Методические рекомендации по организации детского экспериментирования во время прогулок



Организация детского экспериментирования во время прогулок.

Во время активного таяния снега с детьми были поведены следующие опыты и наблюдения.

В каком направлении течёт вода.

— Обратите внимание на ручейки, вытекающие из –под сугробов. Откуда они взялись?

— Верно, солнышко теперь поднимется высоко, греет сильнее, день длится дольше и снег начал быстро таять.

— Ребята, ручейков очень много, все они появляются в разных местах, но почему –то все они направляются в одном и том де направлении сторону. Почему?

— Верно. Ручейки стекают вниз с возвышенности. Так как на нашем участке наклон поверхности земли идёт в сторону асфальта, то и ручейки текут все в ту же сторону.

— А почему вода течёт, а не стоит на месте на наклонной поверхности? Конечно, она жидкая, а любая жидкость течёт, если существует наклон.

— Ребята, а где все ручейки встречаются? Верно в луже, они все стекают в большую лужу на асфальте. А почему в луже вода стоит на месте?

— Вы правы. Асфальт – это ровная поверхность, там нет наклона, поэтому вода остановилась и разлилась по всей поверхности. Почему вода не может течь дальше асфальта? (мешают бордюры) Да, бордюры препятствуют воде, не дают растекаться, лужа становится глубже, так как вода скапливается.

— Вода всегда будет стоять в этом месте? Давайте проведём небольшой опыт.

Дети выстраивают на пути ручейка запруду из снега. А на пули другого ручейка кладут камень. Наблюдают, что происходит с водой. В первом ручье запруда наполнилась, вода остановилась на какое то время, затем полилась через край запруди и ручей снова стал течь в том же направлении. Во втором ручье вода сразу же изменила направление, обтекла камень со стороны, ручей продолжал течь вниз. Дети делают выводы: вода никогда не будет течь в гору, при возникновении препятствий на пути, вода их преодолевает разными способами (переливается через край, обтекает препятствие, размывает преграды, находит отверстия и щели).

— Что же произойдёт с лужей? ( вода в ней перельётся через бордюр, вытечет в щелки, или высохнет (испарится)).

2. Наблюдение за таянием снега.

Дети совершают экскурсию по территории детского сада. Во время экскурсии воспитатель обращает внимание детей на то, что снег в разных местах тает с разной скоростью. Где –то снега ещё много, а где-то уже совсем растаял. С чем это связано? Дети делают вывод, о том, что снега больше в тени, а меньше всего на открытых для солнца местах. Необходимо заострить внимание детей на том, что под воздействием тёплых лучиков солнца вода перешла из твёрдого состояния (снег, лёд) в жидкое.

Какой снег растаял быстрее?

На прогулке, воспитатель обращает внимание детей на дворника, который рыхлит снег. Детям задаётся вопрос: «Для чего надо рыхлить снег?» Высказываются предположения. Дети приходят к выводу, что снег рыхлят для того, чтобы он быстрее растаял. Воспитатель предлагает детям провести небольшой опыт. Выбирают участок снега и аккуратно, чтобы не взрыхлить снег, помещают в него маленький шарик. В другом месте рыхлят снег и помещают в снег шарик на такую же глубину, как и в первом случае. Участки должны находится рядом(в одинаковых условиях). На следующий день дети проверяют, какой шарик оттаял быстрее: в рыхлом снегу или в спрессованном снегу с настом. Делают вывод о том, что рыхлый снег тает быстрее, чем плотный. Воспитатель интересуется, с чем это связано. Высказываются предположения. Вместе приходят к выводу: корочка (наст) на спрессованном снегу не позволяет прогретому солнцем воздуху проникать вглубь сугроба, поэтому снег тает медленно. А в рыхлом снегу находится тёплый воздух, он ускоряет процесс таяния снега.

После эксперимента дети рыхлят снег на своём участке для прогулок, чтобы игровая площадка быстрее оттаяла.






map