Методические рекомендации для воспитателей по воспитанию культуры межнационального обще



Приложение № 2

Методические рекомендации для воспитателей по воспитанию культуры межнационального общения детей старшего дошкольного возраста.

Уважаемые воспитатели!

Сегодня для всех стало очевидным, что межнациональное общение – одна из сложнейших, если не самая сложная проблема общественного бытия, которую мы ощущаем каждый день в различных регионах страны. Ни в какой другой сфере, как в этой, не отражаются так остро конкретные, порой непредсказуемые, противоречивые действия людей.

Не случайно первое десятилетие двадцать первого века объявлено ЮНЕСКО десятилетием культуры мира и ненасилия. Для обеспечения мира необходимо воспитание в каждом не только межрасовой, межконфессиональной и межнациональной толерантности, но и искреннего интереса к культуре всех народов Земли. Формирование культуры межнационального общения становится важнейшей составной частью нравственного воспитания.

Культура межнационального общения детей старшего дошкольного возраста, рассматривается нами как – единство познавательной, эмоциональной и поведенческой сфер ребенка, отражающих соответственный возрасту уровень представлений детей о Родине, людях разных национальностей, эмоционального – положительного отношений к ним и способы межнационального общения в различных видах деятельности».

Данное понятие представлено нами следующими критериями и показателями:

— представления детей о Родине, городе Санкт – Петербург, истории и культуре своего народа, определяющее в дальнейшем воспитание чувства патриотизма, интереса и любви к Родине;

— эмоционально – ценностные отношения к культуре народов и детям другой национальности, лежащие в основе воспитания чувства дружбы народов, гуманных и уважительных отношений к народам и нациям;

— поведение детей в межнациональном детском сообществе, отражающее способы межнационального общения, специфичные для конкретной нации и общие для всех детей, определяющие в дальнейшем становление опыта жизни на основе договора, диалога.

Межнациональное общение как социально – психологическое явление имеет и свою присущую ему специфику. В процессе межнационального общения, как отмечает Кадиева Р.И., человек приобщается к иной культуре, традициям, сближается с людьми других национальностей. В процессе такого общения у него рождается сознание сходства с представителями иной национальности. Это способствует преодолению негативных явлений в национальном самосознании. Межнациональное общение- общение людей принадлежащих к разным национальным общностям, которые в процессе взаимосвязи обмениваются опытом, духовными ценностями, мыслями, чувствами.

Современный культурный человек – это не только человек образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Важно формировать к подрастающего поколения умение строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи, привычки такими, какие они есть, вызвать интерес к культуре других народов.

Методических разработок по воспитанию у детей таких нравственных ценностей, как уважение к иной культуре и ее носителям, способствующих развитию терпимости, взаимопонимания, открытости, дружелюбия, комфортному пребыванию в детском саду детей других национальностей, в настоящее время очень мало. Однако на современном этапе развития общества возникла необходимость формирования культуры межнационального общения начиная уже с дошкольного детства, в целях воспитания современного культурного человека, знающего и уважающего не только свою культуру, но и культуру других народов.

Свое отношение к человеку иной национальности начинает формироваться у ребенка примерно с 4 лет, основываясь на элементарных проявлениях общечеловеческих чувств и непредубежденных знаниях. Обычно дети старшего дошкольного возраста не разделяют своих сверстников по национальному признаку. Но вместе с тем, как показывает практика, в детской группе замечаются проявления иного отношения: осмеяние, передразнивание, опасение и т.д. В их основе лежат следующие факторы:

— детская непосредственность;

— ограниченный жизненный опыт;

— отсутствие представлений о людях других национальностей и их культуре;

Также практика показывает, что дети другой национальности чувствуют себя не комфортно в группе, если они плохо говорят на русском языке, то часто слышат осмеяние в свой адрес, и дети не хотят их принимать их в игру.

Действенность воспитания культуры межнационального общения зависит от его раннего начала и обеспечения перманентности на уровне преемственности. Культура общения, как одна из важнейших сторон личности формируется и развивается в течение всей жизни человека: в семье, в детском саду, в школе, на улице, а также в процессе самовоспитания и под влиянием общественных отношений.

При разработке занятий мы опирались на теоретические и практические исследования отечественных и зарубежных педагогов.

