Методические рекомендации по экологическому воспитанию часть2



Методические рекомендации по экологическому воспитанию (часть2)

Цикл наблюдений

Цикл наблюдений за елью (декабрь).

Наблюдение №1: « Как узнать ель?»

Цель: рассмотреть ель, назвать характерные особенности ее строения, признаки, отличающие ее от других деревьев.

Наблюдение №2: «Какие у ели иголки?»

Цель: провести наблюдение за ветками ели (покрыты иголками вместо листьев, иголки короткие, острые, колются, темно-зеленого цвета, покрыты плотной кожицей, густо и крепко сидят на ветке, торчат в стороны, не опадают, если дотрагиваешься).

Наблюдение №3: «Сравниваем ель с игрушечной елкой».

Цель: уточнить с детьми отличие натуральной ели от игрушки (живая ель растет на участке, кроме ствола, веток, иголок, у нее есть большие корни, с помощью которых дерево получает влагу и питательные вещества из земли и прочно удерживается на одном месте. Игрушечная елочка неживая, сделана из искусственного материала, она не растет, с ней можно играть).

Наблюдение №4: «Сколько лет нашей ели?»

Цель: показать детям, что ежегодно у ели вырастают новые ветви. Сверху ветки молодые, короткие, снизу — старые, длинные; сосчитав снизу вверх ряды ветвей, можно узнать возраст ели. Это дерево растет медленно (маленькая елочка, которой 3—5 лет, намного ниже ребенка такого же возраста), поэтому к молодым деревцам надо относиться бережно, осторожно.

Наблюдение №5: «Кто может обидеть ель, и как мы можем ей помочь?»

Цель: показать детям, что разные обстоятельства и люди могут повредить ели (ветер может сломать ветви, вырвать с корнем из земли; мало снега — корни могут промерзнуть; человек срезает ветви, рубит ствол). Ели можно помочь: прикопать снег к стволу, отряхнуть ветки от снега.

Наблюдение №6: «Наша елочка красивая».

Цель: учить детей видеть красоту дерева в разное время года (стройная, уменьшающаяся вверх крона, заснеженные ветви, отдельные лапы, густо покрытые иголками), наслаждаться ароматом ели.

Цикл наблюдений за птицами (январь).

Наблюдение №1: «Какие птицы прилетают на кормушку?»

Цель: учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам; познакомить с их названиями.

Наблюдение №2. «Ищем птичьи следы».

Цель: установить, что на свежевыпавшем снегу остаются разные следы; птичьи следы похожи на крестики, по ним можно узнать, какие птицы были на участке и что они делали.

Наблюдение №3: «Какие птицы передвигаются по земле?»

Цель: учить замечать особенности передвижения птиц по земле (ворона ходит большими шагами — у нее ноги длиннее, чем у воробья и голубя; воробей скачет на двух ножках; голубь делает частые шаги, оставляя на снегу красивую цепочку «крестиков». Следы могут внезапно обрываться, это означает, что птица взлетела, оставив следы от раскрытых крыльев и хвоста).

Наблюдение №4: «Как птицы летают?»

Цель: обратить внимание на птицу в полете (широко раскрыты крылья, хвост и шея вытянуты, машут крыльями, а могут и планировать — не размахивать крыльями) и в момент приземления.

Наблюдение №5: «Когда птицы бывают заметны?»

Цель: познакомить с маскировочной окраской птиц.

Цикл наблюдений за воздухом (февраль).

Наблюдение №1: «Как обнаружить воздух в помещении».

Цель: показать, что воздух легко обнаружить, если создать его движение. При этом его можно почувствовать кожей как легкий ветерок.

Наблюдение №2: «Воздух есть во всех предметах».

Цель: показать, что воздух есть не только в помещениях, но и во всех предметах и материалах — это можно обнаружить, если опускать предметы в воду.

Наблюдение №3: «Воздух упругий».

Цель: познакомить с тем, что воздухом можно надувать разные предметы, он заполняет их и становится упругим, а бесформенные предметы приобретают форму.

