Методическая разработка Ужасно интересно все то что неизвестно



Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 17 «Дюймовочка» г.Волжска РМЭ

Методическая разработка непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе.

Тема : «Ужасно интересно, все то, что неизвестно»

(образовательная область » Познание)

Принята на заседании педагогического совета ДОУ № 17

Протокол №4 от 12 сентября 2012 г

Составила: воспитатель

Дружинина Лариса Юрьевна

Пояснительная записка.

Дошкольный возраст характеризуется большими нереализованными возможностями познания окружающего мира .раскрыть их помогает образовательная деятельность. У детей успешно развивается самостоятельность, творчество, умственные способности, учебные и познавательные интересы, что содействует процессу активного овладения знаниями. Познавательные интересы оказывают большое побудительное влияние на процесс и результат учения. Экспериментальные данные Л.И. Божовича, Л.А.Венгера ,Н.Г. Морзовой свидетельствуют , что наличие устойчивых познавательных интересов — один из показателей готовности ребенка к школьному обучению. По изучению причин неуспеваемости учеников младших классов (работы Л.И. Славиной) можно сделать вывод, что большинство неуспевающих составляют так называемые интеллектуально-пассивные дети , избегающие активной мыслительной деятельности .Причина- несформированные своевременно познавательные интересы. Вот почему определение и создание условий способствующих развитию и воспитанию познавательных интересов в дошкольном возрасте представляется весьма важным : дальнейшее интеллектуальное развитие , формирование мыслительных процессов зависят от их наличия и активности. Кроме того, в ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в качестве одной из составляющих содержания образовательной области » Познание» указывается развитие у детей познавательных интересов . Поэтому формирование их и их предпосылок , начиная с дошкольного возраста ,- важная задача в системе воспитания положительного отношения к знаниям в учебной деятельности.

В последние годы наблюдалась тенденция к увеличению количества занятий , включение в них не всегда полезного и необходимого воспитаннику содержания обычно представляющих отрывочные сведения из разных областей .Такая информация не актуализируется ребенком в жизни. и соответственно у него не формируется целостного представления о мире как единой системе, где все взаимосвязанно. Восприятие подобных сведений сказывается и на снижение двигательной активности детей .Использование интегрированного подхода позволяет детям сэкономить время для общения ,прогулок, самостоятельного творчества игровой деятельности.

Актуальность интегрированного подхода объясняется следующими причинами:

— окружающий мир познается детьми в своем многообразии и единстве,

-интеграционный подход способствует раскрытию потенциала воспитанников, побуждает их к активному познанию мира, осмыслению, нахождению причинно- следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

— различные виды поддерживают внимание детей на высоком уровне в течение всей образовательной деятельности , что позволяет говорить об их достаточной эффективности.

— интеграция дает возможность для самореализации, самовыражении.

Мною был разработан цикл непосредственной образовательной деятельности в образовательной области»Познание»,направленный на развитие познавательно- исследовательской и продуктивной деятельности, формирование элементарных математических представлении, формирование целостной картины мира. чтение художественной литературы, развитию художественного творчества-» Ужасно интересно, все то , что не известно…»Детям предоставляется возможность «проживания».интересного для них материала.

Для разработанного мною цикла НОД характерна смешанная структура ,позволяющая маневрировать при организации содержания , излагать отдельные его части различными способами. В данной методической разработке прослеживаются следующие компоненты построения НОД:

-четкость, компактность учебного материала,

— продуманность и логическая взаимосвязь разделов,

-информативная емкость образовательного материала,

-систематичность и доступность изложения,

-соблюдение временных рамок.

Цель: создание благоприятных социально — педагогических условий для усвоения и закрепления знаний детей через игровой сюжет, раскрытие способностей и содействие в самореализации детей, формирование готовности к дальнейшему развитию познавательно- исследовательской деятельности.

Задачи:

— развивать познавательный интерес воспитанников к подводному миру;

— обобщать и расширять знания детей о воде, об обитателях подводного мира, о родном крае;

— совершенствовать навыки поисково — исследовательской деятельности воспитанников;

— повышать двигательную и речевую активность детей;

— развивать самостоятельность, инициативу в решении познавательных задач.

Предполагаемые результаты.

— развит навык познавательной активности, творческие способности, коммуникативные навыки;

— сформированно умение осуществлять поисково- исследовательскую деятельность;

— определено понимание детьми необходимости беречь природу;

— обогащен и активизирован словарь по темам: рыбы, обитатели подводного мира, водные растения.

Связь с другими образовательными областями

«Здоровье»

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья.

