Методические рекомендации по воспитанию звуковой культуры речи у детей



1этап:

Формирование базового уровня для воспитания звуковой культуры речи.

Работа над формированием звуковой культурой речи у детей осуществляется в три этапа.

1-стадия работы.

Начинается работа с формирования ощущений движений диафрагмы и передней стенки живота в различных положениях: лёжа, сидя, стоя. Воспитатель следит, чтобы вдох ребёнка был форсированным, а его плечи не поднимались. Используются игры:

«Великаны» Левая рука находится на животе, взрослый слегка нажимает на руку, чтобы почувствовать движение диафрагмы, напряжение и расслабление мышц живота.

Одновременно с тренировкой изолированного диафрагмального дыхания даются и голосовые упражнения. Детям предлагается глубоко вздохнуть и на выдохе произнести заданный звук (а,о,у). звук должен тянуться легко и свободно при средней громкости звучания голоса. Вместе с громкостью можно изменять ударение, например, АААоооууу, аааОООууу. Постепенно можно добавлять согласные М Н, например, мммааа, мммооо, нннааа, нннуу. На этой стадии приступают к формированию координации между дыханием и движением туловища и конечностей. Используются игровые приёмы:

«Кролик нюхает капусту» Движения на вдох и выдох очень глубокие, осуществляются на «улыбке» (3-4р).

Артикуляционная гимнастика.

Очень полезно если артикуляционные движения производятся одновременно с движением пальцев и кистей. Затем отрабатывается артикуляционные упражнения для определённой группы звуков. Первые звуки это звуки раннего онтогенеза (м, б, п, т, д, н, к, г, х,ф, в). После театра «пальчиков и языка» уступает место «сказке о весёлом язычке».

Дети учатся правильно произносить простые звуки, сочетая их с другими, повторяя ряд слогов, выделять среди других, определять наличие звука в слове.

Развитие просодической стороны речи: развитие умения узнавать и воспроизводить неречевой ритм и темп.

Дети учатся узнавать и воспроизводить неречевой ритм и темп, используют хлопки, стуки, дирижирование. Используются игровые приёмы:

Игра «Нас не обмануть» В-ль хлопает в ладоши медленно, а дети медленно идут по кругу. Как только взрослый убыстряет темп – дети начинают бежать. Затем вдруг даются задания на переключения внимания, а дети должны либо идти, замедляя ход, тихо-тихо, либо пускаться бегом. Сигнал постоянно меняется с тихого на быстрый и наоборот.

2- стадия работы

Развитие фонационного дыхания и голоса: развитие фонационного выдоха, его долготы. Изменение силы (гласные- а о у э) и высоты звучания (и).

На данной стадии внимание детей обращается уже не на «быстрый вдох» , а на звучание голоса в процессе выдоха. Выполняются следующие упражнения:

Пропевание гласных (а о у э) с изменением силы голоса: сначала изолированно, а потом с плавным переходом (тихо-громче-громкои наоборот). С изменением высоты голоса, сначала изолированно, затем с плавным переходом (низко-высоко, низко-выше-высоко и наоборот).

Пропевание гласных с различной интонацией (повествовательной, вопросительной, восклицательной). Отражаются разные эмоциональные состояния: радость, боль, вопрос, просьба, осуждения и др.

Постановка новых звуков и автоматизация поставленных звуков в словах и фразах. Дифференциация поставленных звуков ( ль,йот, сь, з-зь, с-з. сь-зь, ц, ш,ж, с-ш-з-ж)

На этой стадии осуществляется методика М. Е, Хватцева по 10-15 приёмов постановки того или иного звука. Переход от постановки к автоматизации звуков становится сложным. Для этого используется игровые приёмы:

«Карусель» Говори ссс и поднимай язычок к нёбушку. Всё, на этом месте останови язычок и дуй на него посерединке. Губки вытяни впёрёд, чуть округли. Смотри, какой, «тёплый ветерок» получается. Давай покатаем на этом ветерке наших пассажиров?

3-я стадия работы.

Развитие фонационного дыхания: произнесение слогов, слов, коротких фраз на одном выдохе. Развитие умения делать добор воздуха в конце фразы.

На этой стадии особое внимание уделяется соблюдению голосового режима в группе. В-ль разговаривает во время занятий, голосом разговорной громкости, не допуская форсирования голоса, крика, следят за тем, как дети пользуются голосом.

