Методические рекомендации для родителей будущих первоклассников Вопросы и ответы_17852



Методические рекомендации для родителей будущих первоклассников.Вопросы и ответы.

В настоящее время проблема готовности ребенка к школе является наиболее актуальной. Это связанно с тем, что в школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы, изменилась её структура. Все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс.

«Я скоро пойду в школу…» — обычно с гордостью говорят малыши. Они знают, чувствуют, что растут, меняются. Внимательно следят за их ростом и развитием родители, мучаясь в сомнениях: «Пора или нет идти в школу?» Кто сможет ответить на этот вопрос? Психологи, педагоги, а может сами родители?

Но, к сожалению, осведомленность родителей по данному вопросу всегда оставляет желать лучшего. Причиной тому является постоянная нехватка времени у родителей для того, чтобы найти полезную информацию, которая могла бы ответить на интересующие их вопросы.

Именно поэтому возникла необходимость составления методических рекомендаций, которые в своём содержании отражает советы разных специалистов по вопросу готовности детей к школе.

Основной идеей методических рекомендаций является ответить на наиболее задаваемые вопросы родителей, будущих первоклассников.

Можно ли определить готовность к школе?

  Безусловно, да. В настоящее время разработаны простые, доступные для использования на практике, достаточно информированные и надежные критерии готовности ребенка к систематическому обучению в школе.

Хотим обратить внимание на следующее: оценка готовности к школе по уровню интеллектуального развития — наиболее распространенная ошибка родителей. Многие считают, что главное условие готовности к школе — объем знаний, который должен иметь ребенок. Старания родителей при этом не знают меры, а возможности детей при этом в расчет не принимаются. Такие родители, не научив ребенка шнурки завязывать, «запихивают» в него всевозможные сведения, не считаясь с возрастными особенностями. Представьте себе, как шестилетний малыш знает все созвездия нашей галактики, но не знает, на какой улице живет. Другой выучил почти наизусть энциклопедический словарь, но совершенно не умеет общаться со сверстниками, боится их, неспособен даже в течение нескольких минут сосредоточиться на самой простой задаче.

   Бывают случаи, когда высокое интеллектуальное развитие ребенка, еще не достигшего шестилетнего возраста, вводит в заблуждение и родителей, и педагогов: его принимают в школу, а дальше… Середина учебного года: пропадает интерес к школе, дети жалуются на головную боль, усталость, на то, что в школе «трудно». Перестают усваивать программу по письму, не помнят, как пишутся многие буквы, пишут плохо, медленно, становятся раздражительными, иногда без всякой причины начинают плакать. И приходится долго убеждать родителей в том, что их ребенок нуждается в щадящем режиме (больше прогулок, закаливающие процедуры, больше движений, а не сидения перед телевизором) и гораздо лучше будет провести год дома. Надо дать ему окрепнуть, уделить внимание развитию координации движения руки (лепка, рисование, вышивание).

И подобные случаи доказывают, что готовность к школе определяется не только уровнем интеллекта. Важен не только объем тех сведений и знаний, которые имеет ребенок, сколько их качество, степень осознанности, четкость представлений.

    Особое значение в психологической готовности к школе имеют способности или предпосылки в овладении некоторыми специальными знаниями и навыками. Психологи называют эти предпосылки»вводными навыками».

 Именно поэтому важнее не учить ребенка читать, а развивать речь, способность различать звуки, не учить писать, а создавать условия для развития моторики, и особенно движений руки и пальцев. Еще хочу подчеркнуть необходимость развития способности слушать, понимать смысл прочитанного, умения пересказывать, проводить зрительное сопоставление, важен не объем знаний, а качество мышления.

Нужно помнить, что если все-таки на момент поступления в школу ваш ребенок не достиг уровня готовности, но зачислен в подготовительный класс, он нуждается в организации так называемого щадящего режима в семье. Прежде всего, таким детям вторую половину дня желательно проводить не в школе, на «продленке», а дома, что позволяет снять дополнительную психологическую нагрузку. Им необходим двухчасовой сон днем, полноценное питание, а при необходимости — проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.

Оценивая своих детей через призму здоровья, готовности к обучению, родители могут понять, что скрывается за так называемой ленью, нежеланием работать, рассеянностью, непослушанием, и примут именно те меры, которые смогут помочь делу.

