Методическая разработка_47442



«ПЛАНЕТА ЗДОРОВЬЯ»

2012-2014 УЧЕБНЫЕ ГОДЫ

ЦЕЛЬ: СФОРМИРОВАТЬ ПОТРЕБНОСТЬ В ЗОЖ, ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ДОСУГОВ И РАЗВЛЕЧЕНИЙ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

ЗАДАЧИ:

Формировать у детей первый практический опыт правильного поведения и взаимодействия в кругу сверстников.

Воспитывать чувство симпатии к близким, послушание и любовь к родителям.

Развивать эстетическое восприятие, отзывчивость на

музыку и народный фольклор.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ :

СЕНТЯБРЬ

Познакомить родителей с задачами воспитания и обучения дошкольников 3-го года жизни;

Совместно с родителями создать необходимые условия для

реализации поставленных задач;

Провести анкетирование для налаживания партнёрских

отношений.

Октябрь:

Провести родительское собрание «Особенности физического и психического развития детей 3-го г жизни;

Оформить папку-передвижку: « Наши будни»;

Ознакомить родителей с результатами адаптации дошкольников.

НОЯБРЬ:

Организовать с детьми досуг: «Весёлое путешествие»;

Принять участие в выставке поделок из природного материала

на тему: «Осенние причуды»

Разучить с детьми народные игры: «Колпачок», «Заинька»

ДЕКАБРЬ:

Привлечь родителей к изготовлению костюмов для новогоднего праздника;

Совместно с родительским комитетом оформить группу к утреннику, закупить подарки детям;

Организовать с дошкольниками праздник: «В гости к Дедушке Морозу»;

Изготовить на участке «Снежный городок» совместно с родителями.

ЯНВАРЬ:

В дни новогодних каникул провести досуг: «Дорогами сказок»;

Организовать индивидуальное консультирование родителей:

«Закаляйся с детства» (для часто болеющих детей);

Оформить выставку книг по народному фольклору и играм с детьми мл. дошкольного возраста.

ФЕВРАЛЬ:

Разучить с детьми музыкально-ритмическое движение: «Марш»;

Оформить выставку рисунков «Подарок папе»;

Провести спортивный досуг: « Папа, мама, я — спортивная семья»;

Изготовить атрибуты для подвижных игр, совместно с родителями.

МАРТ:

Вовлечь родителей в работу круглого стола по теме: «Ваш малыш дома и в детском саду»;

Индивидуальное посещение семей на дому, консультирование родителей;

Выставка работ дошкольников: «Подарки мамочке»

Провести досуговое развлечение — «Мамочка любимая»

АПРЕЛЬ:

Изготовление нетрадиционного оборудования, для физкультурного и музыкального уголков;

Выставка литературы для родителей по народному фольклору, для совместного заучивания песенок и потешек с детьми;

Пополнение уголка «Ряженья», силами родителей.

МАЙ:

Провести развлечение с детьми на свежем воздухе: «Разноцветная радуга-дуга»;

Разучить с дошкольниками хороводную игру: «Мыши водят хоровод»;

Организовать с детьми досуг: « Весёлые матрёшки в гостях у малышей»;

Вовлечь родителей в благоустройство летней площадки для дошкольников. Провести родительское собрание: « Это надо знать»

МЕТОДИЧЕСКАЯ

КОПИЛКА

Возрастные особенности детей 3-го года жизни:

 На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление.

  Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются действия соотносящие и орудийные. Дети начинают ориентироваться в своих действиях на культурную модель, воспроизводимую взрослым.

Речь. В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации. Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых. Интенсивно развивается активная речь детей. К 3 годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000–1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.К 3 годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

Мышление. Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» — окружности и отходящих от нее линий.К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2–3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь.

Игры. Игра носит процессуальный характер, главное в ней — действия. Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями.

Ребенок осознает свое Я. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Завершается ранний возраст кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я.Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет. Но его может и не быть.

Детский фольклор

– это особенная область народного творчества. Она включает в себя целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. В течение многих веков прибаутки, потешки, заклички любовно и мудро поучают ребёнка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа, к истокам родного, истинного русского народного творчества Яркие эпитеты, текстовые повторы, меткие сравнения позволяют ребёнку познакомиться с миром древнерусской культуры, с историей русского народа. Исследования показывают, что знание детьми особенностей своей родной культуры находится на очень низком уровне. Следовательно, возникает необходимость организовать работу по ознакомлению с ней уже в младшем дошкольном возрасте.

