Методические рекомендации для родителей по подготовке детей с нарушением зрения к обуче



Методические рекомендации для родителей по подготовке детей к обучению в школе

Уважаемые родители, время летит очень быстро! Ещё совсем недавно вы радовались появлению на свет вашего малыша, его первым шагам, словам и поступкам. И вот он уже собирается в школу. Конечно, вы хотите как можно лучше подготовить его к этому серьёзному событию. Не следует при этом действовать по принципу «чем больше развивающих занятий с ребёнком, тем лучше он будет подготовлен к школе». Это приводит к умственной и физической перегрузке ребёнка, что не может не сказаться на его здоровье.

При подготовке ребёнка к школе необходимо:

В первую очередь позаботиться о здоровье ребёнка. Плавание, прогулки, велосипед — это занятия, способствующие будущему успешному вступлению в школьную жизнь. Так же полезны занятия физической культурой, игры на свежем воздухе, закаливание.

Если у ребёнка есть особые проблемы, связанные с ослабленным зрением, логопедией, нарушением моторики, требуется консультация специалиста, которая поможет Вам, родителям определиться со сроками поступления в школу и с выбором учебного заведения.

Не торопитесь с походом в школу, если замечаете, что у ребёнка игровой интерес значительно преобладает над познавательным, ему не хочется идти в школу, трудно сидеть на месте, выполняя какое-то несложное задание. В этом случае лучше организовать постепенное вовлечение ребёнка в учебную жизнь через систему разнообразных групп по подготовке к школе.

В любой деятельности участвуют различные органы чувств: слух,

зрение, осязание, иногда даже обоняние и вкус. Поэтому, чем больше

Вы будете их все задействовать, тем лучше и быстрее (да и веселее)

будет происходить процесс запоминания и обучения.

Больше разговаривайте со своим ребёнком. По возможности отвечайте на все его вопросы. Отмахиваясь от детских вопросов, вы подавляете «пытливость его ума», а значит, и тягу к знаниям, и желание учиться. Объясняйте непонятные явления, ситуации, суть запретов и ограничений. Учите выражать свои желания, чувства и переживания, понимать поведение своё и других людей.

К детским вопросам надо всегда относиться с уважением. Внимательно слушайте ребёнка, старайтесь понять, что именно заинтересовало его в предмете или явлении, о котором он спрашивает. Ответы давайте короткие, доступные пониманию ребёнка, избегайте сложных слов, книжных оборотов языка. Ответ взрослого должен не только давать ребёнку новые знания, но и побуждать его к дальнейшим наблюдениям и размышлениям. Поэтому, поощряйте самостоятельную умственную деятельность ребёнка, отвечая на его вопрос встречным: «А как ты думаешь?». Отвечая на вопрос ребёнка, влияйте на его чувства, воспитывайте чуткость, тактичность к окружающим людям. Будьте терпеливы, говорите спокойным тоном и не старайтесь навязать ребёнку собственную мысль.

У будущего первоклассника должно быть своё личное пространство и рабочее место, за которым ему будет удобно сидеть и заниматься. Рабочее место не должно быть перегружено предметами, хорошо освещено. Во время работы в поле зрения ребёнка не должно быть отражающих поверхностей.

Для праворуких детей свет должен падать слева, а для леворуких справа. Нельзя допускать прямого попадания ярких солнечных лучей в глаза ребёнка. При необходимости используйте жалюзи, притенённые лёгкими шторами. В пасмурные дни шторы должны быть раздвинуты в оконные проёмы. Не загораживайте окна высокими растениями и др. предметами, препятствующими проникновению света.

Чтение должно быть слитным или по слогам. Побуквенное чтение затруднит работу учителя, так как ребёнка придётся переучивать. Нельзя заставлять ребёнка читать очень долго, его возможности ограничены. Длительность одного «сеанса» чтения не должна превышать 8 минут. Хотя, конечно, для каждого ребёнка это время определяется в зависимости от общего состояния его здоровья и сиюминутного самочувствия, от индивидуальных особенностей развития, созревания отдельных систем организма и, наконец, от уровня его способностей.

