Методические рекомендации по использованию графических символов при обучении детей упот



МАДОУ центр развития ребенка – детский сад № 83

Методические рекомендации

по использованию графических символов при обучении детей употреблению предложно-падежных конструкций

Составитель: учитель-логопед Трифонова Ж.Н.

Хабаровск

2013г.

В данных методических рекомендациях рассматриваются вопросы формирования грамматической составляющей речевой системы, в частности, построение детьми предложно-падежных конструкций. Как эффективное средство усвоения данной лексико-грамматической категории предлагается использовать графические символы.

Данные методические рекомендации основаны на личном положительном опыте автора. Материалы разработки адресованы учителям-логопедам и другим специалистам коррекционно-развивающего обучения. Представленный материал раскрывает логику коррекционной работы в этой области и поможет специалистам выстроить работу по обучению детей употреблению простых и сложных предлогов.

Методические рекомендации могут быть использованы как в коррекционных группах для детей с общим недоразвитием речи, так и в условиях логопедического пункта. На логопедическом пункте данная работа проводится на подгрупповых лексико-грамматических занятиях, а при невозможности их организации, как часть индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения.

Составитель: учитель-логопед 2 квалификационной категории Трифонова Жанна Николаевна

МАДОУ центр развития ребенка – детский сад № 83, г, Хабаровск

Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе. Разнообразные нарушения устной речи, затрудняющие овладение правильным чтением и грамотным письмом, – одна из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов.

Согласно статистике, количество речевых нарушений в последние годы имеет тенденцию к увеличению. Также увеличивается количество детей, имеющих такое нарушение, как общее недоразвитие речи.

Общим недоразвитием речи принято считать такую форму речевого нарушения, при которой у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы: произношение и восприятие звуков речи, слоговая структура слова, лексика и грамматика.

В данных методических рекомендациях рассматриваются вопросы формирования грамматической составляющей речевой системы, в частности, построение детьми предложно-падежных конструкций. Как эффективное средство усвоения данной лексико-грамматической категории предлагается использовать графические символы.

Для детей с ОНР характерны низкий уровень развития основных свойств памяти и внимания, низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. Наличие вторичных отклонений в ведущих психических процессах (восприятии, внимании, памяти и др.) создает дополнительные затруднения в восприятии учебного материала. Использование графических символов при изучении и отработке предложно-падежных конструкций позволяет задействовать дополнительные анализаторы, что дает положительные результаты.

Опора на графические символы предлогов активно используется в методике Т.А.Ткаченко «Учим говорить правильно». Т.А.Ткаченко придерживается лексико-грамматического подхода в коррекционной работе. При лексико-грамматическом подходе на занятии планируется одна грамматическая категория, которая формируется на базе нескольких лексических тем. Это позволяет целиком сосредоточить внимание детей на изучаемой грамматической форме. Т.А.Ткаченко использует несколько видов графических символов: схемы предлогов пространственного значения, схемы анализа предложений, схемы приставок пространственного значения в глаголах движения, схемы образования приставочных глаголов, опорные сигналы, схемы для составления рассказов и др.

О.С. Яцель предлагает двухгодичную систему занятий по обучению детей употреблению предлогов, где также опирается на зрительный образ предлогов. В данной разработке большое внимание уделено не только уточнению значения предлогов, умению правильно употреблять предложно-падежные конструкции, но и дифференциации предлогов.

А.В.Лагутина предлагает использовать графические символы при коррекционной работе с детьми 4 лет, имеющими ОНР I-II уровня, в условиях специального детского сада. Графические символы используются при составлении фразы в виде линейной «записи». Используются символы не только предлогов, но и, частично, остальных членов предложения.

Автор данной разработки опирается в основном на методику Т.А.Ткаченко, внеся в нее собственные коррективы и адаптировав к условиям работы на логопедическом пункте.

Современное образовательное учреждение должно быть готово к работе с каждым ребенком, какой бы особенностью восприятия мира он ни был наделен от природы. Модернизация образования, повышение его качества и эффективности требуют обеспечения каждого ребенка необходимым именно ему психолого-педагогическим сопровождением, направленным на создание психолого-педагогических условий для решения задач развития (образования) воспитанников с разными индивидуальными особенностями и образовательными возможностями.

