Методическая разработка Вопросы патриотического воспитания в детском саду



Государственное бюджетное образовательное учреждение города москвы детский сад комбинированного вида № 915

2012

Методическая разработка

Вопросы патриотического воспитания в детском саду

Старший воспитатель Романова Людмила Владиславовна

москва проезд донелайтиса,16

Содержание

Вводная часть.

Анализ проблемы в детском саду.

Пути методической работы с кадрами.

Рекомендации по работе с семьей.

Рекомендации по работе с детьми ко Дню Победы.

Человек не может жить без общения с другими людьми, он никогда не станет человеком, если рядом не будет другого человека – источника внимания и поддержки, партнера по игре и труду, носителя знаний об окружающем мире и способах его познания.

Дошкольный возраст – это период первоначального становления личности. К семи годам уже достаточно четко прослеживается направленность личности ребенка как показатель уровня его нравственного развития. Формирование личности ребенка, воспитание у него определенного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции – сложный педагогический процесс. В основе его лежит правильное, гармоничное развитие чувств.

Чувство – особая форма отношений человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека. Нравственное воспитание – процесс двусторонний. С одной стороны, он предполагает активное воздействие на детей взрослых: родителей, педагогов, с другой – активность воспитуемых, которая проявляется в их поступках, чувствах и отношениях. Поэтому, реализуя определенное содержание, используя различные методы нравственного воздействия, педагог должен внимательно анализировать результаты проделанной работы, достижения своих воспитанников. Задачи нравственного развития детей и технологии ее реализации специально не прописаны, хотя говорится о том, что само воспитание должно пониматься «как приобщение к миру человеческих ценностей» и что именно в дошкольном возрасте формируется начало нравственного сознания.

К сожалению, в последние десятилетия всему мировому сообществу, включая Россию, предлагается стандарты, сущность которых заключается в приоритете материальных ценностей над духовными. Целое поколение выросло в атмосфере сниженного воспитательного воздействия семьи и российской национальной культуры. В последних постановлениях правительства и президента вопрос патриотического воспитания, наконец-то, выводится на первый план.

Перед дошкольным учреждением в числе наиболее важных стоят задачи формирования базовой культуры личности, высоких нравственных качеств: основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к ее историческому и культурному наследию, природе; уважения к старшим и сверстникам.

Чтобы эти задачи успешно решались, необходимо создать условия для развития творческих способностей ребенка, инициативности, организованности, успешной социализации в обществе; формирование основ культуры здоровья, сознательного отношения к семейной жизни, воспитания интереса к труду, гуманное отношение к миру.

Как же воспитать это чувство патриотизма? Когда оно появляется и осознано ли оно?

Процесс воспитания этого чувства многогранен, он включает в себя и знакомство с традициями, обычаями и народным искусством России, литературным и музыкальным наследием, формирование бережного отношения к природному и животному миру.

Любовь к Родине начинается с любви к тому месту, где человек родился и вырос. Поэтому огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного города.

Наш детский сад находится на Северо-Западе столицы. Рядом исторические и природные памятники. Проведя беседы с детьми, родителями мы пришли к неутешительному выводу: не только дети, но и большинство взрослых, очень мало знает не только о Москве, но и о ближайшем окружении. Многие названия для них пустой звук. Все ходят зимой кататься с большой горы в красивом парке со старинной усадьбой, но только половина опрошенных знает название этого места – «Братцево» и еще меньше могут сказать, что это за историческое место. Летом все гуляют и купаются в речушке Сходня, которая протекает на дне красивого котлована, но почти никто не знает, почему так названа река. Красивейшему природному котловану присвоен статус «Сходненский ковш- памятник природы»

— эти таблички выставлены на расстоянии

500 метров по окружности «ковша», но

только 5 человек из 65 опрошенных смогли

хоть что – то сказать об этом.

Проанализировав сложившееся положение,

работу по патриотическому воспитанию мы

решили начать именно со знакомства с

окружающими нас историческими,

природными и культурными памятниками.

Воспитание патриотизма – процесс сложный и длительный, требующий от педагогов глубоких знаний, личной убежденности. Работа должна идти систематически и планомерно во всех возрастных группах, сочетаться с разными занятиями: будь-то развитие речи, художественно-эстетическое развитие или математика.

Каждый работник детского сада должен быть настроен на воспитание ребят в духе уважения к человеку – труженику, защитнику, достойному гражданину. Задачи приобщения детей к жизни города, его истории, культуре, природе наиболее эффективно могут быть решены, когда на занятиях устанавливается связь поколений и познание ближайшего окружения связывается с культурными традициями прошлого.

