Методические рекомендации для родителей Развитие внимания



РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ РЕБЕНКА

Внимание – один из психических процессов, развитие которого очень важно для познавания окружающей действительности, и, несомненно, обучения в школе. В этом разделе, на примере нескольких ситуаций, игр, будет показано, как, не имея много времени и специально не занимаясь с ребенком, можно развивать его внимание.

Возрастные особенности в развитии внимания. Ребенок рождается существом, потенциально ориентированным на развитие – физическое, интеллектуальное, эмоциональное, развитие сознания, нравственности и многих других качеств.

Внимание ребёнка – один из процессов, который может развиваться хаотично, по при родным программам, без вашего, родительского вмешательства. Это может быть хорошо, если в ребенке заложены «сильные» природные ресурсы, а может быть не очень хорошо, если природные программы слабые.

В любом случае будет лучше, если вы, родители, будете не нарочито, специально и заметно для ребенка, а как бы ненароком, в игре и естественной ситуации, постоянно развивать его память.

Однако, нужно учитывать, что внимание бывает непроизвольное и произвольное. Первое – проявляется очень рано, уже в первые часы жизни, когда ребенка могут привлечь яркий свет и цвет, громкий звук, родное лицо. Ребенок реагирует на окружающее, задерживая свое внимание непроизвольно.

Произвольное внимания появляется значительно позже. Оно связано с умением ребенка останавливаться, задерживаться на чем-то, что не является ярким, громким, привлекательным, не движется и пр. Произвольное внимание требует определенной воли и чаще всего связано с умением концентрироваться на чем-то: сигнале светофора, быстро идущему навстречу человеку, внимательному переходу улицы и пр.

Ребёнок до 6 лет не умеет концентрировать внимание на отдельных деталях, с лёгкостью отвлекается, даже от интересной игры. У него еще не устойчивое, преимущественно непроизвольное внимание. Ребенок нередко теряет вещи, небрежно выполняет поручения. Чаще всего это связано с неустойчивостью того же внимания. Большинство детей не любит долго сосредотачиваться на задании, которое требует достаточно длительного умственного напряжения.

Не стоит грозно ругать и наказывать ребёнка в этих случаях, ведь причина этих явлений обычно не во вредности характера, а в пока неустойчивости психики, познавательных процессов, среди которых – внимание.

Маленький ребенок хочет увидеть всё и сразу. Он очень любопытен, но быстро утомляется от огромного количества получаемой информации. Ему трудно сосредоточиться на одном определённом занятии. Более того, малыша окружают компьютеры и телевизоры, а сидение перед экраном замедляет развитие…

Развитие ребенка стимулируется общением со сверстниками, играми с ними. Конечно, легче посадить малыша перед телевизором, включить его любимые мультики и заниматься своими делами. Но для развития познавательных процессов, в частности внимания, необходимо общаться с ребёнком, интересоваться его жизнью.

Итак, к годам 6 у ребёнка потенциально развивается продолжительная концентрация произвольного внимания.

Как же развить внимание дальше и поддерживать его? Предлагаем несколько игр-ситуаций.

Прежде всего, надо развивать самостоятельность. Самостоятельный ребёнок — это внимательный ребёнок. Приучайте ребёнка к порядку в своих вещах, чтобы игрушки лежали на своих местах.

Предложите игры, в них можно поиграть вечером.

*мама раскладывает семейные вещи по местам, папа – инструменты, книги, малыш — свои. Потом сравнивают, у кого как получилось. Через некоторое время можно попросить ребёнка помочь родителям в домашних делах. Он с радостью согласится, ведь у него уже есть опыт.

*Пересыпание. Попросите ребёнка насыпать в банку для хранения сыпучих продуктов соль, крупу. Папа может попросить пересыпать гвозди.

*Приобщайте ребёнка к планированию сложных дел ( поездки, выходной день).

*Позволяйте ребёнку участвовать в домашних делах ( уборка, мытьё посуды, приготовление пищи)

*Позволяйте участвовать в процессе одевания: пусть он участвует в выборе одежды, пусть он сам надевает то, что уже умеет.

Если вы предоставляете ребёнку возможность для самостоятельности, надо помнить, что ему необходимо общение со взрослыми, их указания и помощь.

Несколько игр для развития внимания.

*Мама готовит ужин. Ребёнок находится рядом. Ему нечем заняться. Попросите его описать путь домой: что он видел, кого встретили, сколько ступенек насчитали и т.д.

* Игра на развитие устойчивости внимания. Папа читает газету. Можно дать ребёнку страничку. Попросите карандашом подчеркнуть буку «а», посчитать количество.

*Для распределения и переключения внимания измените правило игры. Букву «а» подчеркнуть, букву «р» обвести.

*Можно предложить поиграть в игру «Повтори слова», которая может быть проведена практически в любых условиях – пока вы идёте в магазин, готовите что-то на кухне, зашиваете и др.

По очереди называйте любые слова, при этом перечислите слова, ранее сказанные.

