Методические рекомендации Аппликация-помощник в развитии детей ясельной группы



Актуальность.

Ранний возраст — период, когда становление всех органов и систем организма идёт очень быстрыми темпами. Поэтому очень важно своевременно заложить основы полноценного развития.

В дошкольных учреждениях с целью обучения детей второго и третьего года жизни традиционно проводятся занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим, развитию движений, музыкальные занятия, дидактические игры по сенсорному развитию, занятия по конструктивной и изобразительной деятельности.

Однако, изучив литературу последних лет, результаты исследований учёных, наблюдая за воспитанниками своей группы во время проведения игр и упражнений с плоскостными изображениями фигур разного цвета, формы, величины, я пришла к убеждению, что занятия аппликацией с детьми этих лет жизни могут быть привлекательными и доступными для малышей.

Доступность объясняется несложностью исполнительских приёмов, которые осваивают дети во время аппликационной деятельности, а также возможностью манипулирования готовыми формами для достижения результата.

Занятия аппликацией при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приёмов дают большой обучающий и развивающий эффект.

Дети успешно овладевают техническими навыками аппликационных операций: выкладывают, составляют из отдельных частей целое, упражняются в равномерном размещении элементов по площади листа; успешно овладевают сенсорными эталонами; приобретают первоначальные навыки поисковой деятельности; усваивают простейшие навыки совместной работы; активно общаются друг с другом и воспитателем.

Полученный детьми в раннем возрасте опыт по составлению предметных или сюжетных изображений с помощью готовых форм обеспечивает развитие образного видения, а также формирование предпосылок сюжетного рисунка и развитие связной речи на более поздних возрастных этапах.

Сформированные в раннем возрасте навыки и умения в сравнении и сопоставлении, нахождении одинакового и отличительного, выделении главного способствуют ускоренному развитию аналитико-синтетических процессов, способности к комбинированию, преобразованию, что является одним из компонентов успешного обучения ребёнка в школе.

Задача

Выяснение места и роли использования готовых плоскостных форм и изображений в развитии детей данного возраста. 

Перспективы и возможности использования методических рекомендаций.

Занятия рассчитаны на воспитателей детских садов, работающих с детьми второго-третьего года жизни.

При использовании данных методических рекомендаций необходимо руководствоваться следующими правилами:

Занятия проводить в игровой и занимательной форме;

Использовать операционный материал, который должен отвечать следующим требованиям:

Привлекательность;

Выразительность и ясность;

Прочность;

Безопасность.

Вариативность операционного материала.

Проводить повторные варианты занятий с целью более качественного овладения детьми определённых умений, при этом желательно использовать вариативную повторяемость (изменения в правилах игры, смена игровых персонажей, работа на малом, затем на большом пространстве листа и др.);

Стремиться к созданию в группе и на самом занятии атмосферы взаимной симпатии и восхищения любыми успехами детей;

Чередовать индивидуальные формы обучения с коллективными;

При проведении занятий учитывать специфику возраста детей и использовать соответствующие методы обучения: поисковый, репродуктивный, игровой, метод упражнений;

Деление на подгруппы осуществлять не по возрасту, а по уровню развития детей;

Поощрять любые попытки общения детей с воспитателем и друг другом;

Поощрять любое стремление к совместным действиям и создавать условия для накопления детьми первого опыта совместной работы.

Педагогическая технология занятия.

Основные направления в развитии детей двухлетнего и трёхлетнего возраста не отличаются от направлений в развитии детей дошкольного возраста — это физическое, речевое, познавательное, социально-нравственное, эстетическое развитие, а так же развитие сенсорных способностей.

Каждое из направлений создаёт базу, основу для каждого нового возрастного этапа и, следовательно, для всестороннего развития личности. При этом учитывается возраст детей, темпы развития каждого и в соответствии с этим изменяется содержание деятельности, усложняются методы и приёмы.

В книге «Дети раннего возраста в дошкольном учреждении» К. Л. Печора, Г. В. Пантюхина, А. Г. Голубева пишут, что «…у детей раннего возраста в коре головного мозга много так называемого незанятого поля, поэтому путём специально направленных воздействий можно достигнуть очень высокого уровня развития и более раннего формирования той или иной функции. В основу обучения детей раннего возраста должно быть положено в первую очередь развитие таких способностей, как воспроизведение, умение смотреть, слушать, сравнивать, различать, сопоставлять. Это благоприятствует более ускоренному развитию у них аналитико-синтетических процессов, наглядно-образного, наглядно-действенного мышления, а также способностей к комбинированию, преобразованию, импровизации, сочинительству».

