Методическая разработка_47436



Методическая разработка мастер-класса по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями «Все работы хороши!»

(для педагогов методического объединения воспитателей старшего дошкольного возраста)

Автор: Капралова Анастасия Александровна.

Цель мастер-класса: освоение и последующее активное применение технологии в практической деятельности педагога-воспитателя.

Участники: воспитатели методического объединения старшего дошкольного возраста.

Форма проведения: педагогическая мастерская.Я предлагаю определить следующие цели нашей совместной  деятельности.

Цели занятия:          1. Совершенствование воспитательно-образовательного процесса по расширению и уточнению представлений о разных видах труда, трудовых действий, совершаемых взрослыми; о результатах труда; об оборудовании, инструментах и материалах, необходимых для работы.2. Поиск  педагогических идей по пробуждению любознательности детей, интересу к деятельности взрослых.3.Построение модели современного познавательного занятия  при ознакомлении дошкольников с трудом взрослых.

Предполагается, что в процессе обсуждения и проведения игры  участники мастер-класса смогут познакомиться (освежить в памяти) с технологией ознакомления детей дошкольного возраста с профессиями взрослых, их названиями и роде деятельности, обменяться опытом, задать свои вопросы друг другу и ведущему, проанализировать проблему ребенка. Продуктом мастер-класса можно будет считать выполненный макет газеты, посвященный профессиям.

Девиз: «Никогда ничему не научишься, если будешь говорить: Я не умею, не научусь!»

План проведения мастер класса.Работать с вами мы будем по следующему алгоритму:1.Представление технологии.2.Проведение имитационной игры.3. Совместное моделирование.4.Рефлексия.

Согласно Д.Б. Эльконину, в дошкольные годы происходит как бы замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений. Поэтому ознакомление дошкольников с трудом взрослых играет важную роль в установлении их контактов со взрослым миром. Формирование системных знаний детей о труде взрослых предполагает знакомство дошкольников с конкретными трудовыми процессами, преобразование человеком предмета труда в продукт (результат труда). Системные знания о труде дают возможность старшим дошкольникам установить связь между результатом труда и деньгами. За свой труд взрослые получают деньги.Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система.

1.Представление технологииОтношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности, который охватывает и дошкольный период. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях и словарь. Непринужденная беседа взрослых с детьми обеспечивает развитие детского мышления, способность устанавливать простейшие связи и отношения, вызывает интерес к трудовой деятельности взрослых. Доброжелательность, заинтересованное отношение к детским вопросам, поощрение выступления в диалоге позволяют преодолеть в детях замкнутость, застенчивость, нерешительность.Целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы группы, знакомящие детей с трудом взрослых, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. В ходе экскурсий на кухню детского сада, в медицинский кабинет, на почту, в магазин,  к пешеходному переходу, в магазин дети проявляют активность в диалоге, интерес к профессиям. Во время общения с поварами, продавцом, инспектором ДПС дети обращают внимание на их форму, рассуждают, продавцу, повару – чтобы не пачкать одежду, инспектору – чтобы водители могли издалека увидеть инспектора. Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. Когда дети имеют возможность сами активно действовать, то они получают более точные и полные представления о труде взрослых, начинают им подражать. Некоторых девочек очень увлекла работа продавца, они подумали и решили стать продавцами, когда вырастут большими. Других детей заинтересовала работа инспектора ДПС, они включали сигнал на машине, работали с жезлом, садились за руль в милицейской машине. Дети решили охранять порядок на улицах города. Для усиления эмоционального воздействия на детей использовала детскую художественную литературу, энциклопедии. Подвела к пониманию, что любая деятельность взрослых имеет результат труда для общества – быть здоровыми, лучше работать и отдыхать, красиво и удобно одеваться. Иметь красивую прическу, быть защищенными, находиться в безопасности. Труд взрослых заслуживает уважения и благодарности, а сделанные ими предметы и вещи надо беречь.         Все это имеет решающее значение для воспитания у дошкольника ценностного отношения к труду взрослых, способствует сближению между детьми и взрослыми, большему пониманию ребенком мира взрослых.Но проблема состоит в том, что дети дошкольного возраста очень мало знают о профессиях. Воспитание уважения к людям, интерес к природному и рукотворному миру, в котором ребенку предстоит жить, — единственная возможность формирования сознательного отношения к труду, стремления к созидательной деятельности.

