Методические рекомендации по оснащению логопедического кабинета



I.Общие положения

1. Кабинет логопеда /дефектолога/ ДОУ представляет одно из звеньев единой системы

коррекционной службы в образовании. Он предназначен для оказания своевременной квалифицированной консультативно-методической, диагностической, коррекционной помощи детям, родителям и педагогам по вопросам развития, обучения, воспитания, адаптации ребенка с проблемами развития.

Специализация кабинета состоит в том, что он ориентирован на организацию работы специалиста в трех направлениях:

• Помощь детям

• Помощь родителям

• Помощь педагогам ДОУ

Адекватность и полноценность функционирования кабинета специалиста должна базироваться на соответствующем современным требованиям методическом и организационном обеспечении, а также включать необходимое техническое оснащение и оборудование.

2. Контингент обслуживаемых детей кабинета – воспитанники ДОУ.

Особое внимание уделяется детям с отклонениями в развитии, имеющим ярко выраженные нарушения в познавательной деятельности, речи.

3. Основной задачей кабинета является обеспечение условий для оптимального психического развития детей, в том числе – детей с отклонениями в развитии. Важнейшим из них является создание благоприятного климата обучения и воспитания каждого ребенка, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного учреждения.

4. Основной принцип работы – индивидуальный подход к детям, что выражается:

• В поиске специфических для каждого ребенка путей оптимального развития его потенциальных возможностей.

• Разработке индивидуально ориентированных программ развивающей и коррекционной работы с целью максимального содействия психическому и личностному развитию детей

• Выработке и реализации эффективных методов оказания коррекционной помощи и поддержки ребенку.

5. Задачи и специфика работы кабинета определяют целесообразность создания его на базе дошкольного учреждения, что обеспечивает регулярность посещения кабинета детьми данного ДОУ, подбор и адаптацию методов и приемов коррекционного воздействия к конкретным условиям среды и социального взаимодействия детей различных возрастных групп, их родителей, педагогов.

6. Деятельность кабинета осуществляется специалистами, окончившими высшее учебное заведение по специальности или прошедшими переподготовку и получившими квалификацию. Для обеспечения успешной работы кабинета необходимы творческие контакты с медицинскими учреждениями, правильное взаимопонимание, взаимодействие и взаимодополняемость позиций логопеда, дефектолога, психолога, педагога, социального работника, тесный контакт с родителями или лицами, их заменяющими.

7. Руководство деятельностью кабинета логопеда /дефектолога/ дошкольного учреждения осуществляется администрацией ДОУ, старшим логопедом территории, учебно-методическим центром окружного управления образования.

II. Направления деятельности и содержание работы кабинета логопеда /дефектолога/

Магистральное направление деятельности кабинета – обеспечение оптимального психического и личностного развития детей – осуществляется на двух уровнях:

• Актуальном /связан с решением злободневных проблем и задач; в частности, с профилактикой, диагностикой и коррекцией трудностей развития, обучения и воспитания; нарушениями их адаптации.

Предполагается проведение традиционной индивидуальной работы с ребенком вситуации

непосредственного контакта специалиста и детей, когда проводится обследование речи и познавательных процессов и на его основе даются заключение, рекомендации и советы родителям, коррекция нарушений общения, познавательной деятельности и речи ребенка/

• Перспективном /связан с решением проблем максимального содействия психическому и личностному развитию; разработкой пролонгированных развивающих и коррекционных

личностно-ориентированных программ становления и развития индивидуальности ребенка с учетом специфики развития на каждом возрастном этапе; созданием программ коррекции, направленных на устранение отклонений в психическом развитии; предполагается вести работу опосредованно с теми, кто окружает детей в семье и непосредственно соприкасаться с ними в конкретных обстоятельствах обучения и воспитания /это педагоги, родители, сверстники/; основными формами работы специалиста здесь являются активные методы: консультации, лекции для педагогов и

родителей, составление программ индивидуальной работы с ребенком.

