Методические рекомендации по преодолению трудностей в усвоении устной речи у детей стар



Методические рекомендации по преодолению трудностей в усвоении устной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Введение

Одной из распространённых причин неуспеваемости учащихся начальных классов общественных учреждений являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом.

Письмо – это сложный речерукодвигательный акт, осуществляемый единым росчерком пера, под непрерывным контролем бинокулярного зрения. Процесс овладения письмом сложен, потому что ребенок должен научиться временную последовательность звуков переводить в пространственную последовательность букв. В акте письма участвуют зрительный, речеслуховой и двигательный анализаторы [10;130].

Чтение – это сложный психофизиологический процесс, связанный с декодированием информации графически зашифрованной в знакомой системе того или иного языка. Процесс чтения состоит из узнавания буквы, её соотнесения с оптическим образом, слияния букв в слоги и понимания прочитанного [10; 142].

Таким образом, у ребенка для осуществления письменной речи должны быть сформированы зрительный гнозис, сознательный анализ звуков, из которых состоит речь, подвижность пальцев руки, развита устная речь (лексика, грамматика, связная речь).

Согласно приказу от 23 ноября 2009 г. N 655 Министерства Образования и Науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федеральных Государственных Требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

развитие свободного общения с взрослыми и детьми;

развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи — диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Таким образом, для осуществления преемственности со школой ребенок должен адекватно использовать вербальные и невербальные средства общения, владеть диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения с взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.

Это возможно, т.к. к старшему дошкольному возрасту мышцы артикуляционного аппарата ребенка достаточно окрепли, и дети способны произносить все звуки родного языка. Может наблюдаться смешение звуков при произнесении слов и фраз, включающих одновременно звуки «р» и «л».

Кроме того, ребенок способен узнавать на слух тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук. К моменту поступления ребенка в школу он овладевает правильным звуковым оформлением слов, четко и легко их произносит.

В нашей группе наблюдается иная ситуация. Согласно диагностике (май, 2012 г.) звук «ш» правильно произносят 61% детей, звук «л» – 46%, звук «р» – 7%. Фонематический слух сформирован у 57% детей.

Эта проблема актуальна и для других групп детского сада.

Проблема – у детей имеются трудности в усвоении устной речи

Цель — создание психолого-педагогических условий, способствующих достижению детьми возрастной звуковой и фонематической нормы.

Задачи:

Ввести в систему работы организацию разных видов деятельности: артикуляционная гимнастика, театрализованная деятельность, работа в тетради на печатной основе, игры с дыхательными тренажёрами, совместная деятельность по развитию фонематического восприятия.

Оснастить предметно-развивающую среду необходимым методическим сопровождением: дидактическими играми, дыхательными тренажёрами, картотекой речевого материала, насыщенного шипящими, сонорными звуками.

Повышать компетентность родителей в данном вопросе.

В своей работе мы опираемся на обще-дидактические принципы: принцип сознательности, активности, самостоятельности; принцип систематичности и последовательности; принцип наглядности; принцип доступности и посильности; принцип учета возрастных особенностей детей.

Учитывая ведущую деятельность ребенка-дошкольника, мы облекли все задания в игровую форму.

Особо хотелось бы остановиться на организации совместной деятельности по развитию фонематического восприятия.

Одной из задач воспитания детей является задача формирования операций фонематического восприятия. Фонематическое восприятие включает четыре операции:

Осознание первой фонемы в составе слова, как начального элемента письма;

Осознание линейной последовательности слышимых фонем;

Осознание позиции фонемы;

Количество фонем [15; 61].

Считаем целесообразным начинать обучение операциям фонематического восприятия с детьми пяти лет. В исследованиях Д.Б. Эльконина, Л.Е. Журовой, Н.С. Варенцовой указано, что именно с пятилетнего возраста необходимо организовывать специальную работу по обучению звуковому анализу и синтезу слова. «Дети пятилетнего возраста интересуются уже самими упражнениями со звуками речи, игровая ситуация их быстро перестает интересовать, средства решения игровой задачи становятся для них задачей сами по себе… именно в пятилетнем возрасте нужно обучать звуковому анализу, делая его предметом специальных занятий» [6; 38]. При этом трудности в звукопроизношении не будут влиять на результат обучения. «Даже в тех случаях, когда ребенок дошкольного возраста в силу какой-либо артикуляторной недостаточности не умеет ещё правильно произнести звук, это не мешает ему выделить данный звук из слова» [6; 37]. Наши наблюдения также показывают, что именно в пять лет дети испытывают интерес к чтению, т.к. постоянно сталкиваются с буквами и необходимостью читать слова (компьютерные игры, телевизионные заставки, реклама).

