Методические рекомендации по взаимодействию логопеда и родителей Успешные родители



Методические рекомендации по взаимодействию логопеда и родителей.

«Успешные родители»

Данные рекомендации будут полезны логопедам, дефектологам.

Подготовили

Трухина Лариса Владимировна

учитель-логопед МБДОУ № 2,

г. Таштагол

Макарова Евгения Олеговна

учитель-логопед МАДОУ № 242,

г. Кемерово

2012 г

Если вы не видите немедленного

результата хорошего или плохого,-

будьте терпеливы и наблюдайте.

Дипак Чопра.

Цель данной работы состоит в создании и апробации модели взаимодействия родителей и логопеда в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, в снятии противоречий, изменении родительских установок, ничем не обоснованных амбиций, обучение родителей новым формам общения и педагогической поддержки ребенка, организации предметной коррекционно — развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка.

Принципы:

Отказаться от стереотипов и принимать человека таким, какой он есть.

Верить, что в каждом человеке заложен источник позитивного развития и роста.

«Делай как должно. И пусть будет что будет».

Развивать в себе навыки сотрудничества, диалогического общения с другими людьми, независимо от их возраста, опыта, социального положения и профессионального статуса.

Не сжигать сегодняшнюю энергию, переживая прошлую беду или предполагаемую: « День спасения человека — сегодня».

Пояснительная записка.

Родительство дает особый смысл жизни, даже если, изначально, ребенок не входил в планы супругов. Статус родителей особый, и большинством людей он воспринимается как счастье.

Чем старше становится ребенок, тем больше он предоставлен самому себе, но есть дошкольный этап, когда терпение родителей подвергается большому испытанию: с одной стороны, ребенок уже достаточно самостоятелен, а с другой- не меньше младенца требует внимания.

Родительство – уникальный труд. От других видов его отличает обязательная самоотдача и самовоспитание. Для ребенка родители – это боги: утешают, понимают, наказывают, создают праздник, милуют, а сколько знают! Родители для ребенка 6-7 лет являются главными в познании окружающего мира. Багаж знаний, умений, представлений дошкольника зависит от того :

о чем говорят родители с детьми

как родители организуют режим

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы логопеда и родителей. В логопедической практике существуют стабильные формы работы с родителями, которые являются достаточно эффективными.

Первую организационную встречу логопеда с родителями проводим в конце сентября. На этой встрече в доступной форме:

разъясняем необходимость специального, направленного обучения детей в условиях логопедической группы (логопункта);

анализируем результаты психолого-педагогического обследования детей;

информируем об организации работы логопеда и воспитателя в течение года, а также о содержании логопедических и воспитательских занятий в первый период обучения.

Считаем полезным на этом собрании предоставить родителям возможность прослушать магнитофонные записи речевых высказываний детей при первичном их обследовании.

Опыт общения с родителями показывает, что их отношение к речевым дефектам детей неоднозначно: одни видят лишь недостатки произношения отдельных звуков { Р –Л, С- Ш}, другие считают, что все само исправится к школе, и они лишь под давлением специалистов привели ребенка в группу. Поэтому особое значение приобретает первая беседа логопеда, когда мы должны в доступной и убедительной форме рассказать о негативных последствиях недостаточно сформированной речи в процессе овладения детьми грамотой и продемонстрировать это

( используя дисграфические письменные работы учащихся с речевым недоразвитием).

При этом считаем необходимым подчеркнуть, что именно раннее выявление речевой патологии, оказание детям своевременной помощи помогут предупредить затруднения при обучении в школе. Тем самым обосновываем необходимость коррекционного обучения ребенка в дошкольной логопедической группе.

Большое внимание уделяем освещению вопросов, связанных с организацией жизни детей в условиях специального детского сада.

Присутствие родителей на занятиях логопеда и активное участие в них являются важным условием эффективности обучения.

Раскрывая в доступной форме задачи и содержание логопедических занятий, мы знакомим (выборочно) с приемами педагогического воздействия, необходимыми для осуществления дифференцированного подхода к каждому ребенку.

Мы отмечаем особую роль родителей, в комплексе следующих психолого-педагогических мероприятий:

А) соблюдение единых требований к ребенку;

Б) контроль за выполнением заданий в домашних условиях;

В) помощь в оформлении тетради ребенка, игр, дидактического материала;

Г) присутствие на открытых занятиях, праздниках, родительских собраниях, оформление стендов для родителей, групповой комнаты.

Таким образом, мы акцентируем внимание родителей на сознательном включении их в коррекционный процесс.

На протяжении учебного года для родителей систематически проводим консультации, показываем приемы коррекционной индивидуальной работы с ребенком, информируем о его трудностях и успехах, подсказываем, на что необходимо обратить внимание дома. У каждого ребенка есть своя тетрадь и свой альбом, где фиксируется содержание логопедической работы.

Родителям объясняют, как необходимо оформить эту тетрадь, дают образцы выполнения домашних заданий (зарисовки предметов, наклеивание переводных картинок, запись стихотворений, рассказов и т.д.) Тетрадь всегда должна быть аккуратной и хорошо оформленной. Это также один из моментов педагогического воздействия.

Полезным для родителей является посещение открытых занятий логопеда. Они проводятся систематически 1 раз в 2-3 месяца. Родители имеют возможность наблюдать за успехами детей, видеть их трудности в общении с товарищами, наблюдать за проведением режимных моментов, организацией игровой деятельности.

