Методическая разработка Урок-проект Ох уж эти зайцы



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 15»

г. Владимира

Урок- проект

Тема урока: «Ох, уж эти зайцы!»

Программа «Школа 2100», 4 класс,

Учитель: Володина Татьяна Валентиновна

гладимир

2012г.

Цель урока:

формирование образовательных компетенций: информационных, коммуникативных, рефлексивных учащимися 1класса в предметной области окружающий мир.

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

формирование уважения к иному мнению;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметныхрезультатов обучения:

(регулятивные УУД)

— формирование умения принимать и сохранять учебные задачи;

— формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

(познавательные УУД)

— формирование умения работать с информацией: использовать различные способы поиска информации; работать с несколькими источниками информации (учебником, планом, иллюстрациями, статьями);

— развитие операционного мышления;

(коммуникативные УУД)

-формирование умения слушать и слышать;

-формирование умения ясно и четко излагать свою точку зрения, доказывать ее;

-формирование умения работать в группах, распределять роли и функции совместной деятельности; выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;

-формирование умения работать в подготовленной среде, осуществлять выбордополнительной информации;

-формирование умения связно выражать свои мысли, готовить полные речевые высказывания.

3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

-Закрепить и расширить знания о зайцах.

— Познакомить детей с особенностями приспособлении зайцев.- Уточнить понятие о травоядных животных, о временах года, о способах приспособления животных к окружающему миру.- Познакомить с пословицей о зайце, вспомнить знакомые сказки с участием зайцев.

Виды подготовительной работы

Рассказ о жизни зайца (продолжительность жизни, питание, образ жизни, )

Виды зайцев

Викторина «Чем интересны зайцы» ( см. в приложении)

Сказки о зайцах

Зайцы в мультфильмах и фильмах

Сувениры с зайцами ( купленные и сделанные своими руками (лепка, аппликация, оригами) на уроках технологии

Сочинение сказки про зайца

Заячья эстафета (конкурсы)

Оборудование:

Картинки и фотографии зайца, игрушечный плюшевый заяц, карточки белого, зеленого, красного и желтого цвета по количеству детей, наборы фигур для игры «Танграм» по количеству детей.

Ход урока:

Мы отправляемся в лес, что бы поближе познакомиться с одним его обитателем. Этот зверь чаще других встречается в сказках разных народов. Он невелик. Совершенно несправедливо его считают трусом. Вы, конечно, уже догадались, о ком речь? (Ответы детей). Заяц.Давайте сразу же поиграем в игру «Вспомни сказку». Вот этого плюшевого зайца будем передавать тому, кто назовет сказку с участием зайца. (Проводится игра).

Сразу же хочу оправдать зайцев. Все считают их трусами. А ведь это не так. Зайчонок десяти дней от роду отбивается от сороки или вороны, встав на задние лапки, размахивая передними лапками и громко крича для устрашения. Точно так же защищает их мать от пернатых врагов. А если враг нападает с воздуха, зайчиха опрокидывается на спину и задними ногами старается вспороть брюхо нападающему. Лису и куницу отвлекает от зайчат, бегая вокруг и крепко стуча ногами о землю. Случается и гибнет, спасая детей. Так что, обидно зайцам, несправедливо их в трусишки зачислили. А то, что они, заслышав шорох, с места срываются и убегают – не трусость, а мудрость звериная: глупо стоять на месте в ожидании когда тебя съедят. Про это есть русская пословица: «Заяц не трус, себя бережет».

Сами зайцы – травоядные животные. Что это значит? (Ответы детей). Зайцы питаются только растительной пищей: листьями, стеблями, корнями, корой молоденьких деревьев, плодами. Едят и грибы, но самое любимое лакомство – кора осины. Для зайцев она слаще сахара. Где лежит поваленное ветром дерево осины, кору зайцы сгрызут дочиста. Зубы у зайцев для этого подходящие. Что вы можете сказать о заячьих зубах? (Ответы детей). Зубы у зайца большие, плоские – для питания, а не для нападения. А задние лапы намного больше передних. Знаете ли вы, почему? (Ответы детей). У каких еще животных задние лапы приспособлены для прыгания? (Ответы детей). Тушканчик, кенгуру. Посмотрите на эти картинки и фотографии. (Показ).

А сейчас поиграем в «Танграм». Ваша задача из семи фигур выложить изображение зайца по предложенному рисунку-образцу. (Дети выполняют задание).

В течение года зайцы периодически линяют. И в это время валяются в пыли, лезут в колючие кусты, ерзают спиной и брюхом по земле, стараясь быстрее сбросить старый шерстяной покров.Новая шубка – осенне-зимняя – качеством получше. Всем вам известна загадка о зайце: «летом серый, зимой белый». Почему так говорят про зайца? (Ответы детей). Это верно для других зайцев, живущих в более холодных местах. А нашему крымскому зайцу полностью белеть, смысла нет. Подумайте, почему? (Ответы детей). У нас в Крыму снег не только не лежит всю зиму, бывают такие теплые года, что снег и вовсе не разу землю не покроет. Так зачем же зайцу белым становиться, не для того же, чтоб его – белого, на серой грязи хорошо видно было. Но наши крымские зайцы не глупые: к зиме только чуть-чуть посветлее шубку наденут, светло-серую. «Побелеешь, — наверное размышляет заяц, — снег растает, и крутись потом на темной грязи, каждому хищнику хорошо заметный. Нет уж, лучше я останусь серым. Себе спокойнее и врагам невдомек». А если иногда снег выпадет, зайцы в это время отлеживаются, стараются не бегать по лесу.