Наблюдение №4: «Дуем — играем».

Цель: показать, что с воздухом можно по-разному играть, если научиться сильно дуть.

Наблюдение №5: «Воздух нужен для жизни».

Цель: дать представление о том, что люди дышат воздухом, вдыхая его легкими, которые находятся в грудной клетке. Без воздуха человек погибает.

Наблюдение №6: «Чем пахнет воздух?»

Цели: учить различать запахи, узнавать запах знакомых предметов, наслаждаться ароматами.

Цикл наблюдений за аквариумными рыбками (март).

Наблюдение №1: «Кто живет в нашем аквариуме?»

Цель: уточнить с детьми, что аквариум — это маленький водоем, в котором живут рыбы разных видов, улитки, растения; рыбки красивые, отличаются друг от друга по окраске, размеру и другим признакам; улиток много — есть большие (взрослые) и маленькие, все они себя хорошо чувствуют.

Наблюдение №2: «Сравним золотых рыбок по внешнему виду».

Цель: уточнить название рыб, особенности внешнего строения, характерные различия, отметить красоту водных обитателей.

Педагог обращает внимание на туловище рыб, их окраску, особенности плавников, глаз. Подводит к обобщению: несмотря на различия, все эти рыбки называются золотыми.

Наблюдение №3: «Какие условия нужны золотым рыбкам для жизни?»

Цель: уточнить представление детей о том, что рыбки живут в аквариуме, где много воды, есть зеленые растения, на дне чистый грунт. Вода чистая, прозрачная, комнатной температуры. Над аквариумом есть лампа, которая его освещает. Такие условия являются хорошими, поэтому все золотые рыбки здоровы, хорошо себя чувствуют. После рассматривания аквариума и обсуждения всех ею особенностей педагог предлагает детям почаще самостоятельно подходить к нему, чтобы вовремя заметить какие-либо изменения, ухудшения условия жизни рыб, уменьшение или помутнение воды, появление грязи на дне, желтизны у растений.

Наблюдение №4: «Что и как едят рыбки?»

Цель: уточнить и расширить представление детей о различных кормах для рыб (сухой, живой, очень маленькие кусочки сырого мяса, сухие крошки хлебных изделий), о том, как рыбы ведут себя во время кормления (заранее подплывают к кормушке, плавают под ней в ожидании корма, хватают ртом крошки с поверхности воды или в ее толще).

В дальнейшем педагог может предложить детям самостоятельно наблюдать за тем, как рыбки едят разные корма, какой из кормов им нравится больше. В разговорах с детьми педагог подчеркивает: «Еда — это важное условие для жизни рыбок. Чтобы рыбки были здоровы, их следует кормить разнообразно».

Наблюдение №5: «Как плавают золотые рыбки?»

Цель: уточнить и расширить представления детей о том, что рыбки хорошо себя чувствуют в воде, легко, без усилий передвигаются в ее толще. Плавать им помогают плавники, которые расположены на спине, брюшке, хвосте. Золотые рыбки плавают медленно — длинные свисающие плавники очень красивы, но они мешают движению. Быстрее плавает простая золотая рыбка, которая имеет вытянутое стройное тело и короткие плавники. С помощью хвоста рыбки поворачиваются в разные стороны.

Наблюдение №б: «Как рыбы дышат?»

Цель: дать детям представление о том, что рыбы дышат воздухом, который есть в воде. В чистой, прозрачной воде воздуха много, в грязной, мутной воде его мало, рыбы задыхаются. Дышат рыбы жабрами, которых не видно — они внутри головы; сверху жабры прикрыты жаберными крышками: рыбка их приподнимает, втягивая воду; воздух остается у рыбка в жабрах, а вода выходит. По рыбке можно узнать, легко ей дышать или трудно: если жаберные крышки приподнимаются сильно и часто, а сама рыбка подплывает к поверхности воды и хватает воздух, значит, вода обеднена кислородом и воздуха не хватает — условия для жизни плохие. Чтобы их улучшить, надо сменить часть воды, долить свежей, насыщенной кислородом, или поставить компрессор — специальный прибор, который прогоняет воздух через воду.

