Методическая разработка занятия Тема Архетип — Мировое дерево Современная технология ра



Методическая разработка урока Зверевой Надежды Тихоновны.

Тема урока:

Мировое дерево.

Цель урока: Познакомить учащихся с архетипом — «Мировое дерево»

Задачи урока:

Ознакомление учащихся с архетипом- «Мировое дерево». Приобщение учащихся к историческому и художественному опыту мифотворчества и искусства. Развитие кругозора, образного мышления и представления.

Формирование универсальных учебных действий:

–личностные- Развитие мифологического мышления, воображения, совершенствование образного восприятия мира, воспитание эстетических чувств, эмоционального отношения к своему художественному творчеству.

–познавательные- Изучение правил составления композиции, словарь художественных терминов, самостоятельное творчество учащихся.

— регулятивные- приобретение опыта работы в различных видах художественно- творческой деятельности, совершенствование умений. навыков работы графическими материалами.

— коммуникативные- умение слушать объяснение учителя, развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе итогового просмотра выполненных работ.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок творчества

Форма организации деятельности: индивидуальная.

Вид занятия: тематическое рисование. Рисунок фантазия. Графика.

Оборудование:

Для учителя: мультимедийная презентация «Мировое дерево», таблица «Изображение деревьев», древнеславянские знаки изображения земли, воды, солнца, огня, «Виды графических линий, штрихов, словарь художественных терминов.

Для учащихся: бумага, графические рисовальные принадлежности.

План урока

Организационные этапы урока

Учебная деятельность учащихся (универсальные учебные действия»

Время (мин)

1

Организационный момент.

Актуализация внимания, подготовка к творческому и интеллектуальному труду

1

2

Сообщение новых знаний.

-Вводная беседа. «Представление мира людьми древних цивилизаций».

-Просмотр презентации «Мировое дерево»

— Актуализация знаний.

Активное слушание объяснение учителем нового материала, развитие зрительного восприятия, развитие мыслительной деятельности

11

3

Повторение особенностей выполнения рисунка в графике.

Расширение художественного кругозора, закрепление ранее полученных знаний

2

4

Самостоятельная практическая работа учащихся

Совершенствование практических художественных навыков, активизация творческого процесса, фантазии, пространственного воображения

20

5

Закрепление полученных знаний

Совершенствование мыслительных процессов, зрительного восприятия.

3

6

Организационный конец урока.

-Рефлексия.

-Экспресс- выставка.

Развитие коммуникативных способностей, умение высказывать оценочные суждения при анализе выполненных работ.

3

Ход урока.

Организационный момент.

Приветствие учащихся. Проверить готовность учебных принадлежностей к уроку. Настроить детей на восприятие объяснения учителя.

1.Сообщение новых знаний.

Вступительная беседа.

Мы живем в удивительном мире , с развитой промышленной технологией. со стремительным научным прогрессом. в веке компьютерных технологий. Все мы привыкли к такому окружающему миру. Мы покоряем космос, делаем великие научные открытия. и нам кажется, что мы все знаем. Каждый день наука оставляет все меньше неразгаданных тайн. Но так было не всегда.

Еще во времена древних цивилизаций люди задавали вопрос:

Как устроен наш мир? Что является началом жизни на земле?

Во все времена люди стремились познать законы природы.

Вопрос учащимся:

-Как вы представляете схему устройства нашего мира, Вселенной?

Ответы учащихся:

Сегодня на уроке мы познакомимся с одной из первых схем- образов устройства нашего мира.

Знакомство с архетипом- Мировое дерево.

Одним из базавых для культуры архетипов является первообраз Мирового древа.

Архетип-(греч. «первообраз») Архетип- это единство мысли и формы. Мировое дерево- интегративный образ пространства, времени, стихий, человека, рода и поколений.

Мировое дерево ( космическое, небесное дерево, древо жизни, дреыво познания, древо плодородия) воплощает универсальное устройство мира, является центром мира. Мировое дерево воссоединяет пространство и время. У людей всех поколений очень развито космическое образное мышление.

Вопрос?

Как люди представляли и изображали Мировое дерево?

-Ответы учащихся.

Вопрос?— Почему древние люди выбрали образ дерева?

Ответы учащихся.

Жизнь древних людей была тесно связана с лесом. Лес поражал воображение людей своей красотой и таинственностью. Он давал людям пищу, одежду, строительный материал. Шум леса, шелест листьев воспринимались как разговор деревьев, а треск сломанной ветки и скрип сухого дерева- как болезненный стон. Дерево проливало кровь- сок. Дерево проходило 4 стадии жизни: рождение, рост, старение, смерть. Именно дерево стало древним образом устройства всего мира.

