Методическая разработка занятий по ритмике для детей с выраженной умственной отсталость



Конспект музыкально — ритмического занятия

с использованием жестов и имитационных движений для детей с умеренной и выраженной умственной отсталостью старшего дошкольного возраста

«Весенний дождь»

Музыкальный репертуар: С. Прокофьев, «Дождь и радуга»; В.Моцарт, фрагмент из оперы «Дон Жуан»; аудикоссета «Звуки природы: «капли, дождь, гром»; Т. Ломова, «Прогулка».

Задачи:

Развивать слуховое внимание через восприятие звуков природы.

Услышать общее светлое настроение пьесы С.Прокофьева, «Дождь и радуга»; учить слышать тембровые изменения в музыке, связывая их с характеристикой музыкального художественного образа.

Передавать в радостных, энергичных движениях лучезарное настроение музыки В. Моцарта «Танец с лентами».

Использовать жесты (поймать капельку дождя) и имитационные движения (раскрыть зонтик, спрятаться под ним) в знакомой пляске-игре «Солнышко и дождик» (Т.Ломова, «Прогулка»).

Продолжать развивать ориентировку в пространстве.

Материалы и оборудования: репродукция картины Б.Кустодиева «Волга. Радуга»; аудиокассета «Звуки природы»; разноцветные ленточки на колечках, фортепиано.

Ход занятия

Учитель предлагает детям послушать звуки и узнать, о каком явлении природы они рассказывают.

Дети слушают аудиозапись; узнают звуки отдельных капель, частый дождь, ливень, раскаты грома, шум ветра.

Учитель: Дождь на улице опять

Вымочил дорожки!

Капли начали стучать

Радостно в окошки!

Дождь зовет меня гулять:

«Хватит у окна стоять!

Будем бегать, будем прыгать,

Все вокруг водою брызгать!»

Поплясал, поскакал,

Пошалил — и перестал!

А после дождя природа так красива! Яркие зеленые цвета у травы и листьев на деревьях, свежий воздух! А еще после дождя можно увидеть чудо! Это радуга-дуга!

Учитель демонстрирует детям репродукцию картины Б.Кустодиева, «Волга. Радуга», обменивается с детьми впечатлениями, затем предлагает послушать светлую, красивую музыку.

Дети слушают пьесу С.Прокофьева «Дождь и радуга».

Учитель обращает внимание детей на тембровые изменения в музыке, связывает их с характеристикой музыкально-художественного образа.

Учитель: Светит солнышко опять, выходите погулять!

Звучит пьеса «Прогулка», муз. Т.Ломовой.

Дети с воспитателем участвуют в пляске-игре «Солнышко и дождик»: гуляют по залу, «ловят капли дождя», прячутся воображаемый зонтик воспитателя, протягивают ладошки из-под зонтика, проверяя, не идет ли дождик? Во время повторения музыки воспитатель предлагает детям раскрыть каждому свой зонтик.

Учитель привлекает внимание детей к разноцветным ленточкам, говорит о том, что они похожи на весенний зонтик. Дети берут ленточки, поворачиваются к зеркалу и любуются на разноцветный дождик из ленточек. Дети (без музыки) воспроизводят разнообразные взмахи лентами (ладони кверху).

Учитель предлагает послушать красивую музыку, под которую можно танцевать с ленточками.

Дети подходят к фортепьяно, слушают фрагмент из оперы «Дон Жуан» В. Моцарта.

Учитель: Музыка радостная, легкая, звонкая!

«Танец с лентами, музыка В.Моцарта (фрагмент из оперы «Дон Жуан»)

Дети танцуют, подражая движениям взрослых.

1-8 такты (и их повторение): легко бегут парами по кругу, с окончанием музыкальной фразы останавливаются и поворачиваются лицом друг к другу (один – спиной в круг).

9-16 – на сильную долю притопывают и одновременно взмахивают лентой.

17-18 – обмениваются лентами.

19-20 – поворачиваются по ходу танца для повтора.

Окончание танца: мальчики кивают головой, девочки слегка приседают.

Конспект занятия

по музыкально-ритмическим движениям для детейдошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью

«Весенние ручейки»

(доминантное занятие по музыкальному движению)

Музыкальный репертуар: «Дождик», русская народная песня в обр. Т. Попатенко; аудиокассета «звуки природы»: «шум журчащего ручья».