Наблюдение №7: «Как рыбы отдыхают и спят?»

Цель: дать детям представление о том, что рыбы, как и все живые существа, нуждаются в отдыхе. Рыбы отдыхают, замирая на одном месте возле дна, под кустиком травы; спят они с открытыми глазами — у них нет век, но во время сна рыба ничего не видит.

При обсуждении наблюдений, сделанных детьми, педагог предлагает каждому ребенку закрыть и открыть глаза, потрогать веки, всем посмотреть друг на друга, чтобы понять, что рыбы спят совсем иначе.

Цикл наблюдений за мать-и-мачехой (март прель).

Наблюдение №1: «Мать-и-мачеха — первые цветы на участке».

Цель: побуждать детей радоваться первым весенним цветам, закрепить название, особенности строения (стебель покрыт чешуйками, он без листьев, цветок желтый, по форме похож на корзинку).Чтение стихотворения Л. Герасимовой «Мать-и-мачеха».

Наблюдение №2: «Где можно найти мать-и-мачеху?»

Цель: развивать у детей наблюдательность — умение замечать, что в первую очередь цветы появляются на хорошо прогреваемых солнцем местах, где быстро сходит снег. Учить устанавливать причинно-следственные связи: цветы растут, потому что в этих местах условия жизни лучше, чем в других, — больше тепла, влаги, почва оттаявшая.

Педагог может дать детям задание самостоятельно найти места на участке, где еще пока нет цветов, но в скором времени они могут появиться.

Наблюдение №3: «Сколько цветов мать-и-мачехи на нашем участке?»

Цели: отметить с детьми, что цветов стало больше, они кучками растут на всех солнечных местах; связать появление цветов с благоприятными условиями — изобилием света, тепла, влаги в этих местах.

Наблюдение №4: «Какие листья у мать-и-мачехи на нашем участке (почему ее так назвали)?»

Цель: определить с детьми форму, размер, окраску, количество появляющихся листьев мать-и-мачехи; отметить различный характер поверхности верхней и нижней сторон листа растения (нижняя сторона бледно-зеленая, теплая и мягкая на ощупь — «как родная мать», верхняя сторона темно-зеленая, гладкая и холодная на ощупь — «как мачеха»); уточнить интересную последовательность развития растения (сначала появляются только цветы, а листья вырастают позже).

Наблюдение №5: «Как растут листья и как появляются семена у мать-и-мачехи?»

Цель: вызвать у детей интерес к самостоятельным наблюдениям за знакомым растением, учить замечать его изменения; уточнить представления детей о последовательности роста и развития растения (после цветов бывают семена, появляются листья и увеличиваются в размере).

Наблюдение №6: «Обобщение знаний о мать-и-мачехе».

Педагог, собрав детей вокруг хорошо развивающихся растений, предлагает рассмотреть их, отметить изменения, которые произошли с мать-и-мачехой за последнее время. Затем просит ребят высказать предположения, что будет с растениями дальше — в конце апреля, в мае, летом? Спрашивает, что бывает после цветов. Напоминает, что растения живые, они растут, все время изменяются. Интересно узнать, какие у мать-и-мачехи семена. Педагог дает детям задание — самостоятельно наблюдать за первоцветами и сообщить о том, что нового они заметят у растений.

Цикл наблюдений за одуванчиками (май).

Наблюдение №1: «Где растут одуванчики и как их можно узнать?»

Цель: уточнить знания детей о цветке, умение найти его по листьям, форме соцветия.

Наблюдение №2: «Чем одуванчик отличается от мать-и-мачехи?»

Цель: учить детей находить различия растений в особенностях стебля, цветков, листьев.

Педагог предлагает найти места, где по-прежнему растет мать-и-мачеха, и сравнить растения; учить находить различия и сходство.

Наблюдение №З: «Как одуванчики ложатся спать?»

Цель: обратить внимание детей на интересное явление — цветы открыты в полдень и закрыты вечером.

