Методические рекомендации по развитию фонематического слуха у детей с ОНР



Фонематический слух — основа правильной речи

Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать на слух звуки, из которых состоит наша речь. Это умение называется фонематическим слухом.

Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами Порой малыш не замечает, что он неправильно произносит звуки. Цель игровых упражнений — научить его слушать и слышать. Вы вскоре заметите, что ребенок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произнесение.

Фонематический или смысловой слух позволяет ребенку различать слова в потоке речи. Фонематический слух — обобщенное теоретическое понятие, включающее несколько операций. Наиболее ранняя операция формируется спонтанно, не зависит от обучения ( слышу людей и воспринимаю) . На ее базе и параллельно с ней формируются фонематические представления( Я представляю, как звучит та или иная фонема). На базе фонематического представления формируется фонематический анализ и синтез.

Игры для развития слухового внимания.

«Отгадай, что звучит»

Взрослый за ширмой звенит бубенчиком, шуршит бумагой, звонит в колокольчик и предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы малыш мог их угадать, сидя спиной ко взрослому (если нет ширмы)

«Отгадай, что делать»

Ребенку дают в руки два флажка. Если взрослый громко звенит бубном, ребенок поднимает флажки вверх и машет ими, если тихо – держит руки на коленях. Чередовать громкое и тихое звучание бубна рекомендуется не более 4 раз.

«Где позвонили?»

Ребенок закрывает глаза, а взрослый тихо встает слева, справа , позади малыша и звонит в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук, и, не открывая глаза, рукой показывает направление. После правильного ответа он открывает глаза, а взрослый поднимает и показывает колокольчик. Если ребенок ошибся , он отгадывает еще раз. Игру проводят 4-5 раз.

«Угадай, кто сказал?»

Ребенка предварительно знакомят со сказкой «Три медведя» . Затем взрослый произносит фразы из текста , меняя высоту голоса, подражая или Мишутке, или Настасье Петровне, или Михайле Потапычу. Ребенок поднимает соответствующую картинку. Рекомендуется нарушать последовательность высказывания персонажей, имеющуюся в сказке.

« Угадай, кто пришел»

Цель: учить прислушиваться к звукам человеческого голоса, различать голоса знакомых людей, развивать слуховое внимание

Педагог выводит детей в коридор, а одного ребенка оставляет в групповой комнате. Сажает его спиной к двери , просит закрыть глаза и не оборачиваться. Внимательно слушай и по голосу узнай, кто войдет в группу.

«Кто в домике живет»

Цель: учить воспринимать слова с близким звуковым составом.

Ребенок сидит за столом напротив педагога. На столе игрушечный домик (фасадом к ребенку), в нем спрятаны игрушки. Педагог говорит ребенку, что в домике кто-то живет. «Сейчас я скажу, кто в домике, — говорит педагог, а ты внимательно слушай и повтори, кого я назвал». Педагог закрывает лицо экраном и говорит «Мишка и мышка». Ребенок повторяет, игрушка появляется из домика. Педагог продолжает: «Матрешка и мартышка», «Петрушка и неваляшка» Если ребенок не может повторить слова парами, педагог произносит их по одному, не утрируя произношение. В случае затруднения снимает экран, переходит от восприятия на слух к слухозрительному восприятию.

Выполняя эти игровые упражнения, ребенок готовится к различению звуков речи. Каждый педагог, работая над формированием фонематического слуха у детей, должен помнить, что при нарушении фонематического слуха происходит распад единства звука и смысла, ведущий к отчуждению от смысловой стороны речи.

.






map