Методические рекомендации к проведению фонетической зарядки развитию слухового восприят



Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат 1вида №1»

Методические рекомендации

к проведению фонетической зарядки, развитию слухового восприятия и коррекции произносительных навыков на общеобразовательных уроках и самоподготовке

Выполнила: учитель-дефектолог

высшей квалификационной

категории

Луц Елена Викторовна

Хабаровск 2013г.

Фонетическая зарядка – это специальные упражнения, которые проводятся на общеобразовательных предметах и самоподготовке с целью коррекции и закрепления произносительных навыков учащихся и предупреждения их распада.

Фонетическая зарядка является обязательной формой работы над произносительной стороной речи неслышащих учащихся в коррекционном образовательном учреждении 1 вида.

В ходе общеобразовательных уроков и внеклассных занятий с помощью специальных приёмов ученики целенаправленно побуждаются к максимальной реализации произносительных умений, достаточно внятной, естественной и выразительной речи.

Фонетическая зарядка на общеобразовательном уроке или самоподготовке занимает не менее 5 минут.

Учащимся даётся определённая установка на последующее учебное и внеклассное время, закрепляются и совершенствуются вновь приобретённые произносительные навыки, предупреждается распад неустойчивых навыков.

Содержанием фонетической зарядки может быть любая сторона произношения:

— работа над речевым дыханием («Будем говорить на одном выдохе»)

— работа над голосом («Будем говорить тихо (громко, нормально)»)

— работа над звуками в слогах, словах, фразах.

В процессе проведения упражнений на фонетических зарядках используется речевой материал, необходимый для обогащения словаря на уроке или самоподготовке:

— основной терминологический словарь в соответствии с темой;

-словарь, связанный с организацией деятельности учащихся на уроке.

Учитывается фонетический принцип: используется речевой материал, специально насыщенный закрепляемыми в данный период обучения элементами звуковой и ритмико-интонационной структуры речи.

В настоящее время при проведении фонетической зарядки на общеобразовательных уроках и самоподготовке широко используется фонетическая ритмика, особенно в начальной школе.

Фонетическая ритмика – это методический приём работы над произношением, базирующийся на взаимодействии речи, развивающегося слухового восприятия и движений тела. Фоноритмика способствует развитию речевого дыхания, слитности речи, способности изменять силу и высоту голося, сохраняя нормальный тембр, произносить речевой материал слитно и в заданном темпе.

Коррекция произносительных навыков неслышащих учащихся в ходе общеобразовательного урока – непременное условие его проведения. От качества фонетического оформления речи неслышащего зависит, в какой степени она доступна пониманию окружающих и станет ли базой владения языком, выполняет роль орудия мышления.

Задачи развития произносительной стороны устной речи у неслышащих школьников включают:

Формирование фонетически внятного, членораздельного произношения;

Достаточно естественного звучания речи, приближающего к речи слышащих людей.

В первую очередь уделяется внимание четкому произнесению звука, являющемся «дежурным» в данное время. В то же время не оставляются без внимания и звуки, произнесённые учащимися нечётко или совсем неправильно. Учитель должен обратить внимание учащегося на его ошибку в произношении и попросить повторить слово или фразу в целом. («Я не поняла, скажи правильно»).

Целесообразно при подведении итогов урока и выставлении оценок (или на самоподготовке) акцентировать внимание на речи учащихся ( «Сегодня хорошо говорил Ваня и Анжелика», « Не старались хорошо говорить Саша и Алёша»).

Развитие слухового восприятия на общеобразовательном уроке является обязательным в ходе всего учебного процесса.

Задачей РСВ является:

Включение слухового восприятия в учебно – воспитательный процесс школы.

Повышение коммуникативной функции речи в комплексном слухо – зрительном восприятии и продуцировании речи. Весь урок проводится с использованием звукоусиливающей аппаратуры как коллективного, так и индивидуального назначения (ИСА). Причём ЗУА рассматривается не только как средство усиления речи, но и как средство РСВ.

Упражнения по восприятию речевого материала только на слух в ходе урока носят непродолжительный характер.

Эти упражнения ограниченно входят в учебный процесс и мотивированны ходом урока.

РСВ на уроках проводится с использованием ЗУА и экрана на подготовленном материале, (который изучен в ходе урока) и предлагается к восприятию на слух. (Например, «Автор произведения», «Название произведения», «Главные герои», «Неизвестное слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое» и т. д.).

