Методическая разработка Взаимодействие тифлопедагога с семьей в ДОУ для детей с нарушен



Методическая разработка

Взаимодействие тифлопедагога с семьей в ДОУ для детей с нарушением зрения

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

В. А. Сухомлинский

Введение

За многовековую историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании личности ребенка. Семья и дошкольные учреждения — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь он получает образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, организовывать собственную деятельность. Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе вряд ли возможно.

Процесс получения ребенком новых знаний о мире не должен ограничиваться только детским садом. Часто приходится слышать такое мнение родителей: «Мы вам ребенка в сад отдали – воспитывайте, а у нас работа, заботы и другие важные дела». Расплатой за такую позицию является непоправимо утраченная духовная связь с собственными детьми и следующее за этим недоумение: «Как же так, в детском саду плохо воспитывают наших детей!». Да, безусловно, дошкольное учреждение является одним из сильных факторов развития детей. Одним из многих, но никак не единственным фактором. Родителям об этом забывать, никак не стоит.

Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Другая важная роль семейного воспитания — влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребенка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Известно также, что именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи. Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и педагогов дошкольного учреждения.

Особенности зрительного восприятия у детей с нарушением зрения

Как известно, при нормальном зрении дети уже в дошкольном возрасте воспринимают огромное количество предметов и явлений действительности. Практически мозг отражает все, что видит, что слышит, осязает… ребенок. Но восприятие не механическое отражение. Многое из воспринимаемого не осознается, остается как бы за порогом чувствительности, многое не переходит в адекватные представления. М.Н.Скаткин по этому поводу заметил, что даже хорошо видящие дети не всегда видят в предмете то, что нужно, и так, как нужно. Пожалуй, сказанное особенно характерно для восприятия детей с нарушением зрения.

В последние годы значительно увеличилось количество детей, имеющих нарушения зрения. Этот факт не мог не привлечь внимания ученых. Тифлопедагоги и психологи Головина Т. П., Земцова М. И., Литвак А. Г., Солнцева Л. И., Фомичева Л. В. И другие, показали, что уже в раннем детстве значительное снижение зрения накладывает отпечаток на общее и психомоторное развитие ребенка.

По результатам диагностических исследований, развитие детей с нарушением зрения подчиняется общим закономерностям развития, имея при этом свои специфичекие особенности:

отмечается сенсомоторная слабость:

несформированность знаний об определенных сенсорных эталонах;

возникают трудности в графическом воспроизведении фигур;

дети не обладают рациональными приемами обследования (присутствует поверхностное, фрагментарное обследование форм);

недостаточность сенсорной интеграции и координации затрудняют узнавание предметов и соединение отдельных деталей рисунка в единый смысловой образ;

качественно–динамическое своеобразие гностических процессов

замедление приема и переработки сенсорной информации) и недоразвитие зрительно – пространственной функции;

особенности психомоторного развития

импульсивность;

эмоциональная неустойчивость;

повышенная утомляемость, истощаемость;

обедненность представлений о предметах окружающего мира;

недостаточность зрительных впечатлений

Замедленность, неточность, фрагментарность зрительного восприятия;

отставание в двигательном развитии из-за проблем мышечного тонуса, несформированности техники движений, недостаточности двигательных качеств, нарушения регуляции произвольных движений;

снижение объема кратковременной и долговременной памяти;

недостатки произвольной сферы

трудности сосредоточения;

переключение внимания, удержание задания;

работы по образцу и инструкции;

общее снижение мотивации деятельности.

В современных условиях социально – экономической нестабильности общества, семья не только выполняет функцию воспитания, но и является той средой, в которой происходит психологическая коррекция личности, познания ребенка с нарушением зрения. Поэтому вопросы семейного воспитания детей с глазной патологией особенно актуализировались.

К сожалению, большинство родителей осуществляют процесс воспитания детей с нарушением зрения спонтанно, не задумываясь о необходимости специальных подходов к развитию зрительного восприятия, познавательных процессов, личности ребенка.

Возможность родителей влиять на психофизическое развитие, становление личности ребенка со зрительным нарушением, создавать благоприятные условия для предупреждения, коррекции и компенсации вторичных отклонений во многом зависит от степени их просвещенности в вопросах тифлологии.

Отсюда встает вопрос о взаимодействии семьи и тифлопедагога, задача которого:

помочь родителям понять особенности развития зрительного восприятия своего ребенка;

сообщить им необходимые знания о развитии и воспитании ребенка;

обучить специфическим приемам, обеспечивающим нормальное психофизическое и психомоторное развитие ребенка.

