Методические рекомендации по организации обучения детей с ЗПР



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение,

средняя общеобразовательная школа №6 п. Козыревск..

«Методические рекомендации по организации обучения детей с «ЗПР»».

Подготовила

Шадрина А.А.

учитель начальных классов

2014 г.

Оглавление

Нормативные документы 2

Исследования и классификация ЗПР 3

Психологические особенности детей с ЗПР 6

Принципы коррекционно-развивающего обучения 9

Обзор программно-методических материалов

обучения и воспитания детей ЗПР 10

Рекомендации к организации работы 12

Основные направления коррекционно-развивающей

работы с детьми в условиях интегрированного обучения 14

Литература 19

Нормативные документы.

На современном этапе действующее законодательство позволяет организовать обучение и воспитание детей с задержкой психического развития в дошкольных и школьных образовательных учреждениях. Содержание образования определяется образовательной программой 7 вида, разрабатываемой с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников.

Нормативные документы:

Закон РФ «Об образовании» №273 от 29.12.2012 г.

Постановление Правительства Российской Федерации от 12.03.97 г. №288»Об утверждении Типового Положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении».

«Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.12. 2002 №919, от 18.08.2008 №617, от 10.03.2009 №216).

Письмо Минобрнауки РФ «О создании условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами» от 18 апреля 2008г. №АФ-150/06.

Письмо МО РФ от 16.04.2001 № 29/1524-6 «О концепции интегрированного обучения лиц с ОВЗ (со специальными образовательными потребностями»)

Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. №1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

Исследования и классификация ЗПР.

Задержка психического развития (ЗПР) – нарушение (замедление) нормального темпа психического развития. Термин «Задержка психического развития (ЗПР) используется для обозначения сборной и клинически неоднородной группы дизонтогений (нарушений развития).

Несмотря на неоднородность задержки психического развития, имеют общие специфические особенности состояния эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности, позволяющие выделить их в определенную категорию.

Исследования ЗПР развивались в клиническом, психологическом и педагогическом направлениях. История изучения данной проблемы отечественными и зарубежными исследователями и обобщенный анализ результатов исследования содержится в работах Т.А. Власовой (1973-1976), Т.Б. Глезерман (1983), Ю.Г. Демьянова (1970, 1988), В.В. Ковалева (1985), В.В. Лебединского (1985) и других ученых.

Характеризуя состояние «ЗПР» по данным литературы, представляется наиболее целесообразным выделить те особенности дефекта, которые значимы для педагогического исследования и для организации и проведения коррекционного воздействия.

Наиболее известной и принятой к рассмотрению является классификация К.С. Лебединской, которая выделяет четыре варианта происхождения ЗПР.

ЗПР конституционального происхождения.

Для детей этого типа характерна ярко выраженная незрелость эмоционально-волевой сферы, которая находится как бы на более ранней ступени развития. Это так называемый психический инфантилизм. Психический инфантилизм – это некоторый комплекс заостренных черт характера и особенностей поведения, который может существенно отразиться на деятельности ребёнка, и в первую очередь – учебной, его адаптационных способностях к новой ситуации. Прогноз психического развития благоприятный.

ЗПР соматогенного происхождения.

В результате длительной болезни, хронических инфекций, аллергии, врожденных пороков развития на фоне общей слабости организма психическое состояние ребенка страдает, и, как следствие, не может полноценно развиваться. Повышенная утомляемость, низкая познавательная активность, притупленное внимание создают ситуацию для замедления темпов развития психики. Прогноз психического развития благоприятный.

ЗПР психогенного происхождения.

Причиной этого типа ЗПР становятся неблагополучные ситуации в семье, проблемное воспитание, психические травмы. Если в семье имеет место агрессия и насилие по отношению к ребёнку или другим членам семьи, это может повлечь за собой преобладание в характере малыша таких черт, как нерешительность, несамостоятельность, отсутствие инициативы, боязливость и патологическая застенчивость. Прогноз психического развития благоприятный.

ЗПР церебрально-органического происхождения.