К восприятию на слух предлагаются фразы, повторяющиеся из урока в урок («Какой сейчас урок?», «Кого нет в классе?», «Какой был урок?»).

Организационные фразы («Иди к доске, Саша. Читай задачу. Открой книгу на станице»).

Сообщение целевых установок ( «Будем читать рассказ, отвечать на вопросы»).

Приём работы с экраном (т.е. восприятие подготовленного материала на слух) целесообразно также использовать на уроках обобщения, контроля, повторения или закрепления пройденного материала в конце урока.

На уроке речевой материал за экраном повторяется не более двух раз. Если материал учениками на слух не воспринят, то он предъявляется слухо-зрительно, а затем снова на слух.

Целесообразно использовать при восприятии слова или словосочетания слухо-зрительно опорные таблички или их написание на доске, картинки, разрезной текст.

Речь педагога на уроке должна быть образцом для учащихся:

— она должна быть эмоциональной,

— грамматически правильно оформленной,

— не загромождённой стилистически,

— не утрированной.

В процессе формирования устной речи учащихся и РСВ важная роль принадлежит педагогу, который, побуждая учеников к максимальной реализации слуховых и произносительных возможностей, должен сохранять тактичность, вселять уверенность в учеников в возможность овладения ими слухоречевых навыков, стремится сделать каждое занятие интересным и увлекательным, содействующим личностному развитию каждого неслышащего ребёнка.

Литература.

Сурдопедагогика. Учебник для Вузов. Москва,изд.Владос,2004,стр.528-530,538-550.

Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями речи. Учебное пособие для Вузов. Москва, изд. Владос, 2001,стр 126-136.

Комплексы фонетической гимнастики

Автоматизация звука С

Понедельник

С_____а са саса-сад

С_____о со со-со-сок

С_____ы сы сысы-сын

Со-со-со

У Сони сок

Вторник

Ас____а аса-аса-аса-

колбаса

Ас____о асо-асо-асо

Колесо

Ас____у асу-асу-асу-

Несу

Асу-асу-асу

Соня нарисовала осу

Среда

Ас____ас ас-ас-класс

Ос____ос ос-ос-нос

Ус____ус ус-ус-ус-автобус

Ас-ас-ас

У нас погас газ

Четверг

С____та ста-ста-стакан

С____то сто-сто-стол

С____ту стусту-стул

Ста-ста-ста

На окне стоит стакан

Пятница, суббота

Са оса скаскаска-скакалка

Со ассо спаспаспа-спасибо

Су асу стусту-стук

Покажи большой стул

У дятла острый нос

Автоматизация зкука З

Понедельник

З____а за за-за-забор

З____о зо зозо-зонт

З____у зу зузу-зубы

Зоя забыла зонт

Вторник

Аз___а аза аза-аза-коза

Оз___а оза озаоза-роза

Уз___а уза уза-уза-медуза

Аза-озаоза

Я показала глаза

Среда

Аз___аз аз-аз-газ

Оз___оз озоз-паровоз

Уз___уз уз-уз-груз

Уз-уз-уз

Паровоз везёт груз

Четверг

З___да зда зда-зда-зда

поезда

З___до здо здоздо-гнездо

З___во зво звозво-звонок

Азу-азу-азу

Я разбила вазу

Пятницауббота

За оза оза-роза

Зо ози-ази-ази магазин

Зу оза-аза-глаза

Здазда-звезда

Звузву-звук

Здоздо-гнездо

Аза-аза-аза

У девочки круглые глаза

Я уже здоров

Автоматизация звука Ш

Понедельник

Ш___а ша шаша-шапка

Ш___и ши ши-ши-шина

Ш___у шу шу-шу-шуба

У Саши шапка

Вторник

Аш___а аша ашааша-Маша

Аш___и аши аши-аши-аши

машина

Аш___а аша ашааша-наша

Аша-Аша

Наша Маша маленька

Среда

Аш___аш ашаш-ваш

Уш___уш ушуш-душ

Ыш___ыш ышышмалыш

Уш-уш-уш

А у нас в квартире душ

Четверг

Ш___та шта шташта-штаны

Ш___ка шка шкашка-шкаф

Ш___ко шко шко-школа

Шки-шки-шки

У мишки сосновые шишки

Пятница, суббота

Ша шар

Шу шум

Ши шипы

Шка-бабушка

Шка-кашка

Шка мышка

Ашаш-наш

Ашаш-ваш

Ышыш-мышь

Мышка избушку метёт



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




map