Особое место в подготовке детей к школе занимает овладение некоторыми специальными знаниями и навыками — грамотой, счетом, решением арифметических задач. Овладение грамотой и элементами математики в дошкольном возрасте может влиять на успешность школьного обучения. Важно, чтобы ребенок умел слышать звуки слова, осознавать его звуковой состав. Так же обстоит дело и со счетом — умение считать окажется полезным, если оно опирается на понимание математических отношений, значения числа и бесполезным, если этот навык усвоен механически.

Развивать мелкую моторику ребёнка, то есть его руки и пальчики необходимо для того, чтобы у ребёнка в первом классе не было проблем с письмом. Для этого полезно:

— катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики;

— запускать пальцами мелкие «волчки»;

— разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;

— сжимать и разжимать кулачки «бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся», делать кулачки «мягкими» и «твердыми», барабанить всеми пальцами обеих рук по столу, махать в воздухе только пальцами, собирать все пальцы в щепотку;

— нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;

— завязывать узелки на шнурке, веревке;

— застегивать (расстёгивать) пуговицы;

— играть с конструктором, мозаикой, складывать матрешки;

— выкладывать из палочек узоры по образцу и по желанию;

— мять руками поролоновые шарики, губки;

— рисовать, раскрашивать, штриховать, обводить по точкам, выполнять графические задания в тетрадях;

— резать (вырезать) ножницами;

— плести из бумаги коврики, корзинки, косички;

— выполнять аппликации.

При выполнении ребенком письменного задания следите:

Правильно ли он держит карандаш или ручку. Для обучения правильному захвату можно использовать приём, при котором ребёнок как бы руководит действиями взрослого, следя и направляя его. «Обучая» взрослого, ребёнок и сам запоминает правильное положение пальцев при письме и рисовании. Карандаш держат тремя пальцами: большим, указательным и средним, а безымянный и мизинец подогнуты к ладони. Пальцы от стержня нужно держать на расстоянии 1- 1,5 см.

Чтобы избавиться от излишнего напряжения, можно попросить ребёнка обводить крупные фигуры с плавным контуром размером примерно с треть альбомного листа. Продолжительность выполнения письменных заданий не должна превышать пяти минут, при этом важность имеет не быстрота выполнения задания, а его точность.

Начинать следует с простых заданий, например, обводить изображение, постепенно задание должно усложняться, но только после того, как ребёнок будет хорошо справляться с более легким заданием. Детям, нуждающимся в логопедических занятиях так же полезно одновременно заниматься лепкой, рисованием и другими занятиями на развитие мелкой моторики.

Дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью стола. Руки пишущего должны лежать на столе так, чтобы локоть правой руки немного выступал за край стола и правая рука свободно двигалась по строке, а левая рука лежала на столе и снизу придерживала рабочий лист. Ноги всей ступнёй должны стоять на полу или подставке, голова ребёнка немного наклонена влево (вправо у леворуких детей) Расстояние от тетради до глаз ребёнка — не менее 35см! Используйте столы с наклонной поверхностью.

Развитие зрительной координации

Для развития зрительно-пространственного анализа, зрительно-моторной координации будет полезно не только раскрашивание и заполнение картинок штриховкой, но и копирование ребёнком различных фигур. Для этого можно предложить вниманию ребёнка нарисованную на листе бумаги картинку (в картинке не должно быть слишком много мелких деталей) и попросить его нарисовать рядом точно такую же.

Для успешного обучения в школе необходимо развивать восприятие, произвольное внимание, словеснологическое мышление, что позволит полноценно воспринимать и усваивать информацию.

В процессе развития восприятия нужно знакомить ребёнка с эталонами цвета, формы, величины; ребенок должен вслушиваться в звуки, выделять их в речевом потоке, различать между собой, чтобы ошибки произношения не отражались на письме. Обратите внимание, может ли Ваш ребенок произносить слова сложные по слоговой структуре и слова со встречающимися противоположными по звучанию звуками (регулировщик, чистильщик, парикмахерская, универсам, коромысло, экскаваторщик, воротничок, аквариум и др.)

