Методические рекомендации по проведению зрительной гимнастики в условиях ДОУ



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ В УСЛОВИЯХ ДОУ.

Глаза, вне всякого сомнения, можно считать важнейшим из органов чувств – благодаря зрению человек воспринимает более 80% информации из внешнего мира. Для любой деятельности: учеба, отдых, повседневная жизнь, необходимо хорошее зрение. Развитию зрения в детском возрасте необходимо уделять пристальное внимание.

Одним из замечательных и доступных способов профилактики зрительных нарушений являются офтальмологические паузы или по-простому зрительная гимнастика. Проводится в целях предупреждения нарастающего зрительного утомления, для укрепления глазных мышц и снятия напряжения во время зрительно-нагружающих занятий. Как показали современные исследования, «гимнастика для глаз» улучшает кровоснабжение глазных яблок, нормализует тонус глазодвигательных мышц, способствует быстрому снятию зрительного утомления.

Зрительная гимнастика должна быть обязательной частью любой совместной или образовательной деятельности, связанной с напряжением зрения, и режимных моментов. Упражнения необходимо выполнять регулярно не менее 2-3-х раз в день после длительного зрительного напряжения. Внимание при этом нужно сосредоточить на глазах. Упражнения выполняются со всеми детьми или индивидуально во всех возрастных группах.

Зрительная гимнастика предполагает выполнение движения глазами в различных направлениях. Движения эти однотипные, существует определенный набор движений:

-движения глаз вверх – вниз;

-движения глаз влево – вправо;

-круговые движения глазами;

-зажмуривание глаз;

-моргание и т.д.

Учитывая особенности детей дошкольного возраста, для привлечения их внимания к выполнению этих движений, упражнения должны предлагаться в стихотворной, игровой форме. В этом случае, они будут не только полезны, но и интересны. Дети во время проведения зрительной гимнастики не должны уставать. Надо следить за напряжением глаз и после гимнастики практиковать расслабляющие упражнения. Например: «А сейчас расслабьте глазки, поморгайте часто-часто, легко-легко, примерно так, как машет крылышками бабочка». Обязательно в конце выполнения упражнений необходимо закрыть глаза на несколько секунд, а потом поморгать 10 раз.

На первых занятиях воспитатель одновременно с чтением стихотворения выполняет движения глазами, дети за ним повторяют, на последующих занятиях дети самостоятельно проговаривают слова и выполняют движения в соответствии с текстом. Детям необходимо объяснить, что «если долго идти или бежать, то наши ноги устанут и захотят отдохнуть. А как же без отдыха весь день трудятся наши глаза? Им тоже очень тяжело и надо научить глазки отдыхать».

Кроме профилактической пользы, зрительная гимнастика имеет и обучающее значение. Выполнение зрительных упражнений с двигательными играми, обучает дошкольников ориентировке в пространстве. Закрепляются простейшие понятия: «лево», «право», «поворот», «разворот». Кроме этого, проведение зрительной гимнастики способствует обогащению словаря, развитию грамматических компонентов языка и связной речи.

Учитывая построение воспитательно-образовательного процесса в нашем ДОУ с учетом комплексно-тематического принципа, зрительные упражнения в сочетании с речевым сопровождением должны подбираться с учетом темы недели.

Комплексы зрительной гимнастики.

Стихи

Действия

«Часовщик».

Часовщик прищурил глаз,

Чинит часики для нас.

(С.Маршак).

Закрыть один глаз, потом другой.

Открыть глаза.

«Гимнастика для глаз».

Ах, как долго рисовали,Ах, как долго рисовали,Глазки у ребят устали.Посмотрите все в окно,Ах, как солнце высоко.Мы глаза сейчас закроем,В группе радугу построим,Вверх по радуге пойдем,Вправо, влево повернем,А потом скатимся вниз,Жмурься сильно, но держись.

Поморгать глазами.Посмотреть влево — вправо.Посмотреть вверх.Закрыть глаза ладошками.Посмотреть по дуге вверх — вправо

и вверх — влево.

Посмотреть вниз.Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.

«Зимний лес».

Мы пришли в зимний лес,

Сколько здесь полно чудес!

Справа – березки в шубах стоят,

Слева – елки на нас глядят,

Снежинки в небе кружатся.

Вот и зайка проскакал,

От лисы он убежал.

Это серый волк рыщет-

Он себе добычу ищет!

Вот мы спрячемся сейчас,

Не найдет тогда он нас!

Лишь медведь в берлоге спит,

Так всю зиму и проспит,

Пролетают снегири-

Как красивы они.

В лесу красота и покой,

А нам пора идти домой.

Поморгать глазами.

Посмотреть вправо.

Посмотреть влево.

Круговые движения глазами.