Педагогическая работа на каждом из уровней ведется по следующим направлениям:

• профилактическая работа

-формирование у педагогов, детей, родителей общей педагогической культуры /лекции, беседы, тренинги/

-своевременное предупреждение нарушений в становлении личности; развитии интеллекта и эмоционально-волевой сферы ребенка

-оказание помощи детям в период адаптации их к условиям учреждения /индивидуальная и групповая работа с детьми/

-определение готовности детей к обучению в школе с целью раннего выявления способностей, отклонений в развитии и коррекции

-предупреждение перегрузки и невротических срывов /наблюдение за детьми группы риска, беседы с педагогами и родителями, участие в составлении расписания занятий, режима работы ДОУ/

-создание благоприятного климата в ДОУ через оптимизацию форм общения

• диагностическая работа

— обследование ребенка с целью определения соответствия его психического развития возрастным нормам и уровня овладения необходимыми навыками и умениями

-изучение психологических особенностей детей, их интересов, способностей и склонностей с целью обеспечения индивидуального подхода к каждому ребенку

-дифференциальная диагностика отклонений в интеллектуальном и личностном развитии детей раннего возраста, нарушений поведения /проводится совместно со специалистами соответствующего профиля/

-диагностика характера общения детей со взрослыми и сверстниками, выявление причин нарушения общения

Развивающая и коррекционная работа

-развитие личности в целом и отдельных его сторон

-коррекция отклонений в психическом развитии

• Консультативная работа

-консультирование администрации, педагогов, родителей по проблемам обучения и воспитания

-проведение совместных консультаций для работников ДОУ с целью повышения психологической культуры и обеспечения преемственности в работе с детьми.

III. Условия обеспечения эффективной деятельности кабинета.

Кабинет можно рассматривать как своеобразное поле взаимодействия специалиста с детьми разного возраста, их родителями и педагогами, в центре которого сосредоточены интересы прежде всего ребенка. Позиция «ребенок прежде всего» определяет акценты в работе кабинета и его обеспечение.

1. Психоло-педагогическое обеспечение

Психоло-педагогическое обеспечение подразумевает создание ситуации наибольшего благоприятствия для ребенка:

• Грамотное профессиональное взаимодействие специалиста с педагогическим коллективом ДОУ, доброжелательные межличностные воздействия детей и окружающих их взрослых

• Создание благоприятного для развития детей психологического климата и организация

продуктивного общения со взрослыми и сверстниками

• Максимальная реализация в работе с детьми психических возможностей и резервов каждого возрастного периода /сензитивность, «зона ближайшего развития»/

• Развитие индивидуальных особенностей детей внутри каждого возрастного периода /интересы, склонности, способности/

2. Методическое обеспечение

Основной акцент в работе следует сделать на выборе средств для решения задач работы кабинета.

Важным является:

• Быстрота и акцентированность обследования на конкретной проблеме

• Необходимость построения отдельных диагностических методик в форме обучающего

эксперимента

• Выбор методик не связанных с громоздкой процедурой обработки – экспресс-методик,

основанных на качественном анализе высказываний детей, продуктов их деятельности и способов выполнения ими заданий

• Эффективность использования различных средств воздействия существенно повышается при комплексном применении взаимодополняющих средств, как в условиях диагностики и последующей коррекции, так и в условиях психолого-педагогической поддержки.

3. Организационно обеспечение

Организационное обеспечение предполагает подготовку его оборудования, в том числе – методических материалов, документации и рекламы

3.1.Оборудование кабинета

Задачи работы кабинета и структуры его территории определяют следующую оснащенность его оборудованием.