В течение нескольких лет коллектив детского сада углубленно работал по проблеме ознакомления дошкольников с народно-прикладным искусством, фольклором и русскими национальными традициями.

Накоплен большой положительный опыт по этому вопросу, проводятся и интегрированные занятия и досуги, викторины, занятия в «русской избе», но решить проблемы патриотического воспитания в целом это не может, так как это только однобокое решение задач воспитания. Этот положительный опыт должен остаться в работе с детьми, но необходимо усилить работу и в остальных направлениях.

В процесс воспитания чувств и формирование этических представлений — нравственное воспитание. Это очень долгий и сложный процесс и он должен идти постепенно, от простого к более сложному.

В формировании личности ребенка существенное значение имеют мотивы, побуждающие его к определенному поведению, к деятельности. Мотивы могут быть нравственные, общественные: желание помочь старшему, заступиться за младшего, навести порядок — или эгоистические: захватить лучшую игрушку, оказать помощь в ожидании награды, стать на сторону неправого, но более сильного сверстника. Если в младшем возрасте первая и вторая линии мотивации выступают не всегда заметно(и еще нельзя сказать о нравственной воспитанности ребенка), то у детей пяти-шести лет мотивы поступков с достаточной определенностью характеризуют уровень воспитанности, нравственную направленность личности.

Воспитателю непременно нужно знать о помыслах, чувствах, намерениях ребенка, чтобы правильно оценить его поступки, поведение.

Мотивы поведения формируются главным образом в процессе опыта, который приобретает ребенок в повседневной жизни и деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Чем более устойчивы и нравственно ценны мотивы, тем более устойчивыми и ценными оказываются чувства, привычки поведения и представления дошкольника, степень их осознанности.

В нашем детском саду в одной группе собраны дети с различными ортопедическими диагнозами, имеются дети с ограниченными возможностями в движении. Задача воспитателя в этих группах состоит в том, чтобы научить детей с одной стороны не замечать отклонений в развитии своих сверстников, а с другой – оказывать помощь там, где он не может что – то сделать сам в силу своей болезни.

Таким образом, содержание и методы нравственного воспитания дошкольников должны соответствовать особенностям детей этого возраста, и предусматривают зону ближайшего нравственного развития.

Представленная схема помогает разделить работу по нравственно-патриотическому воспитанию на отдельные блоки для удобства планирования.

отношение к историческим фактам и памятникам

знания о стране, городе.

Знание символики государства,города

отношение к сверстникам

отношение к самому себе

отношение к литературе и другим видам искусства

отношение

к живой и неживой природе

отношение

к

взрослым

Личность ребенка-дошкольника

Из схемы четко видно — сколько задач необходимо решать воспитателю в процессе работы с детьми. Необходимо использовать разнообразные методы для решения этих задач. Методы – это способы педагогического воздействия, с помощью которых осуществляется формирование личности ребенка в соответствии с общепринятыми нормами и социальным заказом государства.

Первая группа методов обеспечивает создание у детей практического опыта общественного поведения. К этим методам можно отнести метод приучения ребенка к приемам общественного поведения, воспитание нравственных привычек. Наибольший эффект он дает в сочетании с использованием примера взрослого или других детей. Нельзя забывать о значении целенаправленного наблюдения и показа действия, метод организации деятельности.

Очень эффективна организация игрового процесса, особенно сюжетная игра, где выступает две линии отношений: с одной стороны это товарищи по игре, а с другой стороны – взаимоотношения играющих, регулируемые определённым сюжетом.

Формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок опирается больше на беседы, обсуждения художественной литературы, рассматривание картин, иллюстраций, диафильмов.

Методы, используемые воспитателем, могут быть не только прямые, но и косвенные, когда его руководящее воздействие опосредовано, а иногда и скрыто от детей.

Всё разнообразие методов должно использоваться воспитателями в любом виде деятельности: в труде, игре, быту.

Проведя беседы с педагогами, проанализировав их ответы на вопросы, мы пришли к выводу, что наибольшее затруднение у воспитателей вызывает работа по знакомству дошкольников с историей родного города, его достопримечательностями. Нельзя забывать, что родной город это и природа, которая в нем сохранена, и отношения между людьми в нем живущими.

Данные методические наработки направлены в помощь воспитателям именно по этой проблеме.