Педагог с детьми рассматривает на прогулке многочисленные одуванчики на газоне, отмечает, как красивы их желтые головки в зеленой траве. Обращает внимание детей на то, что цветы крупные, выпуклые, раскрыты навстречу солнцу. Читает стихотворение И. Полянской «Одуванчики».

Затем педагог дает задание для самостоятельного наблюдения: посмотреть, что будет с цветами одуванчиков к вечеру.

Наблюдение №4: «Как выглядят одуванчики во влажную погоду и во время дождя?»

Цель: развивать у детей наблюдательность, умение замечать изменения в состоянии растений в связи с избытком влаги.

Педагог в соответствующую погоду дает детям задание для самостоятельного наблюдения: посмотреть, как ведут себя одуванчики, как они выглядят, раскрыты ли цветы. Обсуждает с детьми то, что они уяснили.

Чтение рассказа М. Пришвина «Золотой луг» и стихотворения Е. Благининой «Одуванчик».

Цикл наблюдений за божьей коровкой (май).

Наблюдение №1: «Где найти божью коровку?»

Цели: учить детей внимательному отношению к окружающему миру, воспитывать интерес к природным явлениям. Уточнить представления детей о внешних особенностях жучка (маленький, круглый, яркой окраски — красной, желтой, оранжевой, — с темными точками на спине, хорошо заметен, так как спокойно ползает на открытых, хорошо освещаемых местах).

Педагог предлагает детям поискать жучка: описывает его, говорит название и просит ребят внимательно рассмотреть место, где обнаружится божья коровка, обязательно выяснить, если там солнце, ползает ли жучок или сидит. Некоторое время дети ищут жучка самостоятельно, а когда находят, педагог вместе с ними осматривает места, где обнаружены божьи коровки, выслушивает сообщения детей.

В завершение наблюдения педагог спрашивает: «На каких местах — солнечных или теневых — чаще всего можно встретить божью коровку? Почему жучки вылезли на солнце? Почему они чаще сидят на одном месте, чем ползают?» Сообща дети приходят к выводу: божьи коровки почувствовали тепло, вылезли из своих укрытий, чтобы погреться на ярком солнце. Те, что бегают, уже отогрелись и побежали искать корм. Значит, жучка следует искать на освещаемых солнцем местах, особенно на деревянных постройках, так как дерево быстрее прогревается и дольше остается теплым.

Наблюдение №2: «Рассматриваем божью коровку».

Цель: рассмотреть с детьми жучка, выделить и назвать основные части тела, их особенности (маленькое круглое туловище, покрытое сверху двумя жесткими надкрыльями; под ними два мягких прозрачных крыла; на маленькой черной головке усы, глаза; надкрылья красного, оранжевого или желтого цвета с темными крапинками; у божьей коровки шесть ножек, как у всех жуков; ножки короткие, тонкие, но с их помощью она легко и быстро ползает по любой поверхности).

Наблюдение №3: «Как божья коровка передвигается?»

Цель: уточнить представления детей о том, что жучок передвигается двумя способами — летает и ползает, имея для этого специальные части тела — крылья и три пары ножек; передвижение происходит в разной среде — по воздуху и по твердой основе (ветки, ствол дерева и др.) с помощью разных, хорошо приспособленных для этого частей тела.

Педагог просит ребят самим понаблюдать, как ползает жучок и как он летает, что ему в этом помогает. Затем беседует, предлагая ответить на такие вопросы: какие крылышки у божьей коровки? Почему она их прячет под надкрыльями? Почему крылья тонкие, мягкие, а надкрылья жесткие, крепкие? Какие ножки у жучка? сколько их? Быстро ли он ползает? Зачем божьей коровке надо и летать и ползать?

Наблюдение №4: «Чем питается божья коровка?»

Цель: рассказать детям о том, что жучок-хищник поедает очень маленьких букашек — тлей. Тля бывает на многих травянистых растениях, она темного или зеленоватого, желтоватого цвета, ползает по растениям и ест листья и стебли, принося им большой вред. Божья коровка, питаясь тлей, оздоравливает растения.

