Методические рекомендации для родителей Как вести себя в конфликтных ситуациях с детьми



Методические рекомендации для родителей «Как вести себя в конфликтных ситуациях с детьми».

Конфликтные ситуации подстерегают нас чуть ли не на каждом шагу, и в одних случаях дело кончается открытым спором. В других не высказанной и затаенной обидой, а бывает и настоящим «сражением». Различают конструктивные и неконструктивные способы разрешения конфликта. Неконструктивные:

«Выигрывает родитель». Родители, склонные использовать такой способ считают что побеждать ребенка надо, так как он «на шею сядет».

«Выигрывает только ребенок». Этот способ выбирают родители, которые боятся конфликтов или готовы постоянно жертвовать собой «ради блага ребенка».

Наиболее благоприятный выход из конфликта – конструктивный способ разрешения конфликта «выигрывают обе стороны: и родитель, и ребенок». Этот метод предполагает несколько последовательных шагов:

Прояснение конфликтной ситуации. Сначала родитель выслушивает ребенка. Уточняет в чем состоит его проблема, т.е. что он хочет или не хочет. Делает он это в стиле активного слушания. После того как ребенок убедится, что вы слышите его проблему, он с гораздо большей готовностью услышит и вашу, а так же примет участие в поисках совместного решения.

Сбор предложений. Этот этап начинается с вопроса «Как женам быть?» После этого надо обязательно подождать, дать возможность ребенку первому предложить решение, и только затем предлагать свои варианты. Когда сбор предложений окочен, делают следующий шаг.

Оценка предложений и выбор наиболее приемлемого. На этом этапе проходит совместное обсуждение предложений. «Стороны» к этому времени уже знают интересы друг друга. И предыдущие шаги помогают создать атмосферу взаимного уважения. Практика показывает, что при повторении таких ситуаций мирное решение споров становится для ребят привычным делом.

Детализация принятого решения. Предположим, в семье решили, что сын уже большой, и ему пора самостоятельно вставать и завтракать. Одного решения мало . Надо научить ребенка пользоваться будильником, показать , где какая еда лежит.

Выполнение решения, проверка. В удобный момент, можно спросить у ребенка: «Ну как идут дела? Получается ли?». Не стоит пенять ему при каждой неудаче. Лучше, если о неудачах скажет сам ребенок. Возможно их будет слишком много. Тогда стоит уточнить, в чем, по его мнению, причина.

Этот способ никого не оставляет с чувством проигрыша. Напротив, он приглашает к сотрудничеству самого начала, и в конечном итоге выигрывают все.

Правила, помогающие наладить и поддерживать в семье бесконфликтную дисциплину.

Правила (ограничения , требования , запреты должны быть в жизни каждого ребенка. Это особенно полезно помнить тем родителям, которые стремятся как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними.

Правил не должно быть слишком много они должны быть гибкими. Это правило предостерегает от другой крайности – воспитания в духе «закручивания гаек».

Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка.

Правила должны быть согласованы взрослыми между собой.

Тон, в котором сообщается требование или запрет, должен быть скорее дружественно — разъяснительным, чем повелительным.

Наказать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое.

Методические рекомендации для воспитателей «Как вести себя в конфликтных ситуациях с родителями».

Конфликт «педагог-родитель» обычно предполагает протекание по типу начальник-подчиненный, что и обуславливает поведение воспитателя как обвиняющей стороны. Если раньше такое положение устраивало обе стороны, то теперь родители, обладая определенными знаниями и опытом в области психологии, стремятся не допустить давления на себя со стороны работников детского сада. Кроме того подобное поведение может вызвать агрессивное поведение даже у миролюбивого родителя. Поэтому во избежание углубления и расширения конфликтной ситуации желательно осознать и осуществлять на практике линию партнерского взаимодействия «на равных».

Способы разрешения конфликтных ситуаций:

Соревнование – стремление добиться своего в ущерб другому. Условия применения: заинтересованность в победе. Обладание определенной властью. Необходимость срочного разрешения конфликта. Недостатки: испытывание чувства неудовлетворенности при поражении и чувства вины при победе. Большая вероятность испортить отношения.

Уклонение – уход от ответственности за принятие решений. Условия применения: исход не очень важен. Отсутствие власти. Желание выиграть время. Недостатки: большая вероятность перехода конфликта в скрытую форму.

Приспособление – сглаживание разногласий за счет ущемления собственных интересов. Условия применения: предмет разногласия более важен для другого участника конфликта. Желание сохранить мир. Осознание собственной неправоты. Отсутствие власти. Недостатки: нерешенность конфликта.

Компромисс — поиск решений за счет взаимных уступок. Условия применения: Одинаковая власть. Наличие взаимоисключающих интересов. Необходимость срочного разрешения конфликта. Неэффективность других стилей. Недостатки: получение только половины ожидаемого. Лишь частичное устранение причин конфликта.

Сотрудничество – поиск решения, удовлетворяющего всех участников. Условия применения: наличие времени, необходимого для решения конфликта. Заинтересованность обеих сторон. Четкое понимание точки зрения противника. Желание обеих сторон сохранить отношения. Недостатки: временные и энергетические затраты. Негарантированность успеха.

Наиболее эффективными способами выхода из конфликтных ситуаций являются компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться эффективной, поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.




map