2.Проведение имитационной игры.Урок рождается непросто:Порой – с наивного вопроса,Порой – со странного ответа.Он долго зреет в тайне где-то…Когда сомнений нет уж боле – Он вырывается на волю,Нам отдает себя на милость:Смотрите! Что-то    получилосьУважаемые коллеги, я порошу вас побыть в роли детей старшего дошкольного возраста.Участники располагаются на стульях,  заранее расставленных  по кругу. Проводится упражнение «Приветствие».  Основное назначение данного упражнения – создание эмоционального настроя, включение участников в общий процесс.Ведущий встает в центр круга и предлагает каждому участнику по очереди назвать свое имя и одним словом охарактеризовать себя. Например:  «Я —  Катя. Я — симпатичная».- Мы с вами живем в красивой, богатой стране. Как она называется? (Россия) Кто же делает нашу страну богатой и красивой? (Люди)Во всех городах и селах нашей страны трудятся люди. От их труда зависит, будет ли наша страна сильной, красивой и богатой.Выставляются карточки с изображением людей различных профессий.-Посмотрите внимательно на эти картинки и скажите очень коротко, не перечисляя всех по отдельности, кто изображен на этих картинках? (Люди труда, люди разных профессий)         Мы с вами знаем немало профессий, одни зародились еще в давние времена, когда люди жили в лесу, в пещерах. Какие это профессии? (охотник, повар, портной), затем люди научились делать посуду из глины, строить для себя более удобные жилища (гончары, строители), чтобы преодолевать расстояния человек придумал транспорт и появились другие профессии( водитель, механик, конструктор). А какие профессии появились в последнее время? (Компьютерщик, программист, банкир, бизнесмен.).Так как же вы думаете, какая профессия — самая важная, главная, без которой мы не смогли бы ни за что обойтись?Вы видите картинки, на которых изображены люди разных профессий. Давайте мы попробуем их разделить на несколько групп. Есть люди, создающие предметы, которые нам необходимы. Найдите картинки с изображением людей этих профессий. ( Гончар, плотник, каменщик, портной, строитель, животновод, овощевод, пастух, хлебороб.).А теперь давайте отберем картинки с изображением людей тех профессий, которые обслуживают население, как бы служат людям. (Продавец, врач, учитель, воспитатель, сапожник, часовщик).А еще есть профессии людей, которые своей работой доставляют нам удовольствие, помогают нам отдыхать. Какие бы картинки вы отобрали? (Артист, балерина, пианист, певец).Посмотрите, какие картинки у нас остались? Как бы вы назвали людей этих профессий? ( Военные).О разных профессиях написано много книг. А мы с вами сегодня выпускать газету. Я стану главным редактором, а кем будете вы? (Журналист, фотокорреспондент, художник, рекламный агент, текстовик, обозреватель и т.д.)Найдите карточку с названием вашей профессии и прикрепите к одежде.Теперь мы с вами должны придумать, как будет называться наша газета.В поселке объявлен конкурс газет на тему : «Самая важная профессия в поселке Ивня». Сегодняшний номер нашей газеты и будет этому посвящен.Опытные газетчики всегда знают, где можно добыть информацию. А вы знаете?? (На улице, на заводе, в банке и т.д.)Как можно получить информацию?  (Взять интервью, понаблюдать за работой. Записать видеосюжет на камеру. Сфотографировать людей разных профессий.)Что вам поможет в работе? (Фотоаппарат. Блокнот и ручка. Диктофон. Видеокамера.)Давайте подумаем, как же происходит процесс создания газеты. Вы помните, что сегодняшний номер посвящен выбору самой важной профессии в нашем поселке. Я, как главный редактор, должна дать задание сотрудникам какую информацию для этого нужно собрать.Итак, кто узнает новости и пишет о них? (Журналист.)Журналисты, какие вы зададите вопросы, когда будете брать интервью? (Какая профессия в нашем поселке самая важная? Почему вы так думаете?)Прекрасно. Журналисты могут приступать к выполнению задания, а мы с вами, уважаемые коллеги, приступим к оформлению газеты.Участники игры выклеивают (подписывают) название газеты, символы рубрик. Журналисты возвращаются и рассказывают о мнениях опрошенных.Выбирают из заранее подготовленных статей о разных профессиях те, о которых шла речь в интервью. Фотокорреспондент дает художнику подходящие фотографии, рекламный агент – рекламу. Художник размещает все это на ватмане, все вместе приклеивают.Вот и готова наша газета. Но смогли ли мы выполнить условие конкурса – найти самую важную профессию? (Все профессии важны, все профессии нужны!)Я с вами согласна и хочу пометить в газету своё стихотворение:

Профессии бываю разные- Все они очень важные:Повар, плотник и шофер,Педагог, маляр, монтер…Все профессии важны,И для Ивни все нужны!

3.Совместное Моделирование      Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам некоторые приёмы технологии ознакомления  детей дошкольного возраста с профессиями взрослых. Каким образом вы можете использовать данный опыт  на своих занятиях. В течение  2 минут разработайте собственную модель и тему занятия, применяя данный метод. Группа находится на этапе моделирования фрагмента своего урока.  Слушатели демонстрируют фрагменты своих занятий.

4. Рефлексия. Уважаемые слушатели! Прошу Вас выполнить рефлексию по методике «Эмоциональное письмо». Для этого выберите из предложенных вам эмоций картинку, соответствующую вашему настроению  на нашем занятии, вложите её в конверт  и оставьте свои комментарии.

Итог обыденной работы – Восторг волшебного полета!Все это – дивное явленье – Урок, рожденный вдохновеньем…




map