Задачи, решаемые с детьми 5 – 6 лет:

Помочь детям осознать первую фонему в слове;

Развивать фонематический слух: умение слышать заданный звук в слове, подбирать слова на заданный звук;

Способствовать формированию навыков звукового анализа методом интонированного проговаривания;

Формировать умение определять количество слогов в слове;

Показать детям отличие гласных и согласных звуков;

Формировать послоговое чтение (упреждающую ориентацию на гласную фонему).

Все эти задачи решаются в ходе совместной деятельности, которая осуществляется два раза в месяц. Темы соответствуют календарно – тематическому планированию. Все занятия являются интегрированными, что соответствует ФГТ.

В литературе [Руденко В.И., Ватина Е.В.] можно выделить конкретные практические рекомендации по проведению упражнений с детьми:

Необходима консультация логопеда или тесная взаимосвязанная работа;

Занятия должны быть регулярными;

Нельзя принуждать детей к занятиям;

Обязательный контроль над выполнением задания детьми;

Доброжелательность и терпеливость – залог успеха;

Обязательна похвала детей даже за незначительные победы.

В ходе совместной деятельности по формированию фонематического восприятия предлагаем опираться на методы и приёмы, изложенные в работах Д.Б. Эльконина, Л.Е. Журовой, Н.С. Варенцовой, Н.С. Старжинской.

Начинать нужно со знакомства со звуковым строем русского языка, т.е. формируем операцию определения линейной последовательности с помощью приёма интонированного проговаривания (Эльконин Д.Б.,. Журова Л.Е.), при этом используя решетки и фишки белого цвета.

Постепенно вводится понятие «гласный звук», и дети знакомятся с гласным звуком и буквой «А». Затем дети изучают звуки «У», «О». Трёх занятий достаточно, чтобы понять отличительные особенности гласных звуков. После дети начинают знакомство с системой согласных фонем.

Все занятия насыщены упражнениями, способствующими осознанию первой фонемы в составе слова, позиции других фонем, дифференциации гласных и согласных звуков.

Мы отказались от картинок-схем, т.к. у детей срабатывает принцип аналогии. Они автоматически заполняют все клеточки под рисунком в той последовательности, которая была на предыдущем занятии. Когда детей просят определить позицию фонемы в слове, они затрудняются. Поэтому во время проведения контроля над выполнением звукового анализа мы ввели буквы и вопросы к детям. Вопросы позволяют уточнить позицию фонем, а буквы поддерживают интерес к данному виду упражнений.

С детьми 5 – 6 лет предусмотрено18 занятий в год, одно из которых является диагностическим. Общая канва деятельности построена на помощи сказочному персонажу – Незнайке. Дети учат его проводить звуковой анализ слова, помогают справиться с разнообразными заданиями от Знайки («Незнайка», «Загадка от Незнайки», «На улицах города», «Путешествие в подводное мир», «Схема слова», «День защитника Отечества», «Весна — красна»). В занятиях дети учат стихи, участвуют в драматизации, отгадывают загадки, придумывают свои истории по предложенной теме («Викторина «Цветы», «Насекомые», «Повар», «Грустный Ослик», «Что такое Новый год», «Зимние забавы», «Мамочка, любимая моя», «Великан и мышь», «Неделя юмора и смеха», «Мы играем»).

Журова Л.Е. заметила, что в процессе письма дети стараются «прощупать» по порядку звуки записываемого слова, т.е. осуществляют его звуковой анализ. Чтение же строится на прямо противоположном принципе: при чтении слога ребенок должен сначала посмотреть на последующую гласную, затем вернуться к предшествующей ей согласной и только после этого прочесть слог [6; 45]. Таким образом, дети, усвоившие приёмы звукового анализа, затрудняются в чтении слогов и слов.