Просмотр мультимедийной презентации «Архетип- Мировое дерево»

При просмотре слайдов учитель анализирует изображения Мирового дерева у разных народов мира.

По вертикали Древо связывает три основные пространственные зоны: небо (ветви), землю (ствол) и подземный мир (корни). По этим зонам распределяется весь животный мир; наверху птицы (орел, сокол, петух, жар-птица), в середине- копытные жертвенные животные, пчелы (символ человеческого рода), внизу эктонические животные (змеи, лягушки, чудовища, рыбы) и хищные животные. На ветвях часто изображают солнце, звезды, огни, шары, символы небесных светил. По ярусам, как по ступеням, можно подниматься или спускаться , из-за чего Древо уподобляется лестнице в небо. С помощью Мирового дерева описываются все мыслимые временные закономерности: деление года на сезоны, месяцы, недели, дни.

Загадка для учащихся:

У меня есть дерево- на нем двенадцать веток, на каждой ветке тридцать листьев, одна сторона у листа черная, другая- белая?

Мировое дерево изображает и движение от прошлого (корни) через настоящее (ствол) к будущему (ветви). Древо жизни является символом «жизненной силы, вечной жизни, бессмертия». Тайна жизни хранится в плодах Древа жизни ( молодильные яблоки, золотые яблоки), а в корнях имеется живительный источник. Трем частям Мирового дерева соответствуют три части человеческого тела: голова- крона, туловище- ствол, ноги- корни. С Мировым деревом соотносятся и три первоэлемента мира: ветви- огонь, ствол- земля, корни- вода.

Разные народы изображали Мировое дерево по- разному. Рассмотрим эти изображения

( по слайдам)

У скандинавских народов Мировое дерево- Иггдрасиль, на котором изображены на разных уровнях таинственные миры.

Интересное представление о дереве у жителей средневековой Германии.

Мировое дерево в славянской мифологии- мировая ось и символ мироздания в целом. Крона мирового дерева достигает небес, ствол и ветви организуют земное пространство, корни ( у которых течет священный источник)- преисподнюю. Мировое дерево часто вышивали мастерицы красными нитками на тканых полотенцах.

Предлагается рассмотреть символы и знаки древнеславянского изображения неба, воды, земли, растений.

Вопрос учащимся?- Какие вы нашли отличия и сходства в изображении Мирового дерева?

В художественной литературе образ Мирового дерева используется часто. Особенно значимый для русской культуры является образ знаменитого дуба у Лукоморья в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Изображая его, дети окунаются в мир русской мифологии и фольклора.

Многие художники в своих картинах изображают величие, могучую силу леса.

— И Шишкин «Корабельная роща»

-И.Шишкин «Рожь»

-М. Врубель «Сирень»

Рассмотрим разные варианты изображения деревьев.

Актуализация знаний:

Цель работы учащихся- создать выразительный, оригинальный образ Мирового дерева в графике.

3 Повторение особенностей выполнения рисунков в графике.

Основы языка графики.

— выразительные средства (линия, штрихи, тон, свет, тень, перспектива)

— правила композиции (симметричная, асимметричная)

— материалы ( карандаши, фломастеры, пастель, мелки)

Учащимся предлагается на примере графических работ повторить основы языка графики.

4 Самостоятельная практическая работа учащихся.

При создании выразительного художественного образа Мирового дерева учащимся необходимо активизировать свое творческое воображение. Предлагается выполнить небольшой эскиз, затем приступить к составлению композиции на листе, формата А 3.

Во время творческого задания учитель проводит индивидуальную работу с учащимися.

5.Закрепление полученных знаний.

Вопрос учащимся :

-Как вы понимаете значение слова- АРХЕТИП ?

— Раскройте понятие Мировое дерево?

6. Организованный конец урока. Рефлексия.

Для подведения итогов творческой работы целесообразно провести выставку детских работ с комментариями самих авторов

. Вопросы учащимся:

-Что нового ты узнал на уроке:

-Какое впечатление произвел на тебя архетип Мировое дерево?

-Сможешь ли ты изобразить Мировое дерево в другом варианте?

Домашнее задание :

Предлагается учащимся самостоятельно в научной литературе найти дополнительные сведения о других архетипах: Богиня- мать, образ Мудрого старца, Дорога, Тень.

Как карандашом изобразить дерево?






map