Причиной появления данной группы ЗПР являются органические нарушения: недостаточность нервной системы, обусловленная различными неблагоприятными факторами, патология беременности (токсикозы, инфекции и травмы, резус-конфликт и др.), недоношенность, асфиксия, родовая травма, нейроинфекции. Прогноз дальнейшего развития для детей с этим типом ЗПР по сравнению с предыдущими вариантами, как правило, наименее благоприятен. ПМПК рекомендует им обучение в классах КРО по программе специального (коррекционного) учреждения VII вида.

Данные клинико-патопсихических исследований ЗПР у детей, несомненно, имеют важное теоретическое и прикладное значение. Характеристика и прогноз различных вариантов этого дефекта обосновывают психологические особенности детей, уточняют направленность и масштабность необходимой детям помощи, содействуют в определении типа образовательного учреждения.

Психологические особенности детей с ЗПР.

Психологические характеристики детей с ЗПР, обобщенные по результатам исследований, рассматриваются многими авторами. Остановимся на наиболее значимых психологических особенностях, характерных для всей категории детей с задержками психического развития.

Общим в своеобразии всех психических функций и процессов у детей с ЗПР является замедленный темп развития, быстрая истощаемость психических функций, их низкая продуктивность и произвольная регуляция, неравномерность проявления недостаточности, которая приобретает наибольшую выраженность в интеллектуальной деятельности.

В то же время каждая из психических функций имеет специфические особенности в пределах присущих ей характеристик.

Особенности зрительного восприятия.

Восприятие детей с ЗПР отличается недостаточностью произвольного выделения деталей, неполноценной дифференциацией информационной структуры воспринятого, низкой произвольной регуляцией способа восприятия. Оказание помощи в виде дополнительных комментариев в процессе восприятия облегчает детям объединение отдельных элементов воспринимаемого материала в интегральный образ (П.Б. Шонин, 1972)

Особенности внимания детей с ЗПР.

Отмечается неустойчивость и неравномерность внимания, низкая степень концентрации на воспринимаемом материале, повышенная отвлекаемость, слабость распределения и переключаемости внимания. Между тем, внимание является необходимым условием успешности деятельности.

Особенности памяти детей с ЗПР.

Основные составляющие памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение отличаются недостаточной продуктивностью. Для процессов запоминания характерны низкая активность, недостаточная целенаправленность, замедленная скорость. При возрастании сложности заданий продуктивность запоминания снижается. Процесс воспроизведения характеризуется неточностью, неполным объёмом и нарушением порядка воспринятого материала, воспроизведением несущественных деталей, затруднениями при воспроизведении логических выводов и обобщений. Ограниченность речевой памяти вызывает выраженные затруднения детей с ЗПР при воспроизведении больших по объёму текстовых сообщений. Эти же недостатки присущи кратковременной памяти детей с ЗПР, и, что особенно важно, оперативной памяти, входящей в процесс любой деятельности, включенной в мыслительные процессы, связанные с различными преобразованиями воспринятого материала. Кроме того, у детей с ЗПР наблюдается снижение объема кратковременной памяти при переходе от непосредственного запоминания к оперативному. (В.Л. Подобед, 1981, 1988). Структура недостаточности памяти не является одинаковой у детей с данной аномалией развития.

Особенности мышления детей с ЗПР.

Дети этой категории затрудняются в установлении точно дифференцированных связей и отношений, выделении существенных признаков и свойств, их мышление тесно связано с конкретной ситуацией, отвлечься от которой они во многих случаях не могут. У них наблюдается недостаточность аналитико-синтетических операций (особенно умственного анализа), затруднения в установлении тождества при необходимости учитывать несколько параметров, затруднения в процессе переноса усвоенного при выполнении аналогичных действий. Дети плохо справляются с заданиями проблемного характера: делают многочисленные попытки решений, перебирают операционные пробы без проверки и доведения до конца первых.

Особенности познавательной деятельности у детей с ЗПР.