В середине зимы у зайцев бывают первые свадьбы. В это время зайцы танцуют и «поют»-гукают. Если на одну зайчиху несколько женихов претендуют, драки не избежать. Лягаются задними ногами, встав на дыбы, лихо боксируют передними лапками.

Давайте немного поиграем (Динамическая пауза).

Игра «Зайцы и одуванчики».

Часть детей – зайцы, стоят на краю игровой площадки. Остальные дети – цветы одуванчика, сидят на коленях с поднятыми вверх и в стороны руками с сомкнутыми ладонями. На слова:

Скачут среди травки зайцы быстроногие,сбили одуванчики лапками у дороги

дети-зайцы прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед и руками касаясь детей-одуванчиков, которые после касания встают и опускают руки. Они начинают подскакивать и кружиться после слов:

Закружились, будто снег в воздухе пушинки,А зайчата скачут быстро по лесной тропинке.

(Воспитатель отмечает прыгучих «зайцев» и легких, как пушинки, «одуванчиков»).

Зайчата рождаются несколько раз в году и называются по-разному. Те, что родились зимой – «настовики». Наст – это плотная корка на снегу. Почему этих зайчат зовут настовиками? Ответы детей).А как вы думаете, когда рождаются зайчата «травники»? (Ответы детей). Весной, когда зазеленеет трава. В какое время появляются зайчата «колосовики»? (Ответы детей). Когда хлеба колосятся. Ну а когда появляются «листопадники»? (Ответы детей). Верно, осенью, во время листопада.Поиграем в игру «Времена года».У вас на столе карточки четырех цветов – четырех времен года. Какой цвет какое время года обозначает? Почему? (Ответы детей). Зима – белый, весна – зеленый, лето – красный, осень – желтый. Я буду называть зайчат, а вы поднимите карточку того цвета, в какое время года родились эти зайчата. (Проводится дидактическая игра).

К моменту появления зайчат, мать быстренько готовит ямку и выстилает ее травой. Рождаются зайчата очень симпатичными, пушистыми и глазастыми. Зубы у них вырастают через неделю. Мать кормит зайчат и сразу же уходит, чтобы своим запахом не привлечь внимание хищников. Дело в том, что зайчата в младенчестве ничем не пахнут, поэтому найти их по запаху не сможет никакой хищник. А зайчиху – может. Вот и уходит она от зайчат, чтобы сберечь их. Спустя несколько дней зайчиха возвратится, вновь покормит деток и уйдет. Молоко у зайчих не то что коровье, густое и жирное. Одного кормления зайчатам хватает на несколько дней. А если мимо будет пробегать чужая мама, то и она остановится, чтобы накормить малышей.

Запомните хорошенько и всем расскажите: если попадутся вам на глаза одинокие зайчата, не подбирайте их, не уносите домой. Они не брошенные, а законные мамины детки и тихо сидят там, где приказала мама, и ждут ее. Человеку выкормить недавно родившегося зайчонка все равно не удастся, погибнет.

Раньше в Крыму зайцев было превеликое множество. Сейчас стало поменьше. Но все же заяц крепко держится за крымскую землю. Ведь даже зимой ему еды вдоволь. К тому же зайчата рождаются четыре раза в год по 3-6 сразу. И хотя не все заячьи детки выживают, можно сказать, что зайцев у нас достаточно.

Ну а сейчас, сделаем вот такого симпатичного зайца (конструирование из бумаги).

Приложение

Чем интересны зайцы?

Почему у зайца маленький хвост?

Слепыми или зрячими рождаются зайчата?

Куда зайцу легче бежать с горы или в гору?

Почему у зайца шкурка тонкая?

Правда ли, что заяц зимой в валенках ходит и не проваливается?

Косой ли заяц?

Сколько раз в году рождаются зайчата и как их называют?

Все ли зайцы зимой белые?

«Труслив как заяц» — так утверждает народная мудрость. А трусливый ли заяц?

Если зайцы рано стали белеть, то зима наступит раньше или позже?

Верно ли, что у зайца каждый день растут зубы?

Стихи про зайцев. Детские стишки о зайцах.

У пенька

Зайчиха, сидя у пенька,Учила шустрого сынка:- Будь смел,Не хвастай и не ври!Чужой капусты не бери!Не жми при встречеВолчьих лап!Не обижай того, кто слаб!Не смейся над чужой бедой!С голодным поделись едой!Обидных кличек не давай!Осла глупцом не называй!Ещё запомни сын:НеловкоДарить мышонку мышеловку,Лисе — капкан,Ершу — крючок,А поросёнку — пятачок!

Г.Ладонщиков

    * * *

А что внутри?