3.2.Технические средства

1.система видеозаписи и видеовоспроизведения с набором видеозаписей и слайдов

2.Система звукозаписи и звуковоспроизведения с набором звукозаписей

3.Фильмоском с набором диафильмов и диапозитивов по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром

4.Экран для демонстрации диафильмов и диапозитивов

5.Компьютер

3.3.Методические материалы

1. Набор практических материалов для диагностики и коррекции нарушений развития/

2. Набор игрушек и настольных игр /мячи, куклы, пирамиды, кубики, лото, домино и т.д./

3. Набор материалов для детского творчества /строительный материал, пластилин, краски, цветные карандаши, бумага, клей/

4. Библиотека специалиста /наличие базовых коррекционных программ, литература по новым технологиям, словари/

5. Раздаточный материал для детей, родителей

6.Визупльные средства информации /стенды, ширмы, папки-передвижки и т.п./

3.4.Документация

1. Карта развития /речевая карта/ ребенка

2. Планирование работы /перспективное планирование на год, календарный план/

3. Индивидуальная тетрадь ребенка

4. Тетрадь преемственности в работе логопеда воспитателя /тетрадь для вечерних занятий воспитателя/

5.Отчет логопеда /анализ эффективности проведенной работы за прошлый год/

3.5.Мебель

1.Рабочий стол для педагога

2.Шкаф или полки в достаточном количестве для наглядных пособий, учебного материала и методической литературы

3.Столы по количеству детей для детей

4.Стулья

5.Доска, расположенная на высоте, соответствующей росту ребенка

6.настенное зеркало 50х100 см для индивидуальной работы над звукопроизношением, оно должно висеть возле окна /в любом месте, но со специальным освещением

7.Зеркала 9хI2 см по количеству детей, занимающихся коррекцией звукопроизношения

8.Стол возле зеркала для индивидуальной работы с ребенком и два стула /для ребенка и педагога/

9.Набор логопедических зондов, этиловый спирт для обработки зондов, бинты, салфетки, вата, мыло, полотенце

10.Фланелеграф или наборное полотно

11.Настенная касса букв, настенная слоговая таблица

I2.Индивидуальные кассы букв и слогов для каждого ребенка

3.6.Дополнительные средства для дизайна интерьера

1.Цветы

2.Клетки для птиц

3.Аквариум

4.Фонтан

1У. Требования к материально-техническому оснащению кабинета

Организация пространства

С учетом задач специалиста кабинет территориально должен включать несколько зон, каждая из которых имеет специфическое назначение и соответствующее оснащение:

• Зона первичной беседы /рабочий стол; картотека с данными о детях, педагогах, родителях/; закрытая картотека, содержащая данные и результаты обследований, которые не должны быть доступны посторонним; шкаф, где размещаются таблицы, плакаты, методический материал и другой инструментарий для обследования

• Зона консультативной работы с родителями оформляется максимально комфортно/журнальный столик, кресла/. Все это должно создать обстановку уюта, защищенности, способствует открытому доверительному общению

• Зона игровой работы с детьми /мягкое покрытие пола, передвижная мебель, игрушки, карандаши, альбомы/. Здесь уместно яркое оформление интерьера и насыщение его детскими поделками

• Зона учебной работы с детьми.

IV. Описание перечня методического обеспечения

Исходя из принципа «ребенок прежде всего», материалы систематизируются следующим образом:

Блок 1

Материалы для взаимодействия специалиста и воспитателя /выявление проблем ребенка глазами воспитателя/

• Анкеты для выявления проблемных и трудных детей познавательные процессы, речевое развитие/

• Анкеты для выявления индивидуальных особенностей психического развития детей

• Педагогическая карта для регистрации наблюдений за развитием личности ребенка

• Карта наблюдений за адаптацией ребенка

Блок 2

Материалы для взаимодействия специалиста и родителей /выявление проблем ребенка глазами родителей, изучение детско-родительских отношений/

• Анкеты по изучению развития ребенка

• Анкеты готовности ребенка к школе

• Опросник родительского отношения к проблемам ребенка

• Опросник анализирующий типы семейного воспитания

Блок 3

Материалы для работы с детьми /диагностика познавательного развития, диагностика речевого развития/

• Диагностика речевого развития /понимание речи, лексика, грамматика, связная речь, произношение/

• Диагностика познавательных процессов/педагогическая диагностика восприятия, внимания, мышления, памяти, воображения/

Диагностика определения степени готовности ребенка к школьному обучению /диагностика познавательного развития, диагностика речевого развития/






map