«Коммуникация»

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми, формирование умения отстаивать свою точку зрения, развитие всех компонентов устной речи.

«Социализация»

Развитие игровой деятельности; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

«Музыка»

Использование музыкальных произведений приобщение к музыкальному искусству..

«Чтение художественной литературы»

Совершенствование интонационной выразительности речи, дикции, развитие литературной речи, приобщение к словесному искусству,

«Художественное творчество»

Развитие продуктивной деятельности детей,

развитие мелкой моторики пальцев и кисти рук.

«Физическая культура»

Накопление и обогащение двигательного опыта детей.

1.Тема: «Обитатели аквариума- рыбы» («Давайте познакомимся!»)

Цель: Формирование познавательного интереса к обитателям аквариума.

задачи:

Познакомить детей с историей возникновения аквариума;

Уточнить и расширить представление детей о рыбах( среда обитания, строение)

Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, выражать их в речи;

Развивать познавательно-исследовательскую и продуктивную деятельность

Развивать моторику кисти руки.

Развивать игровую деятельность.

Развивать музыкальность детей.

Расширять и активизировать словарь детей по тематике.

Воспитывать доброжелательное отношение к обитателям аквариума.

Материал: картинка с изображением рыбы — бога Оанис; иллюстрации к сказкам: русская народная сказка «По — щучьему велению», А.С.Пушкин «Золотая рыбка», Б.Ершов «Конек-Горбунок», Г.Х.Андерсен «Русалочка»; иллюстрации с аквариумными рыбками; схемы строения рыбы; таз с водой; фонозапись.

Предварительная работа:

-Экскурсия в экологически центр. цель :Познакомить с обитателями аквариума.

— Перед НОД в группу вносится аквариум с золотой рыбкой.

Ход непосредственной образовательной деятельности.

1.(ОО » Познание», «Коммуникация«)

Воспитатель.

Ребята, отгадайте загадку:

-С хвостом, а не зверь

С перьями, а не птица (рыба).

-Дом стеклянный, в нем жильцы

Все отличные пловцы (аквариум и рыбки).

Воспитатель.

-Я думаю, вы догадались, что сегодня мы с вами поговорим об аквариуме и его обитателях.

(Раздаются сказочные волшебные звуки, из-за ширмы появляется Морская царевна).

Морская царевна.

-Куда я попала? Опять Золотая рыбка все перепутала. Я же попросила её перенести меня в теплые южные моря.

Воспитатель.

А вы кто?

Морская царевна.

Я, Морская Царевна, дочь самого повелителя всех морей и океанов Нептуна. А вот вы кто и где это я?

Воспитатель (или дети)

Мы мальчики и девочки подготовительной группы.

А попали вы в детский сад «Дюймовочка» и наш адрес: Республика Марий Эл, город Волжск, улица Ленина, д.6а.

Морская царевна.

И что же мне прикажете делать? На сотовую морскую связь с Золотой рыбкой я смогу выйти только через 30 минут .А вы знаете сколько это 30 мин я ведь не могу определять время по часам,

2.Воспитатель.А ребята вам объяснят. Дети исполняют песенку для определения времени по часам.(В.А. Лаптева » Музыкальная математика» )(ОО «Музыка»,»Познание».ФЭМП.)

Ваше Морское Высочество, не переживайте и оставайтесь пока у нас.

У нас в гостях золотая рыбка, только она, конечно, не такая волшебная, как у Вас, и живет в аквариуме. Хотите, мы Вас с ней познакомим.

Морская царевна.

Спасибо за приглашение. С удовольствием останусь у вас, а может, и я вам еще пригожусь.

(Воспитатель предлагает всем встать вокруг аквариума).

3.(ОО » Коммуникация «, «Познание»)

Скажите, пожалуйста, как называется этот стеклянный ящик, наполненный водой.

Дети. Аквариум.

Воспитатель.

У кого дома есть аквариум, и кто живет в аквариуме? (ответы детей)

(рассматривание иллюстраций с изображением аквариумных рыбок)

Морская царевна.