Вот сугроб.-А что внутри?-Если хочешь,Посмотри! -Посмотрел зайчишка,А в сугробе — мишка!Не хватило бзайке ног,Если б ветерНе помог.Зайка — прыгНа край метели.И они в оврагВлетели.

   Г.Новицкая

    * * *

Заяц

Спят усталые ветра,Спит лесник в своей избушке,А у ЗАЙЦА до утраСпят по очереди ушки.

В.Орлов

    * * *

Скачет зайчик по стенеИ подмигивает мне.Перепрыгнул на картинку,Задержался на ботинке.Поплясал на потолке,Притаился в уголке.Вот он спрятался в кроватке,С нами он играет в прятки.

    * * *

Про зайцаЗаяц в лес бежал по лугу,Я из лесу шёл домой-Бедный заяц с перепугуТак и сел передо мной!Так и обмер, бестолковый,Но, конечно, в тот же мигПоскакал в лесок сосновый,Слыша мой весёлый крик.И ещё, наверно, долго,Притаившись в тишине,Думал где-нибудь под ёлкойО себе и обо мне.Думал, горестно вздыхая,Что друзей-то у негоПосле дедушки МазаяНе осталось никого…

Н.Рубцов

    * * *

На полянке

На полянке у пенькаЗайцы пляшут трепака,Пляшут, веселятся,Топать не боятся.Рады ясному деньку,Рады старому пеньку,Клёнам и ромашкам,Птицам и букашкам.Что им не резвиться,Коль полно кислицы,Если нет поблизостиВолка и Лисицы.

Г.Ладонщиков

    * * *

Зайчик

Скачет между травкамиБыстроногий зайчик.Смял своими лапкамиБелый одуванчик.Полетели высокоБелые пушинки.Скачет зайчик далекоПо лесной тропинке.

М. Клокова

    * * *

КТО ЭТО?

Чьи-то лапки на белом снегу наследили,Кто-то, робкий, лесною опушкой бежал,У березы кору обглодал.Корешок чьи-то зубки точили.Белым столбиком долго сидел,Навострив свои длинные ушки,И, зачуяв стрелка, полетелЧерез голову с белой горушки.Куцый хвостик, глаза с косинойИ пушистая белая шубка, ^Рост не мал и не очень большой,И раздвоена верхняя губка.О.А.Беляевская

    * * *

Стой, зайчонок, не бегиПо тpопинке yзенькой.Лyчше ты побеpегиХвостик свой кypгyзенький.Лис кpадется вдоль тpопы.Вpяд ли ищет он гpибы!

Ирина Токмакова

  Зайцы по природе способны развивать почти мгновенно скорость до 80 километров в час и бежать со скорость 60 км/час несколько километров, оставляя большие , растянутые следы через 3-4 метра Особой резвостью отличается заяц-русак, его движения быстры, ловки, уверенны. Огромный заряд энергии, изящная подвижность и красота движения просто завораживают. Из внешних чувств у зайца сильно развит слух, слабо зрение, хорошо обоняние.   Беляк и русак довольно хорошо плавают. Спасаясь от погони, могут переплыть реку, при этом держат уши отогнутыми назад. Во время паводка много зайцев гибнет из-за переохлаждения.   Возраст зайца можно определить по внешним признакам. Старый русак имеет на голове много волос с сединой, когти стертые и тупые. У молодого зайца на лбу, словно звездочка, несколько белых волосков, а щетинки глазной впадины выражены слабо, как бы прилегают к голове. Когти свежие и острые.

Сказка

ОТЧАЯННЫЙ ЗАЯЦ

Вылиняли у зайца-беляка задние ноги. Снега еще нет, а у него ноги белые стали. Будто белые штаны надел. раньше серого зайца никто и на поляне не замечал, а теперь он и за кустом сквозит. Всем как бельмо на глазу! В ельник забился — синицы увидели. Окружили и давай пищать:

— Заяц в штанах, заяц в штанах!

Того и гляди, лиса услышит.

Заковылял заяц в осинник.

Только под осинкой залег — сороки увидели! Как затрещат:

— Заяц в штанах, заяц в штанах!

Того и гляди, волк услышит.

Замелькал заяц в густель. Там елку вихрь повалил. Легла елка вершиной на пень. Как шалашиком, пень накрыла. Вспрыгнул беляк на пень и притих. «Вот, — думает, — теперь от всех спрятался!»

Шел по лесу охотник и видит: в самой густели будто глазок на небо сквозит. А какое там небо, если позади лес черный! Заглянул охотник в лесной глазок — заяц! Да близко — ружьем ткнуть можно. Ахнул охотник шепотком. А заяц — некуда податься — шасть прямо на охотника!

Отшатнулся охотник, запутался ногами в валежнике и упал. А когда вскочил — только белые штаны заячьи мелькали вдали.

Опять увидели зайца синицы, запищали:

— Заяц в штанах, заяц в штанах!

Сороки увидели, затрещали:

— Заяц в штанах, заяц в штанах!

И охотник кричит:

— Заяц в штанах!

Вот штаны — ни спрятать, ни переменить, ни сбросить! Хоть бы уж снег скорей — беспокойству конец.

Н. Сладков






map