Методические рекомендации по проведению с детьми беседы о снеге



Методические рекомендации по проведению с детьми беседы о снеге.

Аннотация: Представлен методический материал который поможет детям в игровой форме ближе подойти к исследовательским действиям познания природы. Также используется современная образовательная технология ТРИЗ (теория решения изобретательных задач), которая позволяет детям развивать наблюдательность, творческое воображение. Представлен разный игровой материал о свойствах твёрдых и жидких предметов в дидактических играх «Играем с льдинками», «Хорошо — плохо», «Какая вода?», «Что это означает». Этот методический материал поможет детям развить познавательную и речевую активность, самостоятельность, любознательность, взаимопомощь, умение работать в группе, договариваться, учитывать мнения друзей и доказывать правильность своего мнения.

Старшая группа.

Цель беседы: Помочь детям установить зависимость состояния снега от температуры воздуха. Учить способам распознающего наблюдения. Закрепить знания о свойствах твердых и жидких предметов, используя метод маленьких человечков (ТРИЗ). Развивать у детей творческое воображение. Активизировать речь детей за счет слов: тает, замерзает, снежная крупа, снежные хлопья. Учить анализировать (игры «Играем с льдинками», «Хорошо — плохо», «Какая вода?», «Что это означает»).

Материал к проведению беседы: баночка со снегом, фигурки маленьких человечков для наборного полотна, медальки с изображением человечков (изображающих агрегатное состояние жидкости) на каждого ребенка, рисунки — эскизы снежинок.

Предварительная работа: наблюдения на прогулках; проведение опытов.

Совместная деятельность с детьми (беседа).

-Давайте отгадаем загадку и узнаем о чем мы сегодня будем беседовать:

«Вился, вился белый рой, сел на землю — стал горой». (Снег)

-Сегодня мы побеседуем о снеге (достаем баночку со снегом).

— Давайте вспомним все, что вы о нем уже знаете (белый, холодный, выпадает зимой, липкий, сухой и т. д.)

-Как можно красиво сказать о снеге? (искристый, серебристый, хрустящий,

скользкий, ослепительный и т. д.)

-Какой снег бывает в морозную погоду? (сухой, из него плохо лепить).

— А когда снег бывает мокрый? (в оттепель; из него можно лепить снежные постройки).

— Как вы думаете, снег твердый или жидкий? (наборное полотно).

— Какие вы знаете разновидности снегопадов (снежная крупа – очень мелкий, сухой снег; снежные хлопья).

Отгадайте загадку: «С неба звезды падают, лягут на поля. Пусть под ними скроется черная земля. Много- много звездочек тонких, как стекло: звездочки холодные, а земле тепло» (снежинки).

-Давайте рассмотрим какие бывают снежинки. Каждая из них по-своему красива, но у всех шесть концов (граней), они очень похожи на звездочки (рассматриваем рисунки снежинок).

Логическая задача: Однажды девочка Леночка долго любовалась снежинками по дороге в детский сад. Она решила порадовать детей с воспитателем — поймала снежинку на рукавичку и принесла в группу. Но вместо снежинки на рукавичке оказалась капелька воды.- Где же снежинка?

— удивилась Леночка.

— А вы как думаете, что случилось со снежинкой? (она растаяла).

— Посмотрите на наш снег в баночке — он тоже тает, только медленнее, чем одна снежинка. А когда он весь у нас растает, что же случиться с нашими веселыми человечками? Они опустят руки, поставят их на пояс и превратятся в синих человечков, т. к. в баночке у нас будет вода.

— Давайте и мы с вами сейчас изобразим баночку со снегом (у детей медальоны). Сначала делаем круг — баночка из стекла твердая, внутри снег- твердый, крепко держимся за руки. Но вот мы внесли баночку в группу. У нас тепло, снег тает и в баночке остается вода (переворачиваем модельки — изображаем воду).

— А давайте представим, что мы вынесли нашу баночку на мороз, на улицу. Что случиться с водой? (превратиться в лед).

— Какой лед? (холодный, прозрачный, твердый и т.д.).

— А где еще можно получить лед, если на улице тепло? (в холодильнике).

— Почему снег хрустит под ногами? (ломаются грани снежинок)

Рекомендации: в морозный день вынести баночку с растаявшим снегом на прогулку для дальнейших наблюдений.




map