Методическая разработка урока внеклассного чтения в 3 классе Тема войны и мира Символи



Методическая разработка

урока внеклассного чтения в 3 классе

«Тема войны и мира.

Символичность образа журавля»

Цели:

выявление роли образа журавля в ходе обсуждения рассказа Ю. Яковлева «Белые журавлики», песня «Журавли» и стихотворения «Я не хочу войны» Р. Гамзатова;

знакомство с культурой Японии;

выполнение журавлика в технике оригами;

развитие речи учащихся; развитие образного восприятия действительности;

воспитание патриотизма, международной солидарности, отношений дружбы, миролюбия, сострадания;

воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: магнитофон; аудиозапись песни «Журавли» (ел. Р. Гамзатова, муз. Я. Френкеля), заготовки — базовые формы «птица», изображения журавлей; выставка рисунков учеников к 9 Мая и к рассказу «Белые журавлики»; карты с датами и опорными словами (22 июня 1941 года — 9 мая 1945 года; 6 и 9 августа 1945 года; Хиросима, Нагасаки, Сасаки Садако); репродукции картин с изображением птиц; разнообразные образцы журавликов-оригами: «перышки» с вопросами по тексту.

Сообщение темы урока.

— Люди всегда верили, что птицы — сказочные существа. Птица для человека — это свободы и мечты. Голубь символизирует мир, лебедь — любовь и верность. А сегодня поговорим, что означает журавль для человека.

II.Песня «Журавли» (1-й куплет):

Мне кажется порою, что солдаты.

С кровавых не пришедшие полей.

Не в землю нашу полегли когда-то,

А превратились в белых журавлей.

Они до сей поры с времен тех дальних

Летят и подают нам голоса.

Не потому ль так часто и печально

Мы замолкаем, глядя в небеса…

—Журавли на зиму улетают в теплые страны, а весной возвращаются на родину. Журавли — большие, сильные птицы — стали символами возвращения мира и спокойствия в жизнь природы и людей.

Прослушивание 1-го куплета песни «Журавли».

—С кем сравнивает автор журавлей, летящих в небе? Какое настроение возникает при прослушивании этой песни? Почему?

III.Работа по рассказу Ю. Яковлева «Белые журавлики».

—В Японии и Китае журавлей считают символом удачии долголетия. Бумажные фигурки журавлей называются цуру. Их дарят как украшение и как пожелание здоровья, долголетия.

Есть старинная японская легенда: если сложить тысячу бумажных журавликов, то исполнится загаданное желание. Эта легенда стала известна всему миру после Второй мировой войны.

6 и 9 августа 1945 года американские самолеты для испытания и устрашения врагов сбросили атомные бомбы на японские города Хиросиму и Нагасаки.

Я рассказывала вам о последствиях атомных взрывов, а вы уже ознакомились с рассказом Ю. Яковлева «Белые журавлики».

Чтение рассказа «Белые журавлики».

«Перышки» — вопросы и задания по тексту.

•Какие мысли и чувства вызвал у вас этот рассказ?

Как изображен в рассказе взрыв атомной бомбы? Прочитайте.

Какие цвета вы использовали бы при изображении взрыва?

Какой сон увидела Сасаки Садако? Прочитайте.

Попробуйте объяснить, почему девочка увидела такой сон.

Прочитайте, как девочка делала своего первого журавлика.

Мать — земля родная наша,

В дни беды и в дни побед

Нет тебя светлей и краше

И желанней сердцу нет.

Помышляя о солдатской

Непредсказанной судьбе,

Даже лечь в могиле братской

Лучше, кажется, в тебе.

А всего милей до дому,

До тебя дойти живому,

Заявиться в те края:

«Здравствуй, родина моя!»

Воин твой, слуга народа,

С честью сможет доложить:

Воевал четыре года,

Воротился из похода

И теперь желает жить.

Он исполнил долг во славу

Боевых твоих знамен.

Кто еще имеет право

Так любить тебя, как он!

День и ночь в боях сменяя,

В месяц шапки не снимая,

Воин твой, защитник-сын,

Шел, спешил к тебе, родная,

По дороге на Берлин.

Расскажите, кто помогал Сасаки Садако преодолевать страдания и болезнь.

Прочитайте, как ведут себя люди около памятника Сасаки Садако.

Расскажите, что происходило с журавликами у памятника.

Что означали журавлики для Сасаки Садако и для других людей?

IV.Физкультминутка.

Ветер с юга дует, дует,

Солнце греет все сильней,

Рассекая клином небо,

Летит стая журавлей.

Крыльями похлопаем (1-2-3),

Клювами пощелкаем (1-2-3),

Лапки подогнули (1-2-3),

Хвостики встряхнули (1-2-3).

Полетели — полетели — полетели

И на кочки свои сели.

V.Чтение стихотворения Р. Гамзатова «Я не хочу войны» (наизусть).

Я хочу, чтоб в целом мире

Затрубили журавли

И напомнить всем могли

О погибших в Хиросиме.

И о девочке умершей.

Не хотевшей умирать

И журавликов умевшей

Из бумаги вырезать.

А журавликов-то малость

Сделать девочке осталось…

Для больной нелегок труд,

Все ей. бедненькой, казалось —

Журавли ее спасут.

Журавли спасти не могут —

Это ясно даже мне.

Людям люди пусть помогут

Преградить пути войне.

О какой девочке говорит автор?

Какая главная мысль в стихотворении?

VI.Изготовление цуру из заранее заготовленной базовой формы «птица».

VII.Итоги урока.

Что означают журавли для людей?

Кто может сохранить мир на земле?Оценивание работы на уроке.

VIII.Дополнительные сведения.

Многие виды журавлей занесены в Красную книгу мира.






map