Содержание занятий ориентировано на развитие интереса к человеку, формирование навыков и норм поведения с другими людьми, дать представления детям о Родине, городе Санкт – Петербург, истории и культуре своего народа, сформировать у детей эмоционально – ценностное отношение к культуре народов и детям другой национальности.

Программа занятий включает в себя три тематических блока:

«Страна общения»

«Мы – все дети России»

«Мы — дети планеты»

Первый этап предполагает познакомиться поближе детям друг с другом, проявить в детях желание и интерес сотрудничать, учитывать и уважать интересы других, умение находить общие решения в группе, развить чувство МЫ, нравственности, доброжелательного отношения к окружающим, создать комфортные условия для общения детей (первый тематический блок).

Второй этап предполагает знакомство детей с Россией (воспитывать чувство гордости за свою страну, познакомить детей с российским флагом, гербом, гимном), столицей России – Москвой (дать представление о том, что Москва – самый большой город в нашей стране, подвести к пониманию того, что такое столица), городом Санкт Петербургом (формировать начальные знания о Санкт – Петербурге, его истории и основных достопримечательностях) (второй тематический блок).

Третий этап предполагает знакомство дошкольников с многообразием культур в мире и России, развитие умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных культур (третий тематический блок).

Контроль знаний и умений дошкольников осуществляется в занимательной форме: занятия – путешествия, проигрывание проблемных ситуаций, праздники и развлечения.

Блок 1. Страна общения.

Цели:

Воспитывать желание и умение сотрудничать, учитывать и уважать интересы других, умение находить общие решения.

Повысить культуру межличностного взаимодействия детей в группе.

Развитие чувства МЫ, нравственности, доброжелательного отношения к окружающим.

Методические приемы:

Тематические занятия.

Тренинг общения.

Совместные игры.

Художественно-продуктивная деятельность.

Занятие «О дружбе»

Цель: уточнить представления о том, что значит «уметь дружить»; научить осмысливать и оценивать ситуацию; познакомить с пословицами и поговорками о дружбе.

Материал: пластинка с песнями В. Шаинского; текст сказки С. Михалкова «Как друзья познаются»; подборка пословиц и поговорок о дружбе.

Ход занятия.

Дети сегодня я принесла пластинку с песнями В. Шаинского и хочу вам предложить послушать одну из них. (Звучит песня о дружбе)

— О чем эта песня, как вы думаете? Взрослые час то говорят вам: «нужно быть дружными, дружно жить».Подумайте, и пусть тот, кто хочет, расскажет , что такое дружба. Вспомните, кто с кем дружит в детском саду или дома, что делает, чтобы дружба была хорошо хорошая. (Высказывания детей)

— Вы хорошо рассказали, как нужно дружить. Кто умеет дружить, тот заботиться о товарищах, старается сделать им что-то хорошее. И не только тем с кем особенно дружит, но и всем детям группы. Тот, кто хорошо дружит – не ссорится, делится игрушками, если товарищ не знает, как правильно поступить, что – то сделать, поможет ему, научит, он заметит, кто заплакал или грустит, придумает, как развеселить товарища, поиграет с ним.

Сейчас я расскажу вам одну сказку, а вы подумаете так ли поступают настоящие друзья.

Воспитатель рассказывает или зачитывает сказку С. Михалкова «Как друзья познаются». Как вы думаете, почему Бобер не захотел идти дальше вместе с Лисой и Кабаном?

— Почему Кабан сказал: «Ты иди первым, ты старший, тебе почет»?

— Помогла ли Лиса хоть чем-нибудь Бобру?

— Почему же она закричала: «Кабан, спасай Бобра, пропадает наш Бобер»?

— Как же поступают настоящие друзья?

Воспитатель выслушивает ответы детей.

— А вы хотели бы иметь таких друзей? Я тоже не хотела бы. Вот послушайте, как в народе говорят о настоящих друзьях: «Сам пропадай, а товарища выручай».

У нас с вами есть традиция. Мы каждое утро приветствуем друг друга, стоя в кругу, давайте включим в наше приветствие пословицы о дружбе. Согласны? А главным девизом нашей группы будет – один за всех и все за одного. Я хочу вас попросить дома, вместе с родителями поискать в книгах пословицы и поговорки о дружбе и принести их в детский сад. Договорились?

Занятие по изобразительной деятельности «Коллективная работа по рисованию эмблемы группы».

