Методические рекомендации Организация проектной деятельности в начальной школе как сред



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

«Организация проектной деятельности в работе с младшими школьниками как средство реализации ФГОС НОО

Под методом проектов понимают технологию организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технологию сопровождения самостоятельной деятельности учащегося.

В основу метода проектов была положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы. Проблема обязательно должна быть взята из реальной жизни, знакомая и значимая для ученика, ее решение должно быть важно для учащегося. Внешний результат можно будет увидеть, осмыслить, применить на практике. Внутренний результат – опыт деятельности – станет бесценным достоянием учащегося, соединяющим знания и умения, компетенции и ценности.

Проекты в младших классах – это трудная задача. Дети еще слишком малы для проектирования. Речь не идёт о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Это будут лишь элементы проектной деятельности в ее классическом понимании. Но для первоклассника это будет его проект. Думаю, на сегодняшний день нельзя уверенно сказать, что технология обучения по методу проектов в начальной школе полностью разработана и апробирована.

Проектная деятельность в начальной школе позволяет не только всесторонне развивать личность ребенка, способствовать его социализации, но и также обеспечить процедуру учета внеучебных достижений обучающихся.

В начальной школе проектная деятельность является альтернативой ведущей в данном возрасте игровой деятельности. Организация проектной деятельности позволяет, таким образом, создать ситуацию, в которой дети учатся делать выбор и нести ответственность.

Этапы работы над проектом: предпроект; этап планирования работы над проектом; аналитический этап; этап обобщения. Проекты могут быть групповые и индивидуальные.

Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Но на всех этапах педагог выступает как помощник. Педагог не передает знания, а направляет деятельность школьника:

— Консультирует: провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т.п.

— Мотивирует: высокий уровень мотивации в деятельности – залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения.

Фасилитирует: учитель не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки действий учащегося, несостоятельность промежуточных результатов, а провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду (например, организация групповой дискуссии, постановка вопросов, ответы на которые ученику заведомо неизвестны, постановка вопросов, ответы на которые прозвучат абсурдно, раскрывая противоречия в решениях и способах деятельности, принятых учащимися, контекстный пересказ ситуаций, помещение в пространство классной комнаты предметов, порождающих определенные ассоциации и т.д.).

— Наблюдает: при использовании метода проектов помимо оценки продукта проектной деятельности необходимо отслеживать такой результат, как психолого-педагогический эффект – формирование личностных качеств, рефлексии, самооценки, умения делать осознанный выбор и осмысливать его последствия.

Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он:

— Выбирает (принимает решения). Выбор должен закрепиться в сознании

ученика как процесс принятия на себя ответственности.

— Выстраивает систему взаимоотношений с людьмиРечь идет не только о

ролевом участии в командной работе. Взаимодействие с учителем-консультантом позволяет освоить еще одну ролевую позицию. Выход за пределы школы в поисках информации или для проверки (реализации) своей идеи заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми (библиотекарь, дворник и т.п.) и сверстниками с новых позиций. В отношении взрослых происходит переход с позиций социальной инфантильности (он – ответственный опекун, я – безответственный потребитель) на позиции сотрудничества (он – профессионал, выполняющий свою работу, принимающий решения; я – человек, делающий конкретное дело и несущий за него ответственность).

— Оценивает. На каждом этапе возникают различные объекты оценки. Учащийся оценивает «чужой» продукт – информацию с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи с позиций их реалистичности и т.п. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности.

В начальной школе предложения по шагам, которые следует выполнить в ходе проекта, могут исходить от учителя. При организации проектной деятельности младших школьников характерна ведущая роль учителя на аналитическом этапе, а некоторые из перечисленных выше действий оказываются пропущены.

Любой проект должен заканчиваться созданием продукта, который обязательно должен планироваться. Младшие школьники описывают продукт, называют его характеристики, которые кажутся им важными для использования продукта по назначению. Младшие школьники способны высказывать оценочное отношение к полученному продукту, приводить аргументы, подтверждающие справедливость их высказывания. При обсуждении с учащимися итогов работы над проектом следует не забывать о том, что ученики начальной школы в основном высказывают свои впечатления и называют трудности, с которыми столкнулись.