К особенностям познавательной деятельности, в том числе и речевой, относятся: низкий уровень мотивации, недостаточность организованности и целенаправленности, выраженная истощаемость, импульсивность и большое количество ошибок. Познавательная деятельность у детей может сопровождаться нарушением последовательности действий, затруднениями в переключении с одного приёма работы на другой, недоразвитием самоконтроля и словесной регуляции действий. В исследованиях отмечается зависимость критериев компонентов мыслительной деятельности от неполноценности мозговой организации характера ориентировочной деятельности. Трудности оречевления деятельности приводят к тому, что недоразвиваются такие речевые функции, как планирующая, фиксирующая и обобщающая.

Неполноценность саморегуляции в деятельности тесно связана и с личностными особенностями детей с ЗПР. Их характеризует неадекватная самооценка, слабость познавательных интересов, низкий уровень притязаний и мотивации.

Задержка психического развития определяется в результате комплексного обследования психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). Для постановки диагноза решающее слово остается за врачом-психиатром.

Принципы коррекционно-развивающего обучения

Коррекционно-развивающая работа является дополнительной деятельностью к основному образовательному процессу и способствует более эффективному развитию ребёнка, раскрытию и реализации его способностей. Особое место занимает психологическая и педагогическая коррекция. Педагогическая коррекция должна быть направлена на устранение пробелов в знаниях, на усвоение отдельных учебных предметов или их разделов.

При организации коррекционно-развивающего обучения в школе важно учитывать следующие принципы:

Динамичность восприятия учебного материала.

Предполагает использование заданий по степени нарастающей трудности. Следует подбирать задания, при выполнении которых используются действия различных анализаторов: слухового, зрительного, кинестетического.

Принцип продуктивной обработки информации.

В учебный процесс необходимо включать задания, предполагающие самостоятельную обработку информации учениками с использованием дозированной поэтапной по образцу, алгоритму, вопросам. Ученик осуществляет перенос показанного способа обработки информации на своё индивидуальное задание.

Принцип развития и коррекции высших психических функций основан на включении в урок специальных упражнений по коррекции и развитию внимания, памяти, навыков чтения и устного высказывания.

Принцип мотивации к учению подразумевает, что каждое учебное задание должно быть четким, т.е. ученик должен точно знать, что надо сделать для получения результата. У ученика в случае затруднения должна быть возможность воспользоваться опорой по образцу, по алгоритму (забыл – вспомню – сделаю).

Обзор программно-методических материалов

обучения и воспитания детей ЗПР.

Образовательные программы специальных (коррекционных) классов VII вида разрабатываются на основе государственного образовательного стандарта общего образования с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся.

При организации обучения детей с ЗПР в общеобразовательной школе необходимо использовать программы и учебники, рекомендованные Министерством образования и науки РФ:

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида «Начальные классы» (авторы Р.Д. Тригер, Н.А. Цыпина, С.Г. Шевченко и др.) изданы в 1996 году издательством «Просвещение» или традиционные, но адаптированные.

Программа для общеобразовательных учреждений: Коррекционно-развивающее обучение. Начальные классы / сост. А.А. Вохмянина, 2-е изд. Стереотип. – М.:Дрофа, 2001 год.

Программно-методические материалы. Коррекционно-развивающее обучение. Начальная школа: Русский язык. Окружающий мир. Природоведение. Математика. Физическая культура. Ритмика. Трудовое обучение. / сост. С.Г. Шевченко. – М.: Дрофа, 1998 год.

Программа для подготовки к школе (науч.рук. С.Г. Шевченко, сост. Л.А. Вохмянина). Программы общеобразовательных учреждений: Начальная школа. Коррекционно-развивающее обучение (М.: Дрофа, 2000).

Коррекционная направленность обучения достигается благодаря упрощению содержания образования, введению специальных предметов (ознакомление с окружающим миром и развитие речи, ритмика, трудовое обучение, коррекция), организация занятий по восполнению пробелов предшествующего обучения и пропедевтике новых и трудных тем.

При составлении календарно-тематического планирования в классе интегрированного обучения детей с ЗПР и «нормы» в начальной школе, учителю необходимо изучить коррекционные программы общеобразовательной программы, составленные С.Г. Шевченко и А.А. Вохмяниной.

