Методические рекомендации кружковой деятельности по музыкальному воспитаению



Методические рекомендации

к проведению занятий кружка «Колосок»

Одной из проблем современного общества, обусловленных изменившейся социально-экономической ситуацией в стране, является создание равных возможностей для развития детей дошкольного возраста, проживающих в сельской местности. Очевидно, что социальные условия села, в которых формируются дошкольники, ставят под угрозу их жизнь, чреваты опасностью нарушения интеллектуального, физического, социального и эмоционального развития в годы их жизни. Сельские дети, особенно из отдаленных деревень, испытывают на себе давление иного старта и с самого начала отброшены на обочину жизни. На селе невысокий образовательный и культурный уровень родителей не позволяет им обеспечить должное развитие детей. Сверхзанятость большинства родителей в личном подсобном хозяйстве не оставляет им времени на общение и занятия с детьми. Бедность многих сельских семей не дает им возможности удовлетворить элементарные культурные потребности ребенка.

Складывающаяся годами практика ухода за детьми, проживающими в сельской местности, была приспособлена к тому, чтобы научить детей жить в сельской среде. В этой связи необходимо, чтобы программы развития ребенка включали создание благоприятной эмоциональной среды для детей, предусматривающие передачу детям традиционных ценностей сельских жителей: любовь к труду на земле, природе, воспитание и уважения к народным традициям, народной культуре.

Многие исследования показывают, что именно сельская среда имеет неоспоримые преимущества перед городом в воспитании положительных эмоций, доброты, трудолюбия ребенка. В младенчестве воспитывают человека все элементы окружающей среды: звуки, запахи, цвета, поведение окружающих, песни, природа, игры, общение с животными, музыка, народные традиции. Пребывание на свежем воздухе, знакомство с окружающей природой, общаясь с односельчанами – все эти факторы при умелом использовании благотворно влияют на эмоциональное развитие ребенка, формирование его душевного настроя, умение жить в гармонии с природой, окружающими.

На музыкальных занятиях невозможно показать всю ширину и глубину русского народного искусства. Поэтому появилась необходимость в организации кружковой деятельности «Колосок».

Цель: воспитывать любовь к русскому искусству, приобщать детей к истокам русской народной культуры и с их помощью развивать музыкальные способности, творческую активность детей, как одной группы особо одаренных, так и всего детского коллектива с разным уровнем развития музыкальных способностей, через различные виды деятельности кружка: выступления перед детьми младших групп, в социуме, организации досугов и праздников.

Задачи кружка «Колосок»:

Воспитывать любовь и интерес к народной музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие народной музыки.

Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенной системе с разнообразными музыкальными произведениями (колыбельными, закличками, попевками, песнями, плясками, хороводами).

Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса.

Развивать творческое отношение к музыке, прежде всего в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, импровизация попевок.

Кружок «Колосок» проводится 2 раза в неделю, во вторую половину дня. Отбор детей в кружок «Колосок» достигается следующими мероприятиями:

Беседа с родителями, анкетирование, с помощью которых удается выяснить любимую музыкальную деятельность ребенка дома, чем он увлечен, его интересы, какое место в жизни их ребенка занимает музыкальная деятельность.

Из определения музыкального руководителя и воспитателя, кого в группе они считают наиболее способными в музыкальной деятельности.

Из беседы с ребенком, каким видом музыкальной деятельности он хотел бы заниматься (пение, танцы, игра на музыкальном инструменте).

Желание родителей и детей.

Способности детей к музыкальной деятельности.

Состав кружка каждый год меняется, что требует тщательного подбора народного материала и репертуара, систематизации музыкальных занятий в младшей группе. В кружок набирается 10 – 15 более подготовленных человек с накопленными музыкально-слуховыми представлениями. Это дети разновозрастной группы 5 – 7 лет, отличающиеся яркой эмоциональностью, обладающие хорошими музыкальными данными, способностями, своей неповторимой артистичностью.

Нельзя оставлять при этом в стороне детей малоактивных, стеснительных с неразвитым или слабым музыкальным слухом. Поэтому, наиболее эффективным является разделение детей на три группы, это позволяет использовать индивидуальный подход.

Дети, проявляющие интерес к музыкальной деятельности. У них хорошие навыки, их интересует результат деятельности. Они легко определяют содержание музыки, проявляют себя в заинтересованном исполнение того или иного вида музыкальной деятельности. Чаще всего это эмоциональные дети, которые любят заниматься с воспитателем и музыкальным руководителем.

Дети, проявляющие интерес к музыкальной деятельности под влиянием взрослого или товарищей из первой группы. У детей навыки могут быть лучше или хуже, они менее эмоциональны.

Дети, не имеющие четкой реакции на музыкальную деятельность «нравится» — «не нравится». Иногда проявляется интерес к деятельности или к одному из видов, особенно если заинтересовал образ. У них часто слабые навыки, боятся выполнять любой вид музыкальной деятельности.