Проектная деятельность в начальной школе сегодня особенно актуальна, так как  необходима переориентация обучения. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. Проектная деятельность позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то знакомым и понятным из реальной жизни. Он активно используется педагогами, позволяя им решать ряд важных профессиональных задач – это и повышение интереса к предмету, и развитие учебной мотивации, и углубление знаний по заданной теме. Проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.  

Я как учитель отчётливо понимаю, что настоящее время – это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Сегодня конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда. Одним из ответов системы образования на этот запрос времени является идея компетентностно-ориентированного образования.

Педагогические цели, достижению которых способствует проектная деятельность:

Принятие самостоятельных решений;

Умение ставить задачи и задавать вопросы;

Умение работать в команде;

Поиск нестандартных, оригинальных решений;

Способность привлечь, заинтересовать выбранной темой окружающих;

Раскрытие индивидуального потенциала.

Этапы работы над проектом:

1. Поисковый

— Определение тематического поля и темы проекта.

— Поиск и анализ проблемы.

— Постановка цели проекта.

2. Аналитический

— Анализ имеющейся информации.

— Сбор и изучение информации.

— Поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности.

— Составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ.

— Анализ ресурсов

3. Практический

— Выполнение запланированных технологических операций.

— Текущий контроль качества.

— Внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию.

4. Презентационный

— Подготовка презентационных материалов.

— Презентация проекта.

— Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, продажа, включение в банк проектов, публикация).

5. Контрольный

— Анализ результатов выполнения проекта.

— Оценка качества выполнения проекта.

Перечень возможных форм продуктов: WEB-сайт; видеофильм; выставка; газета, журнал; игра; постановка; праздник; коллекция; мультимедийный продукт; справочник.

Перечень возможных форм презентаций: демонстрация готового продукта; выставка; реклама; спектакль.

Конечно, организовать в начальной школе такой сложный вид работы с учащимися, как выполнение ими проектов, — весьма не простая задача, требующая сил, значительного времени, энтузиазма и т.п. Грамотно организованная проектная деятельность в полной мере позволяет оправдать эти затраты и дать ощутимый педагогический эффект, связанный прежде всего с личностным развитием учащихся.

Предложенная тема проекта «Наш любимый автор» оказалась для учащихся 1 класса очень близкой и актуальной, она оказалась достаточно тесно связана с предметным содержанием, поэтому дети взялись за его выполнение с большим удовольствием. На уроках литературного чтения за первый год обучения в школе вместе с детьми и дома самостоятельно было прочитано много книг. Над созданием проекта работали 4 группы: 1 группа — «юные художники», 2 группа – «редакторы», 3 группа — « поисковая», 4 группа – «юные филологи».

Ребятам первой группы нужно было подготовить красочные рисунки к книге любимого автора, задача второй группы –редактировать подобранный материал о любимом писателе, поисковая группа (№3) старалась найти интересные факты из жизни любимого писателя, группа ребят из 4 группы должны грамотно рассказать во время выставки-защиты полученного проекта по теме.

Сколько удивительного я увидела в сотрудничестве детей, сплочённых общим делом, которое должно быть доведено до полного конца! Для первоклассников наступила новая, наполненная интересными делами школьная жизнь! Каждый участник проекта пытался выразить своё отношение к любимому автору, его книгам. В каждой группе при работе над ребята сталкивались с определёнными трудностями, оформить первый проект было для первоклассников не так уж и легко, но все они работали с большим интересом. При оценке результата группа «юные филологи» привёли все аргументы, подтверждающие справедливость высказанного оценочного отношения.

Образовательный потенциал проектной деятельности заключается в возможности повышения мотивации в получении дополнительных знаний; изучения методов научного познания. Проектная деятельность развивает исследовательские и творческие способности обучающихся. Работа над проектом способствует воспитанию у учащихся общечеловеческих ценностей (диалог, социальное партнёрство, толерантность).

Литература

1. Клименко А.В. Проектная деятельность учащихся. ж.ПИиОбщ., 2009г., №9

2. Мачехина В.Н. Организация проектной деятельности старшеклассников.ж. ПИиОбщ., 2011г., №9

3. Романовская М.Б. Проекты в младших классах. Ж. Завуч начальной школы. 2011г. №7

4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии – М. Народное образование, 2011.

5. Дмитрий Иванов. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. Библиотека «Первого сентября». Выпуск 6(12) М. Чистые пруды. 2011.






map