Возникает вопрос: возможно ли специальное обучение аппликации детей двух-трёх лет и, какое влияние может оказать аппликативная деятельность на развитие детей.

Я работаю с детьми в возрасте от двух до трёх лет. Сенсорное развитие детей данного возраста всегда было и остаётся определяющим. Игры с цветом, формой, величиной являются обязательными в развитии этих детей и вызывают большой интерес у них. Поэтому я стала организовывать небольшие по длительности игры и упражнения с готовыми плоскостными формами, надеясь на то, что у воспитанников быстрее будут формироваться сенсорные эталоны, лучше будет развиваться мелкая мускулатура пальцев, повысится произвольность и координированность движений руки, осознанность действий. Сначала мы «привязывали» плоскостные шарики к ниточкам по заданным условиям: по цвету, размеру. Например, детям предлагалось подобрать красный шарик к красной нитке, синий к синей; привязать большие шарики к ниткам такого же цвета; привязать маленькие шарики так, чтобы цвет шарика и нитки был одинаковым и т. д. При этом обращалось внимание на то, чтобы шарики были плотно «привязаны» к ниточкам.

Позже проводились игры, где кроме сравнивания плоскостных изображений по цвету, присоединения их друг к другу, детям предлагались задания на осознанность и произвольность действий, например, выкладывать круглые формы в одном направлении, в порядке уменьшения их по величине или располагать фигурки одна напротив другой: «Все котята должны сесть носом к своей миске». Далее я побуждала детей к самостоятельному нахождению способов выкладывания лесенки, башенки, пирамидки из прямоугольных форм, разных по цвету и величине; выкладыванию персонажей сказки в порядке следования текста, плотно приставляя их друг к другу.

На протяжении длительного времени я наблюдала за детьми и пришла к выводу, что организованная деятельность с готовыми формами полезна для детей, но каким образом можно организовать обучение, я пока затруднялась, т. к. в принципе отсутствовали практические рекомендации, пособия, которые могли бы предложить практический материал. Так-же я не владела данными о результатах исследований учёных последнего времени о возможностях ребёнка раннего возраста в аппликационной деятельности.

Тем не менее, я не останавливала свои поиски и наблюдения за детьми своей группы. Я изучала все новинки литературы по раннему возрасту в поисках материала, который сочетался бы с моими взглядами и практическим опытом на обучение и развитие детей раннего возраста; помог бы мне более глубоко и подробно вникнуть в суть изучаемого вопроса; подсказал бы, каким образом можно организовать процесс обучения: формы организации, методику проведения, содержание занятий.

Ответы на свои вопросы я нашла в методическом пособии для педагогов дошкольных учреждений «Аппликация для самых маленьких» автора В. А. Силивона. Я внимательно изучила содержание, методику проведения различных по форме занятий и решила, что предлагаемый материал могу использовать в своей работе, т. к. он отвечает моим запросам и соответствует возможностям детей раннего возраста.

Я согласна с автором пособия, что процесс обучения должен осуществляться одновременно по нескольким направлениям, но с обязательным соблюдением принципа — от простого к сложному:

От неосознанных, полуосознанных действий к целенаправленным и произвольным;

От сенсомоторного, наглядно-действенного мышления к образному;

От индивидуальных к совместным действиям;

От манипулирования простейшими формами к составлению целого из частей, и, наконец, составления несложных композиций из нескольких предметных изображений;

Ориентирование на малом, потом на большом пространстве листа;

От действий с помощью взрослого к самостоятельным творческим действиям.

Методическое пособие предлагает тематику, содержание, формы организации детей. Темы выбраны, на мой взгляд, удачно: они понятны и доступны детям, программное содержание также соответствует возрастным возможностям детей, формы организации предполагают как индивидуальные, так и фронтальные занятия с небольшой подгруппой детей. Большая часть предложенных занятий повторяет те игры и упражнения, которые я давно использую в своей практике. Данные игры и упражнения ставят те же цели и задачи: формирование сенсорных эталонов, развитие мелкой мускулатуры пальцев рук, повышение произвольности и координированности движений руки, формирование осознанности действий.

Но вместе с тем ставятся другие обучающие задачи, в основе которых лежат продолжительные исследования оптимальных возможностей 2-3 летних детей в изобразительной деятельности:

накопление детьми элементарного опыта в составлении целого из частей;

формирование простейших приёмов работы с бумагой: выкладывание, точное присоединение одной детали к другой;

формирование умения работать на разных по размеру листах бумаги коллективно и индивидуально.

