Методическая разработка урока по теме Множества и его элементы



Муниципальное образование Кореновский район

муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

средняя общеобразовательная школа №17

Методическая разработка занятия

по внеурочной деятельности.

Разработала: Татаренко Нина Валентиновна,

учитель начальных классов

МОАУ СОШ №17

(Сотовый телефон — 8(960)4810145,

электронный адрес- [email protected]:

МО Кореновский район

Тема занятия: Множество и его элементы.

Цель занятия: Формирование интереса к учебному предмету.

Планируемый результат:

1. Развитие умения оценивать правильность выполнения действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки.

2. Развивать умение аргументировать свои ответы.

3. Использовать понятие «множество» для группы предметов, содержащих как 1, 2 и более предметов, так и даже не содержащие ни одного предмета (пустое множество).

Термины и понятия:

Понятие «множество».

Понятие «элементы множества».

Принадлежность элемента множеству (классификация по одному свойству).

Формы работы: индивидуальная, групповая, коллективная.

Оборудование:

интерактивная доска;

тетрадь по информатике «Информатика в играх и задачах». М.: Баласс, 2005;

картинки с изображением предметов;

мяч.

Литература: методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2007;

Ход занятия.

1.Этап мотивации.

Организация на занятие.

2. Актуализация пробного учебного действия.

Игра «Рыба, птица, зверь …» (с мячом).

Учитель ходит с мячом по классу и произносит слова: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица…» На последнем слове он кидает ученику мяч, а ученик должен быстро назвать в данном случае птицу. Причем названия животных не должны повторяться. Затем считалка возобновляется: «Рыба, птица, зверь, рыба‚ птица, зверь…». Ученик. получивший мяч на этом последнем слове, быстро называет какого-либо зверя и тд.

При проведении игры охватить как можно больше учеников.

3.Этап выявления места и причины затруднения.

После этой игры учитель рисует на доске мешок со словами: «А теперь давайте всех названных зверей соберем в один мешок». Дети вспоминают, а учитель выписывает на доске всех названных в игре зверей.

— Как можно назвать эту группу предметов? (Звери)

Учитель под мешком подписывает слово «звери».

Можно ли еще как-нибудь назвать эту группу предметов?

4. Этап построения выхода из ситуации.

Вопрос учителя: «Много в мешке получилось зверей?» (Много) «В математике такую группу предметов (или живых существ) с общим названием и собранных вместе называют «множеством».

«А теперь давайте соберем множество птиц». (Вновь на доске рисуется мешок с названием «Птицы», и туда собираются все названные ранее птицы.)

Физминутка

— Я буду называть различных животных. Если я называю какую-нибудь птицу- вы машете руками, изображая птиц, а если называю других животных- присаживаетесь.

5.Этап реализации построения проекта.

Задание 17(а. б. в) в тетради.

а) Учитель спрашивает: как называется множество предметов в коробке (карандаши), множество предметов в пенале (ручки).

б) Далее ученики называют множество предметов в стопке (тетради). Вопрос: «А можно назвать множеством предметы на соседней картинке?» (Можно, хотя она всего 1, но это тоже множество — множество книг (или учебников). Может быть в портфеле у ученика была всего 1 книга.

в) Следующее множество можно назвать: «ученики» (или просто «дети»). «А будет ли множеством 1 учитель?» (Да, просто множество учителей на этой картинке, как и в классе на уроке, состоит всего из 1 учителя.)

Учитель может найти в классе группу однородных предметов и указать на них ученикам. Например, учитель показывает учебник по математике, букварь и любую другую книгу. Дети должны назвать множество: «Книги». Можно показать канцелярские принадлежности: кнопку скрепку ластик, степлер.

6. Первичное закрепление проекта с прогнозированием во внутреннюю речь. Задание 18(а, б) в тетради (самостоятельно).

Дети должны самостоятельно назвать и если смогут: подписать предлагаемые множества. Это: а) посуда; б) игрушки.

