Методические рекомендации по развитию зрительной памяти у детей 5-7 лет



Методические рекомендации по развитию зрительной памяти детей 5 — 7 лет

В отечественной психологии игра рассматривается как ведущая развивающаяся деятельность в дошкольном возрасте, в рамках которой возникают основные новообразования данного возраста. Игре принадлежит огромная роль. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность детей воздействия на мир.

Проблема целенаправленного формирования игры у детей дошкольного возраста с целью их развития и воспитания возникла лишь во второй половине XX века. Роль детской игры, ее значение в жизни ребенка по- разному рассматривалось в процессе развития научной мысли в области педагогики и психологии. Большое значение игры подчёркивали многие педагоги и психологи (Эльконин Д.Б., Леонтьев А.Н., Немов Р.С., Венгер Л.А., Мухина В.С., Лесгафт П.Ф. и другие).

При изучении развития детей видно, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности развиваются все психические процессы. Эти изменения настолько существенны, что в психологии утвердился взгляд на игру, как на ведущую деятельность в дошкольный период.

В связи с тем, что игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного возраста, игра и игровые упражнения становятся наиболее эффективным методом развития психических процессов у дошкольников. Эльконин Д.Б. писал об игре так: «Игра должна служить основным рычагом воспитания культуры дошкольника» .

Существует несколько видов игр и каждый вид выполняет свою функцию в развитии ребенка. В своей совокупности развивающие, познавательные игры должны способствовать развитию у детей мышления, памяти. Внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений. Развитию конструктивных умений и творчества.

В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии.

Игра – это вид непродуктивной деятельности, мотив в которой заключается не в результате, а в самом процессе. Направлена игра на обучение и развитие детей, она всегда имеет цель и определенные правила. Освоив игру, дети без затруднения проводят её по своей инициативе, вполне самостоятельно.

Игровой метод является наиболее эффективным для развития и обучения дошкольников.

Игровой метод – это деятельность, которая организуется на основе создания условий, правил игры или какого-либо сюжета.

Игровой приём – это часть игрового метода, который включает в себя игровые упражнения, имитацию, использование загадок, считалок. К игровым приёмам обучения так же относится последовательное выполнение упражнений на разных пособиях (различные картинки, рисунки, игрушки, предметы и т.д.).

Суть игровых упражнений заключается в выполнении конкретных заданий. Упражнение – это методически правильно организованное действие, специально подобранное с определенной целью. Игровое упражнение должно выполняться в индивидуальном темпе, с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Многие упражнения имеют сюжетный характер, то есть в них вносятся элементы игры («Где спряталась матрешка?»). Это делает их более интересными для детей. Во время таких упражнений у педагога есть возможность проследить за каждым, предложить повторить в случае необходимости еще раз.

В ходе игровых упражнений выступает задача прямого обучения. В этом особая ценность упражнений при развитии памяти у детей. Использовать их можно на занятиях, в индивидуальной работе, небольшими подгруппами. Педагог может сам придумать содержание упражнения, видоизменить его в зависимости от поставленной задачи, внести варианты, постепенно усложнить.

Выполнение упражнений в разном темпе способствует развитию у детей умения прикладывать различное мыслительные усилия в соответствии с предложенным темпом. Наиболее понравившееся упражнение, дети используют в разных совместных игровых ситуациях.

При обучении упражнениям педагог следит за качеством выполнения их. Это необходимо для правильного формирования процессов памяти. Многие ранее знакомые упражнения могут применяться в качестве подготовительных, с помощью которых педагог подводит детей к выполнению более сложных действий.

С детьми ЗПР используются такие же игры и игровые упражнения, как и нормально развивающимися детьми, но им даются более легкие варианты или большее количество времени.

Далее предлагаются некоторые игры и игровые упражнения для развития зрительной памяти.

Игры для развития памяти.

«Где спрятана игрушка?»

Цель: развивать зрительную память и внимание ребенка.

Оборудование: три склеенных между собой спичечных коробка.

Хорд игры: в один из коробков на глазах у ребенка следует положить какую-нибудь маленькую игрушку или предмет (шарик, солдатика, ластик, пуговицу, колечко от пирамидки и др.). Затем ящички на некоторое время уберите. Попросите ребенка достать спрятанную игрушку.

Игру можно несколько усложнить:

а) убрать ящички на более длительное время,

б) спрятать 2, а затем и 3 игрушки,

в) заменить игрушки.