Педагог может организовать наблюдение различными способами. Например, предлагает детям самим найти такие растения, на которых есть тля и божьи коровки, или помещает часть растения в прозрачный сосуд и пускает в него одного-двух жучков. В разговоре с детьми уточняет, что хищник — это всякое животное (крупное или мелкое), которое питается другими животными.

Наблюдение №5: «Как божья коровка защищается от врагов?»

Цель: показать детям, что жучок обладает специальной жидкостью, которую выпускает всякий раз, когда его пытаются сжать; яркая окраска предостерегает всех вокруг, как бы говоря: «Меня есть нельзя — я невкусный».

Педагог обращает внимание ребят на желтое пятно, которое остается на ладони, когда они сжимают божью коровку. Поясняет, что это такое. Затем предлагает им самим подумать и сказать, почему жука легко найти и почему он яркой окраски.

План экскурсионных занятий

Планирование экскурсий осуществлялось с учетом сезонных изменений и местных условий. Перед нами стояла цель — обеспечить ознакомление детей с наиболее яркими и интересными объектами растительного и животного мира, сезонными явлениями, видами сельскохозяйственного труда, выявить взаимосвязи между компонентами природы.

Объектом изучения стали: лес, луг, водоём, поле, парк.

План экскурсий:

Экскурсия в лес (сентябрь, декабрь, май, июль);

Экскурсия в парк (каждый месяц);

Экскурсия на водоём (сентябрь, декабрь, март, июнь);

Экскурсия на луг (осень — сентябрь, ноябрь; зима – январь; весна – апрель, май, лето – июнь, июль, август);

Экскурсия на поле (сентябрь, февраль, май, август).

Образовательные задачи:

Выявить взаимосвязи между компонентами живой природы.

Выявить, в результате, какой хозяйственной деятельности людей эти связи могут быть разрушены. К каким изменениям в природных комплексах это может привести.

Закрепить и расширить знания детей о растительном и животном мире своей местности, познакомить на примере отдельных видов растений и животных с приспосабливаемостью к условиям внешней среды.

Закрепить умения и навыки вести наблюдения в природе, самостоятельно объяснить явления живой и неживой природы.

Развивающие задачи:

Способствовать развитию наблюдательности, самостоятельности при проведении работ на местности, умений сравнивать и обобщать наблюдаемые явления природы,

Выделять признаки приспособления растений и животных к среде обитания; на конкретных примерах доказать взаимосвязь живой и неживой природы.

Воспитательные задачи:

Способствовать нравственному, эстетическому, трудовому и физическому воспитанию, рассказать о профессиях лесника, егеря, сельскохозяйственных профессиях.

Конспект природоведческой экскурсии в лес

«Лес бесценное богатство. Этажи леса»

Материал:

Книги Ю. Дмитриева «Мы идём в лес», М. Пришвина «Этажи леса», сборник стихов о лесе, коробочки для сбора природного материала.

Предварительная работа:

Занятия: «Этажи леса», «Лесные профессии», «Всё это сделано из дерева»; просмотр видеофильма о лесах России; заучивание стихов; игры: «Как избежать неприятностей в лесу», «Земля – наш дом»; рассматривание репродукций картин Шишкина, Левитана, беседа: «Правила поведения в лесу».

Педагогические задачи:

1.Закрепить у детей знания об этажах леса

2.Учить детей культуре общения с лесом, разумному использованию его даров.

3. Продолжать учить детей отвечать на вопросы полным ответом.

4.Познакомить детей с рассказами о природе Ю.Дмитриева и М.Пришвина; знакомство с новыми стихотворениями о лесе.

5.Развивать познавательную деятельность, внимание, фантазию, слух.

6. Развивать связанную речь.

7. Активизировать словарь детей за счёт слов: суховей, организмы, лесовод, лишайники, атмосфера, поглощают, насыщают, испаряют, выбросы, полноводность, микроскопические.

8.Формировать ответственное и бережное отношение к лесным богатствам, уважение к труду лесоводов, понимание, что лес — национальное богатство народа.

9. Воспитывать у детей эстетическое восприятие природы.