Дети учатся произносить слоги и отдельные слова, затем фразы из двух, а далее из 3-4 слов, короткие стихотворные тексты.

Используются механические игрушки, повторяющие за взрослым и ребёнком некоторые слова и фразы, например механический попугай. Дети с радостью учат произносить скороговорки, чистоговорки, считалки и.т.п. Ребёнок , слушая неправильную речь, старается сам правильно произносить скороговорки. Обращается внимание детей на правильное ударение, например: Мы ходили в магазин за тортом, а не за тортом. Правильное ударение на первый звук (о) в слове торт.

При ошибках в правильном ударение с прилагательными, нужно запомнить:

. ударение в краткой форме женского рода падает на окончание, а в кратких формах среднего и мужского рода ударение на основе: белый- бела, бел, бело. Во множественном числе, наоборот, наблюдаются колебания в постановке ударения: белы-белы.

. в сравнительной степени ударение падает на суффикс: длинна— длиннее. Если ударение в краткой форме слова падает на основу, то в сравнительной степени остаётся там же: красива- красивее.

Развитие голоса: формирование умения произвольно изменять силу, высоту и тембр голоса.

Игра «Дорожки»

Цель: Закреплять представления детей о длительности и умении трансформировать зрительно-наглядные схемы в звуковые ритмы и наоборот.

Оборудование: прямоугольники(3*8) и квадраты(3*3) с липучками, осязательные коврики(10*40).

Педагог выкладывает на доске зрительно-наглядную схему ритмических рисунков, в которой прямоугольниками обозначены длинные звуки, а квадратные- короткие звуки. Дети моделируют эту последовательность на своих ковриках.

Звуковая работа: постановка новых звуков и автоматизация поставленных звуков в словах и фразах, дифференциация звуков (л,р,л-ль, л-р-рь, ч,ш,ч-щ).

«Что пропало»

Перед ребёнком выкладывают 5-9 предметов или игрушек, в названиях которых есть автоматизированные звуки. Затем 1-2 игрушки убирают. Ребёнок ищет что исчезло.

«Волшебная ромашка»

Ребёнок отрывает лепестки ромашки, на которых приклеены картинки или наклейки с автоматизируемым звуком.

Развитие просодической стороны речи: произнесение фраз с различной интонационной выразительностью.

Используются произнесение коротких скороговорок и чтение небольших стихотворений. Детей учат делать паузы при доборе воздуха между фразами, используя на первых занятиях выразительные движения и дирижирование, способствующие припоминанию слов и отдельных строчек стихотворения, например:

Чики, чики- чикалочки! (ноги вместе, подскоки на месте, руки на поясе)

Едет гусь на палочке, (одна нога впереди другой, подскоки)

Уточка на дудочке, («утиный шаг» вперевалочку)

Петушок на будочке, (грудь вперёд, посеменить ногами)

Зайчик на тачке, (руки перед грудью, прыжки)

Мальчик на собачке, (бег на месте)

Для отработки всех типов интонационных конструкций детям предлагается разыгрывать ситуации, изображённые на картинках. После того как дети научились правильно произносить фразы, содержащие отрабатываемые звуки с различной интонационной выразительностью, приступая к отработке данного навыка в различного рода играх-драматизациях и инсценировках.

2 этап:

Формирование функциональной системы, определяющей уровень звуковой культуры речи.

1-я стадия работы.

На этой стадии детей подводят к тому, что разница звучания заключается в интонационной выразительности речи, которая помогает людям не только точно передавать свои мысли и чувства, но и лучше понимать чувства и отношения к ним других людей. Затем переход к формированию навыков восприятия отдельных интонационных компонентов. Вводится понятие «голос повышается», «голос понижается». Для этого предлагается обозначения в виде стрелок, направленных вверх или вниз, или используется поднятие руки вниз вверх.

При восприятии мелодических рисунков служат серии гласных, отдельные фразы, произносимые педагогом или записанные на магнитофон.

При развитии восприятия темпа речи следует формировать у детей представление о нём, как о скорости следования звуков (медленный, умеренный, быстрый). Надо научить детей умению подчинять скорость собственных движений заданному темпу. Предлагаются образцы двигательных серий: хлопки, удары в барабан, взмахи руками.

При знакомстве детей с терминами (быстро, медленно, умеренно), можно вводить символы-обозначения цветовой гаммы: зелёный- быстро, жёлтый- медленно, красный- умеренно.