Например:

1 игрок: карандаш

2 игрок: карандаш, апельсин

1 игрок: карандаш, апельсин, дом

2 игрок: карандаш, апельсин, дом, солнце и т.д.

Эту игру можно усложнить, связывая развитие внимания с общим развитием, с развитием логики. Например,

1 игрок: рыба, река…

2 игрок: рыба. Река, удочка…

Или:

1 игрок: вилка, ложка…

2 игрок: вилка, ложка, нож…

*Другая игра « Что изменилось?». Цель игры: развитие внимания и памяти. Накрываем стол к ужину. Мама раскладывает столовые приборы. Попросите малыша посмотреть на стол, затем закрыть глаза, переставьте или уберите что-то на нем.. Спросите ребёнка, что изменилось на столе?

*Игра для развития устойчивости внимания. Предложите малышу листок с 5 разными зверюшками, каждая из которых спешит в свой домик. Линии соединяют животных с их домиками. Нужно определить, где чей домик, проводя карандашом по линиям. Со временем отложите карандаш в сторону.

*Игра на развитие устойчивости и переключения внимания. Называйте ребёнку различные слова: стол, диван, кресло, медведь и т. д. задание: слушай внимательно, когда услышишь слово, обозначающее животное, хлопни в ладоши. В другой раз усложните задание: услышал слово, обозначающее животное – хлопни в ладоши, услышишь слово, обозначающее растение – встань.

Такие упражнения развивают внимательность, быстроту переключения и распределения внимания, а также расширяют кругозор, познавательную активность и словарный запас ребёнка.

Очень увлекательна игра « Муха в клетке». Цель игры: развитие зрительного внимания. Дать ребёнку табличку из 9 клеток (все клетки разного цвета). Даётся задание – муха (например, кусочек пластилина) в красной клетке. А дальше говорите: Муха летит влево, вниз , вправо. Ребёнок передвигает кусочек пластилина по клеткам. Ваш вопрос: Где муха? Нужно внимательно следить за передвижениями мухи, нельзя допустить её выхода за пределы игрового поля. В дальнейшем надо следить за передвижениями мухи глазами. Такие упражнения формируют связи между вниманием и памятью.

Рекомендуется использовать различные описания одного и того же животного, а также классификацию: домашнее, дикое, хищное; птица, рыба, насекомое … эта игра удобна тем, что в неё можно играть не только дома, но и на улице, по дороге в магазин, в гости .

*Игра «Раскрась вторую половинку». Цель: развитие концентрации внимания. Приготовьте несколько наполовину раскрашенных картинок ( бабочка, стрекоза, домик и др.) Задание: раскрасить точно так же, как и первая половинка. Потом задание усложняйте – дорисуй вторую половинку, потом раскрась. Пока ребёнок рисует, вы спокойно можете заниматься своими делами. Потом возьмите рисунок и дорисуйте несколько деталей. Ребёнок должен заметить, что изменилось. Можете поменяться ролями.

*Дети любят повторять за своими родителями. Так почему не помочь ребёнку увеличить объём внимания? Покажите картинку (произвольная композиция из отрезков), попросите его выложить такую же фигуру из палочек. Начните из 5-6 палочек, постепенно увеличивайте количество до 12-15.

*Тренируйте концентрацию внимания. Дайте ребёнку рассмотреть какой-нибудь знакомый предмет, потом пусть он его подробно опишет. Каждый раз сокращайте время рассматривания, а описание должно быть более подробным.

*Составляйте рассказы. Дайте слова: лес, дорога, солнце. Надо придумать рассказ по этим опорным словам. Если ребёнок затрудняется, задайте вопросы: Где мы шли? По чему шли? Что светило? Каждый раз увеличивайте количество слов: лес, дорога, солнце, поляна, ветер, листья, туча, дождь, изба, печка.

*Можно предложить рисование по клеткам.

« Поставь точку. Теперь 1 клетка влево, 1 вверх, 1 вправо, 1 вправо, 1 вниз, 1 влево, 1 вниз, 1 вниз, 1 вправо, 1 вверх, 1 влево.» что у тебя получилось? Ключик. Какую же дверь надо открыть? Покажите табличку. Нарисуй такую же. Чтобы запомнить расположение фигур в таблице, сочините сказку про букву О: « Буква О гуляла. У неё было 2 домика -один /\рядом, а другой /\- дальше. Захотела она домой и выбрала короткую дорогу. Но вдруг – гроза z. Буква вернулась и решила пойти другой дорогой. Но и здесь гроза z. Видит пещера –п, а там озеро –о, по озеру волны « «««. Очень тихо, нет грозы z. Она встретила цифру 3 и вместе пришли домой /\.»

Играйте с детьми, общайтесь, с развитием и познанием окружающего мира, ребёнок учится произвольному вниманию, которое отличается активным характером, требует от ребёнка волевых усилий. С каждым разом концентрация внимания будет удлиняться. Уровень развития произвольного внимания во многом определяет успешность обучения ребёнка в школе.






map