Содержание и методика.

Перед экскурсией:

Воспитатель: Ребята, мы сегодня отправляемся в лес, на экскурсию. Мы с вами много говорили о лесе, об этажах леса. И вот сегодня нам предстоит всё это увидеть и узнать что-то новое. Также, мы с вами будем собирать природный материал для наших будущих поделок, поэтому будьте внимательны и не пропустите что-нибудь интересное. Помните о правилах поведения в лесу!

Дети по карточкам рассказывают: «Чего нельзя в лесу!»

По дороге к лесу:

Воспитатель: Самые ценные леса — те, которые достигли хотя бы тридцати, а лучше ста и больше лет. Подчас не хватает целой жизни, чтобы лесовод увидел свои посевы в зрелом возрасте. Люди этой доброй профессии работают на благо будущих поколений, отдавая своему кропотливому делу всю душу, все силы и знания, и мы должны относиться к их труду с величайшим уважением. Лесные растения насыщают воздух неповторимой свежестью, поглощают различные вредные вещества, попадающие в атмосферу с промышленными выбросами. Они удерживают в земле влагу и препятствуют разрушению почвы, смягчают климат, предотвращают суховеи, испаряя через поверхность листьев большое количество воды, обеспечивают чистоту и полноводность рек, озёр, ручьев. Там, где леса сведены на больших площадях, скуднее урожаи сельскохозяйственных культур.

Лес — это не только деревья и другие растения, но и всё великое сообщество организмов, включающее грибы, лишайники, животных и различные микроскопические существа. Все они влияют друг на друга и в гармоничных условиях облагораживают окружающую среду. Вот послушайте рассказ про одного художника, который рисовал лес. А написал этот рассказ Ю.Дмитриев.

Привал:

Воспитатель читает рассказ на привале перед лесом. Дети отдыхают и слушают.

Что такое лес?

Однажды один художник решил нарисовать лес. «Что такое лес? — рассуждал художник. — Лес — это, конечно, деревья». И стал он рисовать деревья — берёзы и ели, дубы и сосны, липы и пихты, лиственницы и орешник. Очень хороши получились у него деревья. И так похожи, что казалось, вот-вот пробежит ветерок и затрепещут листочки осины, закачаются лапы елей и ветви берёз.

А в углу картины художник нарисовал маленького человечка с большой бородой — старичка-лесовичка. Потому что, какой же это лес без лесовичка? Повесил художник картину на стену, полюбовался ею и уехал куда-то. А когда приехал, увидел на своей картине вместо зелёных ёлочек и кудрявых берёзок одни лишь сухие стволы.

— Что случилось? — удивился художник.- Почему засох мой лес?

-Какой же это лес? — вдруг услышал художник.— Это не лес, а одни лишь деревья. Посмотрел он в угол картины и понял, что это старичок-лесовичок разговаривает с ним.

— Разве может быть лес без кустов, травы, цветов? — продолжал лесовик.

— Не может,— согласился художник и принялся за новую картину.

Он опять нарисовал деревья и они получились- ещё лучше, потому что рядом были такие же красивые кустарники, а на земле — среди зелёной травы — множество ярких цветов.

— Вот теперь хорошо,— похвалил сам себя художник,— вот теперь-то у меня получился настоящий лес. Но прошло немного времени, и деревья опять стали чахнуть.

— Ты забыл нарисовать грибы,— сказал лесовик художнику.

— Да,— согласился художник,— но разве в лесу обязательно должны быть грибы? Я много раз бывал в лесу, а грибы находил не часто.

— Это ничего не значит,— сказал лесовик,— грибы должны быть обязательно. Без них не будет леса. И художник нарисовал в своём лесу грибы. Но лес продолжал чахнуть.

— Это потому, что в твоём лесу нет насекомых,— сказал лесовик.

Художник взял кисти, и на цветах и листьях появились яркие бабочки разноцветные жуки.

