Методические разработки_47560



Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №16 г. Пугачева Саратовской области»

Консультация

для воспитателей

на педагогическом совете

тема:

«Игра, как метод

экологического воспитания»

Составила

воспитатель:

Долганова Т.А.

Г.Пугачев

2012г.

Экологическое воспитание дошкольников – это и есть познаниеживого во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним.

Дети узнают, что у всего, в том числе и у человека, есть определенные потребности, удовлетворить которые можно лишь при наличии внешних условий – среды обитания, пригодной для того или иного организма; иначе говоря, каждое существо должно иметь свой дом со всем необходимом для его жизни.

Игра среди других видов деятельности имеет в дошкольном детстве первостепенное значение. Я думаю, что со мной все согласятся, что экологическое воспитание детей в детском саду мы строим на игровой основе — с большим включением в педагогический процесс разных видов игр. В свободное время старшим дошкольникам мы предлагаем настольно — печатные игры: «Зимующие и перелетные птицы», «Найди картины написанные теплыми и холодными красками», «С какой ветки детки», «Лекарственные растения», «Съедобный или ядовитый», «Где растет этот цветок», «Найди домашних животных и их детенышей». Словесно – дидактические игры: «Сад и огород», «Полезные и вредные», «Чем аквариум отличается от речки», «Дары леса».

В сборниках С.Н.Николаевой описано много игр с природоведческим содержанием: «Море бывает в беде», «Кому нужна вода», «Отгадай, чья тень», «Что мы знаем о птицах», «Марсиане на Земле».

Также можно провести с детьми игры – соревнования: «Заячий прыжок», «На пеньках».

Мы поставили перед собой задачу: обучить детей самостоятельно в них играть. Таким образом, дети легко тренируются в применении своих знаний, развивают интеллектуальные способности. В своей работе мы стараемся использовать как можно больше элементов сюжетно – ролевой игры: воображаемую ситуацию, ролевые действия и диалоги, несложные сюжеты, в которых обыгрываются какие – либо игрушки. Мы обязательно включаем в занятия, наблюдения, труд в природе игровые обучающие ситуации, в которых используются игрушки, изображающие природные объекты (животных, растения).

Игрушка – красивый предмет, с которым можно действовать, она выступает контрастом по отношению к живому существу, на которое можно лишь смотреть и за которым нужно ухаживать. Сопоставление живого объекта и игрушки, его изображающей, позволяет очень рано (уже в 2-3 года) формировать понимание главного различия живого и неживого.

Для проведения разных игровых обучающих ситуаций мы используем куклы, изображающие персонажей известных сказок, героев детских рассказов. Мы используем такие куклы: Красная Шапочка, Буратино, Карлсон, Незнайка, Доктор Айболит и другие известные герои. В технологии для разных возрастных групп мы включаем игровые ситуации с этими героями. Для младшего и среднего возраста приобретают значение куклы Деда и Бабки, которые являются постоянными персонажами многих русских народных сказок. Все обозначенные персонажи мы делаем из обычных кукол с добавлением той или иной атрибутики. Так, для Айболита у нас готов белый халат, шапочка, борода, чемоданчик с набором врача.

Также в экологических целях используем куклы бибабо. Например, дед и бабка сделаны очень выразительно. Этими куклы мы используем, ведя диалог с детьми, изображать разные действия.

Какие игрушки мы выбираем для группы? Красивые, яркие, привлекательные, правдоподобные по форме, чтобы животное можно было узнать, и декоративные по окраске. Игрушка – это не муляж, не чучело, и поэтому ей необязательно имитировать все натуральные признаки. В оценке игрушки мы используем экологический подход: игрушечный зайчик «живет» на полке с игрушками, а не в лесу, как заяц – беляк, которому нужно быть незаметным и зимой, и летом, чтобы остаться в живых.

Самостоятельная игра детей – это отражение их отношения к тем явлениям и событиям, которые в ней изображаются. Она очень ценна и показательна. Чтобы дети чаще играли на природоведческие темы, им нужны наборы игрушек, изображающие домашних животных, обитателей зоопарка, лесных зверей. С этими игрушками дети с удовольствием играют после интересных занятий. В настоящее время имеются в продаже комплекты фигурок животных «Подворье и зоопарк» , в которые входят не только животные, но и деревья, кустарники. Такие наборы у нас есть в каждой группе. Игра с таким комплектом весьма увлекает дошкольников.

