Методические рекомендации по обучению грамоте Из опыта работы воспитателя



МАДОУ детский сад комбинированного вида «Колосок»

Сковородникова Светлана Серафимовна

«Игра как средство обучения грамоте старших дошкольников»

Формирование у детей старшего дошкольного возраста грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи – одна из важнейших задач в системе обучения ребёнка развитию речи в дошкольном учреждении.

Грамота — довольно сложный предмет для дошкольников. Пяти — шестилетнему ребёнку очень сложно усвоить абстрактные, не встречающиеся в его практическом мире, понятия. На помощь приходит игра. В игре часто очень сложное становится понятным и доступным. Игра не возникает сама по себе, педагог должен открыть для ребёнка мир игры, заинтересовать его. И только тогда, ребёнок будет подчиняться определённым правилам, у него появится желание много узнать и добиться результата.

Подготовка к обучению грамоте начинается в старшей группе детского сада. В своей работе я использую методическое пособие Ольги Михайловны Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте». Основное содержание работы по подготовке детей к обучению грамоте осуществляется во время непосредственно – образовательной деятельности как форме организованного обучения один раз в неделю, а закрепление материала — во время организованной – образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов.

Данная тема всегда была для меня интересной. У меня накопился практический материал, которым хочу поделиться.

Для успешного развития детей мною в группе создана речевая зона. Она представлена театральным, книжным уголками и уголком школьника.

В этой зоне дети могут посмотреть любимые книги и иллюстрации к художественным произведениям, рассказать и показать любимую сказку при помощи различных видов театра, масок, шапочек, ростовых кукол. Использую магнитную доску, на которой дети могут самостоятельно составить рассказ по серии сюжетных картинок, определять место звука в слове, составлять схемы предложений и т.д. В речевом уголке детям предложены следующие игры: познавательные игры – лото «Чтение», «Собери пословицы»; развивающие игры «Расшифруй слова», «Почитайка», «Делим сова на слоги», «Азбука», «Ребусы»; книга – игра «Весёлые буквы и слова»; обучающая игра «Найди букву» (орфографическое лото); настольно – печатные игры — домино «Читаем по слогам», обучающая игра «Почитаем – посчитаем», развивающая игра «Десять гласных подружек».

Особенно детям нравится игра «Поезд». Цель: Развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов. По количеству слогов дети находят вагончик для предметной картинки и кладут карточку в соответствующий кармашек.

Также речевая зона представлена картотеками:

— картотека пальчиковой гимнастики;

— картотека физкультминуток;

— картотека фонематических потешек

данная работа направлена на развитие речи детей.

Осуществляя подготовку детей к обучению грамоте, в своей работе использую следующие игры:

Подскажи словечко. Взрослый читает стихи, в которых умышленно не договаривается одно слово.

Пошел котик на Торжок,

Купил котик … (пирожок).

Задание может быть более занимательным для ребенка, если читать рифмовки будет не взрослый, а веселый Петрушка или любимая игрушка.

Например, Петрушка читает стихи, в которых недостает последних слов, а дети подсказывают нужное ему слово.

Где обедал воробей?

В зоопарке у… (зверей).

У себя в саду Андрейка

Поливал цветы из… (лейки).

В игровой форме составляем предложения по схемам с опорой на картинку.

Использую в своей работе занимательные карточки:

Собираем слова из двух слогов. Правильно выбрав по 2 карточки, можно составить картинки со словами, разделенными на 2 слога.

Собираем слова из трёх слогов. Правильно выбрав по 3 карточки, можно составить картинки со словами, разделенными на 3 слога.

Читаем сочетания слов. Ребёнку из пяти карточек необходимо выбрать две. Составить из них картинку и прочитать сочетание слов. Обратить его внимание на запись слов, попробовать вместе с ребёнком дополнить сочетание слов до предложения.

Читаем предложения. Ребёнку из шести карточек необходимо выбрать три, составить из них картинку и прочитать предложение. Обратить его внимание на оформление предложения (заглавную букву вначале и точку в конце предложения).

При закреплении звукобуквенного анализа слова предлагаю такие игры как: «Прочитай по первым буквам», «Выдели звук». «Звуковые линейки» — цветные карточки с изображением предметных картинок поделенных на три части, помогут ребёнку определить местоположение звука в слове.

При знакомстве детей с буквами использую «Азбуку в картинках и стихах». Как вы могли заметить, картинка Азбуки содержит задание — найди букву, что поможет запомнить графический образ буквы.

Играть со словами, разгадывать ребусы, загадки, гораздо интереснее, чем просто читать слоги и предложения.

В ходе игры «Читаем и составляем слова» дети смогут потренироваться в составлении и чтении различных слов. Кроме того, игра поможет детям ассоциировать слова с предметами, а также развить внимание, зрительное восприятие, речь. Мною собрана картотека загадок на каждую букву.

Для выполнения графических упражнений в уголке имеются карточки содержащие различные игровые упражнения. Такие как: карточки с заданиями «Найди и обведи букву», «Найди каждой букве пару, «Соедини большие буквы с маленькими», «Допиши букву», «Преврати букву в …»;

папка для дошкольника «АБВГДЕ-йка» в которой находится материал для закрепления знаний о буквах на отдельных листах. Этот рабочий материал может быть использован как для индивидуальных, так и фронтальных занятий.