Обязательно ли присутствие ребенка при записи его в 1-й класс?

Да. Это необходимо как ребенку, так и взрослым: родителям, педагогам.

Какова цель собеседования с будущим первоклассником и его родителями при записи в школу?

Проведение собеседования с детьми служит для определения программы обучения, соответствующей уровню развития, способностям и здоровью ребенка (4-хлетнее обучение в общеобразовательной школе, коррекционно-развивающее обучение, педагогические системы развивающего обучения и др.)

Основной целью собеседования с будущим первоклассником и его родителями при поступлении в школу является:

— выявление уровня дошкольной подготовки, развития и готовности к систематическому обучению в школе;

— рекомендации родителям в выборе системы обучения (коррекционно-развивающее обучение, традиционная система обучения, педагогические системы развивающего обучения);

— рекомендации родителям по составлению индивидуального плана подготовки ребенка к началу обучения, коррекционной работе, предлагаются консультации с узкими специалистами: логопедом, психологом, в случае необходимости — с психоневрологом, обследование на медико-педагогической комиссии для уточнения вопроса о выборе типа школы: общеобразовательная или специальная (коррекционная);

Заблаговременный прогноз трудностей и своевременная помощь со стороны родителей, учителей, специалистов — задача, стоящая перед коллективом школы при первом знакомстве с будущим первоклассником.

В настоящее время имеются альтернативные формы обучения, и перед родителями открывается целый веер возможностей. Можно отдать ребенка в школу с 6 или с 7 лет, проходить первый год обучения в школе или на базе дошкольного учреждения, обучать ребенка в частном или государственном учебном заведении. Решить этот вопрос с помощью воспитателей, учителей и психологов родители могут, только определив степень его готовности к школе.

Каким образом происходит вступительное собеседование в школе?

В настоящее время во многих школах все более широкое распространение получает практика приема детей в первый класс на основании собеседования. Во время устной беседы с ребенком специалисты выясняют его умение составлять рассказ по картинке, отвечать на элементарные вопросы, решать простейшие задачи.

Проверяют также навыки устного счета, анализируют речь ребенка, т. е. смотрят, как хорошо он умеет подбирать нужные слова, насколько богат его словарный запас, умеет ли он четко, связно и эмоционально выразить ту или иную мысль.

Приемная комиссия проверяет также способность ребенка понимать поставленный вопрос и отвечать на него по существу, не отвлекаясь на второстепенные моменты. Проверке подлежат также фонематический слух ребенка и логичность его рассуждений. При выполнении детьми практических действий смотрят также на их сенсорное развитие, умение планировать свои действия. Наряду с общим развитием, выявляют и уровень начальных знаний детей по основным школьным дисциплинам: проверяют знание детьми цифр и букв, умение читать, считать, владеть карандашом, ножницами и другими предметами.

Существует множество разнообразных методик, позволяющих проверить готовность ребенка к школьному обучению. Однако, по каким бы методикам вы ни готовились, какими бы рекомендациями вы ни пользовались и какие бы проверочные тесты вы ни выполняли заранее для тренировки, ни в коем случае не стоит натаскивать ребенка перед собеседованием, заставлять его зазубривать готовые ответы.

Подготовка к школе — это кропотливое занятие, и хорошие результаты возможны только при систематических и планомерных занятиях. Поэтому, как бы вы ни старались натаскать малыша к собеседованию в последний момент, учитель или психолог обязательно определит, что ребенок просто вызубрил готовые ответы на вопросы.

Таким образом, следует помнить, что в таком сложном деле, как воспитание, ничего нельзя добиться одноразовым усилием. Следовательно, только постоянная систематическая работа сможет обеспечить высокие результаты. Сложно назвать конкретные задания и тесты, которые будут на собеседовании, поскольку они, как правило, определяются в соответствии со спецификой школы или класса. Ведь существуют специальные школы с углубленным изучением предметов, школы, где некоторые школьные дисциплины начинаются не с пятого, седьмого и т. д. классов, а уже с первого года обучения идет знакомство ребят с таким сложным предметом, как иностранный язык, или более углубленно изучается математика. Существуют также и специальные гимназические классы, условия поступления в которые более строгие, нежели в обычные, общеобразовательные.