Важно развить восприятие схемы собственного тела и ориентировки на плоскости и в пространстве. Ребенок должен уметь чётко определять направление (слева, справа, впереди, сзади, вверху, внизу), уметь выполнять инструкции, построенные на умении ориентироваться. Для этого ребёнку можно предложить, например: дотронуться левой рукой до правого уха, сделать два шага влево, поставить стул перед собой, нарисовать круг над квадратом, а между ними поставить «галочку», слева от круга нарисовать звездочку, а справа от квадрата — елочку и т.д. Ориентировка на листе бумаги (середина листа, верхний левый угол, правый нижний и т.д.) должна быть полностью усвоена ребенком.

Для развития зрительного внимания можно предложить ребёнку выполнить работу по образцу: сложить мозаику по схеме-рисунку, вычеркнуть определённые элементы из ряда предложенных, раскрасить эти элементы (рисунки) в определённые цвета.

Чтобы определить объём внимания ребёнка, можно провести такую игру. Разложите на столе 10-15 небольших предметов и накройте их платком или салфеткой. Затем откройте предметы на 3 секунды и вновь закройте их. Сколько предметов ребёнок сможет назвать? Полезно сравнение двух картинок с 10-15 различиями.

Зрительная память формируется при выполнении следующих видов игр и упражнений: назвать, что было нарисовано на перевернутой картинке, рассказать о взаимоположении предметов на картинке, разложить картинки (или предметы) в том порядке, что был предъявлен, запомнить и воспроизвести фигуру, сложенную из палочек. Запоминание картинок, фигур, символов (до 10 штук)

Слуховое внимание, восприятие и слуховая память развивается при выполнении следующих видов работ: выделение звука (слога, слова) из ряда других, дополнить фразу (вставить пропущенное слово), Повтор 10 слов или цифр, пересказ текстов. Для развития слуховой памяти потренируйте ребенка запоминать ряд слов, стихотворение, запоминать и выполнять многоступенчатую инструкцию (например: Возьми книгу, подойди к окну и сядь на стул).

Для развития словесно-логического мышления учите ребёнка сравнивать предметы между собой, находить отличающиеся от других (сначала по форме, цвету и величине), объединять предметы в группу, исключать «лишний» из понятия (например, чашку из предметов мебели, яблоко из овощей и т.п.), учите детей отгадывать загадки, объяснять пословицы.

У ребёнка должны быть сформированы навыки самообслуживания (умение раздеться, помыть чисто руки, собрать свои вещи и т.п.) Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Всё, что ребёнок научился делать сам, он должен делать сам. Важно, чтобы ребёнок развивал в себе волевые качества. Для этого его нужно приучать любое начатое им дело доделывать до конца.

Формируйте у ребёнка мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего, проводите элементарные опыты. Пусть ребенок рассуждает вслух. По возможности не давайте ребенку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать. Например, если он утверждает, что деревья зимой умирают, можно вместе с ним срезать веточку и поставить в комнате. Через некоторое время на ней появятся листочки. Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.

Одно из условий успешной учебы — явная применяемость знаний в реальных условиях (это действует на протяжении всех школьных лет). Когда ребёнок чувствует, что получаемые знания не лежат мёртвым грузом, а постоянно применяются в бытовых ситуациях, — это вновь и вновь мотивирует его эти полезные знания получать. Если вы учите ребёнка, к примеру, вырезать фигурки из дерева, то начать нужно не с того, что подыскивать подходящий корень или ветку, а с полирования готовой фигурки. Т.е., дать возможность ребёнку сразу почувствовать какие-то успехи, ведя его от конца к началу. Такой принцип, как показывает практика, даёт наиболее успешные результаты.

Самый важный способ развития (относящийся и к речи, и к вниманию, и к общению, и к памяти, и к воображению, и ещё ко многому другому) — читать ребёнку книги. Следует читать (или рассказывать) детям сказки не менее получаса в день. Беседуйте о прочитанных книгах, пытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценил поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет, и др.