Специфика работы на логопедическом пункте такова, что на занятия приходят дети с разных групп общеразвивающей направленности. Среди детей, посещающих логопункт, есть и дети, имеющие ОНР III уровня, не попавшие в специализированную группу, и которым логопед не вправе отказать в коррекционной помощи. В расписании детского сада нет специально выделенного времени на логопедические занятия, занятия логопункта проводятся вместо групповых, что не всегда дает возможность организовать детей на подгрупповое лексико-грамматическое занятие. И даже при положительном решении данного вопроса, невозможно обеспечить то количество логопедических занятий, которое требует программа для специализированных логопедических групп. В таком случае, обучение детей употреблению предлогов проводится как часть индивидуального занятия.

Данные методические рекомендации основаны на личном положительном опыте автора. Материалы разработки адресованы учителям-логопедам и другим специалистам коррекционно-развивающего обучения.

Методические рекомендации окажут практическую помощь в организации и проведении занятий по обучению детей употреблению простых и сложных предлогов.

Вашему вниманию предлагается тематический план изучения предлогов детьми подготовительной группы, примеры конспектов занятий, картотека домашних заданий.

Данные материалы могут послужить педагогам отправной точкой для выстраивания собственной системы работы по формированию у детей с ОНР умения употреблять предложно-падежные конструкции.

Тематический план

Дата

Тема

Октябрь 1 неделя

Фрукты

Предлоги в, на, под.

2 неделя

Грибы и ягоды

Предлоги в, на, под.

Декабрь 1 неделя

Одежда, обувь, головные уборы

Предлоги к, от.

Февраль 4 неделя

Мебель

Предлог с (со).

Март 1 неделя

Семья

Предлог из-под.

3 неделя

Профессии

Предлоги в, из.

4 неделя

Весна

Предлог из-под.

Апрель 2 неделя

Сад-огород, труд людей весной

Предлог из-за.

4 неделя

Насекомые

Предлог из-за.

Май 2 неделя

Лето

Предлог над.

Примерные планы занятий

Октябрь. 1 неделя. Фрукты.

Тема: Предлоги В, НА, ПОД (первое занятие по теме).

Цели: Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами В, НА, ПОД. Учить детей выделять эти предлоги в тексте и составлять предложение с заданным предлогом по картинке, схеме и наглядной ситуации.

Ход занятия.

Организационный момент. Логопед читает загадку и напоминает, что сесть за стол сможет только тот, кто найдет маленькие слова (предлоги) в стихотворении:

Круглое, румяное, на дереве висело.

Под дерево упало –

Мне в корзинку попало.

Он на дереве растет,

И под солнцем зреет.

Много долек в нем, друзья,

Для меня и для тебя.

Дети отгадывают загадку, называют маленькие слова НА, ПОД, В и садятся на места.

1. Когда мы так говорим?

Логопед выставляет на доску схемы предлогов В, НА, ПОД и уточняет – когда мы говорим эти маленькие слова: В – когда предмет находится внутри, НА – когда предмет находится сверху, ПОД – если предмет внизу. Затем логопед объясняет, что теперь дети повзрослели, скоро пойдут в школу и пора называть маленькие слова боле точно – предлоги.

2. Найди предлог.

Логопед на столе производит с игрушками разные манипуляции, перекладывает их В, НА и ПОД разные предметы: вишню в чашку, яблоко в корзинку, апельсин на блюдце, грушу под салфетку и т.п. (используется муляжи фруктов и кукольная посуда).

Затем он просит детей посмотреть на схемы и составить с каждым предлогом предложение по наглядной ситуации.

3. Анализ рассказа.

Логопед прикрепляет на доску картинки и одновременно рассказывает:

На большой поляне летом гуляли собака Джерри и петух Гоша. Вышла к ним Машенька, стала играть с Джерри. Вдруг набежала туча, закрыла солнце. Машенька спряталась под зонтик. Собака убежала в будку. А петух Гоша взлетел на забор и закричал: «Я удалец! Я молодец! Я ничего не боюсь!»