Следовательно, нельзя с уверенностью сказать, какие именно тесты будут предложены вашему ребенку на вступительном собеседовании. Однако основой любых заданий будет тот арсенал знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть дошкольник для того, чтобы поступить в школу и успешно в ней обучаться.

Как узнать, готов ли ребенок к обучению в школе?

К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты:

* элементарные математические представления.

Он должен знать:

— состав чисел первого десятка (из отдельных единиц и из двух меньших чисел);

— как получить число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду;

— цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;

— знаки +, -, =, >, <;

— название текущего месяца, последовательность дней недели;

Он должен уметь:

— называть числа в прямом и обратном порядке;

— соотносить цифру и число предметов;

— составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;

— пользоваться знаками арифметических действий;

— измерять длину предметов с помощью условной меры;

— составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера;

— делить круг, квадрат на 2 и 4 части;

— ориентироваться на листке клетчатой бумаги.

речь дети должны уметь:

— строить сложные предложения разных видов;

— составлять рассказы по картине, серии картинок, небольшие сказки;

— находить слова с определенным звуком;

— определять место звука в слове;

— составлять предложения из 3-4 слов;

— членить простые предложения на слова;

— членить слова на слоги (части);

— различать разные жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение;

— самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов, драматизировать небольшие произведения.

представления об окружающем мире:

— уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в данной местности;

— иметь представление о сезонных явлениях природы;

— знать свой домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей.

Можно ли определить психологическую готовность ребенка к школе?

1. Социально-психологическая готовность к школе:

— учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет выраженный интерес к получению новых знаний);

— умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);

— умение принять учебную задачу (внимательно выслушать, по необходимости уточнить задание).

2. Развитие школьно-значимых психологических функций:

— развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами);

— пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше — ниже, вперед — назад, слева — справа);

— координация в системе глаз — рука (ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ — узор, фигуру — зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);

— развитие логического мышления (способность находить сходства и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам);

— развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут);

— развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом /слово — картинка либо слово — ситуация/).

Как правильно выбрать школу для ребенка?

Отдавая ребенка в школу родители должны понять, что они хотят получить от учебного заведения, в которое отдают свое чадо. Одни хотят, чтобы ребенок был эрудирован, владел большим количеством знаний. Другие, чтобы их наследник имел высокий уровень компетенции: умел учиться, работать с информацией, вел научно-исследовательскую работу. Третьи, имея ребенка со слабым здоровьем, хотят обучать его в школе, где на ряду с образовательными реализуются и оздоровительные программы.

Кроме того нужно учитывать еще и следующее. Говорят, что надо выбирать не школу, а учителя. Это не совсем так, хотя в начальной школе учитель для ребенка – царь и бог. Но общая атмосфера в школе более важна.

Внутри школы нужно посмотреть, в каком состоянии туалеты и столовая. Если на стендах висят объявления, написанные полгода назад, в этих стенах явно не все в порядке.

Можно встретиться с директором и посмотреть на общую культуру и уровень доброжелательности этого человека. Можно попробовать походить по коридорам школ вашего района (на мой взгляд, лучше ребенку в начальной школе учиться недалеко от дома) и послушать – кричат там учителя на детей или нет.

Еще важно, чтобы у ребенка была возможность проявить себя и получить одобрение, если не в учебе, то в творениях, либо спорте и т.д. Окружающие должны об этом знать. Тогда у ребенка не возникнет комплекса неполноценности. А некоторые родители, купив большую шоколадку и подарив ее уборщице, узнают от нее характеристику всех учителей.

С шести или с семи лет нужно отдавать ребенка в 1 класс?

Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, так как необходимо учитывать ряд факторов, определяющих подготовленность ребенка к обучению. Именно от того, насколько ребенок развит физически, психически, умственно и личностно, а также каково состояние здоровья ребенка, и будет зависеть, с какого возраста ему необходимо начать обучение в школе. Имеет значение весь комплекс факторов, определяющих уровень развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными и не приведут к нарушению его здоровья.

Напомним, что у детей, не подготовленных к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации (приспособления) к школе, у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения, среди них значительно больше неуспевающих, и не только в первом классе.

Согласно санитарно-эпидемиологическим правилам СанПин 2.42.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» в первые классы школ принимаются дети седьмого или восьмого года жизни по усмотрению родителей на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии (консультации) о готовности ребенка к обучению.