Игры для развития речевой памяти, словаря, правильности грамматического строя, а также развития наблюдательности, внимания и умения логически мыслить

Игра «Цепочка слов» (расширение запаса существительных в активном словаре). В этой игре надо составить цепочку слов так, чтобы последний звук предыдущего слова совпал с первым звуком последующего (вариант для взрослых игра «Города»).

Игра «Что это?» (закрепление у детей обобщающих понятий). Играть можно с мячом. Взрослый называет предмет, а ребёнок должен сказать, к какой логической категории он относится. Например, кукла — игрушка, стакан — посуда, и т.д.

Игра «Поймай скажи» (расширение глагольной лексики). Взрослый бросает мяч ребёнку, называя при этом животное (профессию, вид транспорта, имя человека). Ребёнок бросает мяч взрослому и называет какое-либо действие этого животного, так же по профессиям и т.д. Например, корова — мычит, лошадь — ржет, собака — лает; художник — рисует, писатель — пишет, повар — готовит; самолёт — летит, корабль — плывёт, телега — едет; Ваня — рисует, Таня — читает, и т.д.

Игра «Холодно – жарко» (обогащение словаря наречиями-антонимами). Ребёнок отвечает словом с противоположным значением на сказанное ему наречие: быстро — медленно, тихо — громко, влажно — сухо, горько — сладко, широко — узко и т.д.

Игра «Исправь ошибку» (понимание смысла предложения). Взрослый просит ребёнка внимательно послушать и исправить ошибку:

Коза принесла корм девочке.

Мяч играет с Сашей.

Гена разбил стеклом мяч.

Оля с картинкой рисует папу.

Маша несёт сумку в капусте.

В игру «Снежный ком» (развитие объёма памяти) лучше играть всей семьёй. Первый играющий называет любое существительное, второй его повторяет и называет новое слово, третий повторяет эти слова и произносит своё слово. Можно усложнить игру, если договориться придумывать слова на определенную тему (по обобщающим понятиям, по наличию в слове определенного звука, по месту нахождения предмета: квартира, лес, поле, магазин и т.д.)

Игра «Придумай слово» на придумывание коротких слов из букв одного длинного слова. Например, из слова гастроном — астроном, трон, монстр, роса, нота, сор, мот и др. Полезно отгадывание детских кроссвордов, собирание «рассыпавшихся слов»

Игра «Угадай, что изменилось?» (правильное использование предлогов и развитие внимания) Пусть ребёнок посмотрит, где стоят его игрушки, потом поменяйте место расположения некоторых из них. Ребёнок должен заметить, какие игрушки оказались не на своем месте, и ответить: собака была на полке, а теперь под стулом, карандаши лежали в коробке на столе, а теперь лежат рядом с коробкой на диване и т.д.

Игра «Вспомни и назови», (Повышает качество внимания и памяти) Ребенку надо назвать порядок, в котором стояли его игрушки, назвать перевернутую картинку из виденного ряда, поставить картинки в том порядке, который ему назовёт взрослый.

Игры-физкультминутки «Посмотри и сделай» и «Услышь и сделай», (эти физкультминутки между занятиями повысят настроение и заставят быть внимательным даже взрослого). Надо повторить за ведущим те упражнения, которые ты видишь, не обращая внимания на устную инструкцию, и наоборот, делать то, что слышишь, не обращая внимания на наглядные действия. Например, ведущий говорит: — Руки вверх, а сам разводит руки в стороны. — Руки за голову, а сам ставит их на пояс. В зависимости от инструкции (смотреть или слушать) и надо выполнять его задания.

Проводя с ребёнком занятия, следует придерживаться определённых правил

Перед каждым занятием объясняйте ребёнку его цель: «Что будем

делать, как, для чего». Продолжительность занятия не должна быть больше 30 минут, поскольку интенсивная работа без отвлечений длится у ребёнка 5-7 минут. Через 5-7 минут активной работы проводите короткую физкультминутку, используя упражнения на расслабление и для воспитания правильной осанки, уделяйте специальное внимание упражнениям для глаз;

Занятия начинайте с разминки. Это могут быть пальчиковые игры,

артикуляционная гимнастика. Выполнение заданий начинайте с повторения (лёгкого задания), затем переходите к новому, более сложному и заканчивайте занятия заданиями, в которых у ребёнка нет особых трудностей;

В процессе занятия не следует допускать чрезмерного напряжения.