Цель: воспитать трудолюбие, уважение к своему труду и труду своих товарищей, развить чувство общности детей группы, навыки сотрудничества.

Материал: ватман, краски, карандаши.

Ход занятия.

Ребята, под каким девизом мы поводим с вами целый день в детском саду?

— «Один за всех и все за одного».

— А может наш девиз быть нарисован?

Выслушиваются ответы детей.

Ребята, я предлагаю вам нарисовать эмблему нашей группы. Давайте нарисуем нашу эмблему в виде дома, а в этом доме мы нарисуем детей, которые взялись за руки в хоровод, так мы изобразим нашу дружбу. Наша эмблема будет называться – «Наш дом». А девизом будет следующее стихотворение:

«Мы родом из детства, а это наш дом,

В котором мы вместе с друзьями живем!»

Эмблему группы смотри в приложении № 2.

Занятие по созданию дневника группы.

Цель: повысить культуру межличностного взаимодействия детей в группе, развитие чувства МЫ.

Материал: дневник группы представляет собой толстый альбом, каждая страница которого оформлена под отдельную тему. Для работы над дневником понадобятся цветные карандаши, фломастеры, клей, а также фотографии детей.

1 часть. Описание содержания тем.

Дневник группы состоит из 8 тем:

1. Наша эмблема.

2. Наш режим дня.

3. Давайте познакомимся.

4. Мы играем.

5. Наши праздники.

6. Маленькие путешественники

7. Наши достижения.

8. К чему мы стремимся.

Описание содержания тем.

Наша эмблема. Занятие по изобразительной деятельности «Коллективная работа по рисованию эмблемы группы» см. на стр.

Наш режим дня. В эту страничку включается краткое описание режима дня в детском саду.

Давайте познакомимся. На этой странице под фотографиями детей дается небольшая характеристика ребенку, которую дают дети друг другу, описывая только самые главные черты характера ребенка, и также описание мечты ребенка, о том кем он хочет стать в будущем.

Мы играем. Здесь дети перечисляют свои самые любимые игры, в которые они любят играть в группе, в детском саду.

Наши праздники. Здесь дается фотоотчет с детских праздников, с

кратким описанием праздника.

Маленькие путешественники. На этой странице представлены фотографии, с мест где отдыхали дети, в каких странах или других городах России они были, к ним прилагаются маленькие рассказы.

Наши достижения. На этой странице дети рассказывают о своих достижениях, участиях в выставках детского сада или соревнованиях.

К чему мы стремимся. На этой странице записываются ответы детей об их стремлениях.

Дневник группы смотри в приложении №

Тренинг общения на тему: «Подарок на всех».

Цель: развитие чувства коллектива, умения дружить, сотрудничать со сверстниками.

Детям дается задание: «Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то чтобы ты подарил сейчас всем нам вместе» или: «Если бы у вас был цветик — семицветик, какое желание для группы ты бы загадал?». Каждый ребенок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

В конце проводится конкурс на самое лучшее пожелание для всех.

Игра «Клубочек».

Цель: воспитание чувства принадлежности к группе, чувства безопасности в коллективе, чувство единства, сплоченности, умения действовать согласованно.

Материалы: клубок прочных ниток.

Ход игры.

Воспитатель и дети стоят в кругу. Воспитатель запевает песню, обматывает большой палец правой руки. Затем передает клубок следующему ребенку, называя его в песенке по имени.

Когда песенка заканчивается – все дети и воспитатель соединены ниточкой. Клубок должен вернуться к воспитателю, проделав полный круг.

Затем одновременно все аккуратно снимают ниточку с пальце и кладут ее на стол.

Внимание детей обращается на то, что ниточка не порвалась и ребята в группе будут всегда так же крепко дружить. В заключение можно попросить детей вспомнить пословицы и поговорки о дружбе.

Игра «Веселые шарики»

Цель: учить детей действовать дружно, получая общую оценку за совместные действия; упражнять в игре с воздушными шариками, развивать ловкость, быстроту реакций, чувство ритма.

Ход игры.

Дети становятся в два или три круга по 4-5 человек (здесь важно, чтобы дети другой национальности группировались отдельно друг от друга) каждой подгруппе выделяется по одному воздушному шарику. На протяжении звучания музыки дети играют шариком, легко ударяя по нему пальцами и перебрасывая его друг другу на каждые два такта. Выигрывает команда, у которой шарик ни разу не упал и не коснулся пола.