А вы знаете, что человек с первого дня своего появления на планете контактирует с рыбами. Благодаря своим удивительным особенностям рыбы стали персонажами тысяч мифов сказок и легенд. В старину верили, что подводный мир населен фантастическими существами. Например, в Вавилоне был по приданию Бог Оанис (приложение). По легенде, голова и ноги у него были человеческие, туловище рыбье. День-деньской он коротал на суше, а к вечеру погружался в воду и оставался там до восхода солнца. А вспомните героиню сказки Г.-Х.Андерсана «Русалочка». У героини туловище человеческое, а хвост рыбий (приложение) Есть такие герои и в русских сказках. Прежде всего, это Емелина волшебная щука, а чудо-рыба Кит в сказке Б.Ершова «Конек-Горбунок». А моя знаменитая помощница Золотая рыбка из сказки А.С.Пушкина?( Аквариум-маленький подводный мир. Люди с давних времен стали заниматься разведением аквариумных рыбок. Еще в трудах древнегреческих и древнеримских ученых встречается описание аквариумов, или писцины (от лат.слова- рыбы) в домах и садах греческой и римской аристократии. Очень, очень давно занимались разведение рыбок в Китае, Японии. Первые золотые рыбки были привезены в Европу в середине 17 века. Первоначально золотые рыбки содержались в вазах и садовых бассейнах богатых вельмож. А в середине прошлого века в Европе появились и первые публичные аквариумы, в основном морские – для ознакомления населения с чудесам подводного царства. Разведение рыбок вызывало большой интерес. Моряки и путешественники привозили из плаваний разнообразных тропических рыбок, которые поразили их своей красотой. Люди пытались их разводить, помещая их в стеклянные емкости. И можно сказать, что эти эксперименты им удались. Потому, что увлечение аквариумистикой (т.е.разведением аквариумных рыбок) дошли и до наших дней. Сейчас во многих странах мира созданы морские аквариумы и океанариумы, где содержатся не только рыбы, но и морские животные. (рассказ сопровождается иллюстрациями аквариумных рыбок).

Воспитатель. Спасибо, Морская царевна, за интересный рассказ об истории возникновении аквариума. А теперь я предлагаю перенестись из прошлого в наше время и рассмотреть наш аквариум.

Слово «аквариум» произошло от слова «аква», что в переводе обозначает вода. Мы же с вами знаем, что рыбы могут обитать только в воде.

Скажите, пожалуйста, что такое аквариум? (ответы детей).

Кто живет в нашем аквариуме? (ответы детей).

Какая вода в нашем аквариуме? (ответы детей)

Вы правы, рыбки любят чистую и прозрачную воду, для этого за аквариумом нужно ухаживать.

А как нужно ухаживать за аквариумом?

Дети: чистить, менять воду.

А как часто надо кормить рыбок?

Дети: рыбок нужно кормить умеренно, корма брать не много, сыпать в специальные кормушки.

Воспитатель: Обратите внимание на то, что в аквариуме растут растения – это водоросли. Они нужны для питания рыбкам. Водоросли необходимы и для пополнения кислородного запаса в аквариуме, чтобы рыбки могли свободно дышать и двигаться. А так же рыбки в зарослях водорослей любят отдыхать. А спят они с открытыми глазами.

3.(ОО» Физическая культура».» Социализация»,» Здоровье»)

Воспитатель.

Я предлагаю вам немного отдохнуть и представить, что вы рыбки.

Игра «Где спит рыбка?»

Ночью темень, ночью тишь

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Лисий след ведет к норе,

След собачий- к конуре,

Белкин след ведет к дуплу,

Мышкин – к дырочке в полу.

Жаль, в аквариуме в воде

Нет следов твоих нигде.

Только темень, только тишь

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Содержание игры: Дети стоят по кругу. Ведущий, обходя детей, некоторым из них что- то говорит по секрету. Таким образом, назначаются лиса, собака, рыбка, мышка. На первые две строки текста дети, взявшись за руки, идут к центру круга и назад ( 4 шага вперед, 4 шага назад). С третье строки через круг пробегает лиса и становится против своего первоначального места. На 4,5,6 строки дети идут по кругу взявшись за руки. Водящие имитируют движения персонажей на примере лисы. На 9 строку дети останавливаются и делают пол оборота в право и влево. На 10 строку поворачиваются спиной в круг 4 шагами, как бы отыскивая рыбку. В это время когда дети поворачиваются, осторожно выходит рыбка и присаживается на корточки в середине круга. С концом игры дети поворачиваются лицом в круг. Рыбка назначает новых персонажей игры, так же по секрету.

Воспитатель. Вот мы и отдохнули.

Я предлагаю вспомнить -кто же такие рыбы? (ответы детей)

Рыбы – это животные тело которых покрыто чешуёй. Обратите внимание, как выглядит рыбка. Форма тела- обтекаемая, похожа на капельку, чтобы было удобно передвигаться в воде (Схема № 1).

Попробуем узнать, почему же природа создала их такими

4.(ОО » Познание».Познавательно- исследовательская деятельность.)

Опыт. Перед вами таз с водой. По-очереди проводим рукой, поставленой на ребро сомкнутыми пальцами в воде. Затем то же самое открытой ладошкой. В каком случае, рука легче идет сквозь воду? (ответы детей).

