Методические рекомендации по созданию уроков-комплексов



Методические рекомендации по созданию уроков-комплексов.

Опыт работы в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VI вида показал, что воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья требует комплексного подхода для осуществления коррекционной работы.

Чтобы процесс обучения детей с наличием разных нарушений, был эффективен, возникла необходимость создания условия комплексного воздействия – согласованность действий специалистов различного профиля: учителя, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, педагога Монтессори, врача-невролога, инструктора ЛФК. Гибкое сочетание различных видов и форм коррекционной работы с разными специалистами нашло отражение в уроках-комплексах.

Включение в такой урок специалистов обусловлено спецификой их работы и тесно связано с содержанием, целями и задачами конкретного урока.

Комплексная работа учителя и специалистов выстраивается по определённой схеме и состоит из следующих этапов.

Аналитический этап.

Планируя урок-комплекс, педагог исходя из темы, задач, образовательных возможностей, коррекционной направленности урока и особенностей детей определяет, какое сопровождение необходимо для решения задач урока.

Медицинское сопровождение. Предполагает привлечение данных основных и сопутствующих диагнозов, составление индивидуального плана реабилитации и его осуществления. Включает деятельность врачей (невролога, психиатра, ортопеда, офтальмолога и инструктора ЛФК и др.)

Психологическое сопровождение. Предполагает диагностику и коррекцию познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферы ребёнка, осуществляемую психологом.

Сенсомоторное сопровождение. Развитие мелкой моторики, сенсорики и практических действий педагогом Монтессори, инструктором ЛФК. Включает расширение двигательного опыта, укрепление и развитие мелкой моторики рук. Кинестетическое и кинетическое развитие. Сюда же включается развитие тактильно-двигательного восприятия.

Логопедическое сопровождение. Развитие понимания речи, активизация лексики, коррекция нарушений звукопроизношения, искажений звукослоговой структуры слова, формирование и коррекция навыков чтения и письма, формирование анализа структуры предложений, развитие коммуникативной, познавательной и регулирующей функции речи. Осуществляется логопедом.

Дефектологическое сопровождение. Формирование, коррекция и развитие общеучебных интеллектуальных умений и навыков, осуществляемые учителем-дефектологом, включающее следующее:

— формирование и коррекция психических функций(зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти, воображения, наглядных и словесных форм мышления);

— формирование пространственно-временных отношений;

— умственное развитие;

— нормализация ведущей деятельности возраста;

— формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающего мира;

— формирование готовности к восприятию нового материала;

— формирование необходимых для усвоения программного материала умений и навыков.

2. Этап консультирования. Каждый специалист, ориентируясь на решение вопросов в сфере своей компетенции, вносит собственное понимание и в тоже время одну из составных частей целостной картины урока и определяет возможности коррекции, развития каждого ребёнка на данном уроке.

3. Подготовительный этап. Подготовка начинается с совместной разработки конспекта урока. Продумываются образовательные, коррекционно-развивающие и воспитательные задачи урока. Исходя из темы, задач, особенностей детей и коррекционной направленности урока, продумываются упражнения, задания, способы их решений, информационный материал, способы деятельности обучающихся, педагога и специалистов, сочетание и взаимодействие деятельности педагога со специалистом на разных этапах урока, прогнозирование возможных трудностей , выбор форм, методов, приёмов и средств.

4. Основной этап. Этап проведения. Процесс урока. Совместно со специалистом проводится урок, где педагог и специалист корректируют и развивают знания, умения и навыки обучающихся, направляют их к решению задач урока с помощью выбранных методов, приёмов и средств.

5. Рефлексивный этап. Анализ и оценка результатов, проведённого урока. На этом этапе педагог и специалист обмениваются мнениями, обосновывают свои решения и выводы. В заключении обсуждают достигнутые результаты, отмечают ошибки и прогнозируют дальнейшую коррекционно-развивающую работу с детьми данного класса.

Эффективность уроков-комплексов очевидна!

Постановка общей коррекционной цели, позволяет достичь решения специфических задач, которые при совместной работе осуществляются наиболее полно. Наличие на уроке двух –трёх специалистов стимулирует детей к повышению мотивации, что ведёт к улучшению их работоспособности. Организованная таким образом работа, создаёт возможности для закрепления и углубления ранее полученных на индивидуальных логопедических и дефектологических занятиях знаний, умений и навыков.




map