Методическая разработка урока_48250



Краснодарский край, Динской район, станица Динская

Бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования Динской район «Средняя общеобразовательная школа №1

имени Героя Российской Федерации Туркина Андрея Алексеевича»

Окружающий мир 1 класс

Учитель начальных классов

Осипова Любовь Степановна

Конспект урока

Тема урока: Сезонные изменения в природе. Весна, Признаки весны.

Тип урока: Изучение нового материала

Планируемые результаты:

Личностные УУД.

— Способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД.

-В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

— Преобразовывать практическую задачу в познавательную;

— Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные УУД.

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно — следственных связей;

Проводить сравнение, классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные УУД.

Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Формулировать собственное мнение и позицию;

Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Задачи:

Дать представление об изменениях в жизни растений и птиц весной.

Показать связь этих изменений с неживой природой.

Учить обобщать собственный жизненный опыт и, привлекая полученные знания, строить логические выводы и обобщения.

Воспитывать чувство гордости за родной край.

Продолжать формирование элементов экологической культуры.

Развивать монологическую речь учащихся через использование алгоритма ответа.

Формировать аналитико-синтетическое мышление, умение осуществлять группировку, умение обобщать, делать выводы.

Развивать коммуникативные навыки через работу в парах и группах, оценку и самооценку деятельности.

Оборудование: учебник Виноградова Н.Ф. «Окружающий мир», рабочая тетрадь, компьютер, мультимедийная доска, презентация.

Этап урока

Содержание

Формирование УУД

1Организационный момент

-Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы с вами отправимся в гости к природе, будем стараться подружиться с ней, откроем некоторые ее тайны, узнаем о некоторых взаимосвязях. Чтобы подобрать ключ к этим тайнам, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять упражнения в парах и группах Я рада, что у вас прекрасное настроение, и вы готовы подняться вверх еще на одну ступеньку знаний. (Слайд 2)

Что мы будем делать с вами,

Чтоб природе стать друзьями

Чтоб природе другом стать

Тайны все ее узнать,

Все загадки разгадать,

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать качество – внимательность,

А поможет все узнать

Наша любознательность

Регулятивные действия. Обеспечение учащимися организации их учебной деятельности. Эмоционально- положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.

II.Актуализация опорных знаний.

-Давайте повторим некоторые понятия, которые понадобятся сегодня на уроке.

-Что такое природа? (Все, что нас окружает и существует независимо от человека)

-Какая бывает природа?

-Что относится к живой природе (Растения, животные и человек).

_А что относится к неживой природе? (Вода, воздух, полезные ископаемые, почва).

-По каким признакам мы относим те или иные объекты к живой природе? (Растут, питаются, размножаются, умирают.)

-Послушайте стихотворение и попробуйте сформулировать, назвать тему сегодняшнего урока. (Слайд 3).

Снег теперь уже не тот, —

Потемнел он в поле.

На озерах треснул лед,

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей,

Небо стало выше,

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Все чернее с каждым днем

Стежки и дорожки,

И на вербах серебром

Светятся сережки.

( С. Маршак )

(Слайд 4)

Весна — природа пробуждается.

-Назовите весенние месяцы (Слайд 4)

(Март, апрель, май).

-Март назван в честь бога войны Марса, апрель называют даровитым месяцем или снегогоном, а месяц май назван в честь богини Майи, которой приносили подарки, чтобы осенью она дала богатый урожай.

Познавательные УУД

Познавательные УУД

Самостоятельное формулирование познавательной цели.

Iii Работа над новым материалом

Постановка проблемного вопроса.

(Слайд 5)

-Прочитайте вопрос, который нам приготовила мудрая сова.

Какие изменения в неживой природе и как влияют на пробуждение природы

-Можем ли мы сейчас сразу ответить на главный вопрос урока? Почему?

(Слайд 6)

Картина А.К.Саврасова «Грачи прилетели»

-Рассмотрите иллюстрацию знаменитого русского художника Саврасова, который рисовал картины родной природы.

-Что изображено, как бы вы озаглавили?

-Художник озаглавил эту картину «Грачи прилетели»

(Слайд 6)

-Назовите объекты неживой природы.

-А теперь назовите объекты живой природы.

-Сегодня на уроке мы с вами будем искать взаимосвязь между неживой и живой природой весной.

Совместное открытие нового.

Работа в парах.

-По каким признакам мы узнаем, что наступила весна? (варианты детей)

-Возьмите карточки. Зачеркните те явления природы, которые не относятся к весне. (Дети работают по карточкам в парах). (Слайд 7)

Карточка №1

Стало холоднее. Стало теплее. Образовались проталины.

Земля покрылась снегом.

День уменьшается.

День увеличивается.

Река замерзает.

Лед на реке тает.

Листья распускаются.

Листья желтеют.

Птицы улетают на юг.

Птицы прилетают с юга.

Тает снег и лед.

-Проверка. Назовите по порядку, какие признаки зачеркнули в 1 столбике?

А во 2? (Слайд 7).

-Давайте попробуем выделить самый главный признак. ( День увеличивается и становится теплее). (Слайд 7)

-А как потепление связано с осадками? (вместо снега идет дождь)

-Как потепление связано с состоянием снега? (На склонах холмов, оврагов с южной стороны – проталины (Слайд 8) снег становится серым, ночью и утром на снегу образуется твердая плотная корка- наст; начинает таять снег – половодье: река переполняется водой, выходит из берегов – наводнение, которое приносит много бед. (Слайд 9)

Коммуникативные УУД

сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

Познавательные УУД

Анализ объектов с целью выделения признаков, характеризующих взаимосвязь между живой и неживой природой.