Теперь сами объясните, почему рыбы имеют такую форму тела? (ответы детей).

А мы с вами с помощью чего может действовать, передвигаться?

Дети: С помощью рук и ног.

Воспитатель: А рыбы как передвигаются в воде?

Дети: с помощью плавников и хвоста. (Схема № 2)

Воспитатель: рыбы пользуются плавниками для поворотов, сохранения равновесия, торможения и управления движением. Двигаются они при помощи хвоста.

А как рыбы дышат?

Дети: жабрами

Воспитатель: с помощью жаберных крышек. (Схема № 3)

Жаберные крышки находятся за головой, и постоянно, то открываются, то закрываются. Это рыбы дышат.

Воспитатель. Чем покрыто тело рыбы?

Дети: чешуйками. (схема № 4)

Воспитатель: Обратите внимание, у рыб есть глаза, рот, как у всех живых существ (Схема № 5).

У многих рыб хорошее зрение, но у них нет век. Окружающая вода увлажняет и очищает их глаза. Рыбы обладают хорошим обонянием. Они чувствуют запах ноздрями, но не могут ими дышать.

Обратите внимание, рыбка двигается легко и свободно, что помогает ей так легко передвигаться в воде?

Дети: обтекаемая и гладкая поверхность тела, плавники и хвост помогают рыбке двигать в разных направлениях и делать повороты.

Воспитатель: Вот мы с вами и познакомились с обитателями аквариумов. Но не кажется ли вам, что нашей рыбке одиноко. Давайте поможем ей найти друзей.

5.(ОО » Познание» Продуктивная деятельность. Задание «Собери рыбку»)

(детям предлагается несколько вариантов частей рыб: тело, плавники, хвост разных цветов и разной формы, фломастеры, клей). Задание: собрать из данных частей свою рыбку. Игра предполагает работу в парах.

Воспитатель.

Замечательные рыбки у вас получились, у нашей рыбки теперь появились друзья. (у Морской царевны звенит звонок (сотовый).

Морская царевна.

Это мне Золотая рыбка звонит. Пора возвращаться в свои Морские владения. А можно мне к вам еще приплыть, мне так у вас понравилось.

Воспитатель.

Конечно, мы будем рады Вам. Ведь в следующий раз мы продолжим наше знакомство с водным миром аквариума. Спасибо Вам за интересный и увлекательный рассказ об истории возникновения аквариума (звучит волшебная музыка, дети закрывают глаза и Морская царевна «исчезает»).

6.Рефлексия.

2. Тема «Чем дышат рыбы и как они размножаются»

Цель : развитие познавательной активности.

Задачи:

учить анализировать, делать выводы, выражать их в речи.

развивать наблюдательность, опытно-поисковую деятельность, фантазию, воображение;

развивать интерес к художественной литературе,

развивать умение действовать в команде,

развивать свободное общение со взрослыми и детьми.

передавать форму рыбки ,ее основных частей.

продолжать расширять представление детей о рыбах;

воспитывать бережное и заботливое отношение к обитателям аквариума;

Материал: компрессор для нагнетания воздуха, схема размножения рыб, стеклянные банки, кипяченная вода, фонозапись, пластилин. дощечки для лепки,

Подготовка к занятию: накануне занятия положить кусочек пластилина в воду; поставить банку с водой в холодильник.

Ход непосредственной образовательной деятельности

1.( ОО » Познание», » Коммуникация»)

Воспитатель.

Отгадайте загадки:

-У родителей и деток

Вся одежда из монеток (рыбки).

-Дом прозрачен, как окошко,

В доме том живут рыбешки (аквариум).

(Звучит волшебная музыка, появляется Морская Царевна).

Морская Царевна.

Здравствуйте! Мне у вас так понравилось в прошлый раз, что снова решила придти к вам в гости. На этот раз Золотая рыбка не ошиблась и точно отправила меня по вашему адресу: Республика Марий Эл, город Волжск, улица Ленина, д.6а, детский сад «Дюймовочка». Правильно?

Дети.Да, правильно.

Морская Царевна: » Можно к вам?»

Дети и воспитатель.

Конечно , проходите, пожалуйста, Ваше морское Высочество. Тем более, что мы сегодня продолжаем разговор об аквариуме и его обитателях.

Морская Царевна.

Спасибо большое! Но сначала, я бы хотела проверить ваши знания. Ответьте мне, пожалуйста, на мои вопросы.

— Кто такие рыбы? (ответы)

— Где могут жить рыбы? (ответы)

— Как рыбы передвигаются в воде? (ответы)



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст




map