В середине учебного года проводится второе родительское собрание. На нем подводим итоги работы за 1-е полугодие. Определяем задачи и содержание занятий в последующий период обучения, требования к речи детей; оцениваем роль каждой конкретной семьи в системе комплексного воздействия. В это время логопед уже может дать прогноз конечного итога логопедической работы, сориентировать родителей в отношении дальнейшего пребывания ребенка в детском саду или школе.

В коррекционной работе важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками. Взаимосвязь с родителями осуществляется через разные формы. Наиболее эффективные это индивидуальные беседы, которые позволяют родителям получить не только интересующую информацию, но и сблизиться с логопедом, стать его надежным союзником. В дни открытых дверей родители смогут не только присутствовать на занятии, но и отрабатывать совместно с логопедом и детьми необходимые навыки для коррекции просодической стороны речи, звукопроизношения, лексики, грамматики, связной речи. Совместная деятельность, праздники для детей и родителей, анкетирование, родительские сообщения и доклады позволят повысить грамотность в

области логопедии, пробудить интерес и желание заниматься со своими детьми. Чтобы объединить родительские возможности с профессиональными знаниями логопеда в деле профилактики и коррекции речевых нарушений, обучения и воспитания детей, предлагаются анкеты.

Многие занятия, а также некоторые консультации и индивидуальные практикумы рационально снять на видео. Родителям не всегда понятны термины, употребляемые логопедом, принципы выполнения задания. После просмотра видеоконсультации или мультимедийной презентации у взрослых появляется возможность выполнять с ребенком домашние задания в соответствии с требованиями логопеда. В практике работы логопеда часто случаются ситуации, когда у родителей возникают какие-либо вопросы, но у них нет возможности задать их специалисту лично. В этом случае можно задать вопрос специалисту на сайте ДОУ в режиме онлайн, а также можно использовать «Логофакс» — коробку с прорезью для складывания записок с вопросами (при отсутствии интернета).

Третье родительское собрание планируем в конце года. На нем подводим итоги всей коррекционной работы, даем анализ повторного обследования речи детей, рекомендации к их дальнейшему обучению ( в детском саду, школе). Организуем также торжественный выпуск детей, где каждый из них имеет возможность продемонстрировать свои успехи.

Формы взаимодействия с родителями:

Экспресс-выступление на родительском собрании

Библиотека семейного чтения

«Клуб успешные родители»

Онлайн консультации для родителей на сайте ДОУ

Рубрика «Это интересно…»

Деловая игра «Технология безоценочного общения с ребенком».

Ожидаемый результат: налаживание преемственности, что положительно отразится на качестве работы (максимальное количество выпускников пойдут в школу с хорошей речью); это сведет к минимуму рецидивы. Накопление опыта общения родителей и детей. Вследствие систематической пропаганды логопедических знаний родители станут лучше понимать проблемы детей, имеющих речевые нарушения. Щадящий режим, индивидуальный подход, общеукрепляющее лечение, любовь, доброжелательность, педагогическая поддержка в учреждении и семье выйдут на первый план.

Перспективы: накопление опыта по созданию педагогической системы взаимодействия участников образовательного процесса, способствующей развитию индивидуальности на начальных стадиях образования.

МОДЕЛЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛОГОПЕДА С СЕМЬЁЙ.

Воспитание нравственных качеств.

Общее психическое состояние.

Выполнение домашних заданий.

СЕМЬЯ

РЕБЕНОК —

ЛОГОПЕД

Планограмма на учебный год.

месяц

мероприятия

сентябрь

«Давайте познакомимся!» Встреча за круглым столом со специалистами, работающими с детьми. Клуб «Успешные родители». Видеоконсультация «Артикуляционная гимнастика» (правила выполнения), «Автоматизация звуков»

ноябрь

«Учение с увлечением!» Как совместить обучение, коррекцию с радостью познания; способы поощрения, поиск возможных интересов и увлечений детей, опора на потенциальные возможности ребенка. Деловая игра.

Индивидуальные беседы по теме: « Как учить запоминать стихотворение?»

декабрь

«Новогодняя сказка». Клуб «Успешные родители». Экспресс –выступление.

январь

«День открытых дверей». Встреча родителей со специалистами, администрацией, воспитателями. Обсуждение интересующих проблем. Индивидуальные беседы по теме: « Что делать, если у ребенка плохая память?»

Отчет за полугодие в форме «Клуба веселых и находчивых»

март

«Алло, мы ищем таланты!» Совместный концерт детей, родителей, педагогов. Совместное чаепитие. Рубрика: «Это интересно»,

Экспресс-выступления: « Зачем нужен невролог ребенку?»

Шоковая анкета (разработчик В.В. Сеничкина) она у меня есть.

апрель

«Человек-это звучит гордо». Ребенку необходимо самоуважение. Встреча с психологом, беседа об особенностях возрастной психологии старшего дошкольника. Клуб «Успешные родители»

май

«До свиданья, детский сад!» Подведение итогов года. Награждение детей и родителей. Встреча с учителями. Библиотека семейного чтения.

Список использованной литературы:

Асмолов А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990.

Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.:Педагогика-Пресс 1990.

Поваляева М.А. Коррекционная педагогика. Взаимодействие специалистов. Ростов н\Д.: Феникс., 2002.

Корнилова Л.А. Рекомендации логопеда родителям //Логопед.2009. № 8.

Работа учителя-логопеда с семьями: инновационные подходы. Сб. статей /Под ред. Л.С. Вакуленко. СПб., 2012.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы:

http://prodetey.ru/709-gotovim-rebenka-k-shkole






map