На протяжении почти двух лет я использовала данное методическое пособие в своей деятельности вместе с собственными практическими наработками.

Мною был выполнен большой объём работы по изготовлению дидактического материала. В основном это плоскостные геометрические фигуры разного цвета, формы, величины; предметные, сюжетные фигурки, состоящие из нескольких частей и предающие внешние особенности реальных предметов; разноцветные листы картона разного размера в виде аквариума, домика. В группе в наличии имеется различный наглядно-демонстрационный материал: иллюстрации, игрушки, а также строительный материал, транспорт, куклы для создания определённых игровых ситуаций.

На протяжении всего периода работы по данной теме я большое внимание уделяла методам обучения, которые рекомендует автор пособия и, которые дают положительный результат в моей практике. К основным методам обучения аппликационной деятельности детей раннего возраста относятся следующие: поисковый, репродуктивный, игровой и метод упражнений. После апробирования данных методов в условиях своей группы я пришла к выводу, что их использование диктуется особенностями психофизического развития детей раннего периода детства, а также целями и задачами конкретных занятий.

Поисковый метод эффективен при создании образовательных ситуаций, которые побуждают детей к самостоятельной поисковой деятельности и нахождению способа выполнения задания путём проб и ошибок. Эффективность применения данного метода можно рассмотреть на примере занятия «С нами играют пирамидки». В группе появилась новая пирамидка. Я предложила с ней поиграть: пирамидка должна была всё время переодеваться, а дети должны были изобразить каждый новый её наряд с помощью плоскостных изображений. При этом детям представилась возможность по возможности самостоятельно рассмотреть её, выложить «новое платье», постоянно сверяясь с натурой. Пирамидки подбирались с небольшим количеством колечек, чтобы задачу сделать посильной и выполнимой детьми этой возрастной группы.

Использование поискового метода побудило малышей к активным поисковым действиям. Дети самостоятельно действовали путём сравнения, сопоставления и добивались нужного результата.

Репродуктивный метод применялся мною на самых ранних этапах обучения, когда дети только овладевали механизмом выкладывания и составления целого из отдельных частей. Например, дети упражнялись в составлении целой фигуры из двух разных, непохожих частей. Им предлагалось составить матрёшек, найти чайникам крышки или недостающие половинки листиков, подходящие по расцветке и величине. Позже также использовался данный метод, но детям предлагалось выполнить более сложные задания: составить и выложить фигуры с большим количеством деталей — выложить упрощённые одноцветные силуэтные изображения животных или птиц.

Использование репродуктивного метода в данных случаях способствовало формированию у детей сознательных и произвольных действий, связанных с аналитическим процессом познания. Метод упражнений я также широко использовала в своей практике и до сих пор использую на занятиях по аппликативной деятельности. Практическим работникам групп раннего возраста известно, что особенности развития детей данного возраста указывают на необходимость организации повторяющихся действий, упражнений в обучающем процессе. Они необходимы как для более качественного овладения детьми определёнными умениями, так и для ускорения осознанности и произвольности в деятельности. В этом плане достаточно эффективными оказались фронтальные занятия с небольшой подгруппой детей многоструктурного плана, где детям вначале предлагалось действовать индивидуально, а затем эти же действия, операции выполнять всем вместе на общем листе бумаги или фланелеграфе, и наоборот.

Игровой метод является преобладающим и основным в организации моих занятий по аппликации. Фактически игровой характер обучения пронизывает весь учебный процесс. Детям предлагаются путешествия в деревню, лес, море на разных видах транспорта; инсценировки, прогулочные истории, во время которых они встречаются с разными представителями животного, растительного мира, игровыми персонажами и т. д.

Занятия, которые я проводила, преследовали разные цели, но в каждом из них детям отводилась роль активного участника, при этом малыши были незаметно для себя вовлечены в деятельность, которую им предлагал воспитатель. Часть занятий, особенно на более поздних этапах, преследовала цель формирования простейших навыков совместной работы, накоплению первого опыта совместных действий, а также побуждению к активному общению с другими детьми и взрослыми. Выше уже упоминалось, что занятия проводятся как фронтально с небольшими подгруппами, в которые включены дети с примерно одинаковым уровнем развития, так и индивидуально. Форма организации занятий может быть разной в зависимости обучающих задач, настроения детей, уровня формирования умений и навыков, уровня индивидуальных возможностей.

Как показывает практика, индивидуальные занятия дают наивысший обучающий и развивающий эффект. Но вместе с тем не обеспечивают детей опытом совместных действий, когда от каждого из участников занятия требуется определённое поведение: выдержка, терпение, способность помолчать, послушать других, именно то, что обеспечивает фронтальное занятие.