Задачи:

Продолжать знакомить детей с движениями, изображающими капли дождя, игру с водой и др.

Знакомить с приемами игрового взаимодействия (брызгать водой друг на друга).

Продолжать развивать умение двигаться «всем телом».

Ход занятия:

Упражнение «Весенний дождик»

Учитель предлагает детям представить, что каждый из них — это «дождик, капающий из тучки»; просит поискать выразительные движения, чтобы показать, как «капает дождик» («острый» бег с носка, поднимая колени).

Дети вместе с Учительом пробуют выполнить образные движения без музыки.

Те же движения исполняются под музыку П.И.Чайковского.

Упражнение «Обходи лужи»

Учитель: Как много луж после дождя!

Дети сначала показывают рукой, где они «видят лужи», а затем вместе с Учителем «обходят их, чтобы не замочить ноги» (без музыки).

Упражнение «Игра с водой»

Учитель указывает на «ручей», перепрыгивает «с одного его берега на другой», дети повторяют его движения.

Устроившись «на берегу ручья» (опустившись на колени), дети вместе со взрослыми «играют с водой»: водят руками «по воде» из стороны в сторону, «зачерпывают воду в ладошку», «брызгаются водой» друг на друга и на взрослого.

То же самое исполняется под фонограмму «Шум журчащего ручья».

Прежде чем покинуть «берег ручья», дети «отряхивают капли воды с одежды» (если требуется – по примеру взрослого).

Конспект занятия

по музыкально-ритмическим движениям

«УТРО-ВЕЧЕР» для детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью.

Задачи:

Знакомить детей со способами передачи образа при помощи имитирующих и условно-игровых движений: «умывание водой», «прикосновение солнечного луча» и др.

Побуждать детей к самостоятельному поиску выразительных движений.

Продолжать развивать образно-пространственную ориентировку.

Материал: тексты народных песенок и потешек: «Потягушки», «Водичка», «Шалтай».

Ход занятия

Игра «Утром просыпаемся»

Дети сидят полукругом на стульчиках с небольшими интервалами. Учитель предлагает им поиграть, как будто они спят. Просит показать это движением (сложить ладошки под щекой, закрыть глаза). Сам взрослый – «утреннее солнышко» — будит детей: кого коснется «лучем» (мягко погладит рукой по плечу, по головке), тот «просыпается», открывает глаза.

Упражнение «Потягиваемся»

Учитель читает потешку и выполняет движения, дети их повторяют.

Потягушки, потягушки! Потянуться, вытягивая руки вверх и

Поперек толстунушки, выгибая спину;

А в ножки ходунушки, (сидя на стуле) – вытянуть ноги;

А в ручки хватунушки, сжимать – разжимать пальцы рук;

А в роток говорок, «зевнуть», прикрыв рот рукой;

А в головку разумок. слегка почесать темя.

Упражнение «Умываемся»

(выполняется стоя)

Водичка, водичка, Подставить ладони «под струю воды»;

Умой мое личико, «омыть водой» лицо;

Чтоб глазоньки блестели, слегка протереть глаза кулачками;

Чтобы щечки краснели, слегка потереть щеки ладонями;

Чтоб смеялся роток, улыбнуться;

Чтоб кусался зубок. Сомкнуть губы: «ам».

Разминка «Делаем зарядку»

Дети выполняют упражнение по примеру Учительа:

Плечи до ушей….. Поднять плечи вверх и так задержать;

Бросили! Расслаблено опустить плечи вниз

(руки вниз)

(Повторить 3-4 раза)

На качелях мы качаемся, Пружинные полуприседания, руки

И друг другу улыбаемся. качаются вперед-назад;

Прыгаем, прыгаем мы легко, прыжки на двух ногах на месте,

Прыгаем, прыгаем высоко! руки двигаются вперед-назад.

Упражнение «Шалтай-болтай»

Дети повторяют движения за Учителем, проговаривая ритмично слова:

Шалтай-болтай На каждое слово резко поворачивать

Сидел на стене, корпус то в одну, то в другую стороны,

махи руками вокруг себя.