«Запомни рисунки»

Цель: развивать зрительную память.

Ход игры: ребенку предлагают10 картинок, на каждой из которых изображено по одному предмету. Ребенок должен рассматривать эти предметы в течение 2 минут. Затем картинки уберите, а ребенка попросите назвать те картинки, которые ему удалось запомнить.

Эту игру можно организовать и с несколькими детьми. И в парах. Выигрывает тот из ребят, кто запомнил больше предметов.

«Что изменилось?»

Цель: развивать зрительную память и внимание.

Вариант 1.

Задание: попросите ребенка сначала внимательно посмотреть на картинку с изображением пяти знакомых предметов и назвать их.

Затем эту картинку закройте, предложите другую, на следующей странице, и спросите. Нет ли на ней предметов, которые были на первой картинке? Каких предметов не стало? Какие предметы появились вновь?

Вариант 2.

Задание: попросите ребенка внимательно посмотреть на рисунок, на котором изображено 5 предметов. Затем рисунок закройте и предложите ребенку новый рисунок, на котором уже 7 предметов. Спросите его, нет ли здесь предметов, которые были на первой картинке? Какие предметы появились вновь?

«Какой игрушки не хватает?»

Цель: развивать зрительную память и внимание детей.

Ход игры: поставьте перед ребенком на 15-20 секунд 5 игрушек.

Затем попросите ребенка отвернуться и уберите одну игрушку. Спросите ребенка: «Какой игрушки не хватает?»

Игру можно усложнить:

увеличив количество игрушек,

ничего не убирая, только менять игрушки местами.

Игрушки для проведения игры могут быть следующие: заяц, попугай, медведь, крокодил, собака. Игра будет восприниматься ребенком как новая, если брать другой набор игрушек. Играть можно 2-3 раза в неделю.

«Разрезные картинки»

Цель: развивать зрительная память и восприятие.

Для проведения игры следует использовать 2 картинки. Одна картинка целая, другая – разрезанная по линиям. Можно взять для игры иллюстрации к сказкам, календарики, открытки.

Задание: предложите ребенку собрать картинку, используя образец. Затем образец нужно убрать, а ребенка попросить собрать картинку по памяти.

«Запомни картинки»

Цель: развивать зрительную память и внимание.

Вариант 1.

Задание: предложите ребенку внимательно посмотреть в течение 30 секунд – 1 минуты (чем меньше возраст, тем больше времени дается) на картинку и постараться запомнить детали картинки.

Затем переверните страницу; пусть ребенок посмотрит на второй рисунок и ответит, что изменилось?

Вариант 2.

Задание: предложите ребенку внимательно посмотреть на рисунок в течение 30 секунд – 1 минуты и постараться запомнить все детали рисунка. Затем переверните страницу и покажите ребенку второй рисунок. Пусть ребенок ответит, что изменилось?

«Рисуем по памяти узоры»

Цель: развивать зрительную память.

Ход игры: на листе бумаги нарисовать узор. Предложить ребенку в течение 1 минуты посмотреть на этот узор. Затем узор следует убрать, а ребенка попросить воспроизвести его по памяти. Во время этой игры развивается не только память, но и внимание, и мелкая моторика рук.

«Беспорядок в детской комнате».

Задание 1: попросите ребенка внимательно посмотреть на картинку и рассказать, что лежит неправильно.

Задание 2: предложите ребенку по памяти нарисовать картинку, разложив все на свои места.

«Что потерялось?»

Цель: развивать внимание и зрительную память.

Изображенные на рисунке игрушки живут дома у очень неряшливой и небрежной девочки. Все они имеют жалкий вид.

Задание: попросите ребенка внимательно посмотреть на картинки, а затем по памяти рассказать, что же случилось с игрушками?

Обсуждению рисунков следует уделять особое внимание, так как отдельные признаки предметов, на которые ребенок обращал внимание, позволяют формировать в его памяти образ предметов.

«Найди такой же корабль»

Цель: развивать зрительную память и внимание.

Задание: предложить ребенку внимательно посмотреть на корабль в течение 5-10 секунд и запомнить его. Затем закройте корабль чистым листом бумаги и попросите ребенка найти такой же среди 7 кораблей.

«Бусы»

Цель: развивать зрительную память, восприятие, внимание.

Задание: попросите ребенка внимательно посмотреть. Из каких геометрических фигур сделаны бусы, в какой последовательности они расположены, а затем нарисовать такие же бусы на листе бумаги.