Таким образом, практика работы показала, что аппликативная деятельность доступна детям двух-трёх летнего возраста. Кроме того, при направленном педагогическом руководстве занятия по аппликации способствуют более интенсивному развитию всех сторон личности.

Теоретико-практические основы опыта.

Моделируя и отлаживая технологию работы по использованию занятий по аппликации с детьми двух-трёх лет, я опиралась на следующие достижения педагогической науки и педагогического опыта последних лет:

В. А. Силивон «Аппликация для самых маленьких»;

Т. А. Барчан «Вот какие шарики»;

Лыкова И. А. «Аппли-аппликация»;

К. Л Печора, Г. В. Пантюхина. А. Г. Голубева «Дети дошкольного возраста в дошкольном учреждении»

Результаты проведенных занятий:

Дети овладели некоторыми практическими приёмами работы с бумагой: выкладывают и составляют целое из частей, точно присоединяют одну часть к другой. Некоторые дети овладевают простейшими навыками намазывания и наклеивания.

Дети успешно выполняют задания по выкладыванию предметных изображений, несложных сюжетов на разных по размеру листах бумаги. При этом у большинства детей наблюдаются навыки правильного расположения фигурок относительно друг друга.

У воспитанников формируются первоначальные навыки поисковой деятельности, а также умения работать осознанно и целенаправленно.

Занятия аппликацией помогли детям быстрее запомнить названия цветов. Малыши лучше ориентируются в размерах, формах.

Дети довольно быстро справляются с заданиями по выкладыванию несложных сюжетных изображений, выкладыванию целого из частей за счёт сформированности зрительно-двигательных связей. Дети стали лучше управлять движениями руки — движения стали более чёткими, уверенными, точными.

Во время занятий дети с удовольствием разговаривают по поводу деятельности, обмениваются репликами.

В процессе коллективных занятий у детей сформированы простейшие навыки совместной работы: дети ждут друг друга, уступают место, замечают действия соседа и др.

 

Перспективное планирование занятий по аппликативной деятельности с детьми 2-3 года жизни.

Месяц

Темы

Программное содержание

Сентябрь

1. Диагностика «Помоги яблоку найти свою половинку».

Определить уровень сенсорного развития ребёнка, его способность анализировать, сравнивать, сопоставлять, находить одинаковое по форме, цвету, составлять целое из частей, плотно приставляя их друг к другу.

2. «Цветы на лужайке».

Формировать умение ритмично располагать однородные элементы по всей плоскости листа. Способствовать различению и называнию цветов: красный, жёлтый, зелёный, синий.

Вариативное повторение. «Красивые коврики из листьев».

Закрепить опыт размещения однородных элементов по всей плоскости листа. Способствовать различению и называнию цветов. Формировать умение включаться в игровую ситуацию. Побуждать к совместным действиям.

Октябрь

1. «Путешествие семьи шариков».

Повышать у детей произвольность действий — выкладывать круглые формы в одном направлении, в порядке уменьшения их по величине, плотно приставляя одну к другой. Способствовать различению и запоминанию основных цветов.

Вариативное повторение. «Тучи по небу гуляют».

Повышать у детей произвольность действий — выкладывать неправильные формы в одном направлении, плотно приставляя одну к другой; располагать элементы по всему пространству листа. Развивать способность ориентироваться по всему пространству листа, находить «верх», «низ». Формировать навыки совместной работы.

2. Выкладывание сказки «Репка».

Повышать произвольность действий — выкладывать персонажи сказки в порядке следования текста, плотно приставляя их друг к другу. Закрепить знание текста сказки.

Ноябрь

1. «Мы сидим на лесенке и поём мы песенки».

Побуждать детей к самостоятельному нахождению разных способов выкладывания лесенки из прямоугольных форм, разных по цвету и величине. Продолжать упражнять в плотном присоединении одного элемента к другому. Формировать умение включаться в игровую ситуацию.

2. «Путешествие на воздушных шарах».

Формировать умение подбирать шары и прикладывать их к ниточкам заданного цвета. Повышать точность движения руки и глаза. Упражнять в произношении звуков «Ш», «С». Побуждать детей к пластической передаче поведения насекомых: жучков, бабочек, комаров и т. д.

Декабрь

1. «История про котёнка и птичку».

Продолжать развивать способность ориентироваться на всей плоскости как большого, так и маленького листа: находить «верх», «низ», «под», «вверху», «рядом». Побуждать к активной разговорной речи.

2. «Пляшут девочки и мальчики, пляшут белочки и зайчики».