В среднем звене при составлении календарно-тематического планирования рекомендуется использовать программы общеобразовательной школы, применяя материалы по адаптации содержания обучения для детей с ЗПР V-IX классов, разработанными НИИ дефектологии.

При планировании для детей с ЗПР возможно изменение количества часов на прохождение темы, объема изучаемого материала с учетом уровня знаний, умений и навыков, предусмотренных программой.

Рекомендации к организации работы.

Работа педагогов в условиях, когда обучающийся по программе специального (коррекционного) обучения VII вида занимается в общеобразовательных классах, носит специфический характер. Необходимо принятие на уровне образовательного учреждения локального акта об организации работы в классах интегрированного обучения.

Возможно включение в учебный план общеобразовательной школы время на проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, за счет часов обязательных занятий по выбору, факультативных групповых и индивидуальных занятий. В группы можно объединять по 3-4 ученика, у которых обнаружены аналогичные пробелы в развитии и усвоении школьной программы или сходные затруднения в учебной деятельности.

Оценка знаний учащихся с задержкой психического развития осуществляется в соответствии с программами обучения и с учетом особенностей ребенка. Тестирования и контрольные срезы знаний должны быть адаптированы под указанные программы.

В деятельности педагога очень важным является работа с родителями ребенка, имеющего ЗПР. Активизация роли родителей в комплексе психолого-педагогических мероприятий обеспечивает:

единство требований к ребенку;

системный подход за выполнением заданий;

оказание своевременной помощи ребенку с учетом его личностных особенностей;

комплексный характер и достоверность диагностических исследований.

Не менее важной является работа с родителями обычных детей, направленная на формирование толерантного отношения к особым детям и их семьям.

В классном коллективе педагогу следует создавать психологический комфорт. Следить за охраной и укреплением здоровья ребенка. Необходимо предупреждать психофизические перегрузки, эмоциональные срывы, детский травматизм через организацию физкультминуток на уроках, физкультурно-оздоровительных перемен, динамического часа, проведение занятий на свежем воздухе.

Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми в условиях интегрированного обучения.

Основные направления коррекционно-развивающей работы с детьми в условиях интегрированного обучения, разработанные в ГНУ «ИКП РАО/ по материалам «Концепции коррекционно-развивающего обучения в условиях общеобразовательных учреждений, разработанной в ГНУ «ИКП РАО».

Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

развитие навыков каллиграфии;

развитие артикуляционной моторики.

Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

развитие зрительного восприятия и узнавания;

развитие зрительной памяти и внимания;

формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

развитие пространственных представлений ориентации;

развитие представлений о времени;

развитие слухового внимания и памяти;

развитие фонетико-фонематических представлений, звукового анализа.

Развитие основных мыслительных операций:

навыков соотносительного анализа;

навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);

умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

умения планировать деятельность;

развитие комбинаторных способностей.

Развитие различных видов мышления:

развитие наглядно-образного мышления;

развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.).

Развитие речи, овладение техникой речи.

Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Коррекционная работа способствует развитию познавательной активности учащихся, улучшает их адаптацию в среде сверстников, повышает уровень их самооценки. В рекомендациях автора программ коррекционного обучения детей с ЗПР С.Г. Шевченко представлены направления работы для пробуждения познавательной активности и реализации резервных возможностей детей с ЗПР:

Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению:

артикуляционного аппарата,

фонематического слуха,

мелких мышц руки,

оптико-пространственной ориентации,

зрительно-моторной координации и др.;

Обогащение кругозора детей, формирование отчетливых, разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые способствуют осознанному восприятию ребенком учебного материала.

Введение, в соответствии с принципом осознания школьниками процесса обучения, в состав содержания образования знаний о собственном «Я» ребенка, формирование социально-нравственного поведения, обеспечивающего детям успешную адаптацию к школьным условиям (осознание новой социальной роли ученика, выполнение обязанностей, диктуемых этой ролью, ответственное отношение к учебе, соблюдение правил поведения на уроке, правил общения и др.).