Обязательным условием для приема в школу детей седьмого года жизни является достижение ими к 1 сентября возраста не менее шести с половиной лет. Обучение детей, не достигших шести с половиной лет к началу учебного года, проводится в условиях детского сада.

Как помочь ребенку легче адаптироваться в школе?

Следующие рекомендации как помочь ребенку легче адаптироваться к школе:

— Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку. Не подгоняйте с утра и не дергайте по пустякам. Не надо укорять его за ошибки, даже если вчера предупреждали.

— Ни в коем случае не прощайтесь, предупреждая: “Смотри не балуйся!”, “Веди себя хорошо!”, “Чтобы сегодня не было плохих отметок!” и т.д. Пожелайте ребенку удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов — у него впереди трудный день.

— Забудьте фразу: “Что ты сегодня получил?” Встретьте ребенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как Вы сами чувствовали себя после тяжелого рабочего дня). Если ребенок чересчур чем-то возбужден, жаждет чем-то поделиться, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте его, это не займет много времени.

— Выслушав замечание учителя, не торопитесь устраивать взбучку, постарайтесь, чтобы Ваш разговор с учителем происходил без ребенка. Кстати, всегда не лишне выслушать обе стороны и не торопиться с выводами.

— После школы не торопитесь сажать ребенка за выполнение уроков, необходимы 2-3 часа отдыха, желательно сна. Лучшее время для подготовки домашнего задания — с 15 до 17 часов.

— Не заставляйте делать уроки за один присест. После 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минут “перемены” — желательно подвижной.

— Во время приготовления уроков не сидите “над душой”, дайте ребенку возможность работать самому, но уж если нужна Ваша помощь — наберитесь терпения. Обратитесь к нему спокойно: “Не волнуйся, все получится, давай разберемся вместе. Я помогу”. Похвала, даже если что-то не получается, необходима.

— В общении с ребенком старайтесь избегать условий: “Если сделаешь, то…” Порой условия становятся невыполнимыми не по вине ребенка, и Вы можете оказаться в сложной ситуации.

— Помните, что в течение учебного года есть критические периоды, когда учиться сложнее и утомление наступает быстрее, работоспособность снижена. Это первые 4-6 недель после начала занятий, конец учебного года или первая неделя после зимних каникул. В эти периоды следует быть особо внимательным к состоянию ребенка.

— Не игнорируйте жалобы ребенка на головную боль, усталость и плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели трудности учебы.

— Учтите, что даже дети повзрослее очень любят сказки на ночь, песенки и другие признаки проявления нежности. Все это успокаивает их и помогает снять напряжение и спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном о неприятностях, не обсуждать завтрашнюю контрольную.

Как правильно организовать рабочее место первоклассника?

1. Посадка — дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью стола .

Ноги всей ступней стоят на полу или подставке , голова немного наклонена влево (вправо у тех кто леворукий.

2.Положение карандаша — карандаш держат тремя пальцами : большим ,указательным и средним ,а безымянный и мизинец подогнуты к ладони. Пальцы от стержня держать на расстоянии 1- 1.5 см.

3.Положение тетради — тетрадь положить так, чтобы начало строки на странице ,где идет работа , приходил ось на середину груди, расстояние от тетради до глаз должно быть не менее 33 см

4.Положение рук при письме — руки пишущего должны лежать на столе так, чтобы локоть правой руки немного- выступал за край стола и правая рука свободно двигалась по строке ,а левая рука лежала на столе и снизу придерживала рабочий лист.

5. Хорошая освещенность рабочего места. – лампа должна находится с левой стороны от ребёнка (для правшей).

6. Письменный стол – в первую очередь учитывается рост ребенка. Если письменный стол и стул соответствует росту школьника, заниматься ребенку гораздо легче, он дольше сохраняет работоспособность и активность. Чтобы определить, подходит ли высота стола и стула росту школьника, воспользуйтесь правилом «прямой угол». Известно, что при правильной посадке у человека можно увидеть два прямых угла. Первый образован в колене голенной и бедренной частью ног, а второй — в локте плечом и предплечьем, если руки лежат на поверхности стола.

«Рис.1. Правильное (а) и неправильное (б — г) положение тела ребенка за партой и письменным столом.»Нажмите на рисунок, чтобы увеличить




map