Шалтай-болтай Расслабленно «уронить» корпус вперед

Свалился во сне. (голова, руки повисают вниз) и остано

виться.

В эту паузу Учитель подходит к детям

по очереди, трясет их за руки, плечи,

чтобы проверить, насколько они рассла

бились.

(Повторить 2-3 раза)

Упражнение «Солнце разгорается и затухает»

Учитель: «Раньше всех утром просыпается солнышко. А как нам встать- расположиться, чтобы получилось солнышко? (Дети встают в круг, взявшись за руки, выполняют упражнение вместе с Учительом.)

Солнце разгорается – Расширяют круг, отходя спиной назад

Утро начинается. и сцепленные руки поднимают вверх;

Солнце затухает сужают круг до положения «плечо к

Вечер наступает. плечу» (можно присесть на корточки),

руки опускают вниз.

(Повторить 2-3 раза)

Упражнение «Звездочки»

Учитель: За вечером ночь наступает,

По небу звезды она рассыпает.

Я буду Ночь, а вы Звездочки, и все звездочки сейчас у меня вот здесь (в руке).

Напоминает, как найти свободное место «на небе». Со словами: «Рассыпались звездочки» (одновременно разжимает кулак ладонью вниз), — дети разббегаются врассыпную и останавливаются. По примеру Учительа они проверят расстояние руками («лучики» светят во все стороны), слегка шевелят кистями («звездочки» сверкают). Затем Ночь собирает Звездочки (жестом), упражнение повторяется.

Конспект занятия

по музыкально-ритмическим движениям

«ПРИГЛАШЕНИЕ»

Музыкальный репертуар: «Пойду ль, выйду ль я», русская народная песня.

Задача: учить детей приглашать на танец. Обращать внимание на важность направленности взгляда на партнера при невербальном общении. Продолжать развивать умение двигаться «всем телом».

Ход занятия

Упражнение «Позови дружка движением»

Учитель показывает куклу Петрушку и объясняет, что «гость» хочет пригласить детей танцевать, но стесняется, поэтому приглашать (движением) будет взрослый., а Петрушка только «шепнет» ему на ушко, кого позвать. Учитель, глядя на одного из детей (из более активных), манит его рукой к себе, ребенок подходит. Учитель его спрашивает: «Как ты догадался, что я зову именно тебя?» (По взгляду.) Взрослый предлагает ребенку так же, не называя имени, только одним движением, позвать к себе кого-то из сидящих на стульчиках детей. Так повторяется несколько раз: вновь вызванные дети зовут жестом кого-нибудь из сидящих, обязательно глядя «в глазки тому, кого зовут».

Упражнение «Приглашение на танец»

Петрушка «шепчет» что-то Учителю на ушко, тот объясняет детям, что «гость» рассказал ему, как большие дети приглашают друг друга танцевать. Взрослый показывает, как выпоняется «приглашение»: надо подойти к тому, кого хочешь пригласить, поклониться, протянуть руку с открытой ладонью, приглашенный подает в ответ свою руку и вместе с партнером выходит на свободное место, готовясь к началу танца. Под руководством Учителя дети по одному приглашают друг друга на танец, пока все пары не выйдут «на площадку».

Упражнение «Веселая пляска»

Под запись плясовой музыки дети пляшут парами, лицом друг к другу. В конце танца партнеры кланяются друг другу; тот, кто приглашал на танец, провожает своего партнера до места, а потом садится сам.

Упражнение «Выступление Петрушки»

Дети, сидя на стульчиках, наблюдают, как пляшет Петрушка (в руках Учителя) под запись плясовой. «Зрители» могут хлопать в ладоши во время «выступления», как бы подбадривая Петрушку, а также в конце пляски, когда «артист» будет кланяться с благодарностью за внимание.

По желанию детей Петрушка может пригласить на танец (общим поклоном или подходя к каждому и протягивает ему руку, чтобы вывести на середину), а потом потанцевать вместе со всеми.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Каплунова И. Новоскольцева И. Мы играем, рисуем, поем. Издательство «Композитор» Санкт- Петербург»,2004год.

Музыкальный руководитель № 3 2009год.Санкт – Петербург.

Рокитянская Т. А. Воспитание звуком. Ярославль Академия развития, 2002год.




map