Методические рекомендации для учителей по использованию системно-деятельностного подход



Методические рекомендации для учителей начальных классов

по использованию системно-деятельностного подхода

Новый стандарт начального общего образования декларирует системно — деятельностный подход в обучении младших школьников. Для его реализации, условиями для этого должны стать: отказ от репродуктивных методов и способов обучения, задачный принцип построения предметного содержания; организация детского самостоятельного и инициативного пробно-поискового действия в образовательном процессе; широкое использование знаково-символических средств для решения учебных и учебно-практических задач; ориентация на различные коллективные формы взаимодействия детей и педагогов как в учебной (урочной и внеурочной), так и во внеучебной деятельности.

В связи с этим предлагаемые методические рекомендации должны помочь учителям начальных классов эффективно и качество реализовать новые образовательные результаты в массовой школьной практике.

Основная идея системно-деятельностного подхода заключаются в том, что главный результат образования – это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях.

Последовательная реализация стандартов общего образования второго поколения с помощью системно-деятельностного подхода повышает эффективность образования по следующим показателям:

 придание результатам образования социального и личностно-значимого характера;

 более гибкое и прочное усвоение знаний обучающимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области;

возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;

существенное повышение мотивации и интереса к обучению;

обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

При разработке перспективного планирования учитывается следующее:

чёткая формулировка целей изучения учебного материала;

выделение обязательного минимума содержания изучаемой темы;

выделение требований к уровню подготовки учащихся по данной теме: что ученик должен знать (понимать), уметь, использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

деятельностный характер обучения, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщённых способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, трудовой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;

формирование ключевых компетенций — готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач;

обеспечение вариативности и свободы выбора для учащихся;

подбор контрольно-измерительных материалов, соответствующих требованиям государственного стандарта.

Проектирование уроков в логике системно-деятельностного подхода включает:

анализ содержания предмета с целью выявления обобщенных способов действий и предметных компетенций, осваиваемых обучающимися в процессе изучения предмета;

определение перечня универсальных учебных действий, формируемых в рамках предмета, на основе сопоставительного анализа предметных, метапредметных и личностных результатов;

выбор способов достижения результатов на основе изучения психолого-педагогической литературы по проблемам развивающего обучения, методических рекомендаций по реализации авторской программы, реализуемой учителем, опыт работы, в том числе в условиях вариативных программ;

выбор способов текущей диагностики (своей деятельности и деятельности обучающихся);

проектирование, проведение, самоанализ уроков (взаимопосещение и взаимоанализ).

Структура урока с позиций системно-деятельностного подхода состоит в следующем:

учитель создает проблемную ситуацию;

ученик принимает проблемную ситуацию;

вместе выявляют проблему;

учитель управляет поисковой деятельностью;

ученик осуществляет самостоятельный поиск;

обсуждение результатов.

Подготовка и проектирование урока важная сторона педагогической деятельности. Какие же требования выдвигаются непосредственно к проведению урока?

Прежде всего необходимо помнить, что учитель должен сделать так, чтобы «сами» дети поставили цель сегодняшнего урока. Учитель не имеет право сообщать цель урока сам.

Учитель на уроке равноправный партнер, поэтому важно дать возможность учащимся «самим» вести урок. Учитель управляет ведением урока и только в определенных местах «обозначает» себя для высказывания своей точки зрения, предложения и т.п., которая оценивается классом наравне с другими точками зрения.

Монологическая речь учителя на уроке должна быть практически неслышна. Задача учителя на уроке — держать коммуникацию детей, помогать им строить учебный диалог, организовывать сотрудничество детей в группе, организовывать и поддерживать поисковую активность учащихся.

Еще одна задача учителя на уроке организовать детские действия учащихся.

В ходе урока все догадки, вопросы, открытия детей должны быть в обязательном порядке зафиксированы в классе (в тетрадях «открытий»).

В конце урока дети должны вернуть к поставленной в начале урока задачи.

При осуществлении системно-деятельностного подхода в обучении важно обратить внимание на создание следующих условий:

создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения учащихся к учебе;

формирование рефлексивного отношения школьника к учению и личностного смысла учения (осознание учебной цели и связи последовательности задач с конечной целью);

обеспечение учеников необходимыми средствами решения задач, оценивание знаний учащегося с учетом его новых достижений;

организация форм совместной учебной деятельности, учебного сотрудничества.

Таким образом, все эти шаги помогают находить способ обучения; переходить на другой тип отношений, уходить от репродуктивного способа между участниками образовательного процесса; формировать доброжелательную обстановку в классе, повышать самооценку и коммуникативную компетентность младших школьников.

