Методическая разработка занятия по развитию речи и звукопроизношению Приключения медвеж



Методическая разработка занятия по развитию речи и звукопроизношению «Приключения медвежонка Барни».

Учитель-логопед: Илюхина Светлана Ухтияровна.

Учреждение: МДОУ «Детский сад присмотра и

оздоровления №6 «Звездочка» г.Азнакаево

Республики Татарстан.

Тема: «Посуда». Звук С.

Возраст: 5-6 лет.

Цель: Дать детям знания о названиях предметов посуды. Познакомить детей со звуком С, с характеристикой данного звука. Учить правильно произносить звук С. Развивать фонематическое восприятие, речевой слух. Развивать общую и артикуляционную моторику; формировать лексико—грамматические категории; развивать связную речь. Обогащать активный словарь. Воспитывать бережное отношение к предметам посуды, игрушкам.

Оборудование: Медвежонок Барни; предметы посуды; картинки с изображением посуды; магнитная доска.

Ход занятия:

1.Оргмомент. Психогимнастика.

Изобразить испуг, сожаление, отчаяние от разбитой посуды.

Выразить мимикой, движением отношение мамы к случившемуся.

2.Сообщение темы занятия.

— Отгадайте загадку:

«Сверху дыра, снизу дыра,

А посередине огонь да вода»

— Правильно ребята, это самовар. Вместе с медвежонком Барни мы побеседуем о посуде и повторим звук С.

3.Характеристика звука С по артикуляционным и акустическим признакам.

4.Развитие фонематического восприятия и речевого слуха.

1) Игра «Эхо». Тихое и громкое произношение слогов са-со-су, су-са-сы, со-су-са и т.д.

2) Игра «Исправь ошибку».

— В названии каждого предмета есть свои звуки. Если заменить хотя бы один звук, мы не узнаем слово. Сейчас слушайте меня внимательно, я буду произносить слова правильно и неправильно, а вы хлопайте в ладоши тогда, когда услышите правильно сказанное слово:

Сковорода, скоровода, скуровада; сахарница, сатарница, сунарница и т.д.

5.Произношение названий посуды со звуком С.

— Однажды друзья попросили Барни купить посуду.

— В каком магазине она продается?

— Почему так называется этот магазин?

— Зашел он в магазин, а название посуды не знает. Помогите Барни.

(Выставляется посуда или рисунки посуды: стакан, солонка, сковорода, кастрюля, сахарница, соусник, масленка, салатница, супница, судок, миска, салфетница, самовар, термос, поднос. Дети называют предметы.)

6.Лексико-грамматические категории.

1) Словообразование. Падежное управление. Звук с в словосочетаниях.

— Из чего сделана посуда? (Из фаянса, из металла, из стекла).

— Подскажите Барни, какая бывает посуда?

— Как назвать посуду, сделанную из фаянса? (Фаянсовая).

— Из стекла? (Стеклянная).

— Из хрусталя? (Хрустальная).

— Из пластмассы? (Пластмассовая).

Игра «Где живут продукты». Расскажем Барни, что у каждого продукта есть свой домик и подскажем ему название домика.

— Где живет соль? (В солонке).

— Где хранится масло? (В масленке).

— Где живет салат? (В салатнице).

— Где хранятся сливки (В сливочнике).

— Какие интересные слова!, — говорит Барни. Попробуйте составить еще.

— Суп находится в … (супнице).

— Сухари хранятся в … (сухарнице), а соус в … (соуснике).

3) Использование предлогов (на, в, под, около, перед, с)

Игра «Поднос и стакан».

— Барни обратиться к вам с просьбой, а вы попробуйте выполнить ее и сказать, что вы сделали.

— Поставь стакан на поднос. – Я поставил стакан на поднос.

— Возьми стакан с подноса. – Я взял стакан с подноса.

— Поставь стакан около подноса. – Я поставил стакан около подноса.

— Держи стакан над подносом. – Я держу стакан над подносом.

— Поставь стакан перед подносом. – Я поставил стакан перед подносом.

— Поставь стакан под поднос. – Я поставил стакан под поднос.

4) Падежное управление.

Игра «Чего не бывает?»

Не бывает самовара без … (носика).

Не бывает кастрюли без … (крышки).

Не бывает сковородки без … (дна).

Не бывает супницы без … (ручек) и т.д.

7. Физминутка.

Игра «Где мы были мы не скажем». Имитация действий с посудой.

8. Звук С в предложениях.

— Поможем Барни разобраться с остальной посудой. Он говорит, что сварит суп в сковороде. Он собирается пить сок из солонки. Что он сделает с салфетницей? Мы с Барни будем готовить обед. Нужно взять только те продукты, в названии которых есть звук с (мясо, капуста, свекла).

(Используются картинки из настольно-печатной игры «Маленькая хозяйка»).

— Что мы приготовим? (Свекольник, суп, салат).

— Что возьмем для приготовления свекольника?

— Из чего делается салат?

— Чем посолит? (Солью). Чем заправим салат? (Маслом)

— Каким? (Подсолнечным маслом)

— Еще чем? (Соусом)

— Сколько звуков в слове СОУС?

9.Развитие связной речи.

Описательный рассказ.

Давайте придумаем загадку о каком-либо предмете посуды, а Барни попробует отгадать, что это и выбрать подходящую картинку.

Предлагается план загадки:

а) Что это?

б) Что у него есть?

в) Какой он?

г) Для чего он нужен?

Например: Это посуда. У этой посуды широкое донышко, боковые края, сверху есть крышка, по бокам 2 ручки. Это посуда большая, может быть алюминиевой, чугунной. В этой посуде варят суп, готовят картофельное пюре, кашу. (Кастрюля.). 

10. Итог занятия.




map