Методическая разработка урока Жизнь птиц



Урок по окружающему миру в 1 классе

Тема: «Жизнь птиц»

ХАЛИУЛЛИНА М. Ф.,

учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №143 с углубленным изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г. Казани

УМК: Начальная школа ХХI века

Тема урока: «Жизнь птиц»

Учебник: Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир» (М., «Вентана-Граф», в 2-х частях, ч.2, стр.9-11)

Рабочая тетрадь: Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир» (М., «Вентана-Граф», стр.44-45)

Цель урока:

-провести наблюдения за изменениями в жизни птиц с наступлением зимы; обеспечить усвоение учащимися признаков, свойств, особенностей жизни птиц; воспитывать гуманное отношение к природе; развивать мышление, память, внимание.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом;

Вид урока: комбинированный урок.

Задачи урока:

1) рассмотреть группы птиц: перелетные, зимующие (оседлые, кочующие);

2) расширять знания о птицах, зимующих в наших краях;

3) систематизировать и обогатить знания детей о птицах;

3) проводить наблюдения, делать выводы;

4) воспитывать заботливое и бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

1) учащиеся научатся различать перелетных, зимующих (кочующих и оседлых птиц);

2) научатся различать птиц по способу питания;

3) научатся подбирать корм для подкормки птиц в зимнее время года;

4) повторят правила бережного и заботливого отношения к окружающей их природе.

Оборудование:

-компьютер, мультимедиапроектор;

-презентация «Как зимуют птицы»;

-аудиозапись «Голоса птиц»

Подготовка:

Учащиеся вместе с учителем побывали на практическом занятии у преподавателя биологии, где познакомились со строением птицы, видовым разнообразием, исчезающими видами птиц, а также рассмотрели строение гнезд насекомоядных птиц. Изготовили кормушки, одну из которых повесили за окном в классе. Ежедневно туда насыпают корм, проводят наблюдения.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний. Постановка цели и задач.

-Ребята, сегодня вы сами попробуете определить, о чем мы будем говорить на уроке. Отга-дайте загадку:

Кто в холод не боится остаться без перинки

И вытряхнет на землю летящие пушинки? (зима) (слайд — картина зимнего леса)

— Расскажите, какие зимние изменения в природе вам известны? (зимой холодно, всё покрыто снегом, деревья стоят голые, все в снегу).

— Тихо в зимнем лесу ранним утром. Чернеют стволы и сучья голых деревьев. На зеленых лапах елей и сосен лежат пухлые подушки снега. Ни шелеста, ни звука. И кажется, нет никого в зимнем лесу. Но для животных наступило очень трудное время. Почему? (ответы детей)

-Послушайте.

(Звучит аудиозапись пения птиц, стука дятла.)

-Как вы думаете, о ком мы будем сегодня говорить? (слайды с изображением птиц)

-Каких зимующих вы знаете птиц? (появляются слайды)

-Какие птицы живут зимой в лесу?

-Какие живут рядом с человеком, в городах, деревнях и селах?

-Есть птицы, которые прилетают с наступлением зимы к нам. Знаете ли вы таких?

-Подумайте, а зачем летят зимой птицы к человеку? (слайд)

-Посмотрите на этих птиц. Как вы думаете, по каким признакам можно разделить птиц на разные группы? (ответы: по способу питания-одни хищные, другие насекомоядные; одни улетают, другие остаются зимовать; одни домашние, другие дикие; одни летают-другие не летают).

-Правильно, групп много. А о каких птицах мы сегодня поговорим, вы узнаете, отгадав кроссворды. Давайте вспомним, как мы работаем в группах (ученики вспоминают правила поведения при работе в группах, затем дети разгадывают кроссворды).

1 вариант- ласточка, стриж, лебедь, грач, соловей, аист

1 вариант-ключевое слово перелетные

2 вариант-снегирь, свиристель, клест, ворона, галка, синица

2 вариант-ключевое слово зимующие

-Итак, какие ключевые слова у вас получились?

зимующие

перелетные

-Каких птиц называют перелётными?

-Объясните, как вы понимаете слово зимующие.

-А вот и первая птичка

1. Хоть я птичка невеличка,

У меня, друзья, привычка,

Как начнутся холода

Прямо с севера сюда.

Кто же это? (синица) (слайд)

-К какой группе отнесем синичку? (зимующая)

Головка у этой птички в черной шапочке, крылья и хвост темные, а грудка ярко-желтая, будто в желтый жилетик нарядилась. Летом она питается жучками, червячками, а зимой ест все: и разные зернышки, и крошки хлеба, и вареные овощи. Но больше всего охотница она до свежего несоленого сала.

