Методическая разработка урока во 2 классе по окружающему миру Что такое Солнце



МБОУ «Булатниковская средняя общеобразовательная школа»

Муромского района Владимирской области

Методическая разработка

урока во 2 классе по окружающему миру УМК «Гармония»

Учитель: Самылина Ольга Юрьевна

Предметная область: окружащий мир.

УМК Гармония.

Класс: 2

Тип урока: изучение нового материала.

Тема: Что такое солнце?

Цель: формировать представление о значении Солнца для всего живого на земле, знания о звезде – газообразном раскалённом космическом теле; развитие умения соотносить реальный и видимый размер тела, учить сравнивать расстояние по затраченному времени на его преодоления.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, желания приобретать новые знания; способность к самооценке своих действий.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения.

Формирование умений осознания границ собственных знаний о природе; развитие способности к постановке учеником учебно-познавательных задач; оценивать правильность выполнения своих действий, подводить итоги своей деятельности (Регулятивные УУД).

Развитие умений высказывать свои предположения и аргументировать их проводить не сложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов, описывать свои наблюдения во время опыта, делая выводы по результатам, фиксируя в речевой устной форме; развитие навыков работы с информацией, представленной в разной форме и в разных источниках (Познавательные УУД).

Приобретение опыта учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, опыта совместной познавательной деятельности в парах, опыта культурного общения с одноклассниками (Коммуникативные УУД).

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: формировать понятия: космическое тело, звезда, Солнце – ближайшая к земле звезда.

Оборудование урока:

Учебник 2 класса «Окружающий мир» О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин, 2012 с. 98 — 101; рабочая тетрадь с. 36, задания 13 – 16, проектор, презентация, свеча, настольная лампа, рисовое зёрнышко, мяч.

Содержание взаимодействия педагога и учащихся

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД (называть виды с расшифровкой)

1

Актуализация знаний

Цель: обобщить знания о некоторых явлениях природы.

Учитель задаёт вопросы.

— Ребята! Часто ли вы смотрите в небо?

— Что вас больше всего поражает в нём?

— О чём вы думаете, глядя в небо?

— Перечислите, какие природные явления можно наблюдать в дневном небе? (Слайд 1,2)

Ученики отвечают на вопросы.

Радуга, молния, расвет, закат.

Участвовать в общей беседе, отвечать на вопросы (Коммуникативные УУД).

Умение вести себя культурно во время беседы (Личностные УУД)

2

Определение темы урока.

Цель: учитьучащихся самостоятельно формулировать тему урока

Учитель загадывает загадку.

— Отгадав загадку, вы узнаете тему нашего урока (Слайд 3).

Кто – то утром, не спеша,

Надувает красный шар,

А как выпустит из рук –

Станет вдруг светло вокруг.

Тема нашего урока представляет собой вопросительное предложение

(Слайд 4).

Ученики отгадывают загадку и формулируют тему урока.

Солнце.

Что такое Солнце?

3

Постановка учебной задачи.

Цель: учить учащихся ставить учебные задачи в соответсвии с темой урока.

— Какие сведения о солнце вам уже известны? (Выслушивает ответы учащихся.)

— Достаточно нам этих знаний?

— А что бы вы хотели узнать о Солнце?

— Из ваших высказываний я поняла, что у вас имеются определённые знания о Солнце, но вы не всё о нём знаете и хотите получить новые знания. Поставим цели нашего урока.

(Слайд 5,6)

— Для достижений этих целей нам надо решить следующие задачи:

Учащиеся обобщают свои знания о Солнце, формулируют учебную задачу урока.

Систематизировать знания о Солнце.

Узнать что – то новое о Солнце.

Почему оно светит и греет?

Какого размера Солнце?

Оно больше или меньше земли?

Как далеко до Солнца?

Формирование умений осознания границ собственных знаний о природе, развитие способности к постановке учеником учебных задач, которые определяются перед изучением темы (Регулятивные УУД)

Формирование желания приобретать новые знания (Личностные УУД)

4

Открытие новых знаний

Цель: формирование представлений о значении Солнца для всего живого на Земле

— Давайте выясним, необходимы ли нам знания о Солнце?

— Объясните смысл стихотворения.

У подсолнуха забота –

Ни минуты без работы.

Пока солнышко стоит:

Как радар за самолётом,

Он за солнышком следит. (Слайд 7)

— Представьте себе, что Солнце погаснит. Что произойдёт на Земле?

— Какой вывод мы можем сделать?

Учащиеся читают стихотворение (с. 98) по цепочке и высказывают свои предположения, почему всё живое радуется Солнцу.

Учащиеся делают вывод: головки подсолнуха поворачиваются за солнцем. Другие растения раскрываются с восходом солнца и закрываются перед закатом.

Расказы детей.

(Станет темно, исчёзнут краски окружающего мира, станет холодно, исчёзнут растения, а затем и животные, и человек.)

Солнце — источник жизни на нашей планете. Оно излучает свет и тепло.

Развитие умений высказывать свои предположения и аргументировать их (Познавательные УУД).

Формирование положительного отношения к познавательной деятельности (Личностные УУД). Формирование предствавлений о научной картине мира (Предметные УУД).

Решение первой познавательной задачи

Что такое Солнце? Почему оно светит и греет?

Цель: формировать знания о звезде – газообразном раскалённом космическом теле.

-Предположите, почему солнце излучает свет и тепло?

— Поработаем в группах, чтобы доказать наши предположения

-Обсудим ваши исследования.

— Какой вывод можно сделать?

— Убедитесь в правоте своих выводов, прочитав текст в учебнике (с. 100). (Слайд 8, 9, 10)

— Солнце – звезда, а почему мы её видим днём?