Приоритет знаниям, полученным на основе практического опыта, тка как эти знания обогащают содержание обучения непосредственными наблюдениями детей.

Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу, выполнять ее в соответствии с наглядным образцом и (или) словесными указаниями учителя, осуществлять самоконтроль и самооценку.

Усиление роли общеучебных и общепознавательных способов деятельности: умения наблюдать, анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать, доказывать, классифицировать, запоминать произвольно и опосредованно и др.

Расширение содержания учебной деятельности, требующего от школьников интеллектуального напряжения.

Обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно – ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.

Адаптация содержания учебного материала, через очищение от сложности подробностей, выделение в каждой теме базового материала, подлежащего многократному закреплению, дифференцировка заданий в зависимости от коррекционных задач.

Взаимообучение, диалогические методики.

Оптимальность темпа с позиции полного усвоения.

Обогащение и систематизация словаря и развитие речи средствами всех учебных дисциплин.

Работа по коррекции учебной деятельности у учащихся с ЗПР должна быть направлена на развитие и совершенствование умения:

работать в определённом темпе;

осознавать цель инструкции;

удерживать в памяти инструкцию;

отвечать на вопрос и выполнять задание в соответствие с инструкцией;

выполнять инструкцию с первого предъявления и осуществлять самоконтроль;

рационально организовывать своё время на занятии;

анализировать ответы друг друга;

проверять работу и организовывать свой труд на занятии;

выражать мысли грамматически правильно оформленным предложением;

формулировать задания для коллективной работы в определённое время;

своевременно обращаться за помощью;

работать по индивидуальным карточкам;

работать самостоятельно, если задание доступно для выполнения;

анализировать работу друг друга;

делать вывод в конце задания;

соблюдать речевой этикет.

Работа по коррекции двигательной сферы может проводиться как во время уроков, так и после уроков. На занятиях группы продленного дня следует включать специальные упражнения на развитие и совершенствование статистической основы движений. Развитие динамической координации и ритмической организации движений, переключаемость. Упражнения с предметами, развитие графических навыков.

Работа по коррекции устной речи у детей с ЗПР, выстраивается педагогом в трех направлениях:

коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи.

Уточнение, обогащение и активизация словаря.

Коррекция грамматического строя речи.

При общении с учеником на уроке и вне урока учитель следит за речью ребенка, обращает его внимание на правильное построение высказывания.

Для повышения эффективности обучения учащихся с ЗПР создаются специальные условия:

Индивидуальная помощь в случаях затруднения.

Дополнительные многократные упражнения для закрепления материала.

Более частое использование наглядных дидактических пособий и индивидуальных карточек.

Вариативные приемы обучения.

Введение физминуток через 15-20 минут.

Создание ситуации успеха на занятии.

Благоприятный климат на уроке. Опора на эмоциональное восприятие.

Оптимальная смена видов заданий (познавательных, вербальных, игровых и практических).

Синхронизация темпа урока с возможностями ученика.

Точность и краткость инструкции по выполнению задания.

Список литературы

«Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании». Хрестоматия. – М.: ООО «Аспект», 2005 г.

«Диагностика и коррекция ЗПР у детей». Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. – М.: издательство «Аркти», 2004 г.

Концепция коррекционно – развивающего обучения ГНУ «ИКП РАО». http://logpres.narod.ru/_private/Kro.doc

Программа для общеобразовательных учреждений: Коррекционно-развивающее обучение. Начальные классы / сост. А.А. Вохмянина. 2-е изд. Стереотип. – М.: Дрофа, 2001 г.

Программно-методические материалы. Коррекционно-развивающее обучение. Начальная школа: Русский язык. окружающий мир. Природоведение. Математика. Физическая культура. Ритмика. Трудовое обучение. / сост. С.Г. Шевченко. – М.: Дрофа, 1998 г.

Программы классов коррекционно-развивающего обучения (под ред. С.Г. Шевченко) – М.: Дрофа, 2000 г.






map