Для индивидуальных занятий с детьми использую пособие Олеси Жуковой «Простые и увлекательные упражнения по обучению чтению. 15 минут в день».

Игры и игровые задания я использую не только в непосредственно — образовательной деятельности, но и в других видах детской деятельности и режимных моментах. Также использую как приём на прогулках. Например, дети любят игру «Поймай мяч». Цель её — развитие умений определять наличие звука в слове. Дети садятся в ряд, и ведущий каждому по очереди бросает мяч, называя при этом слово. Ребёнок ловит мяч только в том случае, если в слове есть данный звук. Или, «Ходим, ходим по базару», дети встают в круг и идут друг за другом по кругу, произнося слова: « Ходим, ходим по базару. Ищем всякого товара». Воспитатель спрашивает: «Что будем покупать?» Ребенок должен назвать одно обобщающее понятие, например: овощи. Как только произнесли слова, самый сообразительный и ловкий из детей встает в круг и называет любой овощ, произнося по слогам и прохлопывая. Например: мор – ковь. Затем название этого овоща проговариваем и прохлопываем все вместе, называя количество слогов. Или «Букварь». На полу или земле чертят две линии на некотором расстоянии друг от друга. Дети выстраиваются на одной из них. Водящий – Букварь. Он встаёт между линиями посередине и отворачивается от играющих.

Дети (хором).

Эй. Букварь, эй, Букварь!

Звук скорее называй!

Букварь называет звук, после чего поворачивается к детям. Дети ищут у себя или на себе любой объект. Название, которого начинается на заданный звук. Нашедшие показывают его водящему и проходят мимо него. Остальные по команде пробегают мимо водящего, так чтобы он не успел их осалить. Осаленные пропускают одну игру, водящий меняется.

В настоящее время уже невозможно себе представить развитие современного общества и производства без информационно-коммуникационных технологий. В своей работе с дошкольниками по обучению грамоте, как составляющую часть занятия, использую компьютерные игры серии «Маленький Гений. Учится читать».

Содержание этой продукции очень разнообразно, вызывает положительный отклик у моих воспитанников, раскрывает передо мной огромный выбор тренировочных упражнений в форме игры, которые позволяют закрепить у детей навыки словообразования, грамматически правильной, связной речи.

Система мультимедийных презентаций — одна из составляющих использования ИКТ на занятиях. Мультимедийная форма выражения учебной информации наиболее актуальна на сегодняшний день в связи с компьютеризацией процесса обучения. Мною оставлены и находят применение презентации с использованием элементов игры. Например: «Звук и буква А», «Буква заблудилась», «Узнай звук», «Волшебные цепочки» и др.

Из предложенных иллюстраций, которые появляются на экране, дети должны выбрать ту иллюстрацию, которая соответствует правильному ответу. Если ребенок находит правильный ответ, то данная картинка или вращается или раздается звук аплодисментов, который можно наложить на презентацию. Такие дидактические задания с использованием элементов анимации дают возможность закрепить содержание тематической презентации, развивают логическое мышление, речь, воспитывают такие важные для дошкольника качества, как умение выслушать ответы товарищей, формируют готовность к обучению в школе.

Программа «Готовимся к школе с Зайкой Всезнайкой!» используется мной на занятиях по обучению грамоте ситуативно в зависимости от поставленных задач, потому, что она не предполагает конкретного задания, она включает целую серию решения познавательных задач и практических упражнений. Кроме компьютерного диска с заданиями в продукции содержатся наглядные пособия-карточки с яркими картинками, песенками, которые помогают ребенку быстрее закрепить изученный материал.

«Зайка–Всезнайка» прививает ребенку навыки самостоятельных ответов, способствует развитию фонематического слуха, устной речи, пополняет словарный запас.

Кроме того в своей работе использую программно-методический комплекс (ПМК) по «Развитию речи». Он включает в себя диск с программой и методическое пособие для образовательного учреждения. По подготовке к обучению грамоте использую два раздела ПМК:

речевые звуки (развитие навыков распознавания и правильного

произношения звуков русского языка);

развитие связной речи (обучение построению предложений от

словосочетания до текста);

Работа с программой предполагает многообразные формы деятельности детей: речевая, познавательная, практическая. Это дает возможность сделать вариативной речевую деятельность детей посредством использования разных типов занятий, как непосредственно по развитию речи (фонетической, связной речи др.), так и по развитию познавательно — исследовательской и практической деятельности.

Мультимедийные презентации нашли своё применение и при проведении динамических пауз: физкультминутки, пальчиковая гимнастика. Например, при изучении согласного звука [з], [з,], буква «З». Предлагаю пальчиковую гимнастику «Зайки».

Таким образом, применение игр как одного из наиболее продуктивных средств обучения позволяет учить детей весело, радостно и без принуждения. Игра помогает организовать деятельность ребёнка, обогащает его новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное, стимулирует речь. Игру можно применять в различных вариантах, обновляя речевой материал и включая в неё дидактический материал для формирования основ грамоты разноуровневого характера.




map