Методические рекомендации к теме Логика



Министерство образования и молодежной политики

Чувашской Республики

БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования»

Минобразования Чувашии

Экзаменационное портфолио

по дисциплине

«Теория и методика преподавания информатики»

на тему: «Элементы математической логики »

Выполнил: учитель информатики

МБОУ «Шолинская ООШ»

Красночетайского района

Кудряшова Елена Николаевна

Проверил: доцент кафедры математики и информационных технологий

Гурьева Оксана Валериевна

Чебоксары

2013

Содержание:

1.Пояснительная записка3

1.1.В какую содержательную линию входит тема3

1.2.Место темы в учебном плане и порядок изучения темы3

1.3.Цели изучения темы4

2.Содержание темы (примерное тематическое планирование)4

3.Планируемые результаты освоения содержания темы.5

4.УМК из рекомендованных в Федеральном перечне основной школы и развитие темы в данном УМК по классам.7

5.Примерный учебный план по теме и учебно-тематический план (поурочное планирование) по теме и по классам по данному УМК;8

6.Проследить развитие темы на 3-х уровнях (пропедевтическом, основной и полной школы) на примерах конкретных УМК9

Список литературы:10

Приложение 1. План конспект урока10

Приложение 2. Полезные ресурсы дидактического и методического характера по теме.16

Пояснительная записка

В какую содержательную линию входит тема

Тема «Элементы математической логики» входит в линию Математические основы информатики.

Формирование необходимых качеств современного человека, ключевых компетенций, а также качественное «преобразование» информации в знания невозможно без изучения основ логики.

Изучение логики развивает:

ясность и четкость мышления;

способность предельно уточнять предмет мысли;

внимательность, аккуратность, обстоятельность, убедительность в суждениях;

умение абстрагироваться от конкретного содержания и сосредоточиться на структуре своей мысли.

Человек, овладевший знанием и навыками логического мышления, всегда понятен в изложении своих мыслей окружающим. Он способен быстро находить рациональное зерно даже в сбивчивой чужой речи, оценивать доказательную силу высказываний в дискуссии, находить кратчайшие и правильные пути исправления ошибок, т.е. изучение логики позволяет решить одну из основных задач дидактики: отработка общелогических умений и навыков во всех учебных курсах. Таким образом, изучение этого раздела способствует более качественному овладению знаниями по другим учебным предметам, что подтверждает интегрирующую роль информатики в целом и данного курса в частности.

Место темы в учебном плане и порядок изучения темы

Тема изучается в 9 классе по УМК «Информатика и ИКТ» Босовой Л.Л.

На изучение данной темы отводится 5 уроков ( с 8 по 12 уроков)

Порядок изучения темы:

Высказывание. Логические операции.

Построение таблиц истинности для логических выражений.

Свойства логических операций.

Решение логических задач.

Логические элементы.

Цели изучения темы

Основные цели данной темы:

Организовать учебный процесс учащихся по изучению понятий:

математическая логика;

логические операции (инверсия, конъюнкция, дизъюнкция);

обозначения и таблиц истинности логических операций;

обозначения высказываний.

способствовать формированию умений переводить высказывания на язык алгебры логики, определять истинность (ложность) высказываний;

создать условия для развития мышления, внимания, памяти, коммуникативных навыков, умение приводить примеры логических операций;

способствовать развитию познавательного интереса.

Содержание темы (примерное тематическое планирование)

Основное содержание: Высказывания. Логические операции. Логические выражения. Построение таблиц истинности для логических выражений. Свойства логических операций. Решение логических задач.  Логические элементы.

В таблице №1 представлено примерное тематическое планирование.

Таблица №1. Примерное тематическое планирование.

Тема урока

Кол-во часов

ЗУН

1.

Высказывание. Логические операции.

1

Иметь представления о разделе математики алгебре логики, высказывании как объекте, об операциях над высказываниями

2.

Построение таблиц истинности для логических выражений

1

Уметь составлять  таблицу истинности для логического выражения

3.

Свойства логических операций.

1

Знать о свойствах логических операций (законах алгебры логики)

4.

Решение логических задач

1

Уметь составлять и преобразовывать  логические выражения в соответствии с логическими законами

5.

Логические элементы

1

Знать о логических элементах (конъюнкторе, дизъюнкторе, инверторе) и электронных схемах

6.

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики». Проверочная работа.

1

Уметь  записывать и преобразования логических выражений с операциями И, ИЛИ, НЕ.

Планируемые результаты освоения содержания темы.

Для основной школы по ГОС 2004

Учащиеся должны знать:

Что такое логические величины, логическое выражение;

что такое логические операции, как они выполняются.

Для основной школы по ФГОС НОО и ООО.

Цели изучения информатики в основной школе

развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

Личностные результаты:

формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные результаты:

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

Предметные результаты:

умение использовать логические значения, операции и выражения с ними;

Умения, характеризующие достижение результата: понимать смысл понятия «высказывание», логических операций «конъюнкция», «дизъюнкция», «инверсия»;

выделять в сложном (составном) высказывании простые высказывания, записывать сложные высказывания в форме логических выражений – с помощью букв и знаков логических операций;

определять значение логического выражения;

строить таблицы истинности для логического выражения;

решать логические задачи с использованием таблиц истинности;

решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций.

Выпускник научится:

составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ;

определять значение логического выражения;

строить таблицы истинности;

Выпускник получит возможность:

научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности;

научиться решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций.

УМК из рекомендованных в Федеральном перечне основной школы и развитие темы в данном УМК по классам.

Учебники, содержание которых соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 5кл.[Бином]

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 6 кл.[Бином]

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 7 кл.[Бином]

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 8 кл.[Бином]

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 9 кл.[Бином]

Учебники, содержание которых соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования:

Информатика и ИКТ

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. 9 кл.[Бином]

Издательство: ООО Издательство «Бином. Лаборатория знаний» Каталог издательства: Ч1:Ч2: Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год. (Утвержден приказом Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067.)

Учебник предназначен для изучения курса «Информатика и ИКТ» в 9 классе общеобразовательной школы. Содержание учебника соответствует Государственному образовательному стандарту основного общего образования по информатике и ИКТ.

Основной акцент сделан на реализации общеобразовательного потенциала курса, на формировании фундаментальных представлений за счёт систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющегося у школьников опыта. Выдержан принцип инвариантности к конкретным моделям компьютеров и версиям программного обеспечения. Предполагается широкое использование ресурсов федеральных образовательных порталов, в том числе Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)

5.Примерный учебный план по теме и учебно-тематический план (поурочное планирование) по теме и по классам по данному УМК;

Учебно-тематический план представлен в таблице № 2.

Таблица № 2. Учебно-тематический план.

Название темы

Количество часов

общее

теория

практика

1

Информация и информационные процессы

9

6

3

2

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

7

4

3

3

Обработка графической информации

4

2

2

4

Обработка текстовой информации

9

3

6

5

Мультимедиа

4

1

3

6

Математические основы информатики

13

10

3

7

Основы алгоритмизации

10

6

4

8

Начала программирования

10

2

8

9

Моделирование и формализация

9

6

3

10

Алгоритмизация и программирование

8

2

6

11

Обработка числовой информации

6



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




map