Ритм состоит из трёх компонентов: темп, метр и ритмический рисунок. Метр детям даётся в виде упражнений, во время этих упражнений формируется представление об интенсивности акустического, кинестетического, визуального сигнала. Например игра «Забияки», дети стоят в парах лицом к друг другу, держа руки за спиной, делают махи назад ногой, согнутой в колене, на сильный акцент поднимать руки вверх, изображая гребешки петухов. В игре «Весёлые кегли» сильные удары-кегли, а мячи-слабые. Педагог отхлопывает определённый ритм, а дети моделируют его мячами и кеглями. Дальше ребёнок проговаривает гласные и слоги получившего рисунка.

При восприятии логического ударения начинается с приёмов его нахождения, что является осмыслением текста и противоположных понятий. Сначала проводится работа по развитию восприятия интонационных компонентов: мелодика, темп и ритм.

В момент развития навыков восприятия на слух слов-носителей логического ударения дошкольникам предлагается:

— внимательно прослушать речевой материал и назвать слово-носитель логического ударения;

— повторно прослушать речевой материал и хлопнуть на выделенном слове;

— ещё раз прослушать и поднять вверх ту картинку, которая изображает слово-носитель логического ударения.

2-я стадия работы.

Речевым материалом для воспроизведения мелодических рисунков серии гласных и слогов используются игры-упражнения, например, дирижирование. При развитии темпа. Детей просят посчитать хлопки, удары в бубен медленно, умеренно и быстро. На индивидуальных занятиях ребёнку предлагают самостоятельно произнести потешку с разной скоростью.

При восприятии ритмического рисунка, детей учат выделять и соблюдать паузы, умение двигаться под музыку и замирать, когда музыка прекращается.

Дается понятие: «длинный» звук-отведение рук в стороны, «короткий» звук-хлопок или подъём рук над головой.

В время формирования навыков воспроизведения логического ударения начинается с их отработки в самостоятельной речи. Предлагаются следующие игры: «Кто в домике живет?», «Построения». Игры проводятся в вопросно-ответной форме.

3-я стадия работы.

Формирование навыков восприятия интонации начинается с усвоения завершённости в повествовательных предложениях. Педагог предлагает следующее: «Когда мы что-то сообщаем, мы говорим спокойно, понижая голос в конце». Детям предлагается подкрепить знания графическим символом-карточкой с изображением точки.

Затем переходим к вопросительным предложениям: «Когда мы о чём-то спрашиваем, голос в конце предложения повышаем». Вводится символ-вопросительный знак. Далее переходим к предложениям с восклицательным знаком. Сначала надо дать детям представления о настроении и чувстве, радостные чувства можно передать с помощью интонации: «Когда мы что-то сообщаем, сначала повышаем голос, в конце понижаем». Движение руки сначала вверх, а затем вниз. Наглядная опора-карточка с изображением восклицательного знака. Сначала детям предлагаются предложения, а потом стихотворения.

После того, как дети усвоили, навык интонации в импрессивной речи переходим к формированию навыка использования их в экспрессивной речи. При интонации завершённости можно использовать игры: «Рыбаловы», «Волшебный мешочек». В этих играх используются предложения с местоимением «это». Далее идёт усложнение, включаются слова разной фонетической сложности. Игры: «Назови ласково», «Скажи наоборот».

В вопросительных предложениях с вопросительным словом используются игры: «Почемучки», «Барашек». Без вопросительного слова следующие игры: «Угадай кто позвал», «Письма –загадки». В восклицательных предложениях используется способ поднимания руки и опускания. Предлагаются игры: «Просьба». «Восхищение».

В заключении формирование навыков интонационных конструкций является работа по дифференциации интонации, которая проводится поэтапно. Сначала интонация завершённости и вопроса, интонация завершённости и оценки, затем интонация вопроса и оценки и только потом все три интонации. Первоначально используются упражнения повторения гласных звуков или слогов: аоиу. Аоиу? Аоиу! Или мамыму. Мамыму? Мамыму! Затем детям даются задания на составления предложений разной структуры сложности и воспроизведение их с разной интонацией. Средством тренировки навыков дифференцирования интонаций является разучивания диалогов, предлагается речевой материал: «В гостях у королевы» (С. Маршак), «Сорока и медведь» (Н. Сладков), «Аист и лягушка» (С. Михалков). Главным условием инсценировок является наличие зрителей, так, как у детей появляется желание сыграть лучше свою роль.






map