С раннего утра до сумерек стайки синиц выискивают укрывшихся на зиму, оцепенелых от стужи насекомых, расклевывают зимующих гусениц и коконы бабочек, аккуратно выбирают из-под коры и из гниющих пней яйца тлей, очищают наши леса от вредителей.

Хотя синичек и много видов, у всех у них много общего. Все они остаются зимовать и лишь редко перекочевывают на небольшие расстояния. Синичка поедает столько корма, сколько весит сама. Многие синички осенью и зимой заготавливают корм про запас. Свои гнёзда обычно устраивает в дуплах дятла. Иногда гнёзда синичкам делают люди и называют их синичниками. В них птицы ночуют.

— А эту птичку знают все.

2. Чик-чирик! К зернышкам прыг!

Клюй, не робей! Кто это? (воробей) (слайд)

Воробей самая распространенная и многочисленная птица. Небольшая серенькая птичка за одно лето трижды выводит свое потомство! Каждый раз в гнезде 5-6 желторотых птенцов. Выкармливают своих детей воробьи только насекомыми. А аппетит у воробьят отменный! Огромную пользу приносят воробьи, очищая поля, сады и огороды от вредных насекомых. Но любит воробей и семечки, и зерно, и ягоды. Ему вовсе невдомек, что не для него сеяли. Целые воробьиные стаи собираются на токах, воруя выращенные зерна. — «Вора бей! Вора бей!» — кричали люди, отгоняя непрошенных гостей. Отсюда и название – воробей.

3. Раздается громкий стук

Среди веток тук да тук.

Чистишь дерево, приятель?

Тук-тук-тук ответил …(дятел) (слайд)

Вот затихли удары, и из-за толстого ствола сосны показалась голова большого пестрого дятла. Поглядел и спрятался снова. Вот дятел неожиданно исчезает за стволами деревьев, но ненадолго. Через мгновенье он возвращается, держа в клюве шишку. Ловко засовывает он ее в глубокую ямку в стволе дерева и, укрепив, принимается за работу. Один за другим сып-лются удары крепкого клюва. Падают легкие семена. Дятел предпочитает расклевывать шишки на определенных местах. Их называют «кузницами». «Кузница» — это ямка, выдолбленная дятлом в стволе ели или сосны. Сюда он вставляет шишку прежде чем ее разбить. Расклюет шишку, а пустую выбросит. Поэтому на снегу под «кузницей» дятла валяется много пустых шишек.

5. Птица хищная с ушами

Громко ухает ночами. (cова) (слайд)

6. Известная персона,

А зовут ее … (ворона) (слайд)

7 . Красногрудый, чернокрылый

Любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (снегирь) (слайд)

8.Вещунья белобока

А зовут её …(сорока) (слайд)

— Каких птиц мы вспомнили и назвали? (зимующих) (слайд)

Физминутка.

III. Изучение нового материала. Работа с учебником.

-Откройте учебник на стр.9. Прочитайте название темы урока. Давайте подумаем, каких птиц мы можем встретить зимой в городе? (ответы)

— А в лесу?

-Прочитайте текст на стр.9.

-Почему снегирей называют «тихопевами»?

-Что вам известно о снегирях и синицах? (слайды)

-А теперь откройте стр. 10. Что вы можете рассказать о птичьих клювах? (ответы)

-Как вы считаете, почему у птиц разные клювы?

-От чего зависит строение клюва птиц? (от способа питания) (слайды)

-Верно. А чем питаются птицы?

-По способу питания птицы делятся:

хищные

растительноядные

насекомоядные

-Давайте подумаем, каких птиц можно назвать насекомоядными? (ласточки, стрижи, скворцы, кукушки)

-А растительноядными? (ответы)

-Рассмотрите на стр.10 клюв клеста. Как вы считаете, для чего ему такой клюв?

-Таким клювом клест лущит шишки, достает семена.

-Отгадайте загадку: «Какая птица выводит птенцов зимой?» (клест)

-А почему? (Зимой созревают семена ели и сосны. Корма достаточно, чтобы прокормить малышей.)

-Кого же ещё можно отнести к группе растительноядных птиц? Птицы, которые питаются семенами и плодами растений — дрозды, попугаи, голуби, куры.

-На стр.11 учебника найдите и назовите хищных птиц.