В целом хочу сказать, что чем чаще и интереснее мы включаем игру в занятия и другие формы обучения и воспитания дошкольников, тем чаще и разнообразнее будет игра детей

Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Детский сад №16 г.Пугачёва»

Конспект

Занятие

ручного труда

тема:

«Подводный мир»

Подготовительная к школе группа

Разработала и провела

Воспитатель: Лобыкина И.Н.

г. Пугачев 2012г.

Цель:

1.Закрепить навыки работы с бросовым материалом, развивать образное и пространственное мышление, моторику рук, глазомер.

2.Совершенствовать умение самостоятельно определять последовательность действий при изготовлении поделок и выбирать подходящий материал.

3.Воспитывать у детей творчество, самостоятельность, изобретательность.

4.Индивидуальная работа: закрепить умение подбирать цвет и фактуру с Андреем Г., Ильёй С., Дашей К.

Оборудование:

Цветной картон, бисер, упаковочная бумага, одноразовые тарелки, вилки, ложки, самоклеящая бумага.Бутылки из-под сока, ракушки, песок, декоративная лента, трубочки для коктейля, контейнеры от «Киндер-сюрприза», клей ПВА, диск с мультфильмом «Русалочка», иллюстрации подводного мира.

Предшествующая работа:

Работа в кружке «Радужка», чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, рассматривание иллюстраций.

Ход занятия

Приветствие:

Дети, сидя на ковре пальцами изображают осьминожек, которые передвигаются, встречаются и здороваются с другими детьми-осьминожками.

Волшебная история:

Достаю красивую ракушку и говорю: «У этой ракушки есть какая-то тайна. Может быть, она откроет мне её.

(Звучит музыка «Вальс цветов» П.И. Чайковского)

Послушайте, о чём мне рассказала ракушка.

«Далеко-далеко отсюда есть волшебный мир подводного царства. В нём живут удивительные рыбы, осьминоги, медузы. Морское дно

украшают водоросли, разноцветные камешки и ракушки. Закройте глаза и представьте себе подводное царство, обитателей морских глубин»

«Что интересного вы там увидели?..»

Дети рассказывают, что они представили себе. Далее рассматриваем картинки, изображающие подводный мир.

I часть:

А теперь посмотрите сюда (дети подходят к бассейну, на дне которого рассыпан песок). Здесь у нас с вами тоже подводный мир, морское дно, но только оно бесцветное, и обитателей здесь нет. Сейчас мы с вами будем делать его красочным, нарядным и красивым.

Физкультминутка «Волны»

Давайте поиграем с вами в волны. Раздаю детям голубые ленты и предлагаю с их помощью показать «волны радости», «волны спокойствия», «волны гнева», «волны грусти».

II часть:

Дети выходят к местам, занимают своё место. Выбирают себе материал. Напоминаю детям, что при работе с ножницами надо быть очень осторожными. Ножницы всегда смотрят вниз. По мере выполнения задания, дети относят свои поделки на приготовленное дно. На песок сажают черепах из одноразовых тарелок и змеек; медуз из упаковочной бумаги, рыбок из контейнеров от «Киндер-сюрприза», китов и дельфинов из цветного картона, украшенного бисером и блёстками. Создают из песка сказочные замки, украшают их цветными брызгами. В бутылки от сока помещают ракушки, палетки, наливают воду и получается «Океан в бутылке».

Итог занятия:

Все идут смотреть какое прекрасное получилось «Подводное царство», населённое чудесными морскими обитателями, сделанными своими руками из бросового материала.

— А море нас тоже благодарит за прекрасную работу и волна вынесла на берег диск с мультфильмом «Русалочка». Мы его посмотрим в свободное время.

Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Детский сад №16 г.Пугачёва»

Конспект

Занятия по

развитию речи

тема:

«Какие мы?»

средняя группа

Разработал и провел

Воспитатель: Долганова Т.А.

г. Пугачев 2012г.

Тема: «Какие мы?»