Задачи организации непосредственно образовательной деятельности с элементами фольклора: 1. Дать представления об особенностях жизни русского народа внутри семьи, его лучших национальных качествах. 2. Способствовать отражению представлений в разнообразных видах детской деятельности: речевой, игровой, изобразительной, музыкально-художественной, театральной. 3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательное отношение к окружающим, открытость к общению и сотрудничеству со взрослыми и сверстниками. 4. Воспитывать бережное отношение к предметам искусства.

Перспективный план непосредственно образовательной деятельности с элементами фольклора в младшей группе Сентябрь

Тема

Задачи

1.

Милости просим, гости дорогие

Познакомить детей с «избой» и её хозяйкой; учить внимательно слушать, воспринимать и запоминать песенки-потешки; развивать интерес к русской народной игрушке матрёшке.

2.

Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча

Познакомить детей с домашней утварью: печкой, чугунком, ухватом, кочергой; рассказать, как готовится картофель в чугунке, используя утварь; обогащать словарь детей: «чугунок», «ухват», «кочерга», «лупяки».

3.

Петушок – золотой гребешок

Познакомить детей с обитателем избы – Петушком; рассказать о его роли в жизни русского народа; развивать память, активную речь детей.

4.

Как у нашего кота

Познакомить детей с обитателем «избы» — котом Васькой; заучить потешку «Как у нашего кота…»; воспитывать заботливое, ласковое отношение к животным с помощью детского фольклора.

Тема

Задачи

1.

Чтение потешек «Кисонька-мурысонька», «Пошёл котик на торжок»

Познакомить детей с содержанием потешек, вызвать соответствующее эмоциональное отношение к персонажам; воспитывать умение слушать текст произведения; учить воспроизводить слова текста интонационно выразительно: ласково в обращении к котику и укоризненно в словах «Не ешь одна» при обращении к кисоньке; воспитывать нравственные чувства по отношению к другим.

2.

Мы ходили в огород

Уточнить представления детей об овощах, обогатить их словарный запас за счет слов: “овощи”, “огород”, “грядки”, “твердая”, “круглая”, “продолговатая”; учить узнавать и показывать овощи по описанию, на ощупь, в натуре и на картинке; способствовать воспитанию интонационной выразительности речи.

3.

Семья Петушка

Закреплять полученные ранее знания о внешнем виде петуха (большой, у него на голове гребешок, бородка; у него пышный хвост с ярким оперением), курицы (большая, но хвост и гребешок меньше, чем у петуха) и цыплят (маленькие, жёлтые, пушистые, всегда бегают за мамой-курочкой); учить детей отгадывать простые описательные загадки, договаривая в рифму отгадки к ним; развивать интерес к лепке, закреплять знания цвета, учить находить сходства с реальными предметами, аккуратно пользоваться пластилином.

4.

Колобок

Напомнить детям содержание сказки «Колобок»; развивать умение инсценировать отдельные фрагменты сказки; развивать эмоциональность, выразительность речи.

Октябрь Ноябрь

Тема

Задачи

1.

Ходит сон близ окон

Познакомить детей с колыбелькой (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями; учить петь колыбельные тихо, ласково;  развивать память, активную речь детей.

2.

Водичка, водичка, умой моё личико

Познакомить детей с умывальником, рассказать, как правильно им пользоваться; учить выразительно рассказывать потешку «Водичка, водичка…»; воспитывать навыки самообслуживания, любовь к чистоте, опрятности.

3.

С гуся вода, а с Ванечки худоба

Повторение потешки и знакомых колыбельных;  закреплять последовательность действий при укладывании спать; учить петь колыбельные тихо, ласково; закрепить предназначение люльки и умывальника в «избе».

4.

Заюшкина избушка

Напомнить детям содержание сказки; учить выразительно инсценировать сказку; познакомить детей с русской народной игрой «Зайки».

Декабрь

Тема

Задачи

1.

Девочка и лиса

Познакомить детей со сказкой «Снегурушка и лиса»; подготовка к инсценированию фрагментов сказки; познакомить детей с игрой «Кто позвал?»; развивать слуховое внимание.