— Ну, теперь всё в порядке! — решил художник и, ещё раз полюбовавшись картиной, опять уехал куда-то. А когда снова увидел свою картину, не по- верил глазам: вместо пышного ковра трав и цветов на картине была лишь обнажённая земля. И деревья стояли голые, как зимой. Даже хуже. Зимой ведь ели и сосны остаются зелёными, а тут и они потеряли свои иголки. Художник подошел к картине… и вдруг отшатнулся. Всё — на ней: и земля, и стволы, и ветви деревьев — всё было покрыто несметными полчищами жуков и гусениц. Даже лесовичок совсем отодвинулся на край картины — казалось, вот-вот упадёт,— и вид у него был — грустный-прегрустный.

— Это ты виноват! — закричал художник.— Ты велел нарисовать насекомых. А они съели весь лес!

— Конечно,— сказал старичок-лесовичок,— конечно, съели весь лес. И даже меня чуть не съели.

— Что же делать? — в отчаянии воскликнул художник.— Неужели я никогда не нарисую настоящего леса?

— Никогда,— сказал старичок, — если не нарисуешь птиц. Потому что настоящий лес не может быть без птиц!

Художник не стал спорить, взял кисти, краски. Он нарисовал деревья и кусты, постелил на землю пышный зелёный ковёр из травы и украсил его ярким рисунком из цветов. Под деревьями и в траве он хитро запрятал грибы, на листья и цветы посадил бабочек и жуков, пчёл и стрекоз, а на ветвях деревьев появились весёлые птицы.

Долго работал художник, стараясь ничего не упустить. Но когда он наконец собрался положить кисти, решив, что картина закончена, лесовичок сказал:

— Мне нравится этот лес. И я не хочу, чтобы он погиб…

— Но почему же теперь он может погибнуть? Ведь здесь есть всё!

— Не всё,— сказал лесовик.— Нарисуй жабу и ящерицу.

— Нет! — решительно заявил художник.

— Да! — твёрдо сказал лесовик.

И художник нарисовал жабу и ящерицу. И ещё разных зверей. Он окончил работу, когда было уже совсем темно. Художник хотел зажечь свет, чтобы посмотреть, что же у него получилось, но вдруг услышал какие-то шорохи, фырканье, треск сучьев.

— Вот теперь это настоящий лес,— сказал из темноты лесовичок,— теперь он будет жить. Потому что здесь есть всё: и деревья, и травы, и грибы, и цветы, и животные. Это — лес.

Художник зажёг свет и посмотрел на картину. Но лесовичок куда-то исчез. А может быть, он просто притаился в траве или спрятался в кустах. Может быть, он залез на дерево и его не было видно в густой листве. Да мало ли куда он мог спрятаться в лесу? Ведь прячутся же в нём тысячи и тысячи жителей, и прячутся так, что их совершенно невозможно увидать! Но все они непременно находятся в лесу. И все они вместе — это и есть лес. Воспитатель: Ну, вот мы и отдохнули, пора заходить в лес.

В лесу:

Воспитатель: Кроме того, леса — это источник всевозможного ценного сырья. Что из древесины делают? Кто вспомнит?

Дети: бумагу, искусственные шёлк, шерсть, каучук, фотоплёнку, пластмассы, спирты, уксусную кислоту.

Заранее подготовленные ребята читают стихотворение С. Маршака «Праздник леса»: Что мы сажаем, Сажая леса? Чащу, Где бродят Барсук и лиса. Чащу, Где белка Скрывает бельчат, Чащу, Где пёстрые дятлы Стучат. Что мы сажаем, Сажая леса? Лист, На который Ложится роса, Свежесть лесную, И влагу, и тень, Вот что сажаем В сегодняшний день. Что мы сажаем, Сажая леса? Мачты и реи — Держать паруса, Рубку и палубу, Рёбра и киль — Странствовать По морю В бурю и штиль. Что мы сажаем, Сажая леса? Лёгкие крылья -Летать в небеса. Стол, за которым Ты будешь писать. Ручку, линейку, Пенал и тетрадь.