Чтобы детям было интересен материал по знакомству с родными местами, надо преподносить материал, адаптированный в соответствии с возрастом. Большую часть работы нужно проводить вне занятий: во время прогулок, экскурсий, чтении художественной литература, наблюдений.

Самым сложным в работе по знакомству с родным городом, особенно с его историей и достопримечательностями, является составление рассказов для дошкольников. Каждый момент работы с детьми должен быть направлен на воспитание уважения к человеку – труженику, защитнику города, достойному гражданину.

Методическая работа с кадрами в этом направлении начинается с заполнения воспитателями вопросников, с целью выявления трудностей по этому вопросу. В нашем детском саду, как уже отмечалось, трудности возникли по владению материалом о нашем микрорайоне. Предлагается следующая система работы с воспитателями:

После анализа вопросников была подготовлена консультация на тему: «Основные принципы при подготовке к беседе по истории родного района. Затем была подготовлена и проведена деловая игра «Мы – жители района «Тушино».

Но методическая работа с педагогами не должна сводиться к проведению ряда мероприятий в данном направлении. Необходимо прорабатывать и улучшать условия для успешного осуществления нравственного воспитания. Каждому сотруднику детского сада нужно оттачивать свое умение общаться с родителями воспитанников. И грамотная работа с семьей – один из залогов успеха. Для каждого родителя их ребенок самый красивый, умный, а в нашем случае у ребенка серьезные проблемы со здоровьем. Вот почему работа с родителями должна вестись по многим вопросам воспитания.

Дети с отклонениями опорно-двигательного аппарата нуждаются в определенном двигательном режиме, в продолжении укрепляющей гимнастики дома. Пропуски детского сада по домашним обстоятельствам нарушают график массажа и лечебной физкультуры, приема кислородного коктейля и фиточая, и работа по коррекции и укреплению здоровья идет не на том уровне, на котором могла бы идти.

Рекомендации воспитателя по поведению закаливающих мероприятий, бесед с детьми зачастую пропускается «мимо ушей». Родители успокоились, отдав малыша в специализированный детский сад по коррекции здоровья, решив, что вся работа теперь переложена на плечи воспитателей и других специалистов. Наша задача вовлечь родителей в активную совместную работу, увлечь их и заставить считаться с интересами ребенка.

Воспитателю для создания правильной системы работы по нравственному воспитанию ребенка нужно иметь доверительные отношения с родителями, вести совместную работу, а где необходимо оказывать воспитательное воздействие и на родителей. Мы выпускаем в жизнь одних детей, организовав и наладив доверительные отношения с их семьями. На их место приходят другие, и мы начинает всю работу сначала. Проводя анкетирования, изучая типологию семей и их особенности, подстраиваем систему работы под конкретные ситуации.

В XXI веке нам не обойтись без помощи родителей при организации музейных занятий, воспитанию чувства гордости за свою страну, отношению к защитникам Родины. От воспитателей требуется, чтобы он заинтересовал родителей информацией о проводимой в детском саду работе, раскрыл её социальную значимость, подчеркнул её роль в нравственно-патриотическом воспитании, становлении личности как гражданина своей страны. Очень хорошо развивает взаимоотношения родителей с детьми совместная деятельность. Отлично показала себя в этом направлении проектно-поисковая работа.

В преддверии праздников, воспитатель рекомендует родителям провести экскурсии с ребенком по праздничному городу, показать праздничный салют, в дни праздника посмотреть военный парад, посетить мемориальные комплексы. Очень важным моментом является то, как ведут себя родители, слушая Гимн Российской Федерации. Педагог заостряет внимание родителей на необходимость показывать ребенку государственные символы, встречающиеся в жизни и на отношение родителей к этим символам.

Ознакомление детей с государственными символами Российской Федерации осуществляется на занятиях, целевых прогулках, экскурсиях по родному городу, в процессе наблюдений за окружающим и в повседневной жизни.

Воспитатель должен учитывать, что знакомство с символикой – очень сложный материал и не допускать перегрузки занятий этим материалом, он организуется как составная часть занятия по ознакомлению с окружающим.

России должны проникать во все сферы жизни детей в детском саду. Задача воспитателя состоит в том, чтобы направлять самостоятельную деятельность детей так, чтобы они отражали имеющиеся знания и уважительное отношение к государственным символам, побуждать их обмениваться впечатлениями об окружающей жизни, общественных событиях страны.