Детям первой и второй группы рекомендуется посещать кружок «Колосок».

Детям третьей группы предлагаются индивидуальные занятия в помощь по овладению навыками и умениями.

Основные принципы, заложенные в основу кружка «Колосок»:

— Принцип творчества (неиссякаемые возможности для воспитания и развития музыкальных и творческих способностей детей);

— Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);

— Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);

— Принцип динамичности (от самого простого к сложному);

— Принцип преемственности (учет задач и новообразований следующего возрастного периода);

— Принцип сотрудничества (совместная работа со специалистами детского сада, родителями, выпускниками).

— Принцип выбора (ребенок, как субъект, вправе самостоятельно выбрать вид музыкальной деятельности). На наш взгляд, последний принцип самый важный в работе кружковой работе. Дети проявляют склонности к определенным видам музыкальной деятельности. Важно заметить и развивать у ребенка стремление к общению с музыкой в том виде музыкальной деятельности, к которому он проявляет наибольший интерес, в котором его способности реализуются в дальнейшем наиболее полно. Планирование работы необходимо вести с учетом подготовленности детей на данном этапе развития как музыкального, так и общего. Тщательно подбирать репертуар, по мере необходимости усложнять и обновлять новыми песнями, хороводами, танцами и т.д.

Музыкальная деятельность

Пение

Пляски, танцы, хороводы

Задачи:

— Учить заканчивать песню, начатую педагогом.

— Развивать умение петь простейшие мотивы, отражая в них характер народной мелодии.

— Учить импровизировать и инсценировать мелодии разного характера на заданный текст с песенным образцом.

— Воспитывать интерес и желание к самостоятельному исполнению предложенной песни.

Задачи:

Учить ритмично двигаться в соответствии с различным характером и динамикой музыки.

— Учить выполнять танцевальные движения, характерные русскому народу: шаг с притопом

— Вызвать желание самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов, действовать самостоятельно, не подражая друг другу.

Календарное планирование кружка «Колосок»

Циклы

Пение

Пляски, танцы, хороводы

Ожидаемый результат

Место проведения

Осень

сентябрь

1.«Подай балалайку», р.н.п.

2.«Во кузнице», р.н.п.

3. Частушки

4. «Веники-помелики», рр.н.п.

1.Танец с платками,

р.н.м. «Сударушка»

2. Танец с ложками,

р.н.м. «Канава»

3. Массовая пляска,

р.н.м. «Барыня-рассыпуха»

Проведение русского народного праздника

Детский сад

октябрь

1.«Посмотрите как у нас в мастерской»,

на р.н.м. «Камаринская»

2.«Давай с тобой, миленький», р.н.п.

3. «Дома ли, кума, воробей?», р.н.п.

4. «Ехали купчики с ярманки», р.н.п.

1.Танец с платками,

р.н.м. «Ой, утушка, луговая»

2. Общая пляска,

р.н.м.«Из-под дуба»

Проведение праздника «Посиделки на Покров»

Детский сад, СДК

ноябрь

1. «Уж я улком шла,» р.н.п.

2.Частушки

3.«Вейся, вейся, капустка»,

р.н.п.

4.«Как у нашей Дуни»,

р.н.п.

1.Хоровод девочек, р.н.м. «Полянка»

2. Общая пляска, р.н.м.

«Я на горку шла»

Проведение праздника к Дню работника сельского хозяйства;

Праздник «Капустница»

СДК

детский сад

Зима

декабрь

1.«Выходили красны девицы», р.н.п.

3. Частушки

1.Танец с фонариками, «Задорный танец» муз. В. Золотарева

2.Танец «Цыганочка», р.н.м.

Концерт для мамы (родительское собрание)

детский сад

январь

1.Рус.нар. припевка «Чуй-чуй»

2.Частушки

3.Колядка «Авсень, авсень!», р.н.м.

4. «Ехал наш батюшка на базар», р.н.п

1.Танец парами, «С гармонистом»

муз.«Самара-городок» 2.Танец «Кадриль»,

«Круговой галоп» венгерская нар. муз.

Святочные гулянья

«Василькв вечер»

Администрация села, школа, библиотека, отделение связи

Февраль

1.Песня мальчиков, муз. «Катюша»

2.Песня девочек, муз. «Хороши весной цветочки»

3. «В темном лесе», р.н.п.

4.»Встреча Масленицы», р.н.м.

1.Танец «Богатыри», Д.Тухманов «Богатырская сила»

2.Хоровод «На, горе, то калина», р.н. м.

3. «Парная пляска», «Каблучки» р.н.м

Мини-концерт «Защитники земли русской»

Семьи ветеранов,

школа

Весна

Март

1. «Солнце улыбается», Е.Тиличеевой

2. «Ой, блины, блины, блиночки», р.н.п.