Закончив рассказ, логопед просит найти в тексте с предлогами НА, ПОД, В. Детально анализируются предложения со словами: вдруг, набежала, взлетел, вышла, т.к. начальные звуки или слоги в этих словах дети путают с аналогичными предлогами.

4. Подставь картинку.

На доске выставлены схемы различных предлогов. На столе у логопеда разложено 5-6 сюжетных картинок, при составлении предложений по которым необходимо использовать предлоги В, НА или ПОД, например: Фрукты лежат на блюде. Арбуз лежит на столе. В корзине лежат яблоки. Под окном растет куст смородины. и т.п.

Задание: выйти к доске, взять любую картинку и составить по ней предложение, затем найти предлог во фразе и подставить картинку к соответствующей схеме. (В усвоении материала этого упражнения следует ориентироваться на детей слабой подгруппы).

5. Динамическая пауза. В саду.

Дети встают около своих стульчиков, вместе с логопедом выполняют движения, слушая стихотворение:

Мы сегодня в сад пошли. Ходьба на месте

В саду яблоню нашли.

На носочки встали, Приподняться на носочки

Яблочко достали. Руки вверх

Под кустик присели, Присесть

Яблочко съели. Имитация еды

При повторном выполнении упражнения, дети повторяют текст за логопедом, а по окончании динамической паузы отыскивают (произносят акцентировано) предлоги В, НА, ПОД.

6. Работа с индивидуальным наглядным материалом. Составь предложение, назови предлог.

У детей на столах индивидуальные сюжетные картинки, по которым они должны составить предложение и назвать один из предлогов: В, НА или ПОД.

7. Итог занятия. Обращение внимания на символы предлогов, припоминание их значения.

Март. 1 неделя. Семья.

Тема: Предлог ИЗ-ПОД.

Цели: Учить детей выделять в предложении и правильно употреблять предлог ИЗ-ПОД. Познакомить детей с пространственным значением и схемой предлога ИЗ-ПОД. Учить составлять предложения и схемы к ним с данным предлогом.

Ход занятия.

Организационный момент. Логопед предлагает детям вспомнить предлоги движения (К, ИЗ, ОТ, С (СО)), назвать их, а затем составить с ними по одному предложению. Дети, правильно составившие предложение и назвавшие предлог движения, садятся на места.

1. Воскресное чаепитие.

• Логопед рассказывает историю, иллюстрируя ее действиями с предметами: Однажды воскресным днем, когда вся семья была в сборе, мама испекла вкусный пирог и пригласила всех на чаепитие. Дедушка, бабушка, папа и дети вошли в комнату и увидели большой стол, под столом стояли табуреты, как раз столько, чтобы хватило всем членам семьи. На столе стояли самовар и чашки, под каждой чашкой было блюдце, а под блюдцем – салфетка. Сын Миша выдвинул табуреты из-под стола. Бабушка достала салфетку из-под блюдца и положила ее на колени. Дочка Света достала блюдца из-под чашек, чтобы на них можно было положить пирог. Дедушка приподнял крышку самовара, из-под нее вырвался пар.

• Логопед спрашивает: Где стояли табуреты? (Под столом). Какой предлог вы услышали? (Под) (Демонстрация схемы предлога ПОД).

Откуда Сын Миша достал табуреты? (Из-под стола). Какой предлог вы услышали? (Из-под).

• Логопед объясняет пространственное значение предлога ИЗ-ПОД: когда предмет находится ПОД чем-нибудь и движется оттуда, появляется предлог ИЗ-ПОД.

Демонстрируется схема предлога и уточняется значение стрелки.

• Логопед предлагает вернуться на чаепитие и ответить на вопросы, используя предлог ИЗ-ПОД:

Откуда бабушка достала салфетку?

Откуда дочка Света достала блюдца?

Откуда вырывался пар?

2. Поручения.

Логопед дает кому-либо из детей поручения (на ухо), а остальные дети составляют предложения с предлогом ИЗ-ПОД (Дима достал веник из-под стола. Дима достал мяч из-под скамейки. И т.д.)

3. Генеральная уборка.