Можно оценить 2-3 работы.

Игра «Назови множество».

Учитель перечисляет ряд предметов, а ученики придумывают название этому множеству

Примеры:

а) Платье, брюки, шуба, юбка, кофта. рубашка, свитер, пальто — одежда.

б) Шкаф, стул, стол, диван, тумбочка, табуретка — мебель.

в) Береза, сосна. ель, тополь, осина‚ клен, липа, кедр — деревья.

г) Москва, Одесса, Лондон, Париж, Санкт-Петербург — города.

д) Стрекоза, кузнечик, бабочка, жук, муха, комар, пчела… — насекомые.

После этой игры еще раз на доске должен появиться мешок, в котором перечислены названия предметов, но нет общего названиия. Его дети должны придумать сами. Например: сапоги, валенки, кроссовки, сандалии, ботинки. Дети должны назвать это обувью. Учитель: «Все предметы из этого множества называются элементами этого множества».

Задание 19 (а, б) в тетради.

а) Дети определяют, какие элементы относятся к множеству головных уборов. Для этого проверяется каждый предмет. Ученики должны раскрасить: берет, кепку, шляпу, панамку и шапку. Варежки остаются не раскрашенными.

б) Аналогично определяется множество музыкальных инструментов: гармонь, гитара, скрипка, труба и барабан. Теннисная ракетка остается не раскрашенной.

Физминутка

Игра «Я знаю».

Учитель говорит вступительные слова, например: «Я знаю 5 деревьев …»Вызванный ученик быстро перечисляет 5 деревьев. Например: дуб, осина, береза, ель, сосна.

Следующими могут перечисляться: ягоды, фрукты, продукты, одежда, инструменты и тд.

7. Этап включения в систему знаний.

Задание 20 тетради.

В этом задании не говорится конкретно, какие множества нужно образовать. Дети должны сами догадаться что для борща нужны овощи, а для компота — фрукты. После этого, проверяя каждый предмет (фрукт это или овощ), дети проводят стрелочку к той или иной кастрюле. Таким образом, у Хрюши в кастрюле (для борща) — должны быть овощи: свекла, помидоры, картошка, лук, морковь, капуста, а у Степашки (для компота) — фрукты: яблоки, группа. вишни, клубника сливы.

Задание 21 в тетради (самостоятельно).

Ученики называют множество (листья) и дорисовывают еще один элемент (соответственно, лист: например, дубовый).

Задание 22 в тетради.

Ученики должны назвать множество предметов из второго ряда, используя предметы (или понятия) из первого ряда. Учитель может разобрать пару примеров: «Мы говорим: коробка… (чего‘?)» Если дети затрудняются в нахождении соответствующего предмета из второго ряда, предложите исследовать каждый предмет. Например: «Можно сказать: коробка уток или грибов?» (Нет.) А вот коробка карандашей — можно сказать. (Именно эти предметы и нужно соединить линией.) — «А можно сказать: букет уток, или грибов, карандашей, или коров?» (Нет) А вот сказать «букет цветов» можно (дети соединяют слово «букет» и «цветок»).

Ответы: корзина грибов, стая уток, стадо коров.

Игра «Найди лишнего» (физпауза).

Учитель называет какое-либо множество и начинает перечислять его элементы. Ученики должны встать, или хлопнуть в ладоши, если какой-либо названный предмет не является элементом заданного множества.

Например:

— Мы идем по лесу и видим деревья: березу, сосну, осину, ромашку (хлопки), ель, иву, шиповник (хлопки) и т.д.

— Мы собираемся в школу и складываем в портфель школьные предметы: тетрадь, дневник, пенал, куклу (хлопки), карандаши, ручку, учебник, котлета (хлопки) и т.д.

— Мы идем в зоопарк и видим зверей: слона, бегемота‚ попугая (хлопки), белку, пеликана (топки) и тд.

8. Этап рефлексии.

— Чем полезным занимались на уроке?

— Что понравилось?

— Что вызвало затруднения?






map