3. «Прощай, Масленица», р.н.п.

1.Танец «Снежинок»,

муз.А. Жилина

2.Хоровод «Веснянка», укр.нар.муз

Паздник «Сороки»

СДК

Апрель

1. «Ласточка»,Е.Крылатова

2.»Песенка про солнышко», А.Филиппенко

3. Рус.нар. припевка «Горшки»

1. Хоровод с вербными веточками, муз. М. Минкова «Вербочки»

2.Хороводная игра «Высокая гора», р.н.м.

Проводы весны, масленичные гулянья, пасхальный утренник

детский сад

Май

1.Разучивание с детьми попурри песен военных лет

2. «С дедом на парад», муз. В. Пипекина

3. «Пойду ль, выйду ль я», р.н.п.

1.Парная пляска,

р.н.м. «Катюша»

Концерт к Дню Победы

СДК

Лето

Июнь

1. «Где был, Иванушка?», р.н. п.

2. «Во поле береза стояла», р.н.п.

3. «Выйду ль я на реченьку», р.н.п.

1. Хоровод «Со вьюном я хожу», р.н.м.

2. Инсценирование «Ой, вставала я ранешенько», р.н.п.

Праздник «Святая Троица»

Озеро «Танай»

Июль

1. «Пошла млада за водой», р.н.п.

2. «Как пошли наши подружки», р.н.п.

1. Пляска мальчиков «Чеботуха», р.н.м.

2.Хоровод «Ай, да, березка», муз. Т. Попатенко.

Праздник русской песни;

Спортивный праздник «Иван Купало»

Детский сад

Одним из основных факторов эстетического воспитания и развития творческой активности детей старше

Привлекая родителей в работу кружка, заметили необычный интерес взрослых к русской национальноймузыке. Знакомясь с обычаями, традициями и обрядами, они помогают в подготовке и проведении праздников. Одни приносят русские народные инструменты, которые передаются из поколения в поколение и бережно хранятся как семейная реликвия, другие делятся воспоминаниями своих бабушек и прабабушек. Помогают в изготовлении русских народных костюмов, организуют выставки русских народных промыслов и крестьянского быта, участвуют в представлениях и сюрпризных моментах. Вместе с детьми исполняют русские народные песни, заводят хороводы, играют на музыкальных инструментах и т.д., что благотворно сказывается на восприятии детьми русской народной музыки, способствует развитию и познанию русской национальной культуры, оставляя незабываемую память о том или ином событии.

Работая в таком направлении, считаем своим долгом, создавать так называемый фундамент для последующего развития детей. Привлекая их в работу кружка, в частности в инсценирование, заметили, что дети быстро выучивают и запоминают песни, у них быстрее развивается воображение, творческие и актерские способности, координация движений. В небольшой неприметной роли деда, старушки, козлика и т.д., они чувствуют себя уверенно. Так, например, Даша Ш. в средней группе была очень застенчивой, неприметной девочкой, с огромным трудом выполняла самые неприхотливые, второстепенные роли. Но постепенно, систематически работая с ней индивидуально, стали доверять все более сложные элементы, роли. В результате добились того, что уже в подготовительной группе она могла самостоятельно, артистично исполнить главную роль, стала солисткой кружка. А главное, девочка начала проявлять интерес к самостоятельному выступлению, желание выступать перед аудиторией. Не раз выступала на сцене Промышленновского района: концерте, посвященному 65-летию района, участвовала в районном фестивале «Юморина – 2007». А следом, была приглашена на участие в фестивале «Мульти-песенка», где исполнила песню З.Роот «Гармошка – говорушка.

Нельзя не отметить еще одну девочку кружка «Колосок». Алина М., освоив песенное мастерство, представляла Промышленновский район, в 2008 году, на областном конкурсе «Эстрадная песня». Для исполнения была представлена песня народной направленности «Чудо-балалайка», музыка З. Роот. Исполнение Алины вызвало интерес со стороны жюри. Девочка и музыкальный руководитель были отмечены грамотами Управления образования Кемеровской области за исполнение песни в номинации «Сольная песня».

Результаты кружковой работы показали и группа девочек на фестивале по народному творчеству. Зал был восхищен исполнением русской народной песни «Божья Мать». Песня в исполнение группы девочек, под колокольный перезвон звучала вдохновенно, протяжно и торжественно, что вызвало массу эмоций и интерес со стороны зрителей и коллег.

Посещая кружок «Колосок» у детей проявляется все больший интерес к восприятию музыки, на основе которого формируется художественный вкус, единение детей и взрослых. Самое главное, чтобы никто не был пассивным созерцателем. Мы, взрослые, должны дать выход детским стремлениям, способствовать удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении группы, зала и других помещений детского сада. Это способствует социализации ребенка, формирует у него активную позицию и вызывает стремление сохранить традиции и обычаи русского народа.






map