Методические рекомендации для педагогов Использование средств логоритмики на музыкальны



Введение

Движение лежит в основе жизни человека. Его можно рассматривать как основное проявление деятельности организма и необходимый фактор для нормального развития ребенка.

Каждое движение совершается в определенном ритме. Понятие «ритм» имеет широкое распространение и применяется по отношению к речи (ритм прозы, стихотворной строки), к работе систем организма (дыхательной, сердечной), а также цикличности природных явлений.

Само восприятие ритма вызывает многообразие кинестетических ощущений: ритм оказывает влияние на становление движений, совершенствует пространственно- временную организацию двигательных актов, в том числе и артикуляционных рече — двигательных.

В дошкольной системе обучения и воспитания детей развитие ритмических способностей осуществляется на музыкальных занятиях, а моторных качеств — на занятиях по физической культуре. Решение этих задач на протяжении всего дошкольного детства способствует психомоторному развитию детей, что благоприятно сказывается на успешности обучения в школе.

К сожалению, в последние годы резко возросло число дошкольников с проблемами речевого развития, которые характеризуются нарушением или отставанием от нормы основных компонентов речевой системы: лексического, грамматического, фонетического строя речи. В рамках массового детского сада таких детей объединяют в группу, обозначенную как « логопедическая группа для детей с ОНР старшего дошкольного возраста».

В психическом облике этих детей отмечаются отдельные черты общей эмоционально- волевой незрелости. Даже незначительные неврологические дисфункции сказываются на нарушениях регуляции мышечного тонуса, недостаточностью тонких дифференцированных движений пальцев рук. У большинства дошкольников этой группы отмечаются проблемы психомоторного развития. Двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, скорости и ловкости их выполнения.

Наиболее эффективным средством развития моторной и психической сфер детей с недоразвитием всех компонентов речевой системы является логопедическая ритмика.

Логоритмические занятия направлены на коррекцию общих и мелких движений, развитие координации «речь — движение», расширение у детей

словаря, способствуют совершенствованию психофизических функций, развитию эмоциональности, навыков общения.

Психологи и лингвисты считают, что в раннем детстве темпы речевого развития значительно выше, чем в последующие годы. Если к концу первого года жизни словарь ребенка включает 8—10 слов, то в три года — до 1 тыс. слов. Педагоги и родители должны помочь детям овладеть родным языком, накопить значительный запас слов, научить произносить все звуки.

На третьем году жизни ребенка речь становится доминирующей линией развития. Быстро пополняется словарь, качественно улучшается умение строить предложения, совершенствуется звуковая сторона речи. Ребенок учится сравнивать, строить умозаключения наглядно-действенного характера. Речь служит средством общения и саморегуляции поведения. Она становится более осмысленной и выразительной. Ребенок может произносить слова с разной интонацией и громкостью, менять темп речи. Он способен понимать значение качественных прилагательных, обозначающих форму, цвет, величину, вкус.

Особое место в работе над речью детей занимают музыкальные игры, пение и движения под музыку. Это связано с тем, что музыка воздействует в первую очередь на эмоциональную сферу ребенка. На положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно.

Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки.

На занятиях соблюдаются основные педагогические принципы — последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.

Практика показала, что регулярное включение в музыкальное занятие элементов логоритмики способствует быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.

Необходимым условием в выработке двигательных, слуховых и речевых навыков является многократное повторение изучаемого материала с целью создания ситуации успеха на занятии.

Музыка, слово и движение – это три кита, на которых основывается гармоничное психическое, интеллектуальное и музыкальное развитие ребенка.

Дети с нормой физического и интеллектуального развития к пяти годам свободно говорят на родном языке. Пользуются развернутой фразовой речью, самостоятельно составляют сложные предложения. К этому времени у них формируются правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу, навыки словообразования и словоизменения, накапливается достаточный словарный запас.

В наше время, к сожалению, все больше рождается малышей с патологиями в развитии. Дети, посещающие детский сад, нередко имеют проблемы с опорно-двигательным аппаратом, с заболеваниями внутренних органов, нарушения зрения, велика доля детей с замедленным развитием психических процессов и, как следствие, нарушением речи. Статистика на сегодняшний день неутешительна. Около 70% обследованных логопедами детей, имеют нарушения речи различной степени тяжести, обусловленные неврологическими патологиями.

Наиболее эффективным средством развития моторной и психической сфер детей с недоразвитием всех компонентов речевой системы является логопедическая ритмика. Логоритмика – это единство музыки, слова и движения. Логоритмические занятия включают в себя пальчиковые, ритмические, коммуникативные игры, музыкально-ритмические движения, чтение стихов, пение, элементарное музицирование на шумовых инструментах, движение под музыку.

Целью логоритмических воздействий является преодоление и профилактика речевых нарушений путем развития и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.

Задачи логоритмического воздействия можно выделить следующие:

-Развитие слухового внимания;

-Развитие музыкального, тембрового, динамического слуха;

-Развитие фонематического слуха;

-Развитие временно- пространственных представлений;

-Развитие общей и мелкой моторики.

Для современных детей было бы полезно посещать не реже одного раза в неделю логоритмическое занятие под руководством логопеда или воспитателя и музыкального руководителя. Хороших результатов можно добиться только при совместной работе специалистов. Музыкальный руководитель сочетает музыку, речь и движения, а воспитатель (логопед) продолжает эту работу на речевых занятиях и в игровой деятельности детей.

