Методическая разработка урока в 1 классе



Методическая разработка урока в 1 классе по окружающему миру

на тему: «Как зимой помочь птицам?»

А.Н. Ватутина, учитель начальных классов,

МОУ «Пристенская ООШ»,

Валуйский район, Белгородская область.

Педагогическая цель: создать условия для формирования знаний о птицах, зимующих в наших краях; устройстве кормушек и видах корма; воспитывать любовь к природе.

Тип урока: решение частных задач.

Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать зимующих птиц на картинках и в природе; изготавливать кормушки и выбирать корм для птиц; обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц.

Универсальные учебные действия (УУД).

Познавательные: осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме о птицах, зимующих в наших краях. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают учебную задачу; адекватно воспринимают информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер ответа. Коммуникативные: умеют обмениваться мнениями, слушать другого ученика и учителя, вступать в коллективное учебное сотрудничество.

Методы и формы обучения: частично-поисковый; фронтальная и индивидуальная.

Образовательные ресурсы: презентация на тему: «Где зимуют птицы?», виды кормушек, таблица «Зимующие птицы», шапочки для сценки, пакеты из под молока (по одному на парту), ножницы, линейка, карандаши, верёвка.

Предварительная подготовка: сценка, стихи.

Ход урока.

I.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

1, 2, 3, 4, 5 –

Урок пора нам начинать

Вы друг другу улыбнитесь

И тихонечко садитесь.

-Ребята, вы уже знаете что

Школьник – это не тот, кто в школу ходит, а тот, кто учит себя и получает новые знания.

-А какие верные помощники есть у учеников? (Учебники, энциклопедии, словари)

-Узнать много интересного об окружающем мире нам помогает учебник … (Окружающий мир).

II.Актуализация знаний. Тестирование.

1.Чем питается лиса?

а)насекомыми; в)зёрнышками;

б)мышами г)лягушками.

2.Чем питается белка?

а)насекомыми; в)мышами;

б)травой г)орехами, грибами.

3. Чем питается заяц?

а)насекомыми; в)мышами;

б)травой г)орехами, грибами.

4. Чем питается лягушка?

а)комарами; в)мышами;

б)травой; г)орехами.

5. Докажите, что животные живые существа.

а)они двигаются; б)они очень милые;

в)они рождаются, растут, питаются, приносят потомство, умирают;

г)они относятся к живой природе.

III.Постановка темы и учебных задач.

1)Отгадывание загадки. Беседа по вопросам.

-Отгадайте загадки Муравьишки.

В серой шубке перовой,

И в морозы он герой,

Скачет на лету, резвится,

Не орёл, а всё же птица. (Воробей)

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица)

-Где вы видели этих птиц? (В нашей местности, рядом с человеком).

-Как вы думаете, легко ли приходится этим птицам зимой? (Нет).

-А можем ли мы им помочь и как? (Ответы детей).

2)Чтение стихотворения Е. Благининой «Морозы жестокие в этом году…»

-Подумайте, о чём сегодня пойдёт речь на уроке окружающего мира? (О жизни птиц зимою, о том, как и чем их кормят).

-Прочитайте тему урока на с.74 учебника. (Как зимой помочь птицам?).

-Прочитайте, какие учебные задачи мы поставим перед собой?

IV.Усвоение новых знаний и способов деятельности.

1.Презентация на тему: «Где зимуют птицы?» (учитель показывает и комментирует слайды презентации).

2.Работа по учебнику. Беседа.

-Ребята, вспомните, каких птиц вы видели зимой в школьном саду, в лесу, возле вашего дома? (Ответы детей).

3.Рассматривание рисунка на с.74.

-Прочитайте название птиц. Найдите отличительные признаки каждой птицы

-Как выглядит свиристель? (Птица с хохолком на голове)

-Какую птицу называют красногрудой? (Снегиря). Почему?

-Как выглядит воробей? (Маленький, серенький).

-А синичка? (Имеет жёлтенькую грудку).

-А вот поползень, ребята, птица-акробат, лазает по деревьям.

-Послушайте, пожалуйста, какую загадку вам приготовил Муравьишка.

Что за стол среди берёз

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом. (Кормушка). (Учитель показывает кормушку).

-Теперь откройте учебники и рассмотрите рисунок на с.74

(Обсуждают разные виды кормушек).

Физкультминутка.