Логопед говорит, что дружная семья не только вместе отдыхает, но и трудится сообща. Педагог предлагает детям представить, как проходит уборка квартиры. (Логопед надевает приготовленный заранее фартук, берет в руки веник). Логопед задает вопрос: Из-под чего мама (папа, дети) выметает пыль? (Мама выметает пыль из-под шкафа, из-под кровати, из-под батареи, из-под вешалки и пр.) При составлении предложений дети обязательно выделяют голосом предлог ИЗ-ПОД.

4. Котенок Тишка.

• Логопед показывает детям изображение забавного котенка Тишки и рассказывает, что котенок этот – большой шалун. Все лето Тишка жил на даче и залезал всюду в доме, на участке, даже убегал в лес.

• Детям предлагается представить и, используя предлог ИЗ-ПОД, сказать: Откуда вылезал котенок Тишка? (Схема предлога выставлена на доску). При затруднении логопед называет предметы мебели и обстановки, растения и хозяйственные постройки. Дети, составляя предложения, утрированно произносят предлог ИЗ-ПОД.

• Дети составляют 5-7 предложений, 2-3 из которых (желательно с определениями) изображаются в виде схем.

5. Динамическая пауза. Проказник.

Логопед читает стихотворение, дети выполняют движения:

Тишка маму напугал, Сидят на корточках

Очень часто вылезал за спинками стульчиков

Из-под кресла на полу, Выглядывают из-за стульчика вправо

Из-под вешалки в углу, Выглядывают из-за стульчика влево

Из-под маленькой кроватки… Встают из-за стульчика

С кем же он играет в прятки? Удивленно разводят руки в стороны

Выполнив с детьми упражнение 2 раза, логопед спрашивает: Откуда вылезал и мог вылезти еще шалун Тишка?

6. Работа с индивидуальным наглядным материалом. Составь предложение, назови предлог.

У каждого из детей на столах сюжетные картинки, на них изображены животные, люди, находящиеся под разными предметами.

Логопед напоминает, что ИЗ-ПОД – предлог движения. Детям необходимо додумать или несколько изменить ситуацию, изображенную на картинке, чтобы употребить предлог ИЗ-ПОД.

7. Итог занятия. Обращение внимания на графический символ предлога, припоминание его значения.

Картотека домашних заданий

Предлог ИЗ-ЗА

Придумать и записать 5-6 предложений про насекомых с предлогом ИЗ-ЗА.

Уточнять, какой предлог использовал ребенок.

Предлог ИЗ-ПОД

«Откуда я достаю игрушки». Составить 6-8 предложений с предлогом ИЗ-ПОД. Уточнять, какой предлог использовал ребенок.

Я достал робота из-под шкафа.

Я достал мячик из-под кровати.

Предлог ИЗ-ПОД

Составить предложения с предлогом ИЗ-ПОД по двум картинкам.

Начертить схемы предложений.

Предлог С (СО)

«Исправь Незнайкины ошибки». Взрослый произносит предложение, ребенок его исправляет. Взрослый спрашивает, какой предлог появился в предложении.

Я взял книгу от полки. – Я взял книгу с полки.

Ваза упала стола.

Кот спрыгнул из стула.

Дедушка взял книгу от этажерки.

Расческа упала тумбочки. И т.д.

Предлоги В , ИЗ

Составить предложения по двум словам с предлогами

и . Например: щенок-шкаф – Щенок залез в шкаф. Щенок вылез из шкафа.

Белка-дупло; конфета-карман; вода-банка

Начертить схемы предложений.

Предлоги К , ОТ

Взрослый произносит предложение, ребенок чертит его схему и называет предлог:

1. Мама приколола брошку к шляпе.

2. Подошва оторвалась от ботинка.

3. Бабушка пришила помпон к шапке.

4. Пуговица оторвалась от платья.

5. Сапожник прибил каблук к сапогу.

6. Швея пришила воротник к футболке.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Лагутина А.В. логопедическая работа с детьми четырех лет, имеющими ОНР I-II уровня, в условиях специального детского сада.// Выявление и преодоление речевых нарушений в дошкольном возрасте: Методическое пособие / Сост.И.Ю.Кондратенко. – М.: Айрис-пресс, 2005

Ткаченко Т.А. Учимся говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002

Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004

Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000

Яцель О.С. Учимся употреблять предлоги в речи: конспекты занятий по обучению детей с ОНР в старшей и подготовительной группах. – М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007




map