Методические рекомендации по закреплению употребления предлогов детьми с тяжелыми наруш



Методические рекомендации по закреплению употребления предлогов

детьми с тяжелыми нарушениями речи

Из опыта работы воспитателя логопедической группы детского сада компенсирующего вида

№ 465 г.о. Самара Овчинниковой Дарьи Вячеславовны.

При нормальном речевом развитии предлоги довольно рано появляются в речи детей.

В 2года 2мес — 2года 6мес появляются предлоги «У» и «ИЗ» с родительным падежом существительных. ( У мамы, из сумки), предлог «с» с творительным падежом в значении совместного действия (с мамой), предлог «на» — предложный падеж со значением места (на окне, на столе)

В 2,5-3 года усваивается винительный падеж с предлогом «под» (под книгу, под камень), родительный падеж с предлогом «через», «из», «для», «после».

От 3-4 лет усваивается родительный падеж с предлогом «до» (обозначает предел действия-до леса), и предлог «вместо».

К 4 годам ребенок практически овладел всеми предлогами, кроме сложных «из-за», «из-под».

Сложность работы над предлогами заключается в том, что предлог очень трудно выделить из спонтанной речи. Перед педагогом должен стоять вопрос: «Какова цель работы над предлогом?»

Сформировать понимание пространственного значения предлога.

.Сформировать представление о предлоге как об отдельно значимом слове

Сформировать умение слышать предлог во фразе.

Ввести предлог в спонтанную речь детей.

Сначала выясняем, какие предлоги ребенок понимает, как ориентируется в пространстве (на стол, под стол). Сразу увидим, что ребенок не понимает пространственного значения предлогов.

Система работы над предлогами.

1. Хорошо отрабатываем понимание пространственного значения предлогов, манипулируя с предметами в пространстве.

2. Плоскостное изображение предложных значений.

3. Потом строим развернутую фразу с предлогом, используя картинку.

4. Употребление предлога по представлению

Работа над предлогом дает возможность повторить изученные предложные формы и идти дальше.

Начинаем работу с предлога « НА», хотя он есть у большинства детей. При работе с этим предлогом формируется понятие о предлогах, как о маленьких отдельных словах.

Предлагаем начать с игрушек, где отсутствует во фразе предлог

У детей в руках кубик, даем задание; положи кубик стол. Выясняем, что инструкцию нельзя выполнить, так как не сказано важное маленькое слово НА. Без этого слова непонятно задание, слово надо уважать. Затем предлагается положить кубик на что-нибудь — на стол, на стул. Выясняем, что НА обозначает нахождение на поверхность чего-либо. Показываем плоскостное изображение предметов: картинки, где кошка на шкафу, чашка на буфете. После этого распространяем предложения с ответом на вопросы: куда и где? При этом берем 2 предложения конструкции винительного и предложного падежа. Поставили на стол и стоит на столе, положили на полку и лежит на полке. Далее можно использовать следующее пособие: выставляются картинки: яблоня, рябина, дуб, ель (как назвать одним словом?) А теперь скажите, что НА чем растет?

На яблоне яблоки, на дубе желуди и т.д. Плоды размещаются на соответствующем дереве. Можно усложнить работу и разместить плоды неправильно, задается вопрос: «Что неправильно, где какие плоды растут?»

По представлению дети употребляют предлог в следующей ситуации: составьте предложения, чтобы вы могли сказать, что НА чем?

стол — тарелка

гнездо — дерево

птица — крыша

стул — мальчик

( Тарелка на столе, гнездо на дереве).

Более сложное задание: нарисуйте яблоко и блюдо так, чтобы можно было употребить предлог НА.

Следует взять и другие значения предлога НА, для этого надо знать глагольное управление.

— Значение ехать на чем-либо.

Предъявляются картинки с изображением различного вида транспорта: автобус, трамвай, троллейбус, лошадь с телегой, велосипед, поезд, катер, самолет, вертолет. Все слова проговариваются. Дается обобщение: водный, воздушный, наземный транспорт. А теперь каждый скажет, на каком транспорте он поедет, фиксируется внимание на предлоге НА.

Мы употребляем термин «предлог», кто-то из детей запомнит, в то же время можно назвать и маленьким словом (тут же говорим маленькое слово НА, оно называется предлог).

Глагол смотреть на кого? на что?

Игра на внимание. На кого я смотрю? На что я смотрю?

Картинка «В зоопарке» На кого смотрит мальчик? Он смотрит на слона, на лису, на медведя.