Желаю удачи в работе!

Оценка площади (4 класс)

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Цель: сформировать представление об оценке площади фигур, уметь оценивать площади фигур неправильной формы.

Задачи:

повторить понятие оценки и прикидки, смысл и общий принцип измерения величин (на примере измерения площади),

повторить общий принцип измерения величин, сравнение фигур по площади на основе измерения;

организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта,

нахождения алгоритма оценки площади фигур;

зафиксировать способ оценки площади фигуры во внешней речи, тренироваться в применении, построенного алгоритма при выполнении задания.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ; сравнение; обобщение.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

— Чему вы учились последние уроки? (…)

— Что вам помогло правильно выполнять деление многозначных чисел? (…)

— А что вы ещё умеете делать кроме прикидки арифметических действий? (…)

— А как вы думаете, в каких открытиях вам может пригодиться оценка? (…)

— Сегодня вы увидите, где можно использовать понятие оценки.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

— С чего вы должны начать работать? (С повторения того материала, который нам пригодится)

— Как вы думаете, что вы будете повторять? (Прикидку и оценку арифметических действий.)

1) Повторение прикидки и оценки частного. На слайде

Учащиеся выполняют задания на планшетках.

— Назовите все выражения одним словом. (Частные.) Работа в парах на индивидуальных листах.

— Сделайте прикидку.,

(2400 : 800 = 3; 15 000 : 300 = 50; 140 000 : 20 = 7000; 450 000 : 500 = 900)

— Определите, какие из значений данных выражений будут являться решениями неравенства

10 х 1000? решения: 50; 900

— Чем отличается оценка от прикидки? Сделайте оценку выражения. (7000 < 141 360 : 19 < 10 000.)

Фронтальная. Алгоритм оценки частного вывешивается на доску (на слайде).

2) Повторение сравнения площадей фигур способом наложения. На слайде рисунки

— Сравните площади фигур. (SA > SB; площади фигур E и F сравнить с помощью наложения нельзя, т.к. ни одну из фигур нельзя разместить внутри другой.)

— Какой метод сравнения используют в случае, когда наложением сравнить величины неудобно или невозможно? (Измерение.) Как измеряют площади фигур?

— Какие единицы измерения площадей вы знаете? (…)

3) Повторение сравнения площадей фигур способом вычисления.

Учащиеся работают индивидуально с предметными моделями фигур A, B, C и D (Р-1). Такие же фигуры, но большего размера, выставлены на демонстрационном полотне (Д-2, 3).

— Какие из данных фигур равны? (Равны фигуры A, B, т.к. их можно совместить наложением.)

— Какие фигуры имеют равную площадь? (A и B – они равны между собой, значит, равны их площади; A и C выражаются одним и тем же числом равных мерок. Значит, равные площади имеют фигуры A, B и C.)

— Почему A и D не равны между собой?

— Фигуру раскрасили, можете вы точно сказать, чему равна её площадь? (Нет, некоторые клетки закрашены не полностью.)

— Больше, какого числа значение площади закрашенной фигуры? (Больше 12, т.к. её составляют 12 полных клеток.)

— А меньше какого? (Меньше 16, т.к. она внутри старой фигуры.)

— Допишите неравенство: … < S < …(12 < S < 16)

— Назовите нижнюю и верхнюю границы площади. (Верхняя граница – 16, нижняя граница – 12.)

— Что вы повторили? (Прикидку и оценку частного, способы сравнения площадей фигур.)

— Какое следующее задание я вам предложу? (Пробное задание.)

4) Задание для пробного дествия. На доску вывешивается рисунок (Д-2, 4).

— Сделайте оценку площади фигуры А.

— Что нового в задании? (Сделать оценку площади «кривой» фигуры.)

— Такие фигуры называются фигурами неправильной формы. Поставьте цель урока и сформулируйте тему урока. (Сделать оценку площади фигуры неправильной формы, тема: «Оценка площади»

— В чём у вас затруднение?

— Что вы можете сказать о результатах выполнения пробного задания? (Получили разные ответы, некоторые не выполнили задание, не смогли выполнить задание.)

3. Выявление места и причины затруднения.

— Какое задание выполняли? (Делали оценку фигуры неправильной формы.)

— Как вы действовали? Каким правилом пользовались? Где возникло затруднение?

— Почему задание вызвало затруднение, ведь вы знаете, что такое оценка? (Мы знаем, как выполнять оценку арифметических действий, а алгоритма оценки площади у нас нет.)

— Что надо сделать? (Надо поставить перед собой цель, отобрать алгоритмы, которые нам помогут в достижении цели, и составить план действий.)