2.

Уж ты, зимушка-зима

Обогащать словарь детей: «тулуп», «рукавицы», «валенки», «шаль»; познакомить с особенностями русской зимней одежды; развивать память.

3.

Фока воду кипятит и как зеркало блестит

Познакомить детей с самоваром, его предназначением; рассказать детям о традиции чаепития; воспитывать желание и умение помогать старшим.

4.

Сундучок Деда Мороза

Развивать интерес к загадкам, их разгадыванию; развивать память, воображение; создать настроение приближающегося праздника.

Январь

Тема

Задачи

1.

Пришла коляда – открывай ворота

Познакомить детей с праздником Рождеством; разучить рождественские колядки; познакомить детей с традицией выпекания рождественского печенья – «козулей».

2.

Весёлые ложки

Учить отгадывать загадки; знакомить с предметами обихода (деревянными ложками, самоваром); развивать общие речевые умения: рассказывать громко, выразительно, используя интонации, темп речи, высоту голоса; воспитывать интерес к народному творчеству.

3.

Хозяйкины помощницы

Познакомить детей с предметами обихода: коромыслом, вёдрами, корытом, утюгом; рассказать об их предназначении; учить сравнивать предметы старины с современными, находить сходства и различия; воспитывать желание помогать взрослым.

4.

Половичку курочка веничком метёт

Развивать память; интерес к малым фольклорным жанрам; воспитывать желание оказывать посильную помощь.

Февраль

Тема

Задачи

1.

Масленица годовая – наша гостьюшка дорогая

Познакомить детей с праздником Масленица; рассказать, как его праздновали в старину; развивать речевую активность детей.

2.

Три медведя

Напомнить детям содержание сказки; упражнять в сравнении предметов по размеру; закреплять правила сервировки стола.

3.

Маша и медведь

Учить показывать знакомую сказку на фланелеграфе; обогащать словарь детей; развивать ориентировку детей в пространстве; закреплять знание предметов интерьера избы

4.

Идёт коза рогатая

Познакомить детей с новым обитателем «избы» — козой Машкой; повторение знакомой потешки с инсценированием; рассказать о пользе козы для человека.

Март

Тема

Задачи

1.

В гости к Хозяюшке

Ознакомление с малыми фольклорными формами;  вызвать у детей радость от повторения (проговаривания и подговаривания) знакомых потешек, пестушек, потягушек, колыбельных песен вместе с воспитателем; способствовать формированию выразительной интонационной речи детей младшего дошкольного возраста.

2.

Приди, весна, с радостью

Повторить приметы весны; разучить с детьми заклички «Ласточка, ласточка…», «Грачи-киричи»; познакомить детей с традицией печь «жаворонков».

3.

Трень-брень, гусельки

Закреплять названия знакомых русских музыкальных инструментов; учить слушать выступления русского оркестра (в записи) внимательно; развивать интерес к русской народной музыке.

4.

В гости к бабушке Загадушке

Закреплять названия домашних животных (кошка, собака, коза, корова, и т.д.); активизировать мыслительную деятельность в процессе игры; упражнять в выразительной интонации при звукоподражании; воспитывать любовь и бережное отношение к животным.

Апрель

Тема

Задачи

1.

Сорока-белобока кашу варила

Познакомить детей с новым предметом русского обихода – глиняным горшком; повторить названия и предназначение ранее изученной домашней утвари; учить выразительно рассказывать знакомую потешку.

2.

Репка

Учить рассказывать сказку по серии картинок; развивать активную речь детей; подготовить детей к инсценированию сказки.

3.

Во дворе у бабушки

Создать благоприятную атмосферу для детского словотворчества; активизировать словарный запас детей; уточнить представления детей о разных формах фольклора (потешки, заклички, колыбельные, загадки, считалки и т.д.), их назначением, учить громко и четко произносить их.

4.

Курочка Ряба

Познакомить детей с оригинальным текстом сказки; развивать память, речевую активность детей; рассказать о традиции красить яйца на Пасху.

Май

Тема

Задачи

1.

Солнышко, нарядись, красное, покажись

Учить выразительно рассказывать заклички, потешки о солнце; учить детей создавать изображение солнца пятном, линейным контуром, с последующим закрашиванием; развивать активную речь детей; воспитывать любовь к родной природе.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




map