Играть на чем? Лексическая тема музыкальные инструменты ( пианино, рояль и т.д.) Как назвать человека, который играет на музыкальных инструментах? Музыкант. На чем играет музыкант? На скрипке играет скрипач, на пианино играет пианист .Необходимо ввести эти слова хотя бы в пассив .

Далее изучается предлог В-.

Этот предлог в связи с тем, что он часто оглушается, в речи мало слышен, большинством детей опускается, поэтому требует тщательной работы.

Начинаем со значения предлога –В- — нахождение внутри чего-либо. Один из видов работы с использованием натуральной наглядности. Посмотрите, как Незнайка разложил предметы: сумка дамская со свеклой, конфетница с яблоками, ваза для цветов с конфетами, корзинка с кошельком. Скажите, где что лежит? А как надо правильно разложить? После манипулирования с натуральными предметами проводим другие упражнения.

Фланелеграф «Цветы». Ваза из бумаги с прорезями и цветы: роза, ромашка, тюльпан и т.д. Куда я поставила ромашку? (в вазу) Где стоит ромашка? (в вазе)

Фланелеграф «Кто где живет?» Животные домашние и дикие, их жилище. (Белка живет в дупле, свинья живет в хлеву).

Развивающий вид работы. Назови пары картинок и скажи, что в чем и кто в чем может быть?

Чашка-ложка

Книжный шкаф — книжки

Платье — шифоньер

Автобус — мужчина

Второе занятие уточняет значение предлога –В-, указывает на направленность действия. Вопрос куда идут? Где были?

Картинки: школьница с портфелем, женщина с хозяйственной сумкой, с рюкзаком и т.д.

Игра: Где мы были, что мы видели? Предъявляем 6 больших картинок с изображением леса, поля, речки, зоопарка, деревни и города. Детям раздаются вперемешку по 4-5 маленьких карточек, которые соотнесены с лексическими темами: белка, еж, заяц, гриб, земляника, лодка, кувшинка, рыба, рак, трамвай, здание, троллейбус, василек, ромашка, кузнечики, бабочка, слон, верблюд, обезьяна, крокодил, корова, лошадь, трактор, коза. Рассмотри свои картинки и подумай, где ты мог быть, чтобы увидеть то, что у тебя на картинках? Где ты был и что ты видел?

Я был в лесу и видел там белку и лису.

Предлог -В- употребляется с глаголом « играть» . По картинкам, личным впечатлениям ребенок рассказывает, во что играют дети? ( в футбол, в волейбол)

Следует провести занятие на дифференциацию предлогов В-НА

1. Чебурашка прячется от детей, когда они закрывают глаза, на стул, в коробку, на подоконник, в шкаф,на шкаф и т.д. Дети отвечают, что Чебурашка спрятался в шкаф, а затем забрался на шкаф

2. Дети отвечают на вопрос, что где растет? (Грибы, цветы полевые, садовые, лесные). Где растут помидоры, огурцы, яблоки, груши? ( В саду, на огороде). По большой сюжетной картине «Огород» выясняют, что растет на земле, что в земле?

Предлог -ИЗ-

Начинаем изучать так же с манипулирования различными предметами. Сначала отрабатываем значение предлога вынуть, взять изнутри чего-либо. Раздаются различные геометрические фигуры из бумаги, которые разложены в конвертики, коробочки, в пакетики. Откуда ты взял треугольник, квадрат и т.д.? Дети многократно повторяют предложения с предлогом ИЗ.

Пособие «Айболит и звери». Откуда эти животные прибыли к Айболиту? Кит приплыл из океана, Обезьянка прибыла из Африки. Лягушка прискакала из болота. Олень пришел из леса.

Картинка с изображением жилища животных. Животные проснулись и покинули свои жилища. Кто откуда вышел, вылез?

(Медведь вылез из берлоги)

Второе значение предлога -ИЗ- — из чего сделан предмет?

А) Из чего сделан предмет?

Предъявляем деревянную ложку, стеклянную банку, железный половник и т.д. Из чего сделана ложка, банка, половник? (из дерева, из стекла)

Ответь на вопросы: из чего сделан сыр? Пекут хлеб? Варят варенье? Шьют обувь?

Б) Из каких частей состоит машина? Кресло? и т.д.

Дифференциация предлогов -В-ИЗ-

Здесь нужно повторить приставочные глаголы, составляя предложения по демонстрации действий, по картинкам.