Мы предлагаем использовать приём «слияние согласного и гласного звуков», предложенный Красильниковой И.В. (Школа развития личности, г. Пермь), названный нами «Идём в гости». Детям раздаются карточки, где в столбик расположены гласные звуки «А, У, О, И». Дети поочередно подставляют изучаемую в данный момент согласную букву к гласным, сначала справа, потом слева и прочитывают. Педагог тоже задание делает на доске, сопровождая объяснениями. Например, буква «С» идет в гости к букве «А» с правой стороны. Что получилось? «АС». Теперь спускаемся на лифте к букве «О». Что получилось? И т.д.

Мы не отрицаем, и более того используем в работе и приём Д.Б. Эльконина по словоизменению слов [15;67].

Артикуляционная гимнастика, дидактические игры, игры с дыхательными тренажёрами, разучивание и повторение чистоговорок, скороговорок проводится в индивидуальной, групповой деятельности, а также в режимные моменты по усмотрению педагога (Приложение № 1).

Задачи, решаемые с детьми 6 – 7 лет:

Продолжать знакомство детей с системой согласных фонем, понятием «звонкости — глухости», основываясь на тактильно – вибрационном контроле.

Познакомить с йотированной функцией гласных букв.

Формировать умение устанавливать порядок следования звуков в слове и определять их качественную характеристику (ударные и безударные гласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные).

Формировать операции лексико – синтаксического анализа.

Продолжать формировать послоговое чтение.

Развивать зрительно-пространственный гнозис, а также готовить руку детей к письму.

В данный момент методические рекомендации по развитию фонематического восприятия детей 6 – 7 лет находятся в разработке.

Контрольно–измерительный материал.

В начале года педагог проводит диагностику по вопросам (Приложение № 2). В конце года диагностика проходит в ходе совместной деятельности «Здравствуй, лето!». Результаты заносятся в таблицу, и определяется уровень развития (Приложение № 3). Диагностика звукопроизношения проводится по любой известной педагогу методике.

Условия реализации, материально – техническое оснащение

Изготовление дидактических игр и дыхательных тренажёров.

Создание картотек пальчиковой, мимической, артикуляционной гимнастик и речевого материала по выбору педагога.

Изготовление решеток, фишек белого, синего, красного, черного цветов, букв, линейного алфавита.

Приобретение зеркал для работы с детьми.

Создание плана работы.

Ксерокопирование тетради «Занимательные упражнения по развитию речи: Логопедия для дошкольников. Звуки Р, Л» Зуевой Л.Н., а также рабочих листов к совместной деятельности.

Приобретение тетради Денисова Д., Дорожин Ю. Уроки грамоты для дошкольников. Старшая группа.

Библиография

1. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. – М., Просвещение, 1974. – с. 47 – 92.

2. Ватина Е.В. Методические рекомендации по развитию звуковой культуры речи детей/ Соликамский государственный педагогический институт. Соликамск, 2005. – 60с.

3. Гербова В.В. Учусь говорить: Методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга»// М., Просвещение, 2003.

4. Домашний логопед. – автор-составитель Руденко В.И. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2002. – 320с.

5. Денисова Д., Дорожин Ю. Уроки грамоты для дошкольников. Старшая группа. – М.: Издательство «Мозаика-синтез», 2011. – 16 с., ил.

6. Журова Л.Е. Обучение грамоте в детском саду. – М.: Педагогика, 1974. – 152 с.

7. Зуева Л.Н. Занимательные упражнения по развитию речи: Логопедия для дошкольников. Звуки Р, Л. — М., ООО «Издательство «Астрель»», 2003. – 79 с.

8. Кравченко И.А. Игры и упражнения со звуками и словами – Екатеринбург: Изд-во «ЛИТУР», 1998. – 95с.

9. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя дет. Сада. – 2-е изд. доп. – М.: Просвещение, 1983. – с. 73 – 143.

10. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ/ Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М: АРКТИ, 2003. – с. 128 – 150.

11. Подготовка к обучению грамоте в детском саду/ Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова, Н.С. Старжинская и др.; под ред. Н.С. Варенцовой, Н.С. Старжинсой. Ч. II – Самарский институт повышения квалификации работников образования. Самара, 1993. – 123 с.

12. Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655 МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «Об утверждении и введении в действие Федеральных Государственных Требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

13. Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии – Екатеринбург: Изд-во «ЛИТУР»,1999. -208с.

14. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста)/ Изд. 4–е. Пособие для воспитателей детских садов. – М.: Просвещение, 1972. – с. 148 – 152.

15. Эльконин Д.Б. Как учить детей читать// Дошкольное воспитание. 1998. № 3. С. 61 – 71.

16. http://adalin.mospsy.ru

17. http://www.dioo.ru/printsipyi-obucheniya.html

18. http://www.nsportal.ru

Приложение № 1.

План реализации

Направление работы

Содержание

Система работы с родителями

Система работы с детьми

Консультация «Особенности развития речи детей шестого года жизни»

Индивидуальные консультации учителя-логопеда

Разучивание с детьми комплекса артикуляционной гимнастики

Наглядная информация в рубрике «Разучите с детьми»

Доведение результатов диагностики до сведения родителей

Подбор литературы

Изучение дыхательной гимнастики Стрельниковой

Образовательная область «Физическая культура»:

Утренняя гимнастика и прогулка с элементами дыхательной гимнастики Стрельниковой

Образовательная область «Коммуникация»:

Игры на дыхание в утренний отрезок времени («Узнай цветок», «Чей пароход лучше гудит?», «Чья птичка дальше улетит?», «Капитаны», «Пузырь», «Соседи» и др.)

Пальчиковая гимнастика

Постановка проблемных звуков (ответственный – учитель-логопед)

Индивидуальная работа в тетради Денисова Д., Дорожин Ю. Уроки грамоты для дошкольников.

Артикуляционная гимнастика в утренний отрезок времени

Разучивание стихотворений, чистоговорок, скороговорок, загадок

Дидактические игры на развитие фонематического слуха («Поймай звук», «Подари Алёнке», «Цепочка слов» и др.)

Совместная деятельность по развитию фонематического восприятия

Образовательная область «Социализация»:

Дидактические игры на развитие силы голоса, его интонационной выразительности («Медведи», «Карусели», «Кукла спит», «Песенка», «Самолёт», «Колокольчик», «Перебежки», «Эхо» и др.)

Ролевые диалоги, ролевое проигрывание, этюды

Драматизация сказок, стихотворений

Система работы с педагогами

Практикум «Дидактические игры для развития дыхания, голоса, фонематического слуха»

Распространение картотек гимнастик, речевого материала

Приложение № 2.

Вопросы для диагностики:

Сейчас я тебе назову слова. Если ты услышишь в слове звук «Р», хлопни в ладоши. Если не услышишь, ничего не делай. «Рак, гора, нога, дыра, радуга, стол, молоко, гараж, помидор».

Назови, какие знаешь гласные, согласные звуки.

Найди среди картинок предмет, в названии которого звук «Ш» находится в начале слова, в середине, в конце слова. Материал: картинки «шар», «мишка», «мышь», «жук», «яблоко».

Посчитай, сколько частей в слове «мак», «кошка», «шоколад».

Скажи, сколько звуков в слове «шар», какие это звуки?

«Шар», «мишка», «мышь», назови ещё слова со звуком «Ш».

Прочитай слова «мак», «кот», «оса», «мука».

Приложение № 3.

Фамилия, имя ребенка

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Педагог оценивает выполнение заданий в балльной системе:

0 баллов – не выполняет задание.

1 балл – выполняет с помощью взрослого, других детей, с подсказкой.

2 балла – самостоятельно выполняет.

Заполняется таблица, где

– ребенок слышит заданный звук в слове.

– ребенок различает гласные и согласные звуки, знает, чем они отличаются друг от друга.

– ребенок определяет место звука в слове (начало, середина, конец).

– ребенок определяет количество слогов в слове любым способом (прохлопыванием, прикладыванием ладони к подбородку).

– осуществляет звуковой анализ слов с помощью фишек методом интонированного проговаривания.

– подбирает слова на заданный звук.

– читает слова разной слоговой структуры, понимая их смысл.

– общее количество баллов.

– уровень сформированности навыков: высокий – 12 – 14 баллов, средний – 8 – 11 баллов, низкий – 0 – 7 баллов.






map