Формировать умение располагать фигурки напротив друг друга, плотно приставляя их друг к другу, чтобы держались за руки. Побуждать к совместным действиям. Упражнять в произвольном переключении внимания с одной деятельности на другую.

Январь

1. Диагностика. «Собери листочки».

Определить уровень сенсорного развития ребёнка, его способность анализировать, сравнивать сопоставлять, находить одинаковое по форме, цвету; составлять целое из частей, плотно приставляя их друг к другу.

2. «Детки на ветке».

Упражнять в составлении целого из отельных частей; подбирать листики соответствующего веточке цвета. Упражнять в различении и назывании цветов. Продолжать развивать точность произвольных движений руки: прикладывать листики точно к намеченным стебелькам. Замечать действия соседа, в случае необходимости помогать ему.

Февраль

1. «Выросли грибы на полянке».

Формировать умение составлять целое из двух разных частей, стремясь соотносить их по размеру. Продолжать формировать умение работать сообща на большом листе, быстро ориентироваться на его пространстве. Побуждать находить соседу нужные детали.

Вариативное повторение. «Матрёшки собрались на прогулку».

Упражнять в составлении целого из двух разных частей, стремясь соотносить их по размеру, плотно приставляя их друг к другу. Закрепить названия цветов. Продолжать формировать умение работать вместе на большом листе бумаги. Побуждать находить соседу нужные детали.

2. «Чаепитие с игрушками».

Упражнять в составлении целого из двух разных частей, а также составлению целого из отдельных частей, плотном присоединении их друг к другу. Упражнять в соотнесении частей изображений по размеру и расцветке. Продолжать учить работать вместе на одном листе, быстро ориентироваться на этом пространстве. Формировать умение включаться в игровую ситуацию.

Март

1. «С нами играют пирамидки».

Формировать умение составлять целое изображение, ориентируясь на образец. Развивать точность зрительного восприятия и способность к воспроизведению образца. Воспитывать внимательность, целенаправленность и произвольность действий.

Вариативное повторение. «Строим новые дома для бабки, внучки, жучки, кошки, мышки».

Продолжать формировать умение составлять целое, ориентируясь на образец, а именно на последовательность расположения полосок (брёвен) по цвету, а также на их горизонтальное или вертикальное расположение (брёвна лежат или стоят). Закрепить названия цветов. Воспитывать внимательность, целенаправленность, произвольность действий. Закрепить знание текста.

2. «Построим домики для замёрзших зверей».

Формировать умение в установлении связей и зависимостей величины и конфигурации от специально заданного условия. Упражнять в плотном присоединении деталей друг к другу. Побуждать к активной разговорной речи.

Вариативное повторение. «Кто уложит котёнка спать».

Продолжать формировать умение устанавливать связи и зависимости величины и конфигурации от специально заданных условий. Способствовать нахождению способа выполнения задания путём проб и ошибок. Упражнять в плотном присоединении деталей друг к другу. Побуждать к активной разговорной речи, пению знакомых песенок или сочинению собственных.

Апрель

1. «Коврик для котят и щенят».

Формировать умение намазывать клей на изображение и наклеивать. Упражнять в выкладывании разноцветных обрезков бумаги равномерно по всей плоскости большого листа бумаги. Приобщать к совместным действиям.

2. «Плывут кораблики по волнам».

Формировать умение намазывать и склеивать отдельные части в целое. Продолжать формировать навыки совместных действий: ожидать завершений действий соседа, не торопить его, не мешать; если возникает необходимость — помочь. Закрепить опыт работы на большом пространстве листа.

Вариативное повторение. «Мастерская игрушек».

Продолжать формировать умение намазывать и склеивать отдельные части в целое. Уточнить знания детей о строении и отличительных особенностях частей тела некоторых животных. Закреплять навыки совместных действий в аппликативной деятельности.

Май

1. «Весна — красна!»

Закрепить разнообразные, индивидуальные умения детей в нахождении одинаковых частей и составлении из них целого, а также навыки намазывания, наклеивания, пользования салфеткой. Продолжать формировать навыки совместных действий: помогать находить товарищу недостающую деталь, не мешать другому при наклеивании.

Вариативное повторение. «Цветы и бабочки».

Упражнять в намазывании, наклеивании, а также составлении целого из нескольких частей. Развивать точность зрительного восприятия.

2. Диагностика. «Прятки».

Определить уровень сенсорного развития ребёнка, его способность анализировать, сравнивать, сопоставлять, находить одинаковое по форме, цвету, составлять целое из нескольких частей.






map