Влетает в клетку — вылетает из клетки

Входят в дом — выходят из дома

Въезжает в гараж — выезжает из гаража

Фланелеграф. Вперемешку картинки: учебники, ручка, пенал, портфель, молоко, сметана, холодильник, полка, шифоньер, пальто, куртка. Скажи, где что лежит, откуда это достаем?

( сметану достаем из холодильника, ручка лежит в пенале)

Игра «Упрямый ребенок» Я скажу предложение со словом -В-, а ты скажешь наоборот, со словом -ИЗ-

Люди едут в автобусе (Люди выходят из автобуса)

Люди вышли из автобуса (Люди вошли в автобус)

Скворец влетел в клетку (Скворец вылетел из клетки)

Игра «Незнайка»

Незнайка говорит неправильно, путает маленькие слова -В- и -ИЗ- . Исправь ошибку

Собака спит из конуре (Собака спит в конуре)

Предлог С (со)

Первоначально изучается в значении совместности действия. Рассматриваются картинки, где мама с дочкой, папа с сыном, бабушка с внучкой. Скажи, кто с кем идет?

Картинки, где изображены люди, несущие разные предметы. Плотник с топором, женщина с букетом, с сумкой и т.д. Кто с чем идет?

На наборном полотне разнообразные картинки с изображением кондитерских изделий.

Задается вопрос: «С чем девочка может пить чай?» (девочка может пить чай с печеньем) Постоянно обращаем внимание на предлог -С-.

Повторяется тема «Детеныши диких и домашних животных»

С кем пойдет гулять мама лошадь (детеныш)?

Лошадь с жеребенком, коза с козленком и т.д.

С кем встретились герои сказок? Маша с медведем, Красная Шапочка с волком, лиса с колобком, Ваня с гусями-лебедями

Игра: Сказочный магазин (лесной магазин). Звери пришли в магазин, с чем они выйдут из магазина?

Лиса с гусем, медведь с медом, еж с яблоком

Необходимо провести дифференциацию предложных форм творительного падежа (с кем? с чем?) с беспредложной формой (кем? чем?) Для этого предъявляются парные картинки.

Идет с чем? С удочкой. Ловит чем? Удочкой.

Стоит с чем? С веником. Подметает чем? Веником

Мальчик с чем? С молотком. Забивает чем? Молотком

Идет с сачком. Ловит сачком. Идет с топором. Рубит топором

Далее изучаем предлог -С- в значении откуда? С чего? (взять, упасть, снять с чего-либо). Этот предлог изучается в паре НА-С. Проводим связь, что лежало НА столе, а взяли со стола.

Затем даются более сложные задания. Положи предмет так, чтобы красный кубик можно было снять с синего. Коробку с книги. Каждый раз сравнивается значение предлогов НА и С.

Дается задание построить предложения по картинке.

Ваза упала со стола. Чайник упал со стола. Полотенце упало с веревки.

Фланелеграф. Откуда упали эти плоды? Сначала повторяем названия деревьев, потом плодов. Что где росло? Что и откуда упало? (сосна, яблоня, дуб, береза, шишка, яблоко, сережки, желудь)

Яблоко упало с яблони. Шишка упала с сосны.

Фланелеграф. Цветы.

Летала оса и села НА ромашку. Посидела она НА ромашке и взлетела с ромашки.

По аналогии составляем предложения, называя все цветы.

Предлоги У, ВОЗЛЕ, ОКОЛО берутся вместе. Они имеют общее значение, но предлог -У- еще имеет значение принадлежности -У КОГО?-

Повторяется тема «Животные и их детеныши» (У лисы лисенок. У белки бельчонок).

С предлогом -У- мы отрабатываем лексическую тему «Части тела животных».Обращаем внимание на тот словарь, который не актуализирован у детей. Показываем часть тела и спрашиваем: Что у коровы? Вымя, рога. У лошади? Грива, хвост, Что у рака? и т.д.

Отгадай, кто к нам пришел:

У него рога, ноги, копыта (козел)

Ноги, копыта, грива? (конь)

Копыта, пятачок, хвостик? (поросенок)

Воспитатели группы под руководством учителя-логопеда постоянно пополняют методическую копилку упражнений, которые способствуют закреплению предлогов в речи ребенка с нарушениями речи. Составляются дидактические игры, подбираются соответствующие предметные и сюжетные картинки, подбирается наглядность для фланелеграфа. В настоящее время работу над предлогами я стараюсь представить в форме презентаций, такая подача материала вызывает интерес у дошкольников, легче актуализируется словарь, поставленные речевые функции закрепляются в более короткие сроки.




map