза

Шарик надуваем – ш — ш – ш…

Шарик выпускает воздух – щ – щ – щ.

1 Чтение слогов:

Ша, шо, ща, щу, ще, аш, ущ, ошо, уща.

Распределительный диктант.

Письменное задание по карточкам.

Слова:

…апка, …ука, …ум, ….авель, …етка, …айба, пла…, малы…, ду…, ле…, бор…, ланды…

Задание: списать, вставить пропущенную букву.

Графический диктант.

У Шуры Щеглова был щенок.

Щенок любил борщ и кашу

Звали щенка Шарик.

Шарик часто шалил.

Щенок утащил щетку под шкаф.

Списать предложения, подчеркнуть букву «ш» синим цветом, а букву «щ» — зеленым.

Шура ищет щетку.

Наш дом стоит на площади.

Бабушка варит щи из щавеля.

Паша нашел в ящике клещи.

Товарищи вытащили большого леща.

На вешалке висит плащ и шуба.

— Какие звуки и буквы мы сегодня изучали (черты артикуляции)?

— Чем похожи и чем отличаются буквы «ш» и «щ»?

— Все молодцы, хорошо занимались! Но, что бы вам выйти из класса надо придумать одно слово со звуком [ш], другое – со звуком [щ].

Учащиеся повторя-

ют чистоговорки,

выделяют частотные звуки.

[Ш]

[Щ]

[Ш] и [Щ].

Учащиеся выполняют упражнения под счет логопеда, перед зеркалом.

Учащиеся произносят соответствующее звукоподражание и показывают положение языка ладошками (ручная модель + зрительный контроль).

Используется зрительный, тактильный, кинестетический контроль + ручная модель (одна лошадка – язычок, другая – верхнее небо).

Используется зрительный, тактильный, кинестетический контроль.

Используется плакат.

Руки через стороны верх.

Руки через стороны вниз.

Дети читают слоги с доски. А затем письменно распределяют в тетради по наличию звуков [ш] — [щ].

Учащиеся выполняют задание в тетрадях. Затем коллективная проверка.

Один учащийся работает у доски, остальные в тетрадях. Каждый стоящий у доски анализирует одно предложение. Чертит его схему. Записывает буквы «ш» или «щ» над соответствующими словами.

Дети отвечают на вопросы.






map