Цель: учить детей видеть признаки сходства и различия и выражать их в речи.

Развивать умение ориентироваться в схеме, различать и называть части лица.

Учить сравнивать и делать выводы.

Закрепить умение на листе бумаги изображать выражение лица человека.

Воспитывать внимательное, доброжелательное отношение друг к другу.

Индивидуальная работа:с Кириллом У., Кристиной Г., уточнить знания детьми частей лица, их значение в жизни человека.

Материал:набор карточек со схематическим изображением выражения лица человека, 2 шапочки собачек, игрушка: собака, мяч.

На каждого ребёнка ½ альбомного листа, простой карандаш.

Ход занятия:

Iчасть:Дети, подойдите ко мне. Давайте друг друга поприветствуем, со всеми поздороваемся.

Здравствуй, небо голубое

Здравствуй, солнечный денёк

Здравствуй, маленький дубок

Здравствуй, утро, здравствуй день

Нам здороваться не лень.

Садитесь на ковер, посмотрите друг на друга.

— Что у нас с вами на самом верху? (Голова).

— Что мы видим на ней? (Лицо).

— Что находится сзади головы? (Затылок).

— Справа (слева)? (Уши).

— Что у нас в верхней части лица? (Лоб)

— Ниже лба? (Брови.)

— Под бровями? (Глаза).

— Между глазами? (Нос).

— Под носом? (Рот).

— Ниже рта? (Подбородок).

— Чего у человека два? (Уха, глаза, брови)

-Чего один? (Нос, рот)

— Для чего человеку нужен нос? (С его помощью мы дышим и чувствуем запахи).

— Для чего нам глаза? (Чтобы видеть окружающий мир.)

— Для чего нужен рот? (Благодаря ему мы едим, говорим, чувствуем вкус.)

II часть: Подойдите ко мне, здесь у меня схема выражения лица человека.

1)-Какое выражение лица у этого человека?

-Весёлый.

-Как вы думаете, от чего человек может быть весёлым?

2)-Какое выражение лица у этого человека?

-Сердитый.

-Как вы думаете, от чего человек может бытьсердитым?

3)-Какое выражение лица у этого человека?

-Грустный.

-Как вы думаете, от чего человек может быть грустным?

4)-Какое выражение лица у этого человека?

-Удивлённый.

-Как вы думаете, от чего человек может удивиться?

III часть:- Садитесь за стол и нарисуйте на листочках лицо человека, какое вы захотите, а потом мы поиграем с вашими схемами.

Дети садятся за столы и на листочках простым карандашом рисуют выражение лица человека.

Игра: «Стоп».

Дети двигаются под бубен. По сигналу воспитателя «стоп» дети принимают выражение лица как на схеме, например, у Вадима К.. Затем, например, как у Софьи К., Милы Д.

IYчасть: Дети садятся на ковёр.

Влад, подойди ко мне. У меня на столе игрушка собачка. Давайте посмотрим на Влада и на собачку. Чем похож человек и собака. У них 2 уха, 2 глаза, нос.

Чем они отличаются? У собаки есть хвост, у человека его нет. У собачки 4 лапы, у человека 2 руки и 2 ноги.

Но самое главное отличие – человек умеет думать и говорить. Мы можем с помощью речи общаться, делиться радостью и горем, задавать вопросы и отвечать на них, решать разные проблемы.

Животные тоже общаются, но по-своему. Например, вывели на прогулку двух щенят. Весело им бегать по двору! И вдруг они увидели мяч! Щенята двое, мяч один. Начали вырывать друг у друга, рычать, кусаться.

А как поступят два мальчика? Нужно попытаться договориться, ведь мы люди.

(обыграть ситуацию)

Итог занятия: Что же мы на занятии поняли. Что человек может думать и говорить. И в любой жизненной ситуации человек может договориться друг с другом по-доброму, никого не обижая.

Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Детский сад №16 г.Пугачёва»

Конспект сюжетно-ролевой игры во 2 младшей группе

Тема: «Мишка в гостях у детей»

Воспитатель: Рябова Т.М.

г. Пугачев 2011г.