Задачи тифлопедагога

Основная цель деятельности специалиста – построить свою работу с родителями детей как с параспециалистами, относиться к родителям как к партнерам;

Оказывать квалифицированную поддержку;

Помогать создавать для ребенка развивающую и комфортную семейную среду;

Создавать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении детей;

Формировать адекватные взаимоотношения в родительской и детско-родительской семейных подсистемах;

Соблюдать принцип сотрудничества во взаимоотношениях с родителями и детьми;

Соблюдать принцип учета интересов, т.е. поддерживать заинтересованность в сотрудничестве.

Задачи родителей

Создание дома спокойной, доброжелательной атмосферы с теми режимными ограничениями, которые продиктованы состоянием ребенка;

Постоянное наблюдение за состоянием ребенка;

Овладение основами специальной педагогики и психологии; навыками поведения в домашних условиях, посещение занятий тифлопедагога по коррекционному развитию и воспитанию, а также обучение своих детей и закрепление полученных результатов;

Знание особенностей развития ребенка, адекватная самооценка, правильное отношение к дефекту, волевые качества, умение включать в жизнь ребенка игровую и посильную трудовую деятельность;

Самостоятельное продолжение работы при интеграции ребенка в школу.

Направления и формы работы с семьей.

Изучение семьи и ее потребностей (совместно с воспитателем).

Информирование родителей о достижениях ребенка.

Психолого — педагогическое просвещение.

Вовлечение родителей в педагогический процесс (индивидуальные беседа, корректировка индивидуального пути развития ребенка).

Направление

Опрос (анкеты, беседы, тесты).

Наблюдение за взаимодействием родителей с ребенком — мимика, телесный контакт, сюжетно — ролевая игра, беседа).

Проективный метод — кому первому ребенок рассказывает про свои беды, радости.

Презентация семьи

альбомы;

мероприятия с семьей (давайте познакомимся; подружимся; вместе действовать и т. д.).

Детский рисунок (анализ психолога)

Направление.

Родительские собрания

Круглый стол

День открытых дверей

Консультации

Направление.

Совместная познавательная деятельность (викторина, экскурсия и т. д.)

Совместная трудовая деятельность («умелые ручки», изготовление поделок, игрушек)

Клубная работа (все специалисты)

Чтение лекций по актуальным темам обучения и воспитания детей

Направление.

Почта

Личный блокнот (рисунки ребенка, рассказы о семье, достижения ребенка)

Использование наглядной агитации в работе с родителями:

Информационные стенды (лексическая тема, задачи роботы, игры, упражнения)

Уголок тифлопедагога

Выставка детских работ

Играем вместе!

«Игра пронизывает всю жизнь ребёнка. Это норма даже тогда, когда малыш делает серьёзное дело. У него есть страсть, и её надо удовлетворить. Более того, следует пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь — это игра»

А. С. Макаренко.

Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а, потому что, играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.

Маленькие дети – очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. И, конечно, своими открытиями очень хочется поделиться, особенно с теми, кого любишь больше всех. Но, к сожалению, папа очень занят на работе, а у мамы столько хлопот по дому, что совсем не остается времени на свое чадо. И все же уверена, что необходимо находить время и возможность для того, чтобы пообщаться с ребенком, поиграть с ним и чему-то научить. В предлагаемые игры и задания можно играть с детьми по дороге из садика, на прогулках, и, конечно, дома.

Ребенок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для ребенка. Чем больше минут проводится в обществе близких ему людей, тем больше общих интересов, любви между ними в дальнейшем.

Формирование представлений об окружающем мире.

Мы изучаем

Игрушки (мл. возраст)

Родителям рекомендуется

Рассмотреть с ребенком несколько игрушек; определить материал, из которого каждая из них сделана (деревянная, резиновая, пластмассовая, плюшевая, меховая);

Отметить внешние признаки игрушки: форму (круглая, квадратная, овальная, прямоугольная), цвет, качество (мягкая, твердая, гладкая, шершавая);

Учить ребенка бережно относиться к игрушкам;

Учить узнавать игрушку по описанию и на ощупь.

Прочитать стихотворения А. Барто «Игрушки». Выучить несколько наизусть.

Игры и упражнения.

Отгадывание загадок.

Его бьют, а он не плачет,

Упадет — поскачет. (Мяч).

Пляшет крошка,

А всего одна ножка. (Юла).

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку,

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка.

(Матрешка).

Кто внимательный? Игрушки (3-5 шт.) расставляются на столе. Ребенок закрывает глаза. 1-2 игрушки переставляют; убирают; добавляют новую.

Назови ласково. (Кукла- куколка, мяч, машина, лодка, заяц).