«Нарисуй по памяти картинку»

Цель: развивать зрительную память и внимание.

Задание: предложите ребенку нарисовать на листе бумаги картинку, которую в течение 5 секунд показывал взрослый.

«Расставь точки»

Цель: развивать зрительную память и внимание.

Ход игры: покажите ребенку в течение 2-3 секунд картинку, на которой в квадрате нарисованы точки. Затем закройте этот квадрат листом бумаги.

Задание: предложите ребенку расставить точки в пустом квадрате так же, как они расставлены в первом.

«Опиши предмет и его образ»

Цель: развивать образную произвольную память.

Ход игры: игра проводится с группой детей. Детям раздаются кукурузные хлопья (или мелкое печенье). При этом хлопья (или печенье) должны отличаться по форме. Каждый ребенок должен внимательно рассмотреть свой портрет, каждую его деталь. Попросите детей рассказать о своем предмете, на что он похож, как выглядит, даже, если возможно, дать ему название. Дайте установку на запоминание своего предмета. Потом хлопья или печенье собираются. Каждый ребенок должен найти свой предмет, описать его образ.

Эту игру можно проводить с мелкими камушками.

Следует отметить детей, которые правильно нашли свои предметы [33].

«Нарисуй фигуру»

Ребенку показывают 4-6 геометрических фигур, а потом просят его нарисовать на бумаге то, что он запомнил. Более сложный вариант – попросить юного художника воспроизвести фигуры, учитывая их размер и цвет.

«Найди сам»

(на развитие зрительной памяти для детей 3-6 лет)

Склеить 4 и 3 спичечных коробка, поставив их друг на друга так, чтобы получилось 2 башенки.

1 этап. В один из коробков кладут, например, пуговицу и закрывают. Ребенку предлагают показать. Куда положили пуговицу, в какую из башенок и в какое отделение.

2 этап. В разные отделения одной из башенок прячут уже 2 предмета.

3 этап. Предметы убирают в разные башенки, и ребенку нужно вспомнить, где что лежит. Открывать отделения ребенок может сразу после того, как предмет был спрятан (это развитие кратковременной зрительной памяти), или, к примеру, через полчаса, а для старшего дошкольного возраста – на следующий день (развитие долговременной зрительной памяти).

«Шапка – невидимка»

Цель: развития зрительной памяти.

Ход игры: в течение 3 – 5 секунд рассмотреть предметы, находящиеся на столе (3-5предметов), затем накрыть их шапкой и предложить ребенку назвать, что спряталось под шапкой — невидимкой. Начинать знакомство с игрой с небольшого количества предметов, постепенно увеличивая по степени развития памяти.

«Повтори узор»

Цель: развитие зрительной памяти.

Ход игры: посмотреть на предложенный выложенный (нарисованный) из геометрических фигур узор, запомнить его и самостоятельно выложить из таких же геометрических фигур (блоки Дьенеша).

Упражнения для развития зрительной памяти для детей 5-7 лет

— «На каких картинках предметы расположены одинаково?»

— «В каждом ряду найди лишний предмет»

— «Найди и дорисуй картинку, в которой чего-то не хватает»

— «В данной таблице закрась все круги зеленым карандашом, все треугольники – синим карандашом»

— «Нарисуй в аквариуме слева столько же рыбок, сколько их в аквариуме справа»

— «Найди 10 отличий»

-«Соедини деревья одинаковые по высоте»

-«Посмотри на рисунки в рамке и найди их на картинке»

— «Раскрась на картинке всех зверей и птиц»

— «Найди такого же зайку, который нарисован слева (прикрыть картинку ладошкой)

— «Найди все предметы, которые могут летать,… плавать»

— «Найди все легкие предметы»

— «Найди все предметы, необходимые повару; строителю»

— «Назови все нарисованные предметы. Повтори все, что нарисовано».

Для подбора игр использовались книги Зяблицевой М.А, Венгер Л.А., Симоновой Л.Ф. В ряде случаев эти игры были модифицированы под возраст детей, их уровень развития.

Список используемой литературы.

Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста – М.: Просвещение , 1989 г

Зяблицева М.А. Развитие памяти и воображения у детей. Игры и упражнения. – Ростов — на — Дону: «Феникс», 2000 г

Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре – М.: Просвещение, 1982 г

Симонова Л.Ф. Память. Дети 5 – 7 лет. – Ярославль: Академия развития, 2000 г

Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Просвещение, 1978 г




map