Пение — включает упражнения и логопедические распевки для тренировки периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного), а также упражнения для развития координации пения с движением.

Игра на шумовых инструментах — способствует развитию ритмического слуха и мелкой моторики. Тренировка пальцев стимулирует развитие определенных зон головного мозга, который, в свою очередь влияет на развитие речи, умственной активности, логического мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия ребенка, формируют у него усидчивость и умение концентрировать внимание. А развитие мышечной силы пальцев ведущей руки и координации движений обеих рук необходимы для овладения навыками письма.

Музыкально-ритмические движения — предполагают упражнения, игры с предметами, способствующие развитию координации движений, ориентировке в пространстве.

Основная направленность элементов ритмопластики на музыкальных занятиях, — психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного «музыкального» инструмента.

Много радости и восторга приносят детям ритмические движения и танцы. Не имеет особого значения и возраст детей. Малыши особенно любят ритмичные движения под музыку, к тому же у них еще нет чувства застенчивости, как у старших детей.

Танцы, ритмичные движения – физиологическая потребность детского развивающегося организма. Они мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму.

Ритмичные и плавные движения усиливают приток крови к легким – они полнее насыщаются кислородом. Сердце работает ритмичнее, активно подавая кровь ко всем органам, доставляя кислород, питательные вещества и полнее забирая вредные продукты обмена. Нагрузка на мышцы живота нормализует работу кишечника и желудка. Движения укрепляют сон лучше, чем любое снотворное.

Быстрота реакции, координация движений, осознанное овладение танцевальными, ритмическими движениями имеют значение и для умственного развития детей. На музыкальных занятиях ребенок занимается ритмопластикой в коллективе, а это способствует развитию у детей организованности, дисциплины, ответственности, взаимовыручки, внимательного отношения к окружающим, самостоятельности.

Очень важна на занятиях по ритмопластике музыка. Правильно подобранная музыка – успех образовательной деятельности. Музыка регулирует движения и дает четкие представления о соотношении между временем, пространством и движением, воздействует на эмоции детей, создавая у них определенное настроение, при этом влияет на выразительность детских движений.

Хороводы – предполагают знакомство с хороводным шагом, способствуют развитию координации голоса и движений.

Пальчиковые игры — Кончики пальцев — есть второй головной мозг. В жизнедеятельности человека рука играет важную роль на протяжении всей его жизни. Дотрагиваясь до чего-либо рукой, человек сразу же узнает, что это за вещь. Работа пальцев рук действительно бесконечно разнообразна и важна для каждого человека. Пальцами можно трогать, брать, поглаживать, зажимать. Невозможно перечислить все глаголы, описывающие все, что можно делать нашими руками, пальцами.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.

Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук. Упражнения с младшими дошкольниками необходимо выполнять в медленном темпе от 3 до 5 раз сначала одной рукой, затем другой, а в завершение — двумя руками вместе. Указания ребенку должны быть спокойными, доброжелательными и четкими.

На музыкальных занятиях пальчиковые игры проводятся чаще всего под музыку — как попевки, песенки, сопровождаются показом иллюстраций, пальчикового или теневого театра. Особое место занимают «пальчиковые сказки»- знакомые дошкольникам — «Рукавичка», «Теремок», «Колобок» и др., которые проигрываются при помощи пальчикового театра.

Регулярное включение в ход занятия музыкальных пальчиковых игр и сказок: стимулирует действие речевых зон коры головного мозга детей; совершенствует внимание и память; формирует ассоциативно-образное мышление; облегчает будущим школьникам усвоение навыков письма.

Вот те формы работы, которые способствуют развитию ритмического, тембрового, фонематического слуха столь необходимых для полноценного развития всех сторон речи – интонационной, звуковой, грамматической и т.д.

Использование средств логоритмики на музыкальных занятиях помогает решать и чисто музыкальные задачи:

Развитие ритмического слуха;

Развитие тембрового слуха;

Развитие слухового внимания;

Развитие моторики артикуляционного аппарата;

Формирование правильного дыхания;

Формирование навыков правильного пения.

Как известно, ведущая деятельность детей дошкольного возраста – игра, поэтому все занятия по логоритмике необходимо организовывать с использованием игровых приемов. Например, в занятия включать сюрпризные моменты, так необходимые для поддержания интереса детей. К детям могут приходить «ожившие» игрушки бибабо и куклы для пальчикового театра. На занятиях по логоритмике можно использовать различные предметы – мячи, ленты, флажки, палочки, самодельные музыкальные инструменты, а также разнообразные звучащие игрушки. Выполнение упражнений с предметами требует от детей еще большей концентрации внимания, что благоприятно сказывается на результате работы.

Логоритмические занятия сегодня могут заинтересовать многих, так как являются интегрированными по своей сути, а этот фактор так важен в рамках внедрения современных Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Уважаемые коллеги, воспитатели, логопеды, музыкальные руководители! Настоятельно советую, в своей практике использовать средства логоритмики и результат не заставит себя долго ждать!

Инновационная направленность Логоритмические занятия программы включают в себя здоровьесберегающие технологии (оптимальная продолжительность образовательной деятельности, частая смена деятельности детей, дыхательная гимнастика, двигательная активность), что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса, развитию слухового внимания и чувства ритма детей дошкольного возраста. А также инновационная направленность заключается в активном участии музыкального руководителя в профилактической и коррекционной работе, направленной на развитие речи детей.




map