4. Построение проекта выхода из затруднения.

— Какова цель?

— Какие алгоритмы вам могут помочь в работе? (Алгоритм оценки арифметических действий.)

— Используя алгоритм оценки арифметических действий, какие шаги вы предпримите? (Найдём нижнюю и верхнюю границы, результат запишем в виде двойного неравенства.)

— Что ещё нужно найти? (Способ нахождения границ.)

5. Построение проекта выхода из затруднения. Групповая работа

Задание группам:

1) Определить число, каких клеток удобно выбрать в качестве нижней границы.

2) Показать их на рисунке.

3) Найти нижнюю границу.

4) Определить число, каких клеток удобно выбрать в качестве верхней границы.

5) Показать их на рисунке.

6) Найти верхнюю границу.

7) Результат записать в виде двойного неравенства: … < SA < …

8) Сформулировать алгоритм оценки площади фигур.

На работу отвести группам 5 минут.

Одной из групп предложить свой вариант для обсуждения, остальные группы работают на добавление, коррекцию.

Если работа в группах не получится можно организовать подводящий диалог по тем же вопросам.

Результат работы групп:

А

А

1) Число клеток, которые целиком внутри фигуры.

3) 4 клетки.

4) Наименьшее число клеток, которые целиком содержат фигуру.

6) 13 клеток.

7) 4 < SA < 13

8) Вариант алгоритма. (дети сами пошагово предлагают алгоритм нахождения оценки площади)

6. Первичное закрепление во внешней речи.

— Вы достигли поставленных целей? (Алгоритм построили, но ещё пользоваться им не научились.)

— Что для этого надо сделать? (Потренироваться в применении алгоритма.)

Работа по учебнику стр. 50 5 < SA < 17 ( с комментированием)

5, стр. 50 (в парах)

Проверка по образцу (слайд)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

— Вы достигли целей? (Чтобы ответить на вопрос надо выполнить самостоятельную работу.)

6 стр. 50. 1 вариант – 1 рис., 2 вариант – 2 рис.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание и проверяют по эталону для самопроверки (Д-8).

– Проверьте себя по эталону. Если есть расхождения, то фиксируем «?», а если задание выполнено точно так же, как в эталоне, то на полях рядом ставим «+».

– Кто допустил ошибки в этом задании? (…) В чем причина? (…)

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

— Какую цель вы сегодня ставили перед собой? Вы достигли поставленной цели?

— Что нового вы сегодня узнали?

— С какими трудностями вы встретились на уроке?

— Какую цель мы поставим себе на следующий урок?

9. Домашнее задание. Стр.50 № 6 (3), № 7 (т.), №9 (уч.)

Тема: «Письменное сложение единиц времени». ( 3 класс) (фрагмент)

Тип урока: Урок открытия нового знания.

(на примере 2 этапа – постановки учебной задачи)

Этап 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

1) Чтобы узнать что-то новое, что надо сделать? (Повторить те знания, которые нам понадобятся на уроке.) Устно с подробным объяснением.

а) Вырази в часах: 2 сут., 5 сут.

б) Вырази в минутах: 3 ч, 8 ч.

в) Вырази в секундах: 7 мин, 12 мин.

1 сутки 1 час 1 мин 1с

24 60 60

1 сутки 1 час 1 мин 1с

24 60 60

— Каким эталоном вы пользовались, выполняя это задание? (Таблицей мер времени).

2) – Пользуясь нашим эталоном, выполните задание:

а) Выразить в часах 3 сут. 8 ч.

б) Выразить в минутах 15 ч 10 мин.

3) На слайде даны выражения:

3 сут. 5 ч + 4 сут. 10 ч

3 сут. 5 ч + 4 сут. 10 ч

1386 + 453

1386 + 453

634 + 285

634 + 285

2 ч 16 мин + 10 ч 30 мин

2 ч 16 мин + 10 ч 30 мин

— На какие группы можно разделить эти выражения? (В одной группе будут выражения с единицами времени, а в другой – числовые выражения.)

1386 + 453

1386 + 453

3 сут. 5 ч + 4 сут. 10 ч

3 сут. 5 ч + 4 сут. 10 ч

634 + 285

634 + 285

2 ч 16 мин + 10 ч 30 мин

2 ч 16 мин + 10 ч 30 мин

— Что общего у выражений первого и второго столбика? (Действие сложение.)

— Чем отличаются эти выражения? (В первом столбике складываются единицы времени, во втором – числа. В первом столбике сложение будет устным, во втором – письменным.)

— Найдите значение выражений первого столбика. На какое правило вы опирались, выполняя сложение?



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




map