Одним словом – в проблеме нравственно-патриотического воспитания большое количество методов и приемов работы с детьми, самое главное, чтобы материал был проработан в соответствии с возрастом детей, был им интересен и воспитатель эмоционально работал с детьми. Сам уважительно и с любовью относился к детям, родителям и, главное, к своей Родине. Только в этом случае он сможет воспитать достойного гражданина своего Отечества.

Одним из праздников, который обязательно должен отмечаться в детском саду и в семье является День Победы. Очень важно сформировать у дошкольников правильное отношение к этому дню.

День Победы -это праздник со слезами на глазах. В нашей памяти снова и снова воскрешаются образы дорогих нам людей – дедов и отцов, бабушек и матерей, отдавших жизнь за наше будущее.

В этот светлый и скорбный праздник – День Победы- никогда не изгладятся в нашей памяти те дни и ночи, когда в грохоте и огне канонад шла ожесточенная битва, из когда-либо пережитых человечеством.

Известно, то за подвиги на фронтах Великой Отечественной войны миллионы воинов были награждены орденами и медалями. В этот праздник мы отдаем глубокую дань уважения тем, кто отдал свою жизнь за нашу землю, за её народ. Память о них должна жить не только в обелисках и негасимом огне Великой Победы у священных могил, но и наших сердцах.

Великая Отечественная война стала величайшей трагедией и испытанием сил каждого гражданина нашей Родины. Наш народ выдержал суровые испытания, доказал свою жизнеспособность.

Память об этой войне, ставшей для нынешнего поколения далекой историей, — это не только хроника, летопись и дневники, но и её исторические уроки, вобравшие в себя социальный опыт прошлого и устремленные в настоящее и будущее.

Все дальше в глубь истории уходят события, связанные с Великой Отечественной войной. Но память о тех, кто героически сражался за Родину, живет в сердцах людей. Они глубоко осознают, что в бессмертном подвиге народном слились воедино доблесть и героизм воинов армии, партизан и подпольщиков, самоотверженный труд рабочих и крестьян всех наций и народностей. Передать эстафету памяти, показать дошкольникам величие и самоотверженность подвига людей, завоевавших Победу. Наша задача рассказать детям о том, что любая война это всегда огромное несчастье для любого народа. Ещё ни одна войне не приносила людям счастья, радости. Дети должны понять, почему день Победы – это праздник « со слезами на глазах».

Беседуя с детьми о войне, читая рассказы, рассматривая иллюстрации, нужно постараться передать детям атмосферу того времени. Пусть дети почувствуют, как страшно жить в военные годы, как хорошо, когда рядом близкие взрослые, друзья. А главное – пусть в пожилом человеке, который с трудом идет по улице и которому не хочется уступать место в автобусе, потому что из окна так здорово смотреть на пролетающий пейзаж, он увидит молодого, светловолосого бойца, который, не жалея своей жизни, спас маленького мальчика. С боями дошел до Берлина и спас весь мир от фашистов. Это в честь него 9 мая устроят салют, это ему мы все должны быть благодарны.

Чтобы снять напряжение и вернуть детям спокойное состояние духа, предложите им нарисовать салют, светлый майский день, цветы, радость победы и мирной жизни.

Детям нужно показывать памятники и рассказывать о них. Зачем и почему они ставятся. Памятники великой войне, подвигу народа… есть среди них такие, в которых с наибольшей силой выражены скорбь о погибших, и гордость за их подвиг, и уверение в том, что память о них никогда не уйдет… Таков памятник на Мамаевом кургане в Волгограде, Пискаревское кладбище в Петербурге, огромный комплекс на Поклонной горе в нашей столице.

Предложите родителям посетить с детьми этот мемориал, побродить по его тенистым аллеям, посетить выставку военной техники, поговорить о родственниках, принимавших участие в этой страшной войне.

Почитайте детям стихи и рассказы о войне.

В работе, посвященной Дню Победы можно очень интересно использовать проектный метод. Предложите семьям выбрать тематику проекта и попросите всю работу проводить вместе с ребенком. Можно поручить ему выбрать фотографии, расспросить бабушку или дедушку о войне. Обязательно запишите впечатления ребенка от увиденного и услышанного. Тематика проектной деятельности может быть самая разнообразная, от составления семейной летописи участников войны, до выпуска альбомов с фотографиями и рисунками. Семьи могут сами предложить тему своего проекта, например «По местам боевой славы…» Вариантов может быть множество. Главное – желание творить вместе с ребенком и быть истинным гражданином своей страны. Может быть, некоторые родители, проведя такую работу, сами по-другому станут относиться к истории своей семьи, города, страны.




map