Блок 2. Мы – все дети России.

Цели:

воспитывать чувство гордости за свою страну, познакомить детей с российским флагом, гербом, гимном;

познакомить детей со столицей России – Москвой (дать представление о том, что Москва – самый большой город в нашей стране, подвести к пониманию того, что такое столица);

познакомить детей с городом Санкт Петербургом (формировать начальные знания о Санкт – Петербурге, его истории и основных достопримечательностях).

Методические приемы:

— тематические занятия;

— игры и упражнения;

— художественно-продуктивная деятельность.

1. Занятие «Наша страна — Россия»

Цель: формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать патриотические чувства.

Материал: гимн России, глобус, карта России, герб и флаг России, иллюстрации с видами родной природы.

Ход занятия.

— Ребята мы с вами живем в большой и прекрасной стране на земле. А как называется наша страна? (ответы детей). Правильно, у нашей страны удивительно красивое и звучное имя – Россия. Наша Родина – Россия. Родина – значит родная, как мать и отец. Родина – место, где мы родились, страна, в которой мы живем, где живут наши близкие, где жили наши прабабушки и прадедушки.

Россия как из песни слово,

Березок юная листва,

Кругом леса, поля и реки,

Раздолье, русская душа.

Люблю тебя, моя Россия!

За ясный свет твоих очей!

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей.

Люблю, глубоко понимаю

Степей задумчивую грусть!

Люблю все то, что называют

Одним широким словом Русь!

С. Васильев

Ро

А давайте найдем на глобусе Россию. Вот как много места занимает территория Россия. Она расположена в двух частях света: в Европе и в Азии; омывается тремя океанами: Северным, Тихим и Атлантическим. В нашей стране более тысячи городов, много сел, деревень.

— Какие города вы знаете? (дети перечисляют знакомые города.) Вот некоторые города России: Москва, Самара, Нижний Новгород, Уфа, Казань, Екатеринбург, Пермь, Рязань.

У каждой страны есть свой государственный флаг (детям показываются несколько рисунков флагов и просят найти среди них флаг России).Наш флаг состоит из трех полос – белой, синей и красной. Белая полоса – означает мир, синяя – веру и верность, а красная – силу.

Герб России – двуглавый орел с расправленными крыльями. Орел означает силу и непобедимость нашей страны. Почему же у орла две головы? Российское государство очень велико, и одна голова орла сморит на запад, а вторая – на восток.

У каждой страны есть гимн – торжественная песня, прославляющая нашу страну. Исполняют гимн чаще всего на торжественных заседаниях. Запомните: когда звучит гимн родной страны, люди встают. (Дети стоя слушают 1-2 куплета гимна России).

Россия – большая, сильная, красивая страна. На ее территории живут люди разных национальностей и профессий. Они служат в армии, летают в космос, а, строят фабрики и жилые дома, выращивают хлеб.

Давайте мы с вами послушаем пословицы о Родине и попробуем их разобрать.

На чужой сторонушке рад родной воронушке.

Жить – Родине служить.

Одна у человека мать, одна и Родина.

В конце занятия детям предлагается нарисовать рисунки на тему «Моя Родина».

2. Занятие — путешествие на тему: «Москва – столица России».

Цель: познакомить детей с главным городом России – Москвой, формировать представление о Москве, как о столице нашей Родины, воспитывать патриотические чувства.

Материалы: макет поезда, иллюстрации с видами Москвы, ноутбук, слайды с основными достопримечательностями и видами Москвы.

Ход занятия.

В какой стране мы живем? (в России).

— В каждой стране есть главный город — столица. Кто знает, как называется столица России.

— Правильно Москва. Сегодня мы с вами сядем в поезд и отправимся в путешествие в Москву. Дети садятся на стульчики, впереди ставится макет поезда, включается звук отправления поезда. Дети оправляются в Москву, в это время воспитателем готовятся слайды с видами главных достопримечательностей Москвы.

— Москва очень красивый, древний город. Он был основан на Москве –реке. Сегодня Москва – это современный, процветающий город. В Москве работает наш президент,

— Давайте вместе познакомимся с достопримечательностями Москвы. Достопримечательности – это то, что отличает один город от другого, то, что запоминается гостям больше всего.