Посмотреть влево – вправо.

Посмотреть вправо – влево.

Закрыть глаза.

Поморгать глазами.

Посмотреть по дуге вверх – вправо

И вверх – влево.

Поморгать глазами.

«Теремок».

Терем – терем – теремок!

Он не низок, не высок,

Наверху петух сидит,

Он ку-ка-ре-ку кричит.

Движение глазами вправо – влево.

Движение глазами вниз – вверх.

Моргают глазками.

«Самолет».

Пролетает самолет,

С ним собрался я в полет.

Правое крыло отвел – посмотрел.

Левое крыло отвел – посмотрел.

Я мотор завожу

И внимательно гляжу.

Поднимаюсь ввысь, лечу,

Возвращаться не хочу.

Мы летаем далеко.

Смотрят вверх, ведя пальцем за

«пролетающим самолетом».

Отводят попеременно руки и

Прослеживают взором.

Делают вращательные движения перед грудью и прослеживают взором.

Приподнимаются на носочки –

Имитация полета.

«Дождик».

Дождик, дождик, пуще лей.

Капай, капель не жалей.

Только нас не замочи.

Зря в окошко не стучи.

Смотрят вверх.

Смотрят вниз.

Делают круговые движения глазами.

«Кошка».

Вот окошко распахнулось,

Кошка вышла на карниз.

Посмотрела кошка вверх,

Посмотрела кошка вниз,

Вот налево повернулась,

Проводила взглядом мух.

Глаза вправо отвела,

Посмотрела на кота.

А потом взглянула прямо

И закрыла их руками.

Разводят руки в стороны.

Имитируют мягкую походку кошки.

Смотрят вверх.

Смотрят вниз.

Смотрят влево.

Взглядом «провожают муху» от левого плеча к правому.

Смотрят вправо.

Смотрят прямо.

Закрывают глаза руками.

« Лучик солнца».

Лучик, лучик озорной,

Поиграй-ка ты со мной.

Ну-ка, лучик, повернись,

На глаза мне покажись.

Взгляд я влево отведу,

Лучик солнца я найду.

Теперь вправо посмотрю,

Снова лучик я найду!

Моргают глазами.

Делают круговые движения глазами.

Отводят взгляд влево.

Отводят взгляд вправо.

«Послушные глазки».

Закрываем мы глаза, вот такие чудеса.

Наши глазки отдыхают,

Упражнения выполняют.

А теперь мы их откроем,

Через речку мост построим.

Нарисуем букву «О», получается легко.

Вверх поднимем, глянем вниз.

Вправо-влево повернем,

Заниматься вновь начнем.

Закрывают оба глаза.

Стоят с закрытыми глазами.

Открывают глаза,

Взглядом рисуют мост.

Глазами рисуют букву «О».

Глаза поднимают вверх, опускают вниз.

Глаза смотрят вправо-влево.

Моргают глазами.

«Космос».

Космос

Раз, два, три

Ремни пристегни.

Ракета ввысь лети.

Космонавты, глубже дыши.

Посмотри в иллюминатор, вдруг!

Чудеса одни вокруг.

В воздухе, как ласточки, мы парим

Из отсека в отсек мы летим.

Садимся в кресло мы с трудом

Еще трудней удержаться в нем…

Вот приземляемся мы на Земле,

Чтобы знания получить тебе и мне.

Широко открывают глаза.

Моргают.

Смотрят снизу вверх.

Закрывают глаза.

Смотрят влево-вправо.

Круговые движения глазами.

Смотрят вверх-вниз.

Смотрят сверху вниз.

Моргают глазами.

«Жук».

В группу к нам жук влетел,

Зажужукал и запел: ж-ж-ж,

Вот он вправо полетел,

Каждый вправо посмотрел.

Вот он влево полетел,

Каждый влево посмотрел.

Жук наш приземлился,

Зажужжал и закружился.

Ж-ж-ж-ж-ж-ж

Жук, вот правая ладошка,

Посиди на ней немножко.

Жук, вот левая ладошка,

Посиди и здесь немножко.

Жук наверх полетел

И на потолок сел.

На носочки мы привстали

Но жука мы не достали.

Хлопнем дружно

Хлоп — хлоп — хлоп,

Чтоб в окошко улететь

Он смог.

Моргают глазами.

Смотрят вправо.

Смотрят влево.

Моргают глазами.

Круговые движения глазами.

Смотрят на вытянутую вперед правую руку.

Смотрят на вытянутую вперед левую руку.

Смотрят вверх.

Встают на носочки, тянут руки вверх и смотрят на кончики пальцев.

Хлопают в ладоши,

моргают глазами.

«Снеговик».

Давай, дружок, смелей, дружок

Кати по снегу свой снежок.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст




map