Методические рекомендации по работе над скороговорками как одно из эффективных средств



Методические рекомендации по работе

над скороговорками, как одно из эффективных средств по развитию речевых навыков.

Скороговорки можно использовать как средство развития воображение ребенка, умения понять забавную ситуацию и передать ее выразительно и четко, превращая таким образом скороговорку в театрализованную миниатюру, при исполнении которой можно и нужно развивать выразительные средства голоса: силу, повышение и понижение, смену интонаций, темпа, логического ударения.

В работу со скороговоркой можно вносить элементы психогимнастики, что позволяет учить ребенка использовать выразительные движения (мимику и пантомимику), различать и воспроизводить эмоциональные состояния, доступные возрасту (грусть, радость, удивление, страх т.д.), изображать модели поведения персонажей с разными чертами характера и в различных жизненных ситуациях.

Скороговорка наиболее эффективна, если ее проговорить несколько раз. Короткую скороговорку можно повторять целиком, например: «Мам, мёду б нам» или «Купи кипу пик». Вот как можно обыграть эти скороговорки.

Представь, что я мама – медведица, а ты один из медвежат. Медвежата проголодались: «Мам, мёду б нам». А можно ныть, сердито требовать и даже приказывать. (Взрослый изображает варианты интонаций.) Теперь ласково попроси у меня, ной, сердито требуй, приказывай… Ты сейчас говорил с разными интонациями. Как ты думаешь, какая интонация понравится маме-медведице? Изобрази ее еще раз.

Рано утром мастер-кузнец вынес на базар продавать целую кипу пик (объяснить значение, продемонстрировать рисунок). Бодро и весело зазывает он покупателей: «Купи кипу пик!». Представь что ты этот веселый кузнец… День клонится к вечеру. Жарко. А пики некто не покупает. Устал кузнец, из последних сил уговаривает: «Купи кипу пик». Изобрази усталого кузница… Славный богатырь Добрыня достал кошелек. Обрадовался кузнец, радостно закричал: «Купи кипу пик». Изобрази радостного кузнеца.

В длинных скороговорках логичнее повторять два-три слова. Речь можно сопровождать подходящими по смыслу движениями.

Уточка-вертихвостка (сложенными вместе ладонями делать колебательные движения вправо-влево)

Ныряла да выныривала,

Ныряла да выныривала,

Ныряла да выныривала (движения ладонями вверх-вниз),

Да и не вынырнула (удрученно развести руки в стороны).

Шалила, потому и не вынырнула.

Водолаз вернул (присесть, соединив руки над головой)

Да с уточкой и вынырнул (радостно; встать, вытянуть руки перед собой).

Иногда для уточнения мысли можно менять порядок слов в скороговорке:

Аня нынче нянина,

Нина няня Анина,

Аня нынче нянина.

Смысловая направленность некоторых скороговорок позволяет начинать произнесение медленно, постепенно убыстряя темп.

Маланья-болтунья молоко болтала-болтала (далее с нарастающим ускорением),

Болтала-болтала, болтала-болтала, болтала-болтала

Да не выболтала (разочарованно),

Наш Палкан на Байкала лакал,

Полкан лакал (с ускорением),

Лакал… да не вылакал.

Дети, особо имеющие речевые нарушения, часто испытывают трудности, осваивая скороговорки. Чтобы облегчить им эту деятельность, можно использовать следующие приемы:

1. Проговорить скороговорку очень медленно, беззвучно артикулируя.

2. Проговорить скороговорку и на каждое слово подбрасывая мяч и ловить его двумя руками; перебрасывать мяч из руки в руку; отбивать его от стены или от пола.

3. Научить ребенка воспринимать и воспроизводить слогоритмический рисунок скороговорки. Пример.

* Слоги в слове звучат неодинаково. Один слог всегда звучит сильнее, как будто по нему голосом ударили. Он называется ударным. Послушай, как я проговорю и прохлопаю скороговорку: У пенька опять пять опять: х хХ хХ Х хХ (х – слабый хлопок, Х – сильный хлопок). Попробуй и ты прохлопать и проговорить эту скороговорку медленно, одними губами, без голоса. А теперь быстрее и с голосом.

4. Произносить скороговорку и сжимать обеими руками теннисный или массажный мяч на каждый ударный слог.

5. На каждый ударный слог в слове проводить рукой по массажной щетке (У елки иголки колки). Руки по переменно менять.

6. Можно устроить соревнование между детьми «Гонки скороговорок» — кто быстрее, не сбиваясь, проговорить скороговорку. Только надо помнить, что одновременное увеличение быстроту проговаривания и силы голоса вредит четкой дикции.

У иркутского поэта Ю.Черных есть замечательное стихотворение «Егоркины скороговорки».

Я сегодня был в восторге

От затейника Егорки.

За его скороговорки

Я поставил бы пятерки!

Повторяйте, детвора:

Посреди двора дрова.

Жук, над лужею жужжа,

Ждал до ужина ужа.

В перелеске перепел

Перепелку перепел!

Мышь шуршит у шалаша,

Векше шишку шелуша.

Лилии полили ли

Иль увяли лилии?

Аня нынче нянина,

Нина няня Анина.

Мамами любимы мы

Самыми любимыми!

То-то буду я в восторге,

Если вы, как я Егорке,

За его скороговорки

Мне поставите пятерки!

Взяв это стихотворение за основу, мы делаем театральную миниатюру с куклами.

Ведущий (это может быть Петрушка, а у нас – хорошо знакомый детям сказочный мальчуган Сибирячок, герой одноименного журнала).

Как на горке, на пригорке

Стоят резвые Егорки!

Куклы (появляются из-за ширмы одна за другой).

Раз Егорка!

Два Егорка!

Три Егорка!

И так далее, но не более семи детей – исполнителей.

Ведущий.

Я сегодня был в восторге

От затейника Егорки.

За его скороговорки

Я поставил бы пятерки!

Повторяйте детвора…

1-й Егорка.

Посреди двора дрова.

А далее могут быть использованы любые скороговорки в зависимости от изучаемых звуков и речевых возможностей детей. В заключение ведущий говорит:

То-то был бы я в восторге,

Если б вы, как мы с Егоркой,

Все его скороговорки

Повторили на пятерки!

И тут приходит очередь зрителям ( это могут быть другие дети или родители) говорить скороговорки.

Многолетний опыт показывает: скороговорки могут стать эффективным средством развития не только дикции, но и творческих способностей, если работать над ними весело и с фантазией.

Правила,

которыми можно руководствоваться

при работе со скороговорками.

1. Использовать на первых порах название «чистоговорка».

Поскольку по причине ограниченных произносительных возможностей дошкольники, особенно имеющие нарушения речи, часто затрудняются произносить скороговорки в быстром темпе, как того требует само название «скороговорка».

2. В скороговорках не должно быть звуков, которые ребенок произносит дефектно. Это обязательное условие!

3. Работу следует начинать с легких скороговорок, постепенно добавляя более сложные.

4. Обязательно объяснить ребенку значение непонятных слов.

5. Чтобы облегчить запоминание и выразительное произнесение скороговорки, следует определить ее смысл, придумать простые и конкретные жизненные обстоятельства, которые оправдывают многократное повторение.




map