-Птицы, которые питаются мелкими животными, рыбой, называются хищными. Это совы, цапли, орлы, ястребы.

-А теперь давайте откроем стр.12 учебника. Какие птицы не летают?

-Прочитайте.

Вывод:

-Расскажите, с какими птицами вы сегодня познакомились?

-На какие группы делятся птицы по способу зимовки?

-На какие группы делятся птицы по способу питания?

Работа в тетради.

-Откройте тетради на стр. 44. Прочитайте задания. Как вы ответите на вопросы?

-Что вы знаете об этих птицах? Расскажите.

-А сейчас поработаем в парах. Рассмотрите рисунок на стр. 45. Подготовьте маленький рассказ по вопросам о клестах.

(Учащиеся рассказывают о клестах по заданию в тетради)

Физминутка.

IV. Беседа.

-Как вы думаете, поют ли птицы зимой?

А почему?

-Птицам холодно и голодно зимой. Давайте подумаем, что птицам легче зимой перенести, холод или голод?

-Конечно, зимующие птицы сами находят себе корм. Но мы с вами можем им помочь. Действительно, для птиц страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьях и на снегу затрудняют птицам добывание корма. Давайте подумаем, как мы с вами можем помочь птицам пережить зиму?

-Посмотрите, какие бывают кормушки (слайд)

-Одна из кормушек у нас есть и мы будем всю зиму подкармливать птиц. Чем же можно угостить птичек зимой?

-Синички любят сало, питаются семенами и другой растительной пищей, а вот снегири толстым клювом разгрызают семена ягод или небольшие орешки. Снегирь питается почками и семенами деревьев и кустарников, ягодами, из которых он выбирает семена, а мякоть выбрасывает. Отведав рябины, снегирь чистит клюв: к нему прилипают семена рябины. Во время чистки клюва они попадают на землю, а весной прорастают. Поползень питается насекомыми, реже семенами, орехами и желудями. Кормится обычно на толстых стволах деревьев, двигаясь вниз головой. Воробей питается семенами, в меньшей степени — насекомыми. Свиристель летом питается насекомыми, которых нередко ловят на лету, личинками, различными ягодами и молодыми побегами растений. В иное время питаются преимущественно ягодами и плодами, например, брусникой, рябиной, калиной.

-Как вы думаете, какой корм мы можем насыпать в кормушку?

-Ну а вы, ребята, можете сделать и сами кормушки и повесить их около своего дома. Очень важно не забывать вовремя насыпать туда корм, чтобы с наступлением весны наши маленькие друзья снова порадовали нас своей веселой песенкой.

V. Итог урока, оценка деятельности детей.

— Наше наблюдение подошло к концу. Что интересного вы узнали на уроке?

-Чему вы научились на уроке?  

-Какие новые слова для вас прозвучали?

-Как вы их понимаете?  

— Перечислите  перелетных и зимующих птиц.

— Какую помощь мы можем оказывать зимующим птицам?

-Сегодня вы были очень внимательными, мне понравилась ваша работа. Молодцы.                                                                   

Кроссворд «Зимующие птицы»

1

2

3

4

5

6

7

По горизонтали:

2) В серой шубке перовой

И в морозы он – герой.

Скачет, на лету резвится,

Не орёл, но тоже птица.

5) Пусть я – птичка-невеличка,

У меня, друзья, привычка:

Как начнутся холода,

Красным брюшком я сюда.

6) Розовое брюшко,

Хохолок на макушке.

7) Всех я за день навещу,

Всё, что знаю, растрещу!

По вертикали:

1)Окраской – сероватая,

Повадкой – хитроватая,

Крикунья хрипловатая.

Известная персона. Кто это?

3)Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

4)Далеко мой стук

Слышится вокруг,

Червякам я – враг,

А деревьям – друг.

Ответы: 1)ворона; 2)воробей; 3)синица; 4)дятел; 5)снегирь; 6) свиристель; 7)сорока.

Кроссворд «Перелетные птицы»

1)Всех перелетных птиц черней,Чистит пашню от червей.

2) За лягушками к болоту,

Прилетает на охоту.

Длинный клюв блестит как сабля,

По болоту ходит…

3) Встали братья на ходули,Ищут корма по пути.На бегу ли, на ходу лиИм с ходулей не сойти.

4) Разносчик добрых он вестей – Несёт родителям детей. И, судя по всему, смекалист: Устроился отлично…

5) Вот так птица — какова!

И не спутаешь с другой.

Может, это цифра два?

Шея выгнута дугой!



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




map