— Солнце — ближайшая к нам звезда. Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси. (Демонстрация вращения Земли вокруг Солнца.)

Если Земля повёрнута к Солнцу, то в этой части Земли день, а на противоположной стороне — ночь. Земля вращается вокруг Солнца со скоростью 30 км/с.

Учащиеся высказываю своё предположение.

Работа в группах.

Рассмотрите картинку горящего костра на стр. 99. Приходилось ли тебе вечером сидеть у костра? Почему рядом с ним светло? Когда угли костра перестают светиться? Какое тело излучает свет и тепло?

Наблюдает за горящей свечой. Как горящая свеча освещает комнату? Что она излучает при горении? Какое тело излучает свет и тепло?

Наблюдение за электрической лампочкой. Что светиться в электрической лампе? Почему она нагревается? Какое тело излучает свет и тепло?

Вывод:

Свет и тепло излучает раскалённое тело. Значит, Солнце тоже раскалённое тело.

Учащиеся читают текст по цепочке.

Дети высказывают свои предположения.

Один ученик (Солнце) стоит в центре. Другой ученик (Земля) поворачиваясь вокруг себя, идёт по кругу, как можно быстрей.

Формирование желания совершенствовать свои знания (Личностные УУД)

Оценивать правильность выполнения свои действия, вносить необходимые коррективы, делать выводы(Регулятивные УУД).

Физкультминутка

Мы немножко отдохнём,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки вверх, проснулось солнце

И тихонько поднялось.

Наклонилось вправо, влево

И в улыбке расплылось.

Покрутилось, повертелось,

На земную глянув ось,

И с хорошим настроением

За работу принялось.

Решение второй познавательной задачи

Цель: развитие умения соотносить реальный и видимый размер тел

— Какого размера Солнце, оно больше или меньше Земли?

— Как вы думаете, что больше Солнце или Земля?

— А во сколько раз Солнце больше Земли?

Практическая работа.

— Если поставить Солнце рядом с Землёй, то это выглядело бы вот так: Солнце – футбольный мяч. Земля – рисовое зёрнышко.

— Найдите в тексте на с. 101ответ на вопрос: во сколько раз Солнце больше Земли?(Слайд 11)

Ответы учащихся.

Учащиеся убеждают в правильности своих представлений.

Вывод: астрономы подсчитали, что Солнце больше Земли в 109 раз.

Прводить несложные наблюдения, описывать их, делая выводы по реультатам (Познавательные УУД).

Умение находить в тексте основную информацию (Познавательные УУД).

Решение третьей познавательной задачи

Как далеко до Солнца, можно ли до него долететь на космическом корабле.

Цель: учить сравнивать расстояние по затраченному времени на его преодоление.

— Почему мы видим огромное Солнце небольшим светящимся кругом.

— Убедитесь в правоте своих выводов просмотрев презентацию.(Слайды 12 – 16)

1. Космическая ракета, запущенная с Земли, приблизилась бы к Солнцу только через полгода.

2. Самолёт летел бы до Солнца около 20 лет.

3. На автомобиле со скоростью 80 км/ч. мы безостановочно ехали до Солнца 200 лет.

4. Пешком мы будем добираться до Солнца 4 000 лет.

5. Расстояние до Солнца 150 млн. км.

— А как вы думатете, за какое время преодолеет это расстояние солнечный свет?

— Найдите в тексте на с. 101 ответ на вопрос.

— Какой вывод сделаем?

Учащиеся сравнивают картинки самолётана взлётной полосе и в небе (с. 101) и делают вывод: Солнце очень далеко от нас.

Учащиеся читают по очереди слайды.

Ответы учащихся

Солнечный свет преодолевает это расстояние всего за 8 минут 20 секунд. Он распространяется с огромной скоростью.

Солнце — ближайшая к Земле звезда, но и она находится на расстоянии 150 млн. километров.

Развитие умений извлекать информацию, представленную в разных формах (Познавательные УУД).

5.

Закрепление

Цель: закрепить полученные знания.

— Эй, ребята, выше нос

Солнце грусть не любит

И пускай работа в парах

Всем на пользу будет.

-Какие предметы по форме сходны с Солнцем?

— Какие предметы нужны при наблюдении за Солнцем?

Учащиеся выполняют задания 13, 15 в рабочих тетрадях на с. 36.

Ответы учащихся.

Приобретение опыта учебного сотрудничества с одноклассниками (Коммуникативные УУД)

6.

Итог урока

Цель: формирование умения подводить итоги.

— Подведём итоги урока. В этом вам поможет Солнце.

Я узнал (а), что …

Меня поразило ….

Хочу сказать «Спасибо» …

В жизни пригодится ….

Я задумался о …

Я постараюсь …

Ответы учащихся.

Уметь подводить итоги своей деятельности (Результативные УУД)

7

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цель: развитие умений критериального оценивания

Ребята, вы сегодня хорошопотрудились. Поставьте себя на лесенку успеха.

Оценочная лесенка

У неё три ступеньки: первая ступенька означает, что сегодня на уроке ты мало потрудился, надо приложить усилия, чтобы освоить материал; вторая ступенька означает, что ты потрудился вполсилы, мог бы лучше; третья ступенька (самая высокая) обозначает, что ты потрудился на славу, занял самое высокое и почётное место, честь тебе и хвала! Попробуйте теперь оценить себя с помощью «Лесенки успеха», поставив на одну из её ступенек солнышко.

Учащиеся оценивают свою работу на уроке.

Способность к самооценке своих действий (Личностные УУД).

8

Домашнее задание.

Стр. 98 – 101, рабочая тетрадь задание 14, 16.

Вы можете по желанию подготовить небольшое сообщение о Солнце от имени астронома или врача, или поэта, или художника и представить эту информацию всему классу на следующем уроке. Спасибо за урок.






map