Тема: «Мишка в гостях у детей»

Цель: Побуждать вступать в содержательное общение со взрослым и сверстниками; закреплять в речи формы вежливого обхождения, закреплять наименования предметов посуды, обобщающее слово «посуда»; различать предметы (шишки) по величине, развивать двигательную активность; воспитывать интерес к сюжетно-ролевым играм.Материал: мишка, чайная посуда, игрушечные угощения (конфеты, печенье, бублики, сахар), овощи, шишки большие и маленькие, корзиночки.Ход занятия:

I. Воспитатель (показывая на продукты): Сегодня к нам в гости собирается медвежонок Миша. Угостим его чаем. Накроем стол (берет с подноса предметы, называет их вместе с детьми и ставит на стол, покрытый скатертью): чашка с блюдцем, чайная ложка, чайник. Эти предметы называют «чайная посуда». А какой мы будем пить чай? (Ответы детей). Сладкий? Тогда нам нужен…(Ответы детей). Правильно, сахар. Я прошу вас переложить с подноса те продукты, которые подают к чаю. Что вы должны отобрать? (Ответы детей). Правильно, сухари, печенье, конфеты. А лук, картофель? (Ответы детей). Правильно, овощи к чаю не подают. Сухари и печенье положим в вазочку. Вот так. Почему я выпечку кладу в специальную посуду? (Ответы детей). Правильно, чтобы не просыпались крошки, чтобы было чисто и красиво. Скажите, а есть ли для конфет специальная посуда? (Ответы детей) Как она называется? Правильно, конфетница. К чайному столу подают еще молоко, потому что некоторые люди любят пить чай с молоком. А куда наливают молоко? Правильно, молоко наливают в молочник. Кто скажет, почему я беру салфетку? (Ответы детей). Для салфеток тоже есть специальный прибор. Называется он … Правильно салфетница. Итак, на столе стоит разная посуда. Это… Чашка, это… (дети еще раз вместе с воспитателем перечисляют все предметы).II. Воспитатель: Вот теперь мы готовы к приему гостя. (Раздается стук в дверь). Вот и мишка пришел.Мишка: Кто ходит в гости по утрамТот поступает мудроТарам-тарам, тарам-тарамНа то оно и утро.Недаром солнце в гости к нам

Всегда приходит по утрамТарам-тарам, тарам-тарам.Ходите в гости по утрам!Воспитатель: Пожалуйста, поздоровайтесь с Мишкой. Что мы ему скажем?Дети: Здравствуй, Мишка. Мы тебе рады. Мы ждали тебя. Будем угощать тебя чаем. Мишка: Здравствуйте, ребята. Спасибо за гостеприимство. С удовольствием выпью чаю.Воспитатель: Мишка, пожалуйста, присаживайся к столу. (Воспитатель предлагает одному из детей понарошку налить чай Мишке, другому положить в чай сахар, третьему размешать его.)Воспитатель: У нас есть еще конфеты. Угостим Мишку конфеткой.Мишка: Спасибо, ребята. Было очень вкусно.III. Воспитатель: «Ой, Вадим нечаянно рассыпал шишки, но мы сейчас их быстро соберем, да ребята? Давайте шишки соберем в корзины, чтобы мишке было удобно их нести. Посмотрите, у меня две корзины. В большую корзину будем складывать большие шишки — для больших медвежат, а в маленькую корзину маленькие шишки — для маленьких медвежат». (Дети собирают шишки, раскладывая их по корзинам).IV. Воспитатель: Ребята, а кто вспомнит стихотворение о том, как мишка в лесу шишки собирал?(Несколько детей рассказывают стихотворение).Мишка косолапый по лесу идет,Шишки собирает — песенку поет.Вдруг упала шишкаПрямо мишке в лоб.Мишка рассердился и ногою топ!Итог занятия:V. Воспитатель: Молодцы ребята! Шишки собрали, стихотворение вспомнили. А теперь давайте эти корзины отдадим Мишке, а он их подарит своим друзьям в лесу.Мишка: Спасибо вам ребята! Ну, а теперь мне пора домой в лес. Воспитатель: До свидания. Ребята, а мы скажем на прощанье, до свидания Мишка. Приходи к нам еще, мы были очень рады тебе.




map