Iv Физкультминутка под музыку

Дети утром рано встали,

За грибами в лес пошли.

(Ходьба на месте)

Белый гриб в траве нашли.

(Приседания)

На пеньке растут опята,

Наклонитесь к ним, ребята,

Наклоняйся, раз-два-три,

И в лукошко набери! (Наклоны)

Вон на дереве орех.

Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки)

Если хочешь дотянуться,

Надо сильно подтянуться.

(Потягивания – руки вверх)

Три часа в лесу бродили,

Все тропинки исходили.

V Закрепление

Итог урока.

Рефлексия.

Первичное ЗАКРЕПЛЕНИЕ (ОБУЧЕНИЕ СПОСОБОМ ПРИМЕНЕНИЯ)

-Как взаимосвязано потепление и состояние почвы?

ОПЫТ.

-А влияют ли как-нибудь изменения в неживой природе на живую природу? Давайте попробуем раскрыть секреты волшебницы весны.

— Посмотрите на результаты опыта с ветками деревьев. Что мы с вами сделали 2 недели назад? (Одни ветки поставили в воду в теплом классе, а другие положили в холодильник).

-Что же произошло?

-Давайте сделаем вывод. В чем же состоит главная причина оживления в жизни растений? (Тепло)

-Какие раннецветущие растения вы знаете. (Показ раннецветущих растений на слайде 10).

Мать-и-мачеха (из листьев готовят настойку для лечения простудных заболеваний)

-Из под снега расцветает раньше всех весну встречает – подснежник.

-Как звали героиню произведения Н.Носова про Незнайку, которая готовила лекарства и лечила своих друзей? (Медуница).

Медуница лекарственная – четырежды меняет цвет: розовый- красный – фиолетовый – синий).

-Ландыш майский (цветы используют для приготовления духов).

-Ветреница дубравная. Какое слово спряталось в названии? (Цветки белые, цветение совпадает с периодом ветров. Ядовито. Опасно для скота.)

Рассказ заранее подготовленного ученика о первоцвете весеннем.

(Слайд 11)

У всех раннецветущих растений под землей находится или утолщенное корневище, или луковица. В них с осени отложены питательные вещества. За счет этих запасов и тепла эти растения зацветают первыми, спешат опылиться и образовать семена до общего цветения.

Охрана растений.

-Очень часто можно видеть ранней весной людей, которые продают раннецветущие растения (подснежники) или возвращаются из леса с букетами цветов, которые находятся на грани вымирания.

Цветок на лугу я сорвал на бегу, Сорвал, а зачем – объяснить не могу.

В стакане он день простоял и завял,

А сколько бы он на лугу простоял.

-Что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить растения?

(В лесу передвигаться по тропинкам; букеты составлять из цветов, которые человек вырастил сам у себя на садовом участке).

-Не только растения реагируют на появление тепла.

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку,

Длинный клюв и два крыла…

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится.

Угадали…Это…птица

-Вспомните, почему осенью многие птицы улетели в теплые края. (Холодно, исчезают насекомые, нечем питаться).

-Какое же главное условие должно быть с наступлением тепла, чтобы вернулись птицы? (Появление насекомых: пчела, шмель, муравьи, мухи, комары.)

Работа по учебнику.

-Рассмотрите рисунок на стр. 57. Какие птицы зимуют вместе с нами? (Синицы).

-А какие птицы прилетают весной?

-Как называют этих птиц. (Перелетные).

-Отгадайте, кто из птиц прилетает раньше всех.

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей,

Взад, вперед по пашне вскачь,

А зовется птица…грач

(Слайд 12)

-Прочитайте на стр. 57 народную примету о граче. Чтение статьи.

-А кто же прилетает сразу после грача?

Мы построили вдвоем

Для гостей весенний дом,

А верней сказать- дворец.

Прилетай скорей… скворец.

(Слайд 12)

-Прочитайте народную примету про скворца.

-У скворца вскоре появляются птенцы. До300 раз приносит корм своим птенцам скворцы.

-Следующими прилетают жаворонки.

(Слайд 12)

-А вот синицы (Слайд 12) в марте, как только начинает пригревать солнце, возвращаются в леса и селятся в дуплах деревьев. У них появляются птенцы, В разгар весны прилетают дрозды, зяблики, горихвостки. (Слайд 13)

Одними из последних прилетают ласточки и стрижи. (Слайд 14)

-А какую пользу приносят птицы? (Большая синица уничтожает в течение дня до 6 тыс. насекомых; грач — до 8 тыс. вредных червей и гусениц; ласточка за лето ловит до 1 млн. мошек и комаров, таким образом птицы охраняют посевы и посадки культурных растений от вредителей и приносят большую пользу человеку).

-Рассмотри рисунки на стр. 59. Расскажи о гнездах, которые строят разные птицы.

Работа в тетрадях на стр. 65

-Нарисуйте на деревьях грачиные гнезда.

-Как надо поступить, если обнаружишь в лесу птичье гнездо?

-А еще весной в лесу надо соблюдать тишину. Это время гнездования птиц.

Практическая часть урока (начало формирования умений)



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




map