V.Самостоятельная работа.

1.Выполнение заданий в рабочей тетради

№1,с.52.

-Рассмотрите рисунки. Какие птицы изображены? Выполните задание.

№2, с.52.

-Рассмотрите рисунок. Кто смог узнать птиц на этом рисунке? Выполните задание.

2.Практическая работа в парах.

-Работать будете в паре. Вспомним, как работаем в паре.

Правила работы в паре.

1.Уважай своего товарища.

2.Умей выслушать.

3.Не согласен – предлагай!

-Зимующие птицы приспособлены к жизни в суровых условиях. Но зимой они очень часто голодают, особенно, когда бывают сильные морозы, метели, снегопады. Из десяти синиц выживают две.

-Что же нужно делать нам с вами, чтобы помочь птицам выжить зимой? (Подкармливать их).

-У кого дома ест кормушки?

-Из чего они сделаны?

-Какие птицы к вам прилетают? (Ответы детей).

-Сегодня мы с вами изготовим кормушку из бумажного пакета.

(Учащиеся делают кормушку по схеме-инструкции в рабочей тетради с.53, №3).

3.Выставка кормушек.

Физкультминутка.

4.Работа по рабочей тетради.

-Кормушку мы сделали, а теперь нужно правильно выбрать корм для птиц.

-Рассмотрите рисунок снизу. Чем можно кормить птиц? Выполните задание.

VI.Первичное закрепление знаний и способов действий.

1.Чтение стихотворения З.Александровой «Мы кормушки смастерили…».

2.Сценка «Подслушанный разговор».

(Учащиеся выходят к доске в шапочках птиц).

-Ребята, вот какой разговор подслушал Муравьишка на лесной полянке.

Сорока: Тра-та-та-та-та! Что я видела, что слышала. Ребята птицам сделали добротную столовую, а они неблагодарные расшумелись на весь лес.

Щегол. Семечки и конопля в столовой недавленые. У нас от такой пищи мозоли на языке.

Воробей. Прилетел перекусить, а столовую снегом засыпало! Хоть бы навес сделали.

Синица. Могли бы вывесить несолёное сало, у нас от солёного животы болят.

Ворона. Осталась голодной, обед ветром сдуло. Кто кормушку без бортиков сделал? Ветер у него в голове.

Снегирь. А где семена сорняков? Где рябина, калина, бузина? Где семена арбузов и дынь?

Учитель. Успокойтесь, птицы! Всё будет в порядке.

-Видите, ребята, мало сделать кормушку, надо ещё знать: хороша ли кормушка и смогут ли ваш корм есть птицы.

-Какой же корм им нужен? (Ответы детей).

(Учитель показывает корм и объясняет, для каких птиц он подходит).

-Семена подсолнечника — для снегирей, синиц, поползней, воробьёв.

Конопля – для всех птиц. Просо и пшено — для чижей, щеглов, воробьёв, свиристелей, овсянок. Арбузные и дынные семечки – корм для синиц, поползней, дятлов. Веники из лебеды, крапивы, репейника лучше воткнуть в снег или повесить рядом с кормушкой. К вам слетятся чечётки, чижи, снегири, синицы. Ягоды рябины, бузины, черёмухи любят снегири и свиристели. На сухие хлебные крошки всегда найдутся свои любители.

3.Работа по учебнику. Беседа.

1)Чтение текста на с.75.

2)Рассматривание рисунка ниже текста.

-Каких птиц вы видите? (Дрозды-рябинники)

-Это природная столовая. Почему? (Ответы детей).

-Сыта птаха- тепло ей под пухом и перьями. Не страшна ей суровая зима.

VII.Включение в систему знаний и повторение.

-Ребята, вы научились различать зимующих птиц?

-Назовите по таблице «Зимующие птицы» знакомых вам птиц. (Ответы учащихся).

-Какой корм необходим для синичек? Снегирей?

-Какие птицы любят ягоды рябины, черёмухи, бузины? (Ответы учащихся)

VIII.Рефлексия учебной деятельности.

-Ребята, продолжите высказывание

Мне запомнилось …

У меня получилось …

Мне было трудно …

Я постараюсь лучше …

-Оцените свои достижения на уроке с помощью знаков-смайликов.

(Достают один из знаков и объясняют свой выбор)

-Мы с вами сегодня плодотворно поработали. Я благодарю вас за урок.






map