Первые признаки такового: двигательное беспокойство, покраснение лица, потливость, задержка дыхания (работа на вдохе), жалобы на головную боль, боль в животе, неадекватные реакции. Паузу нужно сделать, как только ребёнок начал отвлекаться;

Занимаясь с ребёнком, следует оставаться спокойным и

доброжелательным, тон разговора должен быть ровным и спокойным, замечания — поддерживающими. Учите ребёнка задавать вопросы, если что-то непонятно, и объяснять, что вызывает у него затруднения. Не торопите ребёнка при выполнении заданий, позвольте ему самому выбрать оптимальный темп деятельности. Установку всех заданий следует делать не на скорость, а на качество;

Если необходимо сделать коррективы в ходе работы, сделайте это

сразу, так как ребёнок может непроизвольно заучить ошибку. Старайтесь избегать слов: «неправильно», «не так», лучше: «давай внимательно посмотрим», «попробуем сделать ещё раз» и т.д. Оценивая работу, обязательно отметьте, что сделано правильно. Обратите внимание на ошибки и объясните, как их нужно исправить;

В ходе каждого занятия найдите повод похвалить ребёнка, ведь он

очень ориентирован на внешнюю, Вашу оценку. Поскольку ему пока трудно составить мнение о себе самом, он создаёт свой собственный образ из тех оценок, которые слышит в свой адрес. Не акцентируйте внимание ребёнка на неудаче. Он должен быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы и успех возможен.

Уважаемые родители, требования современной школы высоки. Чем раньше Вы обратите внимание на развитие Вашего ребёнка и поможете ему овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками, тем легче пройдёт его адаптация к школе, учиться он будет с желанием.

Успехи и неудачи ребёнка в процессе учёбы не есть показатель его успешности в будущем. Школьное обучение лишь отражает способность ребёнка справляться с учебной ситуацией, но не является однозначным показателем его личностной реализации.

Подготовка ребёнка к школе в современном мире требует знания современных требований школы в подготовке дошкольников, а это невозможно без учёта современной литературы для подготовки ребёнка к школе. Мы предлагаем список современной литературы, которая поможет развивать познавательные способности будущего первоклассника, его умения и навыки, необходимые для обучения в школе.

Рекомендованная литература:

1. Винокурова Н.Н. Магия интеллекта, или книга о том, когда дети бывают умнее, быстрее, смышлёнее взрослых. — М.: «Эйдос», 1994;

2. Володина Н.В. Пишу красиво: для детей 6-7 лет. Под ред. Зиганова М.А.- М.: «Эксмо», 2007;

3. Герасимова А.С. Тесты для подготовки к школе: словарный запас, грамотная речь, память. / 5-е издание. — М.: «Айрис-пресс», 2008;

4. Дьяченко О.М., Агеева Е.Л. Чего на свете не бывает. — М.: «Просвещение», 1991;

5. Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнёва Н.Я. Тесты для детей. Готов ли ваш ребёнок к школе? С.- Петербург, Изд. «Дельта», 1997;

6. Ильина Н. 100 психологических тестов и упражнений для подготовки ребёнка к школе.- М.: ООО « Аквариум-Принт», К.: ОАО «Дом печати – ВЯТКА», 2005;

7. Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе. — М.: «Книголюб», 2004;

8. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. — М.: «Гном-Пресс», «Новая школа», 1998;

10. Моро М.И., Вапнер Н.Ф., Степанова С.В. Математика в картинках. — М.: «Просвещение», 1985;

11. Пьянкова Е.А. Читаю легко и правильно: для детей 6-7 лет. Под ред. Зиганова М.А. — М.: «Эксмо», 2007;

12. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников. Ярославль: «Академия развития», 1997;

11. Шарохина В.Л. Психологическая подготовка детей к школе. — М.: «Книголюб», 2008.






map