Воспитатель: В лесах ведут промысел ценных пушных зверей, заготавливают грибы, ягоды, лекарственные растения. Человек, приходя в лес, часто не считается с тем, что животным тоже необходимы и грибы, и ягоды, и лекарственные растения. К сожалению, нередко можно видеть следы варварского отношения к лесу. Важно научиться правильно собирать лесные дары: не рвать неспелыми ягоды и орехи, не выдёргивать ягодные кустики с корнем, не заламывать ветки орешника, не пробовать незнакомые ягоды. Съедобные грибы осторожно раскачивают и выкручивают из земли или аккуратно срезают, не нарушая грибницу. Никогда не топчут и не сбивают грибы, даже если они ядовитые. Иногда люди вредят лесу, разоряя муравейники. От безделья им любопытно смотреть, как муравьи беспокойно и беспомощно бегают вокруг места, где с таким усердием и терпением годами они возводили для себя дом. Знаете ли вы, почему муравейники в лесу разорять нельзя?

Ответы детей.

Воспитатель: Устраивая муравейники в пнях, муравьи истачивают их, превращая со временем сухую древесину и корни в почву. Как и дождевые черви, они обогащают верхние слои органическими веществами, прокладывая ходы, рыхлят её и облегчают доступ воздуха к корням, делают почву более благоприятной для роста растений.

Муравьи также способствуют распространению семян. Лесные муравьи уничтожают вредителей леса. Население одного большого муравейника обеспечивает благополучную жизнь одного гектара леса. За день одна большая муравьиная семья истребляет насекомых в 30—60 раз больше, чем синица. За лето такая семья уничтожает не менее двух миллионов насекомых — вредителей леса. Повреждение муравейника резко снижает активность его обитателей в истреблении вредителей. Все усилия в этом случае направляются на восстановление разрушенного дома. Сегодня я покажу вам муравейник, и вы увидите этих тружеников! Подойдите ко мне, встаньте поудобнее и рассмотрите муравейник и самих муравьишек.

Дети наблюдают за муравьями, задают вопросы. Воспитатель на них отвечает.

Воспитатель: Никогда нельзя шуметь в лесу, шум и музыка сильно пугают животных. Птицы боятся подлетать к своим гнёздам, чтобы накормить птенцов, когда рядом люди. Некоторые животные, однажды напуганные, перестают размножаться. В лесу нужно слушать звуки леса. Давайте послушаем, объявляется минутка тишины. Кто, что услышит?

Дети рассказывают, что они услышали. Воспитатель делится своими впечатлениями.

Воспитатель: Чтобы не скудели богатства и красота природы, надо беречь и ценить их, заботиться о лесе и его обитателях: не кричать, не ломать ветки, не топтать траву, не трогать редкие лесные цветы, не захламлять мусором, не допускать пожаров. Надо стараться ходить по лесу бесшумно, гулять только по тропам. Каждый должен осознавать ответственность перед потомками за судьбу леса. Вот послушайте, какое стихотворение написал Г. Ладонщиков:

Хозяйка белочка в лесу Орехи собирала. Она в лесу том каждый сук И каждый кустик знала. Однажды в лес противный тип Пришёл с большой котомкой. Небрежно сбил ногою гриб И выругался громко. Стал гнуть орешину — сломал, Потом залез на ветки И все орехи обобрал, Не думая о белке. Отбросив куст, он, как медведь, Пошёл себе довольный, А бедной белке И смотреть на это было больно.

Воспитатель: А теперь, давайте с вами вспомним этажи леса. Сколько этажей вы знаете?

Дети: Пять.

Воспитатель: Верхний этаж – самые высокие деревья. Какие?

Дети: Сосны, дубы.

Воспитатель: Правильно! Вот я их вам сейчас покажу. А может, кто-нибудь из вас уже видит эти деревья, знает, как они выглядят и нам покажут?

Некоторые дети показывают сосну и дуб. Воспитатель хвалит их.

Воспитатель: С пятым этажом разобрались. А следующий этаж – деревья поменьше. Какие деревья четвёртого этажа вы знаете?

Дети называют: берёза, осина, липа, ольха и т. д.

Воспитатель: Покажите мне эти деревья.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст




map