На ноутбуке детям показываются слайды: Московский Кремль, Красная площадь, храм Василия Блаженного, здание одной из сталинских высоток, виды с Поклонной горы, Спасская башня. Царь – пушка, Царь – колокол.

Дети смотрят слайды с иллюстрациями Кремля, показ сопровождается рассказом воспитателя.

— Это Московский Кремль. Именно с него в старину начинала строиться Москва. А это Красная площадь. Главная площадь страны, на которой проходят военные парады и праздники. «Красная» — значит красивая, главная. В Москве много красивых храмов, театров, памятников. Но все туристы обязательно спешат увидеть два великолепных памятника: Царь – пушку и Царь – колокол. Посмотрите на них.

Сначала была изготовлена Царь – пушка. Ее отлил из чугуна замечательный русский мастер Андрей Чохов. Царь – пушка предназначалась для обороны Кремля, но из нее никогда не стреляли. Названа она так, потому что имеет огромный вес и размер.

В Москве очень много интересных мест, которыми гордятся жители столицы. Московский университет на Воробьевых горах, Останкинская телевизионная башня.

В конце занятия детям предлагается игра. Дети маршируют под речевку.

Мы выучили песенку,

А в песенке слова:

Здравствуй наша Родина,

Город наш… (Москва)

Что за площадь есть в Москве

Там, где башня Спасская?

Эту площадь знают все,

Эта площадь…(Красная).

3.Занятие на тему: «Города России»

Цель: познакомить детей с крупными городами России.

Материалы: слайды с видами городов России.

Ход занятия.

Наша страна – самая большая в мире. Сегодня мы путешествуем с вами по городам России.

— Назовите самый главный город нашей страны. Правильно, это Москва. Но в России великое множество разных городов. Послушайте, как они называются: Новгород, Новосибирск, Самара, Уфа, Екатеринбург, Владивосток.

А в каких городах России вы бывали?

А это старинный город России – Новгород. (Воспитатель показывает слайды с видами города). Он поражает красотой своих старинных построек.

Воспитатель показывает слайды с видами городов, сопровождая их маленькими рассказами о городе.

В конце занятия воспитатель задает детям вопросы:

— В каких городах мы побывали?

4. Занятие на тему: «Мой любимый город – Санкт — Петербург»

Цель: даем первые представления о городе, в котором мы живем; формируем начальные знания об основных достопримечательностях: Петропавловской крепости, Зимнем дворце, Адмиралтействе, Летнем саду, Медном всаднике.

Материалы: Слайды с достопримечательностями города, альбом для фотографий, открытки с достопримечательностями, запись музыки Р. М. Глиэра «Гимн Великому городу».

Ход занятия.

— Наш город Санкт – Петербург один из самых больших и красивых городов мира. 306 лет назад среди болот и лесов царь Петр I заложил новый город. Назвал он его святым именем – в честь апостола Петра.

На берегу Финского залива, там где, делясь на много речек, впадает в море полноводная река Нева, наши предки начали строительство Санкт – Петербурга. На одном из островов Невы – Заячьем острове – возвели неприступную для врагов Петропавловскую крепость. (Показываются слайды с видами Петропавловкой крепости).

По берегам Невы и на ее больших островах стали постепенно строить наш замечательный город — Санкт – Петербург. На самом большом – Васильевском острове – было возведено много красивых зданий. Но главным украшением острова стало место, называемое Стрелкой Васильевского острова. Здесь река Нева расходится на два широких рукава: Большую и Малую Неву (Показываются слайды с видами Стрелки васильевского острова).

Река Нева дала имя и самому первому проспекту нашего города.

Невским проспектом любуетесь вы?

Начало свое он берет у Невы.

Начинается Невский проспект у здания Адмиралтейства (Показ слайда с фотографией Адмиралтейства).

Здесь же в центре города –

Убранства города венец –

Дворцовая площадь и Зимний дворец.

Дворцовой площадь названа потому, что она расположена перед Зимним дворцом. Раньше в Зимнем дворце жили русские цари, а теперь там находится один из самых больших музеев мира – Эрмитаж.

Знамениты на весь мир и Петербургские мосты. (Показываются слайды с фотографиями мостов).

Прекрасны сады и парки Санкт – Петербурга. Самый знаменитый и старинный сад в нашем городе – это Летний сад.

Наш город красив и неповторим. Детям предлагается послушать аудио запись «Гимн Великому городу».



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




map