Узнай на ощупь.

Собери картинку (изображение игрушки разрезается на 4-7 частей).

Узнай по описанию.

Мы изучаем

Птицы (мл. возраст)

Родителям рекомендуется

Формировать представления о разнообразии птиц (величина, цвет оперения), учить различать их по внешнему виду, называть птенцов, узнавать на изображении и на улице.

Учить называть части тела птицы (голова, клюв, крылья, ноги, хвост).

Познакомить с особенностями поведения птиц (подвижная, весёлая, щебечет, летает, клюёт, прыгает и т. п.); чем питаются; какую пользу приносят.

Домашние

Курица цыплёнок

Петух

Утка

Уличные

Воробей

Ворона

Голубь

синица

Игры и упражнения

Чей голос? Воспроизвести голосом звуки издаваемые птицами (воркуют, каркают, чирикают и т. д.).

Имитация движений птиц.

Покорми птичку.

Наблюдать за птицами на прогулке.

Слепить птицу, гнездышко.

Мы изучаем

Семья

Родителям рекомендуется:

Закреплять знания детей о себе (фамилия, имя, возраст). О составе семьи (имена, отчества взрослых членов семьи, профессии родителей, домашний адрес).

Отработать родственные связи (мама, папа, дочь, сын, дедушка, внук, брат, сестра и т. д.).

Наблюдать и запомнить какие обязанности, какую работу выполняют дома члены семьи и ребенок.

Игры и упражнения:

«Подбери слова-действия» Что может делать мама (стирать, вытирать пыль), … сын (играть, кататься с горки, убирать игрушки) и т. п.

«Назови членов своей семьи» (самых старших, младших, кем для папы является бабушка, как зовут дочку мамы).

«Кто что может делать?» Имитация действий мамы, сына, бабушки…

«Чьи это предметы?» Очки, клубок со спицами, газета, кастрюля, молоток, кукла… Что с ними можно делать, для чего они нужны? Составление предложений.

Например: В кастрюле мама варит суп. Папа читает газету.

«Кто какой?» Мама какая? (ласковая, красивая, добрая…)

Папа какой? (сильный, большой, заботливый…)

Сын какой? (весёлый, подвижный, умный…)

Нарисуй свою семью.

Узнай кто позвал? Погладь по руке, голове и узнай кто это?

Играйте вместе с ребенком, организуйте семейные чаепития, совместные прогулки в парк и т. п.

Мы изучаем

Наша Армия.

День Защитника Отечества

(ст., подготовительный возраст)

Родителям рекомендуется

Рассказать ребенку об этом празднике – кто такие защитники Отечества, кого поздравляют в этот день;

Рассмотреть вместе с ними иллюстрации, фотографии, имеющие отношение к Российской Армии, в газетах, журналах, книгах;

Провести с ребенком воспитательную беседу, которая способствовала бы возникновению у него уважительного отношения к Армии и защитникам Отечества;

Познакомить ребенка:

С некоторыми родами войск (морской флот, авиация и т. п.);

Видами военной техники (самолет, танк, пушка, автомат, корабль);

Военными профессиями (моряк, капитан, танкист, летчик).

Игры и упражнения.

С помощью родителей нарисовать и раскрасить любую военную технику (раскраски, по трафарету).

Изготовить совместно с ребенком поздравительную открытку для папы (дяди, дедушки).

Вырезать картинки с изображением военной техники и представителей военных профессий и вклеить их в альбом.

Кому, что нужно? Составить предложения. Моряк – корабль, пограничник – собака, солдат – автомат, танкист – танк.

Мы летчики.

Мы летаем высоко,

Мы летаем низко,

Мы летаем далеко,

Мы летаем близко.

Имитация

соответствующих

движений

Мы изучаем

Одежда. Обувь. Головные уборы

(ст., подготовительный возраст)

Родителям рекомендуется

Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов.

Учить различать и называть:

детали и части одежды, обуви (рукава, воротник, карманы, пояс, молния; подошва, язычок, носок, каблук и т. п.);

качества, особенности поверхности — цвет, форма, величина, (в сравнении: детские и взрослые сапоги, брюки, платье и т. п.)

особенности поверхности — гладкая, мягкая, пушистая, шероховатая.

Закреплять названия видов ткани — фланель, шерсть, хлопок.

Учить понимать обобщающие слова — «одежда», «обувь», «головные уборы».

Учить детей самостоятельно одевать/ снимать одежду в определённой последовательности. Учить застёгивать пуговицы, молнию, кнопки, завязывать узелки.

Воспитывать опрятность.

Игры и упражнения дома.

Кто быстрее оденется? Одень куклу.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




map